Сделай Сам Свою Работу на 5

Ревизии бюджетных учреждений





 

Важным элементом бюджетного контроля являются ревизии, прово­димые финорганами в бюджетных учреждениях. Ревизии имеют цель установить, обеспечивается ли сохранность, экономное и це­лесообразное расходование материальных ценностей и денежных средств, соблюдение сметно-штатной дисциплины, отвечает ли дей­ствующим методическим указаниям постановка бухгалтерского уче­та и др.

Проведению ревизий предшествует организационная работа, проводимая в контролирующем органе. Она начинается с подготов­ки плана обследований и проверок.

Проект плана утверждается руководителем контрольного органа. Руководитель группы по конкретному контрольному мероприятию не более чем за десять рабочих дней до его начала, определенного планом, представляет на утверждение руководителя контрольного органа проекты следующих документов:

• решение о проведении обследования или проверки;

• уведомление руководителя проверяемой организации о про­ведении обследования или проверки;

• план-задание на проведение обследования или проверки;

• запросы на предоставление необходимой информации;



• письма в организации, совместно с которыми проводится обследование или проверка.

План-задание на проведение ревизии представляет собой развер­нутую поэтапную программу подготовки и проведения контрольно­го мероприятия, в которую включаются:

• общие сведения о проверяемой организации (наименование, адрес, фамилия руководителя, телефон, факс, организаци­онно-юридическая форма и др.);

• цели и задачи проведения обследования или проверки:

• объем и характер необходимой информации, источники ее получения, сроки получения информации;

• состав группы, необходимость привлечения специалистов иных организаций и независимых экспертов;

• поэтапный порядок действий группы с указанием сроков.

Обследования и проверки проводятся строго в соответствии с установленными целями и задачами и в указанные сроки. Каждый этап контрольного мероприятия завершается предоставлением ру­ководству органа контроля промежуточной справки (обследование) или промежуточного отчета (проверка), на основании которых мо­жет быть принято решение об изменении плана-задания. Цели и задачи контрольного мероприятия могут формулироваться по од­ному или нескольким направлениям, например:



• анализ и оценка финансовой документации, выводы о со­стоянии финансовой отчетности;

• анализ и оценка финансовой деятельности в целом;

• оценка соответствия финансовой деятельности по форме и содержанию нормам действующего законодательства, за­конности хозяйственных операций;

• проверка обоснованности принятия решений в проверяемой организации;

• проверка рациональности использования финансовых ре­сурсов.

Ревизия бюджетных учреждений начинается со снятия остатков денежной наличности и иных ценностей, хранящихся в кассе. По­лученные результаты сопоставляются с соответствующими данными учета. В случае выявления расхождений устанавливаются их причи­ны и виновные в этом лица.

В ходе ревизии проверяются подлинные документы, подтвер­ждающие все затраты наличных денег: на выплату заработной пла­ты, выдачу подотчетных сумм, приобретение товарно-материальных ценностей и т.д.

В зависимости от масштабов ревизуемого учреждения и других конкретных условий проводится полная или выборочная инвента­ризация оборудования, инвентаря, продуктов питания и других ма­териальных ценностей. При расхождении фактических остатков с данными учета устанавливаются причины отклонений и ответст­венные должностные лица.

Реализуется правильность составления и исполнения сметы рас­ходов учреждения. При этом проверяются: обоснованность сметных назначений: соответствие действующего штатного расписания ти­повым штатам, штатным нормативам или штатам, утвержденным в индивидуальном порядке; правильность определения ставок зара­ботной платы и нагрузки работников, потребностей в ассигновани­ях на хозяйственное содержание, приобретение инвентаря и обору­дования, капитальный ремонт и другие расходы, а в больницах, детских дошкольных и некоторых других учреждениях — также рас­ходов на питание и приобретение медикаментов.



Определяются, насколько обоснованно запланированы опера­тивно-производственные показатели (число коек, мест, учащихся и т.д.), их среднегодовая величина, среднее число дней функциони­рования койки (места) в году. При выявлении завышенных ассиг­нований по предложению ревизующих они закрываются в установ­ленном порядке.

