Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственный финансовый контроль





 

Государственный финансовый контроль заключается в контролиро­вании составления и исполнения федерального, региональных и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, де­нежного обращения, внутреннего и внешнего государственного и региональных долгов и др. В соответствии с российским законода­тельством осуществление государственного финансового контроля возложено на Министерство финансов РФ, Счетную палату РФ, контрольно-ревизионные органы субъектов РФ, Банк России.

Бюджетный контроль на федеральном уровне. Ведущая роль в государ­ственном финансовом контроле отводится бюджетному контролю.

 

Бюджетный контроль — этап бюджетного процесса, осуществ­ляемый представительными органами власти. Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.

 

В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы — парламентский и административный.

Парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами. Он предполагает:

• право соответствующих представительных органов власти на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;



• право соответствующих представительных органов власти на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета;

• право соответствующих представительных органов власти на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

• право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счетную палату РФ, контрольно-счетные палаты предста­вительных органов власти субъектов РФ и местного само­управления) для проведения внешнего аудита бюджетов;

• право вынесения оценки деятельности исполнительных ор­ганов по исполнению бюджетов.

Административный контроль осуществляется Министерством фи­нансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюд­жетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

Административный контроль предполагает:

• право проведения проверок главных распорядителей и по­лучателей бюджетных средств;



• право получения информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;

• право требовать устранения выявленных нарушений бюд­жетного законодательства;

• право давать обязательные для исполнения указания по уст­ранению выявленных нарушений бюджетного законодатель­ства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.

Со стороны Президента РФ финансовый и бюджетный кон­троль осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ, которое наделено следующими контрольными функциями: контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ; контроль за деятельностью органов контроля и надзора при феде­ральных органах исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений юридиче­ских и физических лиц.

Финансово-бюджетный контроль постоянно осуществляется Правительством РФ. Оно контролирует весь бюджетный процесс, экономическую и финансовую деятельность всех федеральных ми­нистерств и ведомств, деятельность всех федеральных органов, осу­ществляющих контрольные функции. С этой целью при Правитель­стве РФ создан Межведомственный совет по государственному фи­нансовому контролю.

Министерство финансов РФ осуществляет: контроль за исполне­нием федерального бюджета и использованием средств государст­венных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций; анализ сводной финансовой отчет­ности федеральных органов исполнительной власти: внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителей бюдже­тов, бюджетополучателей. Оно может также осуществлять аудит бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части средств, полу­чаемых ими из федерального бюджета.



На основании Постановления Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 276 функции финансово-бюджетного контроля со сторо­ны Министерства финансов РФ в настоящее время возложены на Департамент регулирования государственного финансового контро­ля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, созданный на базе КРУ, Департамента организации аудиторской деятельности и Отдела контроля за использованием государствен­ных средств в организациях Минобороны РФ и правоохранитель­ных органов.

Министерство финансов РФ организует финансовый контроль и аудит юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.

Казначейство осуществляет контроль за операциями с бюджет­ными средствами главных распорядителей бюджетных средств, рас­порядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномо­ченных банков, других участников бюджетного процесса.

Финансовые органы субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюд­жетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют кон­троль за бюджетополучателями в части обеспечения целевого ис­пользования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности. Они также проводят аудит казенных предприятий.

Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляют Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Для этих целей в 1995 создана Счетная палата РФ. Она неза­висима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собра­нию РФ. По указанию Совета Федерации и Государственной Думы Палата проводит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использова­нием бюджетных средств. В Совет Федерации и Государственную Думу РФ Палата ежеквартально представляет отчеты о ходе испол­нения федерального бюджета и дает ежегодное заключение по отче­ту Правительства РФ об исполнении бюджета.

Бюджетный контроль в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Территориальные представительные органы власти осуществляют кон­троль путем рассмотрения и утверждения территориальных бюджетов и смет внебюджетных фондов (предварительный контроль), а также отчетов об их исполнении (последующий контроль). В ходе финан­сового года в порядке текущего контроля они могут на своих заседа­ниях, а также на заседаниях образованных комиссий и рабочих групп рассматривать отдельные вопросы исполнения бюджета.

В составе территориальных представительных органов власти создаются бюджетно-финансовые комиссии, наделенные полным объемом полномочий в области финансовой политики и контроля за финансовой деятельностью органов исполнительной власти. Они не имеют постоянного экспертного и ревизионного аппарата и осуществляют контрольные функции путем запроса и анализа необ­ходимой информации без выхода на объекты. Для проведения экс­пертных работ и контрольных мероприятий на местах они имеют право давать соответствующие поручения территориальным кон­трольно-счетным палатам.

Контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных об­разований являются независимыми специализированными государ­ственными органами бюджетно-финансового контроля. Задачами и функциями этих контрольно-счетных палат являются организация и проведение оперативного контроля:

• за надлежащим исполнением территориальных бюджетов в текущем году;

• своевременным исполнением доходных и расходных статей территориального бюджета и внебюджетных фондов по объ­емам и структуре;

• поступлением средств в территориальные бюджеты от управления собственностью, принадлежащей территориаль­ным органам власти;

• законностью и своевременностью движения средств терри­ториального бюджета и внебюджетных фондов;

• рациональностью и эффективностью использования заем­ных средств, получаемых территориальными органами вла­сти путем выпуска облигаций и других видов ценных бумаг.

