Особенности финансирования образовательных учреждений
ФИНАНСЫ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
Значение образования в развитии российского общества.
Типы и формы образовательных учреждений
Конкурентоспособность страны, ее благосостояние зависит от сложных факторов, в числе которых состояние национальной системы подготовки кадров занимает первостепенное место.
На современном этапе развития страны роль образования определяется задачами перехода России к правовому государству, к рыночной экономике, преодоления ее накопившегося отставания от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В России наметилась органичная связь образования с наукой, что превращает его в мощную движущую силу экономического роста, содействует увеличению валового внутреннего продукта, положительно влияя на социальные процессы в обществе. Хорошо образованный человек законопослушен, призван формировать здоровую социальную среду, легче адаптируется в меняющемся обществе.
Базовые принципы современной образовательной политики регламентированы в Федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. Образовательная политика определена и в Федеральной программе развития образования на 2000–2005 годы, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», в докладе Государственного совета Российской Федерации «Образовательная политика на современном этапе».
В Федеральном законе «Об образовании» оно трактуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который предполагает констатацию гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверяемых соответствующим документом.
Граждане Российской Федерации вправе получать образование без ограничений, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Российское государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и профессионального начального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Права граждан на образование реализуются посредством формирования системы образования и условий его получения. Сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации система образования — весьма сложный объект, описание которого приводится в Федеральном законе «Об образовании». Ее составляющие включают: сеть образовательных учреждений, образовательные стандарты и программы, ресурсное, кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое обеспечение, организация сотрудничества с другими образовательными системами, управление.
Неотъемлемым элементом российской системы образования выступает сеть образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс. Она имеет весьма сложную структуру, состоящую из следующих типов учреждений:
1) Дошкольные;
2) Общеобразовательные, состоящие из трех ступеней: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. В состав этой группы входят: лицей, гимназия, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, центр образования, открытая (сменная) образовательная школа;
3) Для детей с отклонениями в развитии;
4) Для детей-сирот;
5) Дополнительного образования взрослых;
6) Дополнительного образования детей;
7) Специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников, детей, остающихся без попечения родителей (законных представителей);
8) Другие учреждения, проводящие образовательный процесс.
Существенным элементом, раскрывающим содержание образования, выступают образовательные программы, конкретизирующие суть образования определенного уровня и направленности. По содержанию они встречаются — общеобразовательные и профессиональные, которые могут быть основными и дополнительными. Первые включают дошкольное, начальное, общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется начальное, среднее, высшее (в том числе с получением диплома о незаконченном высшем образовании, бакалавра, специалиста-магистра) и послевузовское (аспирантура, докторантура) образование.
Образовательные программы с учетом потребностей и возможностей личности могут быть освоены образовательными учреждениями очной, заочно-очной (вечерней) и заочной формах. Усвоение программ имеет место и в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Образовательные учреждения различаются по организационно-правовым формам. Они могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями общественных и религиозных организаций, объединений). Государственный статус образовательного учреждения определяется уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ, регулируемых Типовыми положениями об образовательных учреждениях, утвержденными Правительством Российской Федерации. Негосударственные образовательные учреждения придерживаются Типовых положений лишь примерно.
В зависимости от характера деятельности, уровня и спектра реализуемых образовательных программ в Российской Федерации устанавливаются следующие типы высших учебных заведений: университет, академия, институт.
К образовательной деятельности тесно примыкает профессиональная подготовка, обеспечивающая ускоренное приобретение учащимися профессиональных навыков для выполнения конкретной работы, но не предполагающая повышение образовательного уровня. Эту подготовку проводят общеобразовательные учреждения профессионального начального образования, межшкольные учебные комбинаты, учебно-производственные мастерские и другие.
Следующим элементом системы образования выступают органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Управление образованием проводится на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровне и непосредственно на уровне образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением считается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях собственником выступает государство в виде федеральных, региональных и местных органов управления.
Особенности финансирования образовательных учреждений
Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.
В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) бюджетные средства в основном составляют около 80% от общего объема финансирования. Недостаток бюджетного финансирования большинство стран покрывают за счет внебюджетных средств. Получение этих средств осуществляется по двум следующим направлениям: 1) введение частичной или полной оплаты расходов на образование, включая и образовательный кредит; 2) стимулирование частного сектора, формирующего усложненный вид элитарного образования.
Последовательное и широкое привлечение средств населения характерно для развития высшего образования. Этот процесс развивается в следующих направлениях:
1) внедрение платного обучения;
2) введение платы за административные расходы;
3) расширение негосударственного сектора послешкольного образования;
4) выделение платных студенческих кредитов;
5) сокращение количества субсидий в виде грантов;
6) повышение удельного веса работающих студентов, способных самостоятельно оплачивать образовательные услуги.
