Сделай Сам Свою Работу на 5

И их бюджетное финансирование

Результативность экономичных методов управления системой образования напрямую зависит от объемов ее финансирования.

Материальной основой выполнения государственного заказа по реализации образовательных программ служит прямое бюджетное финансирование. При бюджетном планировании принимается во внимание следующее: политические целевые установки, соци­альные и финансовые показатели, нормы и нормативы; реальные технико-экономические параметры работы образовательных уч­реждений. Расчет объема бюджетного финансирования осуществ­ляет учредитель, применяющий программно-целевой метод бюд­жетного планирования расходов на образование. Этот метод вклю­чает в качестве основополагающего документа разработку сметы, посредством которой определяется объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на по­крытие затрат образовательного учреждения. Утвержденная в ус­тановленном порядке вышестоящим органом управления смета — единственно законный плановый документ использования бюд­жетных средств.

С целью обоснованности нормативного финансирования об­разовательных учреждений важную роль приобретает разработка минимальных социальных нормативов. Они включают: Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы; наполняемость классов и групп; натуральные нормы питания де­тей и воспитанников по дошкольным учреждениям, интернатам; расчетные нормы питания школьников; перечень одежды и обу­ви, выдаваемой детям-сиротам и т.д. На основе Федерального за­кона «Об образовании» финансирование образовательных учреж­дений призвано осуществляться по государственным (в том чис­ле ведомственным) и местным нормативам финансирования. Они определяются в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, становясь основой сметы его расходов.

При разработке сметы расходов различного образовательного учреждения используются производственные показатели. По школьным учреждениям производственные показатели — количе­ство детей и групп в школах, количество учащихся в классах, а в школах-интернатах — число воспитанников, в учреждениях про­фессионального образования — прием студентов (учащихся) на бесплатное обучение и т.д.



В финансовом планировании используются не только произ­водственные показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовая величина контингента учащихся. Ее размер за­висит от приема, отсева в процессе обучения и выпуска успешно завершивших учебу учащихся. Формула определения среднегодо­вых показателей по школам имеет следующий вид:

 

где Уср — среднегодовое количество учащихся (сеть учреждений);

У1 — количество учащихся на начало планируемого года (на 1 ян­варя);

М1 — количество месяцев с переходящим контингентом на начало года (8 месяцев);

У2 — количество учащихся планируемого года (на 1 сентября);

М2 — количество месяцев функционирова­ния учреждений с новым контингентом на конец года (4 месяца);

12 — число месяцев в году.

 

Таким образом, первоначально рассчитывается количество уча­щихся на начало и на планируемый год в целом, определяемое по группам классов. Например, число учащихся на 1 сентября для I–III(IV) классов определяется:

 

У2 = УIIII кл.01.01 + Прием в I класс − Выпуск из III класса.

 

Аналогично, но с некоторыми особенностями рассчитывается количество учащихся V–IX и X–XI классов.

Составление смет по общеобразовательным школам произво­дится по методике исчисления федеральных нормативов бюджет­ного финансирования общеобразовательных учреждений.

Затраты на общеобразовательные школы и образование в це­лом подразделяются на текущие (прямые), потребляемые полно­стью в течение года, и долгосрочные (капитальные) расходы.

Прямые расходы, оказывающие непосредственное влияние на стоимость обучения одного учащегося в год, включают:

1) расходы на заработную плату с начислениями;

2) затраты на канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей;

3) расходы на командировки и служебные разъезды;

4) транспортные расходы;

5) расходы на оплату услуг связи;

6) оплата содержания помещений, включая затраты на проти­вопожарные мероприятия и другие расходы;

7) затраты на приобретение мягкого инвентаря и обмундиро­вания;

8) прочие текущие расходы, т.е. учебные расходы на производ­ственную практику, приобретение материалов для учебных лабо­раторных занятий, различных учебных пособий, издание и при­обретение учебных программ и периодических изданий и другие расходы.

В состав капитальных (долгосрочных) расходов входят: расхо­ды на содержание зданий и сооружений, приобретение дорого­стоящего оборудования, мебели, капитальный и текущий ремон­ты. Сюда же включаются расходы социального характера: на пи­тание учащихся, подвоз их к школе, оплату коммунальных услуг учителям сельских школ и т.д.

