Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности финансирования образовательных учреждений

ФИНАНСЫ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Значение образования в развитии российского общества.

Типы и формы образовательных учреждений

 

Конкурентоспособность страны, ее благосостояние зависит от сложных факторов, в числе которых состояние национальной си­стемы подготовки кадров занимает первостепенное место.

На современном этапе развития страны роль образования оп­ределяется задачами перехода России к правовому государству, к рыночной экономике, преодоления ее накопившегося отстава­ния от мировых тенденций экономического и общественного раз­вития.

В России наметилась органичная связь образования с наукой, что превращает его в мощную движущую силу экономического роста, содействует увеличению валового внутреннего продукта, положительно влияя на социальные процессы в обществе. Хоро­шо образованный человек законопослушен, призван формировать здоровую социальную среду, легче адаптируется в меняющемся обществе.

Базовые принципы современной образовательной политики регламентированы в Федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. Образовательная политика определена и в Федеральной программе развития образования на 2000–2005 годы, государствен­ной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», в докладе Государственного со­вета Российской Федерации «Образовательная политика на совре­менном этапе».

В Федеральном законе «Об образовании» оно трактуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который предполагает констата­цию гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверя­емых соответствующим документом.

Граждане Российской Федерации вправе получать образование без ограничений, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Российское государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и профессионального начального образования в государственных и муниципальных образователь­ных учреждениях в рамках государственных стандартов, если об­разование данного уровня гражданин получает впервые.



Права граждан на образование реализуются посредством фор­мирования системы образования и условий его получения. Сло­жившаяся в настоящее время в Российской Федерации система образования — весьма сложный объект, описание которого при­водится в Федеральном законе «Об образовании». Ее составляю­щие включают: сеть образовательных учреждений, образователь­ные стандарты и программы, ресурсное, кадровое, научное, ме­тодическое, материальное, финансовое обеспечение, организация сотрудничества с другими образовательными системами, управ­ление.

Неотъемлемым элементом российской системы образования выступает сеть образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс. Она имеет весьма сложную структуру, состоящую из следующих типов учреждений:

1) Дошкольные;

2) Общеобразовательные, состоящие из трех ступеней: началь­ного общего, основного общего, среднего (полного) общего об­разования. В состав этой группы входят: лицей, гимназия, вечер­няя (сменная) общеобразовательная школа, центр образования, открытая (сменная) образовательная школа;

3) Для детей с отклонениями в развитии;

4) Для детей-сирот;

5) Дополнительного образования взрослых;

6) Дополнительного образования детей;

7) Специальные (коррекционные) для обучающихся воспитан­ников, детей, остающихся без попечения родителей (законных представителей);

8) Другие учреждения, проводящие образовательный процесс.

Существенным элементом, раскрывающим содержание образо­вания, выступают образовательные программы, конкретизирующие суть образования определенного уровня и направленности. По со­держанию они встречаются — общеобразовательные и профессио­нальные, которые могут быть основными и дополнительными. Пер­вые включают дошкольное, начальное, общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. С помощью профессиональ­ных образовательных программ осуществляется начальное, среднее, высшее (в том числе с получением диплома о незаконченном выс­шем образовании, бакалавра, специалиста-магистра) и послевузов­ское (аспирантура, докторантура) образование.

Образовательные программы с учетом потребностей и возмож­ностей личности могут быть освоены образовательными учрежде­ниями очной, заочно-очной (вечерней) и заочной формах. Усво­ение программ имеет место и в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Образовательные учреждения различаются по организационно-правовым формам. Они могут быть государственными, муници­пальными, негосударственными (частными учреждениями обще­ственных и религиозных организаций, объединений). Государ­ственный статус образовательного учреждения определяется уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ, регулируемых Типовыми положениями об образова­тельных учреждениях, утвержденными Правительством Россий­ской Федерации. Негосударственные образовательные учреждения придерживаются Типовых положений лишь примерно.

В зависимости от характера деятельности, уровня и спектра реализуемых образовательных программ в Российской Федерации устанавливаются следующие типы высших учебных заведений: университет, академия, институт.

