Ревизии бюджетных учреждений
Важным элементом бюджетного контроля являются ревизии, проводимые финорганами в бюджетных учреждениях. Ревизии имеют цель установить, обеспечивается ли сохранность, экономное и целесообразное расходование материальных ценностей и денежных средств, соблюдение сметно-штатной дисциплины, отвечает ли действующим методическим указаниям постановка бухгалтерского учета и др.
Проведению ревизий предшествует организационная работа, проводимая в контролирующем органе. Она начинается с подготовки плана обследований и проверок.
Проект плана утверждается руководителем контрольного органа. Руководитель группы по конкретному контрольному мероприятию не более чем за десять рабочих дней до его начала, определенного планом, представляет на утверждение руководителя контрольного органа проекты следующих документов:
• решение о проведении обследования или проверки;
• уведомление руководителя проверяемой организации о проведении обследования или проверки;
• план-задание на проведение обследования или проверки;
• запросы на предоставление необходимой информации;
• письма в организации, совместно с которыми проводится обследование или проверка.
План-задание на проведение ревизии представляет собой развернутую поэтапную программу подготовки и проведения контрольного мероприятия, в которую включаются:
• общие сведения о проверяемой организации (наименование, адрес, фамилия руководителя, телефон, факс, организационно-юридическая форма и др.);
• цели и задачи проведения обследования или проверки:
• объем и характер необходимой информации, источники ее получения, сроки получения информации;
• состав группы, необходимость привлечения специалистов иных организаций и независимых экспертов;
• поэтапный порядок действий группы с указанием сроков.
Обследования и проверки проводятся строго в соответствии с установленными целями и задачами и в указанные сроки. Каждый этап контрольного мероприятия завершается предоставлением руководству органа контроля промежуточной справки (обследование) или промежуточного отчета (проверка), на основании которых может быть принято решение об изменении плана-задания. Цели и задачи контрольного мероприятия могут формулироваться по одному или нескольким направлениям, например:
• анализ и оценка финансовой документации, выводы о состоянии финансовой отчетности;
• анализ и оценка финансовой деятельности в целом;
• оценка соответствия финансовой деятельности по форме и содержанию нормам действующего законодательства, законности хозяйственных операций;
• проверка обоснованности принятия решений в проверяемой организации;
• проверка рациональности использования финансовых ресурсов.
Ревизия бюджетных учреждений начинается со снятия остатков денежной наличности и иных ценностей, хранящихся в кассе. Полученные результаты сопоставляются с соответствующими данными учета. В случае выявления расхождений устанавливаются их причины и виновные в этом лица.
В ходе ревизии проверяются подлинные документы, подтверждающие все затраты наличных денег: на выплату заработной платы, выдачу подотчетных сумм, приобретение товарно-материальных ценностей и т.д.
В зависимости от масштабов ревизуемого учреждения и других конкретных условий проводится полная или выборочная инвентаризация оборудования, инвентаря, продуктов питания и других материальных ценностей. При расхождении фактических остатков с данными учета устанавливаются причины отклонений и ответственные должностные лица.
Реализуется правильность составления и исполнения сметы расходов учреждения. При этом проверяются: обоснованность сметных назначений: соответствие действующего штатного расписания типовым штатам, штатным нормативам или штатам, утвержденным в индивидуальном порядке; правильность определения ставок заработной платы и нагрузки работников, потребностей в ассигнованиях на хозяйственное содержание, приобретение инвентаря и оборудования, капитальный ремонт и другие расходы, а в больницах, детских дошкольных и некоторых других учреждениях — также расходов на питание и приобретение медикаментов.
Определяются, насколько обоснованно запланированы оперативно-производственные показатели (число коек, мест, учащихся и т.д.), их среднегодовая величина, среднее число дней функционирования койки (места) в году. При выявлении завышенных ассигнований по предложению ревизующих они закрываются в установленном порядке.
Проверяются ход или итоги выполнения этих показателей и сметы расходов. На основе анализа отчетных данных выясняются причины отклонений от плана по оперативно-производственным показателям. Законность и эффективность осуществления расходов, соблюдение целевого назначения и правильность их документального оформления проверяются по отдельным статьям расходов. При перерасходах выявляются причины и источники их покрытия.
Большое внимание уделяется использованию фонда заработной платы. Прежде всего, проверяется, нет ли работников сверх утвержденного штатного расписания, соответствует ли выплачиваемая заработная плата установленным окладам и производственной нагрузке сотрудников.