Важным механизмом бюджетного финансирования образова­тельных учреждений выступает нормативная величина федераль­ного норматива бюджетного финансирования. Федеральный нор­матив бюджетного финансирования — нормативная стоимость реализации государственной образовательной программы в тече­ние года по типам и видам образовательных учреждений в расче­те на одного обучающегося (воспитанника). Размер федерально­го норматива (далее — ФНбф) — минимальная стоимость, обяза­тельная для исполнения бюджетов всех уровней. При его расчете не принимаются во внимание следующие расходы:

1) текущие (коммунальные, т.е.: отопление, освещение, водо­снабжение, канализация и другие);

2) долгосрочные (капитальные) расходы.

Их финансирование происходит дополнительно к нормативу. Федеральный норматив бюджетного финансирования имеет следующий вид:

 

ФНбф = ФОТ + ФМО,

 

где ФНбф — федеральный норматив бюджетного финансирования;

ФОТ — заработная плата (тарифная и надтарифная части); начис­ления на заработную плату; компенсационные выплаты за кни­гоиздательскую продукцию; расходы на повышение разрядов и аттестацию педагогических работников;

ФМО — учебные рас­ходы; канцелярские и хозяйственные расходы; расходы на приоб­ретение мягкого инвентаря и обмундирования; прочие расходы.

 

ФОТ и ФМО классифицируются по типам и видам образова­тельного учреждения.

При этом сумма норматива бюджетного финансирования рег­ламентирована экономическими нормативами на ФОТ и ФМО.

Соотношения на ФОТ и ФМО устанавливаются на соответству­ющий период на уровне федерального бюджета и обязательны для региональных и муниципальных бюджетных уровней.

Этот подход в исчислении потребности на нормативной осно­ве в финансовых средствах по общеобразовательным учреждени­ям используется на всех уровнях бюджетного финансирования.

Так, на федеральном уровне утверждается Единая модель рас­чета федеральных нормативов бюджетного финансирования по типам и видам общеобразовательных учреждений, гарантирован­ных государством расходов по реализации образовательных про­грамм.

Отличие в расчетах региональных и муниципальных нормати­вов от федеральных состоит в том, что расчеты первых строятся на фактической базе. Фактическая база существенно отличается от нормативной базы, присущей федеральному уровню, особен­но в сельской местности.

Вместе с тем гарантии реализации государственного заказа по осуществлению образовательной программы законодательно под­крепляются финансовым обеспечением, основой которого служит норматив бюджетного финансирования (далее — Нбф) образова­тельного учреждения. Если учредитель не в состоянии обеспечить финансово-материальную и кадровую потребность общеобразова­тельного учреждения, исчисленную на основе Нбф, он не вправе требовать от последнего реализацию государственного заказа по этой образовательной программе в полном объеме.

На уровне образовательного учреждения Единая модель опре­деления потребности в финансовых средствах применяется по конкретному образовательному учреждению. Этот расчет могут осуществлять учредитель или образовательное учреждение, если в нем имеется бухгалтерская служба.

Независимо от органа, проводящего расчет, существует единый подход к его проведению. Исчисление норматива бюджетного финансирования на одного учащегося (воспитанника) происходит на уровне образовательного учреждения и включает три этапа.

Первый этап— подготовка исходных данных по общеобразова­тельной школе. Он связан с определением количества учащихся, норм предельной комплектности классов, групп продленного дня и педагогических ставок по состоянию на 1 января планируемого года. Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008, комплектование классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения происходит из расчета 25 обу­чающихся.

При наличии финансовых ресурсов и других необходимых ус­ловий уставом общеобразовательного учреждения предусматрива­ется комплектование классов и групп продленного дня с меньшей численностью обучающихся. Например, при проведении практи­ческих занятий по физике и химии, стандартный класс городской общеобразовательной школы может быть разделен на две группы.

Расчетное количество педагогических ставок исчисляется на основе базисного учебного плана, утвержденного приказом Ми­нистерства образования Российской Федерации от 9 февраля 1998 г. № 322. Приказ устанавливает максимально допустимую на­грузку обучающихся при пяти- и шестидневной учебной неделе. Например, при пятидневной неделе предельное количество часов в неделю составляет: в I–III классах — 22 часа, в I–IV классах — 21,5, в V классе — 28, в VI классе — 29, в VII классе — 31, в VIII–IX классах — 32, в X–XI классах — 33 часа.