К образовательной деятельности тесно примыкает профессио­нальная подготовка, обеспечивающая ускоренное приобретение учащимися профессиональных навыков для выполнения конкрет­ной работы, но не предполагающая повышение образовательного уровня. Эту подготовку проводят общеобразовательные учрежде­ния профессионального начального образования, межшкольные учебные комбинаты, учебно-производственные мастерские и дру­гие.

Следующим элементом системы образования выступают орга­ны управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Управление образованием проводится на федераль­ном, региональном и местном (муниципальном) уровне и непо­средственно на уровне образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением считается орга­низация, созданная собственником для осуществления управлен­ческих, социально-культурных или иных функций некоммерчес­кого характера и финансируемая им полностью или частично. В государственных и муниципальных образовательных учрежде­ниях собственником выступает государство в виде федеральных, региональных и местных органов управления.

 

Особенности финансирования образовательных учреждений

 

Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования рас­ходов на образование являются средства бюджета.

В странах Организации экономического сотрудничества и раз­вития (ОЭСР) бюджетные средства в основном составляют около 80% от общего объема финансирования. Недостаток бюджетного финансирования большинство стран покрывают за счет внебюд­жетных средств. Получение этих средств осуществляется по двум следующим направлениям: 1) введение частичной или полной оплаты расходов на образование, включая и образовательный кре­дит; 2) стимулирование частного сектора, формирующего услож­ненный вид элитарного образования.

Последовательное и широкое привлечение средств населения характерно для развития высшего образования. Этот процесс раз­вивается в следующих направлениях:

1) внедрение платного обучения;

2) введение платы за административные расходы;

3) расширение негосударственного сектора послешкольного образования;

4) выделение платных студенческих кредитов;

5) сокращение количества субсидий в виде грантов;

6) повышение удельного веса работающих студентов, способ­ных самостоятельно оплачивать образовательные услуги.

Широкое распространение платное образование получило в США и Канаде. В ФРГ и странах Центральной Европы этот воп­рос только обсуждается. В связи со слабой дифференциацией уров­ней заработной платы работников с общим средним образовани­ем и выпускников вузов, а также эффективным действием систе­мы студенческих кредитов (Швеция), страны Северной Европы: Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция противостоят введению платного обучения.

В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование становятся средства бюдже­тов разных уровней. За федеральным уровнем закреплено предо­ставление средств на следующие цели: содержание образователь­ных учреждений федерального ведения; осуществление федераль­ных образовательных программ; на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке ре­гионам.

В современных условиях происходит передача ответственнос­ти за финансирование профессионального образования с феде­рального на региональный и муниципальный уровни.

Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению де­нежных средств по финансированию своей основной деятельно­сти. Образовательные учреждения имеют право привлекать финан­совые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, преду­смотренных уставом, а также добровольных пожертвований и це­левых взносов юридических и физических лиц. Привлечение об­разовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финан­сирования из бюджетной системы.

Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законода­тельных актов, среди которых кроме Федерального закона «Об об­разовании» можно выделить Федеральные законы «Об обществен­ных объединениях и общественных организациях», «О благотво­рительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других.

Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не толь­ко государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигно­ваниями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные него­сударственные учебные заведения и оказывать финансовую под­держку государственным учреждениям. В свою очередь и государ­ственные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образова­тельных услуг населению на платной основе. Таким образом, при­влечение дополнительных источников на цели образования осу­ществляется путем:

• предпринимательской деятельности самого образовательно­го учреждения;

• взаимодействия с юридическими и физическими лицами, спо­собными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения, либо выступать спонсорами.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения програм­мами, финансируемыми из бюджета.

Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования выступает доход от сдачи в аренду свободных помещений.

Объем благотворительных средств заранее предусмотреть, спрогнозировать невозможно. Он зависит от усилий всех участ­ников образовательного процесса. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения исполь­зуют по своему усмотрению.

К дополнительному источнику финансирования относятся и средства международных организаций, передаваемые учрежде­ниям образования как на безвозмездной основе (в виде благотво­рительности), так и на осуществление программ международного сотрудничества.