При проверке освоения средств на хозяйственные нужды обращается внимание на соблюдение норм расходов топлива (при наличии собственных котельных) или обоснованность предъявляемых к оплате счетов теплоснабжающих организаций, обеспечение сохранности топлива, а также режима экономии в использовании электроэнергии и проведении текущего ремонта.
Проверка расходов на приобретение хозяйственного, специального инвентаря и оборудования, а также мягкого инвентаря имеет целью установить, соблюдаются ли нормативы оснащения ими учреждений, не допускаются ли неправильная их эксплуатация и списание.
При проверке использования ассигнований, выделенных на капитальный ремонт, выясняется, не допущены ли приписки выполненных работ, не ведется ли под видом капитального ремонта строительство.
В процессе ревизии вскрываются причины образования кредиторской задолженности, а также отвлечения средств в дебиторскую задолженность и сверхнормативные запасы материальных ценностей.
Если учет бюджетных учреждений осуществляет централизованная бухгалтерия, то основные разделы хозяйственно-финансовой деятельности проверяются по учреждениям, обслуживаемым данной бухгалтерией. При этом в некоторых из них параллельно проводятся тематические проверки по отдельным вопросам, обеспечение сохранности материальных ценностей (для этого проводится их инвентаризация) и др.
Результаты ревизии или проверки оформляются справкой или актом. Если по результатам ревизии, проверки не установлено нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, то итоговый документ оформляется справкой за подписью руководителя группы ревизоров, без подписей руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации. При установлении нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения, предприятия итоговый документ обязательно подписывается руководителем и главным бухгалтером. К итоговому документу обязательно прилагаются перечень документов, подвергшихся проверке, и справка-объяснение от руководителя.
Отчеты о проведенной ревизии представляются руководству контрольного органа руководителем группы ревизоров или ответственным исполнителем. Отчет составляется по схеме, которая включает в себя следующие разделы:
• объект контроля;
• законодательное обоснование проведения контрольного мероприятия;
• цели, задачи, масштаб контрольного мероприятия;
• сроки проведения контрольного мероприятия;
• характеристика использованной информации;
• общая характеристика положения с финансированием объекта контроля;
• описание механизма организационного и финансово-хозяйственного функционирования объекта контроля;
• результаты проведения контрольных мероприятий на месте в соответствии с планом-заданием, в том числе характеристика недостатков, вскрытых ранее проводимыми проверками и ревизиями, и мер по их устранению, вновь выявленные недостатки;
• выводы по состоянию финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, законности, рациональности и эффективности использования выделяемых финансовых ресурсов;
• рекомендации и предложения о мерах по устранению выявленных недостатков и совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля;
• обоснованное мнение ответственного исполнителя (руководителя группы) о дальнейших мерах контрольного органа по результатам обследования или проверки;
• особое мнение членов группы, если таковое имеется.
Анализ бюджета
В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.
Бюджетный анализ включает: (1) анализ исполнения бюджета; (2) анализ финансового состояния территории.
Цель бюджетного анализа:
• оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;
• обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;
• обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
• выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
• обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;
• выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
• обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;
• обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;
• выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
• определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;
• выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;
• совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач анализ территориальных бюджетов позволяет:
• определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных заходов;
• определить уровень устойчивости территориального бюджета;
• выявить факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;
• определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджетной политики.
Финансовые и контролирующие органы проводят:
• анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;
• анализ состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;
• анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций, в том числе анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов.
Для администрации территории также важным является получение на основе анализа объективной информации о состоянии финансовой базы территории и определение уровня устойчивости территориального бюджета.
Следует отметить, что в современной практике работы финансовых органов применяются главным образом анализы исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях неустойчивого состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а, следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.
Методы и инструментарий бюджетного анализа. Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.
1. Сравнение — наиболее простой метод — бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.
2. Группировка — показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, выявлять тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.
3. Метод цепных подстановок, или элиминирование, — отдельный отчетный показатель заменяется базисным, а все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты — относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Бюджетные коэффициенты могут использоваться: (I) для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий; (2) для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.
Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.
Для бюджетного анализа могут использоваться:
• горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
• вертикальный анализ, в результате которого определяются структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
• трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;
• факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексов инфляции т.д.).
В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели — бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами[1], соотношения собственных и перераспределяемых[2] доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.
В качестве примера рассмотрим анализ устойчивости территориального бюджета.
Анализ устойчивости территориального бюджета. Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы — понятие, неоднократно отраженное в законодательных актах Российской Федерации. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения. То есть это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.
Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния: (1) абсолютно устойчивое; (2) нормальное; (3) неустойчивое; (4) кризисное.
Нами предлагаются следующие методы определения степени устойчивости территориальных бюджетов.
Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если
,
где Рм — минимальные расходы бюджета,
Дс — собственные доходы бюджета,
Дп — перераспределяемые доходы бюджета.
Нормальное состояние:
.
Неустойчивое состояние:
,
где Дд — дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, средства целевых бюджетных фондов и др.).
Кризисное состояние:
,
Возможны и следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета.
1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при следующих условиях:
Дс / Д = 60–70%;
Дп / Д = 30–40%;
З / Р = 20–15%,
где Д — общая сумма бюджетных доходов;
Р — общая сумма бюджетных расходов;
З — бюджетная задолженность.
2. Нормальное состояние бюджета:
Дс / Д = 40–50%;
Дп / Д = 50–60%;
З / Р = 30–35%.
3. Неустойчивое состояние:
Дс / Д = 5–10%;
Дп / Д = 90–95%;
З / Р = 40–50%.
Исходя из экономического и налогового потенциала территорий приведенные выше соотношения собственных и перераспределяемых доходов могут быть различными для различных регионов, поэтому эти соотношения должны быть на основе их анализа определены для каждого субъекта РФ.
В анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться предлагаемые нами бюджетные коэффициенты. Они могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, для сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Такие коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.
Для анализа бюджета нами предлагается использовать следующие бюджетные коэффициенты:
(1) коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов: Крс = Дп / Дс;
(2) коэффициент автономии: Ка = Дс / Д;
(3) коэффициент внешнего финансирования: Кв.ф = Дп / Д;
(4) коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами: Кор = Дс / Рм;
(5) коэффициент бюджетного покрытия: Кбп = Д/Рм;
(6) коэффициент налогового покрытия: Кнп = Дн / Рм (где Дн — налоговые доходы бюджета);
(7) коэффициент неналогового покрытия: Кннп = Дннп / Рм (где Дннп — неналоговые доходы бюджета);
(8) коэффициент транспортного покрытия Ктп = Дтп / Рм (где Дтп — доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов);
(9) коэффициент дефицитности бюджета Кд;
(10) коэффициент бюджетной задолженности Kбз = З / Р;
(11) коэффициент бюджетной результативности региона: Kбр = Дт / Ч (где Дт — общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы, Ч — среднегодовая численности населения региона);
(12) коэффициент бюджетной обеспеченности населения: Kбр = Р / Ч.
С помощью этих инструментов достигается объективизация в оценке состояния территориальных бюджетов, выявляются факторы, влияющие на это состояние.
В свою очередь знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволяют определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению.
Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета.
Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:
• анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;
• анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;
• анализ показателей сводного финансового баланса;
• анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;
• анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.
Анализ исполнения бюджета включает:
• анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства;
• анализ исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;
• анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;
• анализ кассового исполнения бюджета.
Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.
* * *
Финансовому контролю посвящены следующие работы:
Ф. Белявский. Исторический очерк развития государственного контроля в России (1919)
A.M. Коняев. Финансовый контроль в дореволюционной России (очерки истории) (1959)
А.А. Анисимов. Финансовый контроль в капиталистических странах (1966)
Э.А. Вознесенский. Финансовый контроль в СССР (1973)
Ю.С. Остапенко. Внутриведомственный финансовый контроль (1975)
И.А. Белобжецкий. Финансово-хозяйственный контроль в управлении экономикой (1979)
С.О. Шохин. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации (1999).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Перечислите задачи финансового контроля.
2. Какие формы финансового контроля осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления?
3. Назовите специализированные органы финансового контроля и их функции.
4. Охарактеризуйте парламентский и административный контроль бюджета.
5. Поясните порядок проведения ревизий бюджетных учреждений.
6. Каковы цели и методы проведения бюджетного анализа?
7. Что представляют собой бюджетные коэффициенты? Назовите их.
8. Перечислите направления анализа составления и исполнения бюджета.
[1] Собственные доходы — доходы, поступающие в территориальный бюджет (1) от соответствующего уровню территориального бюджета региональных или местных налогов; (2) отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на долговременной основе (на срок более трех лет); (3) от неналоговых доходов; (4) от доходов территориальных целевых бюджетных фондов.
[2] Перераспределяемые доходы — сумма средств, поступающих в доходы территориальных бюджетов в виде: (1) финансовой помощи (безвозмездных и безвозвратных перечислений); (2) отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на кратковременной основе (на срок 1–3 года).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|