Практика проведения учебного процесса общеобразовательных учреждений показывает, что число оплачиваемых педагогам учеб­ных часов в неделю зачастую превышает предусмотренные базис­ным учебным планом. Например, в IV–XI классах предусматри­вается дополнительное количество учебных часов по иностранно­му языку из-за необходимости деления класса на две группы. Поэтому при расчете штатной численности общеобразовательно­го учреждения среднее количество педагогических ставок опреде­ляется из расчета две ставки должности учителя на один класс.

Дополнительно к нормативной численности по педагогическо­му персоналу может быть введена одна ставка воспитателя — из рас­чета на одну группу продленного дня, либо 1,25 ставки — на одну группу продленного дня, состоящую из детей шестилетнего возраста.

После этого рассчитываются остальные группы штатной чис­ленности работников.

Нормативная численность работников по первой группе «Ад­министративный персонал» определяется по видам должностей в расчете на один класс с учетом нормативной численности уча­щихся в нем. Например, директор школы — одна ставка незави­симо от количества классов, заведующий библиотекой — одна став­ка — при наличии от 14 и более классов, а заместитель директора школы по административно-хозяйственной работе — одна ставка при наличии от 16 и более классов.

Учебно-вспомогательный персонал включает следующее коли­чество ставок по видам должностей: одна ставка библиотекаря при наличии от 34 классов, 0,5 ставки вожатого — от 8–11 классов и одна ставка — от 11 до 28 классов и т.д.

По обслуживающему персоналу нормативная численность ра­ботников по должностям имеет следующий вид: рабочий по ком­плексному ремонту и обслуживанию зданий — одна ставка при на­личии от 5 до 16 классов, гардеробщик — 0,5 ставки от 3 до 6 клас­сов и одна ставка от 7 до 16 классов.

Дополнительно к нормативной численности по этой группе персонала может быть введено 0,5 ставки гардеробщика в случае работы общеобразовательного учреждения во вторую и третью смены, либо при наличии группы продленного дня. Вводятся став­ки кладовщика, подсобного рабочего и повара в тех учреждени­ях, где существуют группы продленного дня и когда пища гото­вится непосредственно в школе.

Общая численность штатных единиц по всем группам персо­нала исчисляется не по расчетному количеству классов и групп продленного дня, а в соответствии с нормой 25 человек в классе.

Затем определяется количество ставок, приходящихся на одно­го обучающегося (учащегося) по каждой группе персонала. Напри­мер, количество классов в школе — 10, численность обучающихся в школе при норме 25 человек в классе 250, количество штатных единиц в зависимости от количества классов — 37, в том числе по следующим группам персонала: административного — 3, педаго­гического — 20, учебно-вспомогательного — 4, обслуживающего — 10. Определить количество ставок, приходящихся на одного обу­чающегося по группам персонала.

С этой целью количество ставок по каждой группе персонала делится на общее число учащихся в школе:

по административному персоналу — 3 ÷ 250 = 0,012;

по педагогическому персоналу — 20 ÷ 250 = 0,08;

по учебно-вспомогательному персоналу — 4 ÷ 250 = 0,016;

по обслуживающему персоналу — 10 ÷ 250 = 0,04.

Второй этаппредполагает расчет средств на оплату труда. Он состоит из комплекса взаимосвязанных действий, включающих вначале исчисление фонда заработной платы на одну ставку по каждой группе персонала. Отправным моментом для проведения расчета фонда заработной платы по каждой группе служит сред­ний разряд по ETC.

Происходит формирование структуры фонда заработной пла­ты, исчисляется тарифная и надтарифная ее части в процентном отношении по каждой группе персонала.

Тарифная часть заработной платы регламентирована государ­ством в зависимости от сложности труда, основой которой выс­тупают квалификационные факторы — уровень образования и про­фессиональный стаж. Тарифная часть заработной платы по обра­зовательным учреждениям определяется по тарифным ставкам, установленным квалификационными разрядами Единой тарифной сетки. Тарифные ставки корректируются на условия труда, режим работы образовательного учреждения и прочие выплаты постоянно действующего характера.

Надтарифная часть заработной платы включает поощрительные и стимулирующие доплаты и надбавки, состоящие из доплат за выполнение дополнительных функций (заведование учебными кабинетами, классное руководство и др.); стимулирующие вы­платы (за качество, интенсивность и напряженность труда, за эко­номию финансовых средств и др.).

Пропорции тарифной и надтарифной частей заработной пла­ты зависят от характера и содержания труда по категориям работ­ников (табл. 5.1).

Таблица 5.1



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.