На региональном уровне зачастую разрабатываются положения, в которых перечисляются виды платных услуг, оказываемых об­разовательными учреждениями. В их состав могут входить следу­ющие виды услуг:

а) образовательные услуги:

• обучение студентов по дополнительным образовательным учебным программам сверх часов и сверх программы по указан­ной дисциплине;

• изучение специальных, не предусмотренных учебным пла­ном, предметов;

• услуги психологической службы и тьюторство (сверх услуг, финансируемых из бюджета);

• подготовительные курсы к школе;

• подготовительные курсы к поступлению в высшие учебные заведения;

• создание специальных учебных групп обучения детей с от­клонениями в развитии;

б) развивающие услуги:

• предметные кружки по интересам;

• создание различных студий, групп, школ по обучению музы­ке, танцам, живописи, народным промыслам и др.;

в) спортивно-оздоровительные мероприятия:

• организация секций и групп по укреплению здоровья детей.

Оказание дополнительных платных образовательных услуг воз­можно лишь при наличии в образовательном учреждении лицен­зии, программы с календарно-тематическим планированием занятий, утвержденных руководителем образовательного учреж­дения, согласованных с соответствующим региональным научно-методическим центром, находящимся в ведении учредителя на право занятия соответствующим видом деятельности.

Средства, полученные образовательным учреждением от ока­зания дополнительных услуг, относятся к внебюджетным источ­никам образовательного учреждения и расходуются в соответствии с Положением об использовании внебюджетных средств. Решение вопросов о направлении расходования внебюджетных средств воз­ложено на представительный орган образовательного учреждения. В его состав входят: совет образовательного учреждения, Попечи­тельский совет или другие структуры, действующие в соответствии с Уставом образовательного учреждения.

Для предоставления дополнительных платных образовательных услуг необходимо должным образом документально оформить указанный процесс.

Денежные средства, поступающие за предоставленные услуги в наличной форме, перечисляются на соответствующие счета об­разовательного учреждения.

Если расчет производится в безналичной форме, то образова­тельное учреждение обязано получить от потребителя квитанцию об оплате либо копию платежного поручения с отметкой банка.

Расходование средств, полученных за предоставление дополни­тельных платных образовательных услуг, производится в соответ­ствии с п. 5 ст. 43, п. 2 ст. 45 Федерального закона «Об образова­нии». Согласно упомянутым статьям, образовательное учреждение перечисляет учредителю долю дохода от оказания дополнительных услуг. Процент отчисления учредителю от суммы дохода опреде­ляется в соответствии с договором между учредителем и образо­вательным учреждением.

Доход от деятельности образовательного учреждения по ока­занию дополнительных услуг, за вычетом доли учредителя реин­вестируется в данное учреждение, самостоятельно определяющее направления расходования средств, полученных за предоставле­ние дополнительных услуг.

Контроль над деятельностью образовательных учреждений, выполняющих дополнительные услуги, а также правильностью взимания платы с потребителей, осуществляют в пределах своей компетенции:

• образовательное учреждение;

• учредитель образовательного учреждения;

• государственные органы и организации, на которые в соот­ветствии с законами и иными правовыми актами РФ возложена проверка деятельности образовательного учреждения.

Анализ средств, выделяемых из бюджета на 2002 г., показыва­ет, что в финансировании системы образования наметились по­ложительные сдвиги. Вместе с тем, очевидно, что в ближайшие годы бюджетных средств будет недостаточно для решения нако­пившихся годами финансовых и материально-технических про­блем по различным видам и типам образовательных учреждений.

Особого внимания заслуживает решение финансово-экономи­ческих проблем общеобразовательных учреждений, которые в со­ответствии с действующим законодательством оказались в веде­нии муниципалитетов.

Позитивную роль в повышении финансового обеспечения об­щего образования призваны сыграть принятые правовые акты по нормативному финансированию образовательных учреждений.

В связи с этим представляет интерес вопрос об особенностях планирования расходов общеобразовательных школ и их бюджет­ном финансировании.

 

Планирование расходов общеобразовательных школ



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.