Контрольно-счетные палаты осуществляют:

(1) предварительный контроль на этапе экспертизы законода­тельных актов и территориальных программ;

(2) текущий контроль путем проведения проверок и обследова­ний, связанных с зачислением, перечислением и использо­ванием средств территориального бюджета, внебюджетных фондов в организациях независимо от форм собственности;

(3) последующий контроль путем проведения экспертиз и под­готовки заключений по отчетам об исполнении бюджета и смет внебюджетных фондов.

К полномочиям контрольно-счетных палат относятся: направ­ление органам государственной власти представлений и обязатель­ных для исполнения предписаний по результатам проверок и об­следований, а в случаях выявления при проведении проверок и об­следований фактов хищений государственных денежных и матери­альных средств палаты имеют право передавать материалы прове­рок и обследований в правоохранительные органы.

Исполнительные органы власти обладают всеобъемлющими пол­номочиями в области бюджетно-финансового контроля, поскольку контроль является одним из звеньев возложенной на них функции непосредственного управления территориальными финансовыми и материальными ресурсами. Их задачей является также организация системы финансового контроля, включающей органы межведомст­венного и ведомственного контроля, и обеспечение эффективности ее функционирования. Они непосредственно или через создаваемые ими органы осуществляют все виды контроля — предварительный, текущий и последующий. В их полномочия входит контроль за фи­нансовой эффективностью управления собственностью, организа­ция контроля за рациональным расходованием средств бюджета и внебюджетных фондов, контроль за оптимальным размещением территориального заказа, за сбалансированной политикой в области заимствований. Для непосредственного контроля территориальные администрации создают соответствующие органы в структуре ис­полнительной власти.

В функции территориальных финансовых органов входит также организация контроля за рациональным расходованием бюджетных средств, выделенных отраслям местного хозяйства, осуществление контроля за формированием доходной части и целевым расходова­нием бюджета и внебюджетных фондов. При подготовке проекта территориального бюджета, в ходе его исполнения и при составле­нии отчета об исполнении бюджета они осуществляют все виды контроля.

Контрольно-ревизионные управления территориальных админист­раций являются специализированными органами бюджетно-финансового контроля, подотчетными территориальным админист­рациям. Основная их задача — контроль: (1) за выполнением де­партаментами, комитетами, управлениями и другими органами ис­полнительной власти возложенных на них функций и соблюдением ими действующего законодательства; (2) за финансово-хозяйственной деятельностью государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, а также предприятий, имеющих в уставном фонде долю государственной и муниципаль­ной собственности; (3) за сохранностью и использованием государ­ственной и муниципальной собственности, бюджетных средств.

Они имеют право: проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности департаментов, комитетов, управлений и иных органов исполнительной власти города; в пределах своей компетенции взыскивать с юридических лиц в доход территориаль­ного бюджета всю сумму материального ущерба, нанесенного мест­ному хозяйству, использованных не по назначению бюджетных средств.

В системе организации территориального финансового контро­ля отдельные функции выполняются территориальными подразде­лениями федеральных органов. Согласно Постановлению Прави­тельства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных кон­трольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации» основной задачей территориальных контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ (контрольно-ревизионных управлений Министерства финансов РФ в субъектах РФ) является осуществление в пределах своей компетенции после­дующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта РФ.

Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ в субъекте РФ (крупном городе) в соответствии с возложенной на него задачей выполняет следующие основные функции:

(1) осуществляет последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюд­жетных фондов и других федеральных средств;

(2) проводит в пределах своей компетенции ревизии и темати­ческие проверки поступления и расходования средств феде­рального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), нахо­дящегося в федеральной собственности;

(3) проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм соб­ственности по мотивированным постановлениям правоох­ранительных органов;

(4) проводит в установленном порядке по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на договорной основе ревизии и финансо­вые проверки поступления и расходования средств соответ­ствующих бюджетов, внебюджетных средств и доходов от имущества, находящегося в их собственности.

Функции Федеральной налоговой службы и Банка России. Важную роль в осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления налогов и сборов в доходную часть бюджетов играет Федеральная налоговая служба. Она представляет собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесе­ния в соответствующий бюджет налогов и других обязательных пла­тежей. Федеральная налоговая служба имеет право взыскивать в бюджет недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также суммы штрафов и иных санкций с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке.

В обеспечении контроля за отношениями государственных и муниципальных финансов с кредитно-финансовыми организация­ми определенную роль играет Центральный банк Российской Феде­рации (Банк России). Он осуществляет следующие функции: посто­янный надзор за соблюдением кредитными организациями банков­ского законодательства, нормативных актов Банка России, в част­ности установленных им нормативов; валютное регулирование; те­кущий контроль за проведением проверок кредитных организаций и их филиалов, последующий контроль за проведением анализа и прогнозирования состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.

Полномочия Банка России: запрашивать и получать у кредит­ных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснения по полученной информации; для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической си­туации запрашивать и получать необходимую информацию у феде­ральных органов исполнительной власти; по результатам проверок направлять организациям обязательные для исполнения предписа­ния об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять установленные законом санкции по отношению к нару­шителям.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.