Широкое распространение платное образование получило в США и Канаде. В ФРГ и странах Центральной Европы этот вопрос только обсуждается. В связи со слабой дифференциацией уровней заработной платы работников с общим средним образованием и выпускников вузов, а также эффективным действием системы студенческих кредитов (Швеция), страны Северной Европы: Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция противостоят введению платного обучения.
В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование становятся средства бюджетов разных уровней. За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения; осуществление федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам.
В современных условиях происходит передача ответственности за финансирование профессионального образования с федерального на региональный и муниципальный уровни.
Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.
Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона «Об образовании» можно выделить Федеральные законы «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других.
Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям. В свою очередь и государственные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:
• предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения;
• взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения, либо выступать спонсорами.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета.
Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования выступает доход от сдачи в аренду свободных помещений.
Объем благотворительных средств заранее предусмотреть, спрогнозировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников образовательного процесса. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.
К дополнительному источнику финансирования относятся и средства международных организаций, передаваемые учреждениям образования как на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на осуществление программ международного сотрудничества.
На региональном уровне зачастую разрабатываются положения, в которых перечисляются виды платных услуг, оказываемых образовательными учреждениями. В их состав могут входить следующие виды услуг:
а) образовательные услуги:
• обучение студентов по дополнительным образовательным учебным программам сверх часов и сверх программы по указанной дисциплине;
• изучение специальных, не предусмотренных учебным планом, предметов;
• услуги психологической службы и тьюторство (сверх услуг, финансируемых из бюджета);
• подготовительные курсы к школе;
• подготовительные курсы к поступлению в высшие учебные заведения;
• создание специальных учебных групп обучения детей с отклонениями в развитии;
б) развивающие услуги:
• предметные кружки по интересам;
• создание различных студий, групп, школ по обучению музыке, танцам, живописи, народным промыслам и др.;
в) спортивно-оздоровительные мероприятия:
• организация секций и групп по укреплению здоровья детей.
Оказание дополнительных платных образовательных услуг возможно лишь при наличии в образовательном учреждении лицензии, программы с календарно-тематическим планированием занятий, утвержденных руководителем образовательного учреждения, согласованных с соответствующим региональным научно-методическим центром, находящимся в ведении учредителя на право занятия соответствующим видом деятельности.
Средства, полученные образовательным учреждением от оказания дополнительных услуг, относятся к внебюджетным источникам образовательного учреждения и расходуются в соответствии с Положением об использовании внебюджетных средств. Решение вопросов о направлении расходования внебюджетных средств возложено на представительный орган образовательного учреждения. В его состав входят: совет образовательного учреждения, Попечительский совет или другие структуры, действующие в соответствии с Уставом образовательного учреждения.
Для предоставления дополнительных платных образовательных услуг необходимо должным образом документально оформить указанный процесс.
Денежные средства, поступающие за предоставленные услуги в наличной форме, перечисляются на соответствующие счета образовательного учреждения.
Если расчет производится в безналичной форме, то образовательное учреждение обязано получить от потребителя квитанцию об оплате либо копию платежного поручения с отметкой банка.
Расходование средств, полученных за предоставление дополнительных платных образовательных услуг, производится в соответствии с п. 5 ст. 43, п. 2 ст. 45 Федерального закона «Об образовании». Согласно упомянутым статьям, образовательное учреждение перечисляет учредителю долю дохода от оказания дополнительных услуг. Процент отчисления учредителю от суммы дохода определяется в соответствии с договором между учредителем и образовательным учреждением.
Доход от деятельности образовательного учреждения по оказанию дополнительных услуг, за вычетом доли учредителя реинвестируется в данное учреждение, самостоятельно определяющее направления расходования средств, полученных за предоставление дополнительных услуг.
Контроль над деятельностью образовательных учреждений, выполняющих дополнительные услуги, а также правильностью взимания платы с потребителей, осуществляют в пределах своей компетенции:
• образовательное учреждение;
• учредитель образовательного учреждения;
• государственные органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами РФ возложена проверка деятельности образовательного учреждения.
Анализ средств, выделяемых из бюджета на 2002 г., показывает, что в финансировании системы образования наметились положительные сдвиги. Вместе с тем, очевидно, что в ближайшие годы бюджетных средств будет недостаточно для решения накопившихся годами финансовых и материально-технических проблем по различным видам и типам образовательных учреждений.
Особого внимания заслуживает решение финансово-экономических проблем общеобразовательных учреждений, которые в соответствии с действующим законодательством оказались в ведении муниципалитетов.
Позитивную роль в повышении финансового обеспечения общего образования призваны сыграть принятые правовые акты по нормативному финансированию образовательных учреждений.
В связи с этим представляет интерес вопрос об особенностях планирования расходов общеобразовательных школ и их бюджетном финансировании.
Планирование расходов общеобразовательных школ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|