Проверяются ход или итоги выполнения этих показателей и сметы расходов. На основе анализа отчетных данных выясняются причины отклонений от плана по оперативно-производственным показателям. Законность и эффективность осуществления расходов, соблюдение целевого назначения и правильность их документаль­ного оформления проверяются по отдельным статьям расходов. При перерасходах выявляются причины и источники их покрытия.

Большое внимание уделяется использованию фонда заработной платы. Прежде всего, проверяется, нет ли работников сверх утвер­жденного штатного расписания, соответствует ли выплачиваемая заработная плата установленным окладам и производственной на­грузке сотрудников.

При проверке освоения средств на хозяйственные нужды обра­щается внимание на соблюдение норм расходов топлива (при нали­чии собственных котельных) или обоснованность предъявляемых к оплате счетов теплоснабжающих организаций, обеспечение сохранности топлива, а также режима экономии в использовании элек­троэнергии и проведении текущего ремонта.

Проверка расходов на приобретение хозяйственного, специально­го инвентаря и оборудования, а также мягкого инвентаря имеет це­лью установить, соблюдаются ли нормативы оснащения ими учреж­дений, не допускаются ли неправильная их эксплуатация и списание.

При проверке использования ассигнований, выделенных на ка­питальный ремонт, выясняется, не допущены ли приписки выпол­ненных работ, не ведется ли под видом капитального ремонта строительство.

В процессе ревизии вскрываются причины образования креди­торской задолженности, а также отвлечения средств в дебиторскую задолженность и сверхнормативные запасы материальных ценностей.

Если учет бюджетных учреждений осуществляет централизован­ная бухгалтерия, то основные разделы хозяйственно-финансовой деятельности проверяются по учреждениям, обслуживаемым данной бухгалтерией. При этом в некоторых из них параллельно проводят­ся тематические проверки по отдельным вопросам, обеспечение сохранности материальных ценностей (для этого проводится их инвентаризация) и др.

Результаты ревизии или проверки оформляются справкой или актом. Если по результатам ревизии, проверки не установлено на­рушений в финансово-хозяйственной деятельности, то итоговый документ оформляется справкой за подписью руководителя группы ревизоров, без подписей руководителя и главного бухгалтера прове­ряемой организации. При установлении нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения, предприятия итоговый документ обязательно подписывается руко­водителем и главным бухгалтером. К итоговому документу обяза­тельно прилагаются перечень документов, подвергшихся проверке, и справка-объяснение от руководителя.

Отчеты о проведенной ревизии представляются руководству контрольного органа руководителем группы ревизоров или ответст­венным исполнителем. Отчет составляется по схеме, которая вклю­чает в себя следующие разделы:

• объект контроля;

• законодательное обоснование проведения контрольного ме­роприятия;

• цели, задачи, масштаб контрольного мероприятия;

• сроки проведения контрольного мероприятия;

• характеристика использованной информации;

• общая характеристика положения с финансированием объ­екта контроля;

• описание механизма организационного и финансово-хо­зяйственного функционирования объекта контроля;

• результаты проведения контрольных мероприятий на месте в соответствии с планом-заданием, в том числе характери­стика недостатков, вскрытых ранее проводимыми проверка­ми и ревизиями, и мер по их устранению, вновь выявлен­ные недостатки;

• выводы по состоянию финансово-хозяйственной деятельно­сти объекта контроля, законности, рациональности и эффек­тивности использования выделяемых финансовых ресурсов;

• рекомендации и предложения о мерах по устранению выяв­ленных недостатков и совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля;

• обоснованное мнение ответственного исполнителя (руково­дителя группы) о дальнейших мерах контрольного органа по результатам обследования или проверки;

• особое мнение членов группы, если таковое имеется.

 

Анализ бюджета

 

В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла терри­ториальные финансовые органы постоянно проводят аналитиче­скую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Бюджетный анализ включает: (1) анализ исполнения бюджета; (2) анализ финансового состояния территории.

Цель бюджетного анализа:

• оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

• обоснование финансово-бюджетной политики администра­ций территорий;

• обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

• выявление факторов и причин, оказавших влияние на не­выполнение плановых показателей бюджета;

• обоснование принятия и проверка выполнения постановле­ний и решений органов власти в сфере управления;

• выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

• обеспечение полного, своевременного и стабильного вы­полнения плана мобилизации в бюджет доходов;

• обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

• выявление недостатков в деятельности получателей бюджет­ных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

• определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;

• выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложе­ний по их устранению;

• совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач анализ территориальных бюджетов позволяет:

• определить уровень финансовой самодостаточности терри­тории, состояние базы ее собственных заходов;

• определить уровень устойчивости территориального бюджета;

• выявить факторы, воздействующие на финансовое положе­ние территории, и степень влияния этих факторов на терри­ториальный бюджет;

• определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджет­ной политики.

Финансовые и контролирующие органы проводят:

• анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;

• анализ состояния предоставления и исполнения обяза­тельств по государственным гарантиям;

• анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций, в том числе анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов.

Для администрации территории также важным является полу­чение на основе анализа объективной информации о состоянии финансовой базы территории и определение уровня устойчивости территориального бюджета.

Следует отметить, что в современной практике работы финан­совых органов применяются главным образом анализы исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом со­стояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработа­ны. В то же время в условиях неустойчивого состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюдже­тов, а, следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.

Методы и инструментарий бюджетного анализа. Для проведения ана­лиза бюджета используются определенные методы и инструментарий.

1. Сравнение — наиболее простой метод — бюджетные показате­ли отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с по­казателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопос­тавимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородно­сти составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

2. Группировка — показатели группируются и сводятся в табли­цы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, выявлять тен­денции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

3. Метод цепных подстановок, или элиминирование, — отдельный отчетный показатель заменяется базисным, а все остальные показа­тели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влия­ние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут ис­пользоваться бюджетные коэффициенты — относительные показа­тели финансового состояния территории, которые выражают отно­шения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Бюд­жетные коэффициенты могут использоваться: (I) для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с ана­логичными показателями других территорий; (2) для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансо­вого состояния территории.

Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

• горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются теку­щие показатели бюджета с показателями за прошлый пери­од, а также плановые показатели с фактическими;

• вертикальный анализ, в результате которого определяются структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

• трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно про­гнозирование бюджетных показателей на будущее;

• факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (на­пример, влияние на величину показателей расходов на со­циально-культурные мероприятия таких факторов, как чис­ленность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексов инфляции т.д.).

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели — бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами[1], соотношения собствен­ных и перераспределяемых[2] доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

В качестве примера рассмотрим анализ устойчивости террито­риального бюджета.

Анализ устойчивости территориального бюджета. Уровень устойчиво­сти территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы — понятие, неоднократно отраженное в законодательных актах Российской Фе­дерации. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансиро­вания конституционно гарантированных мероприятий по жизне­обеспечению населения. То есть это бюджетные средства, направ­ляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя ти­пами его состояния: (1) абсолютно устойчивое; (2) нормальное; (3) неустойчивое; (4) кризисное.

Нами предлагаются следующие методы определения степени ус­тойчивости территориальных бюджетов.

Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если

 

,

 

где Рм — минимальные расходы бюджета,

Дс — собственные доходы бюджета,

Дп — перераспределяемые доходы бюджета.

Нормальное состояние:

.

 

Неустойчивое состояние:

,

 

где Дд — дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свобод­ные остатки бюджетных средств, средства целевых бюджет­ных фондов и др.).

Кризисное состояние:

,

Возможны и следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета.

1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при сле­дующих условиях:

Дс / Д = 60–70%;

Дп / Д = 30–40%;

З / Р = 20–15%,

где Д — общая сумма бюджетных доходов;

Р — общая сумма бюджетных расходов;

З — бюджетная задолженность.

 

2. Нормальное состояние бюджета:

Дс / Д = 40–50%;

Дп / Д = 50–60%;

З / Р = 30–35%.

 

3. Неустойчивое состояние:

Дс / Д = 5–10%;

Дп / Д = 90–95%;

З / Р = 40–50%.

 

Исходя из экономического и налогового потенциала территорий приведенные выше соотношения собственных и перераспределяемых доходов могут быть различными для различных регионов, поэтому эти соотношения должны быть на основе их анализа определены для каж­дого субъекта РФ.

В анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться предлагаемые нами бюджетные коэффициенты. Они могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, для сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогич­ными показателями бюджетов других территорий. Такие коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сфор­мированных по территориальному признаку, и т.д.

Для анализа бюджета нами предлагается использовать следующие бюджетные коэффициенты:

(1) коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов: Крс = Дп / Дс;

(2) коэффициент автономии: Ка = Дс / Д;

(3) коэффициент внешнего финансирования: Кв.ф = Дп / Д;

(4) коэффициент обеспеченности минимальных расходов собст­венными доходами: Кор = Дс / Рм;

(5) коэффициент бюджетного покрытия: Кбп = Д/Рм;

(6) коэффициент налогового покрытия: Кнп = Дн / Рм (где Дн — налоговые доходы бюджета);

(7) коэффициент неналогового покрытия: Кннп = Дннп / Рм (где Дннп — неналоговые доходы бюджета);

(8) коэффициент транспортного покрытия Ктп = Дтп / Рм (где Дтп — доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов);

(9) коэффициент дефицитности бюджета Кд;

(10) коэффициент бюджетной задолженности Kбз = З / Р;

(11) коэффициент бюджетной результативности региона: Kбр = Дт / Ч (где Дт — общая сумма бюджетных доходов, созданных на со­ответствующей территории и поступивших во все звенья бюд­жетной системы, Ч — среднегодовая численности населения региона);

(12) коэффициент бюджетной обеспеченности населения: Kбр = Р / Ч.

С помощью этих инструментов достигается объективизация в оцен­ке состояния территориальных бюджетов, выявляются факторы, влияющие на это состояние.

В свою очередь знание этих факторов и меры их влияния на бюд­жет позволяют определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению.

Бюджетный анализ может проводиться по результатам как со­ставления, так и исполнения бюджета.

Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:

• анализ финансового состояния отраслей сферы материаль­ного производства;

• анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;

• анализ показателей сводного финансового баланса;

• анализ доходной части проекта бюджета по источникам до­ходов;

• анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.

Анализ исполнения бюджета включает:

• анализ выполнения показателей поступления доходов по от­дельным источникам и отраслям хозяйства;

• анализ исполнения плана расходов по направлениям фи­нансирования и отраслям производственной и непроизвод­ственной сферы;

• анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;

• анализ кассового исполнения бюджета.

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осу­ществлении финансовой политики, выявления резервов в мобили­зации средств в бюджет, повышения эффективности их использо­вания, усиления контроля за их освоением.

 

 

* * *

Финансовому контролю посвящены следующие работы:

Ф. Белявский. Исторический очерк развития государственного контроля в России (1919)

A.M. Коняев. Финансовый контроль в дореволюционной России (очерки истории) (1959)

А.А. Анисимов. Финансовый контроль в капиталистических странах (1966)

Э.А. Вознесенский. Финансовый контроль в СССР (1973)

Ю.С. Остапенко. Внутриведомственный финансовый контроль (1975)

И.А. Белобжецкий. Финансово-хозяйственный контроль в управлении экономикой (1979)

С.О. Шохин. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации (1999).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Перечислите задачи финансового контроля.

2. Какие формы финансового контроля осуществляют органы госу­дарственной власти и местного самоуправления?

3. Назовите специализированные органы финансового контроля и их функции.

4. Охарактеризуйте парламентский и административный контроль бюджета.

5. Поясните порядок проведения ревизий бюджетных учреждений.

6. Каковы цели и методы проведения бюджетного анализа?

7. Что представляют собой бюджетные коэффициенты? Назовите их.

8. Перечислите направления анализа составления и исполнения бюджета.


[1] Собственные доходы — доходы, поступающие в территориальный бюджет (1) от соответствующего уровню территориального бюджета региональных или местных налогов; (2) отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передавае­мых на долговременной основе (на срок более трех лет); (3) от неналоговых доходов; (4) от доходов территориальных целевых бюджетных фондов.

[2] Перераспределяемые доходы — сумма средств, поступающих в доходы территориаль­ных бюджетов в виде: (1) финансовой помощи (безвозмездных и безвозвратных пе­речислений); (2) отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, пере­даваемых на кратковременной основе (на срок 1–3 года).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.