Сделай Сам Свою Работу на 5

Финансовый контроль: формы и методы проведения





ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И БЮДЖЕТНЫЙ АНАЛИЗ

 

 

Одним из важнейших элементов управления является финансовый контроль, который предопределяется сущностью финансов как сис­темы денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием совокупного продукта и национального дохода. В процессе финансового контроля анализируется деятельность субъек­тов хозяйствования, учреждений, органов власти и управления. Задачи финансового контроля:

(1) проверка состояния и эффективности использования фи­нансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий и учреждений;

(2) выявление резервов роста финансовых ресурсов;

(3) правильность составления и исполнения бюджета;

(4) правильность ведения бухгалтерского учета;

(5) обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических лиц, относящихся к различным организационно-правовым формам.

Объектами финансового контроля в финансовой системе явля­ются поступления всех видов доходов бюджета и взносов во вне­бюджетные фонды, кредитных и заемных средств, а также исполь­зование этих средств. Они могут быть классифицированы следую­щим образом.



1. По источникам финансовых средств:

• бюджеты;

• внебюджетные фонды;

• средства от распоряжения и управления собственностью, находящейся в распоряжении органов власти.

• кредитные и заемные средства;

• средства от размещения финансов в кредитно-финансовых организациях.

2. По принадлежности финансовых поступлений и расходов тому или иному виду организации:

• органы государственной власти и их структурные подразде­ления;

• муниципальные унитарные предприятия;

• юридические лица всех форм собственности и организаци­онно-правовых форм;

• банки и другие финансовые учреждения, производящие операции по зачислению и использованию финансовых средств;

• предприятия и организации, в уставном капитале которых есть доля органов власти.

3. По признаку отражения поступления и расходования средств в том или ином типе нормативного документа:

• бюджет и сметы внебюджетных фондов и отчеты об их ис­полнении;

• федеральные и территориальные программы, итоговые до­кументы по их реализации;



• законодательные и иные нормативные правовые акты по бюджетно-финансовым вопросам, проекты договоров и со­глашений с федеральными органами государственной вла­сти, другими субъектами РФ, зарубежными партнерами.

4. Государственный и негосударственный (аудит) — финансовый контроль. В зависимости от типа государственного органа государст­венный контроль подразделяют на контроль со стороны органов пред­ставительной, исполнительной, судебной власти, ведомственный.

В рыночной экономике возникает потребность в достоверной информации не только по вертикальным, но и по горизонтальным связям компании со своими партнерами, кредиторами, акционера­ми и т.п. В связи с этим существует финансовый контроль в виде аудита (негосударственный контроль). Аудит — независимая вневе­домственная проверка бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных опе­раций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе с це­лью получения выводов о финансовом положении проверяемого экономического субъекта и подготовки рекомендаций по улучше­нию его финансового состояния.

Используются несколько методов финансового контроля:

(1) документальные и камеральные проверки, в ходе которых про­веряются отдельные вопросы деятельности организаций;

(2) обследования предусматривают более широкий охват прове­ряемых показателей деятельности организации;

(3) мониторинг (наблюдение) предусматривает постоянный кон­троль со стороны проверяющего органа за выполнением отдельных показателей деятельности организации;



(4) надзор предусматривает проверку организации, получившей лицензию на определенный вид деятельности;

(5) ревизии предусматривают обязательные действия контроль­ных органов по документальной и фактической проверке законно­сти, целесообразности и эффективности хозяйственных и финансо­вых операций, совокупных организаций в проверяемом периоде.

5. По виду материалов контроля — документальный и фактиче­ский контроль. В число основных способов документального контро­ля включают:

• формальную и арифметическую проверку документов;

• юридическую оценку отраженных в документах хозяйствен­ных операций;

• логический контроль объективной возможности докумен­тально оформленных хозяйственных операций;

• встречную проверку документов или записей в учетных ре­гистрах посредством сличения их с одноименными или взаимосвязанными данными у предприятий, учреждений и организаций, с которыми проверяемый объект имеет хозяй­ственные связи;

• способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной оценке материальных затрат с целью последую­щего определения (обратным счетом) величины необосно­ванных списаний сырья и материалов на производство оп­ределенных видов продукции, которые ко времени ревизии имеются в наличии на складах предприятия-изготовителя или у его покупателей;

• оценку законности и обоснованности хозяйственных опера­ций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета;

• балансовые увязки движения товарно-материальных ценно­стей.

Фактический контроль подразделяется на три группы:

• инвентаризация;

• экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного объема и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, соблюдения технологических режимов;

• визуальное наблюдение путем непосредственного обследо­вания складских помещений, производственных подразде­лений, состояния контрольно-пропускного режима, а также фиксация отдельных элементов изучаемого процесса в опре­деленный период времени (хронометраж, фотография рабо­чего дня и др.).

6. По времени проведения — предварительный, текущий и после­дующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предшествует фактическому расходо­ванию и поступлению средств. Главная цель предварительного кон­троля — выявление возможности увеличения доходов и пути наи­более эффективного использования финансовых ресурсов.

Текущий контроль осуществляется в процессе финансирования плановых мероприятий и мобилизации доходов. Он заключается в анализе оперативных данных, текущей отчетности контролируемы­ми организациями. В процессе его выявляются и недостатки в ра­боте отдельных организаций. Текущий контроль позволяет преду­предить неоправданное расходование средств и улучшить работу по мобилизации доходов.

Последующий контроль представляет собой проверки и ревизии, проводимые после поступления средств или использования учреж­дениями выделенных им бюджетных ассигнований. Он предполага­ет тщательное выяснение непосредственно в организациях законно­сти и целесообразности использования, а также сохранности средств, выявление внутрихозяйственных резервов повышения тех­нико-экономических показателей работы, проверку постановки бухгалтерского учета и достоверности представляемой отчетности.

Последующий контроль проводится финансовыми органами в трех формах: документальная ревизия, проверка и анализ отчетов.

Документальная ревизия устанавливает обеспеченность сохран­ности, законности, целесообразности использования материальных ценностей и денежных средств. Для этого на основе первичных учетных документов проверяются проведенные операции по счетам в банке. Обязательной проверке подлежит правильность оприходо­вания, использования и списания на себестоимость сырья, мате­риалов, топлива и других ценностей.

Для выяснения достоверности имеющихся в ревизуемой органи­зации бухгалтерских и других документов о произведенных затратах осуществляются проверки в тех организациях, от которых поступи­ли или которым переданы материальные ценности или денежные средства. Эти проверки называются встречные.

По степени охвата, периода или объема показателей, подвер­гающихся документальной проверке, ревизии подразделяются на полные, частичные, тематические, комплексные. Полная ревизия проводится, когда необходимо всесторонне проверить хозяйствен­но-финансовую деятельность. Частичная ревизия предполагает про­верку одного или нескольких участков работы ревизуемого объекта. При тематических ревизиях проверяется положение дел на одном из участков работы нескольких предприятий (учреждений) отрасли или ведомства. Комплексная ревизия — это ревизия всех разделов работы проверяемой организации. Ею охватываются не только во­просы, связанные с хозяйственно-финансовой деятельностью, но также технические, кадровые и др.

Каждый вид ревизии может быть проведен сплошным методом, когда проверяются все документы за ревизуемый период (как пра­вило, с момента последней ревизии), и выборочным, при котором ревизуются документы за определенный период, представляющий наибольший интерес, исходя из целей данной ревизии.

Проверка (вторая форма последующего контроля), как правило, проводится экономистами финорганов на закрепленном за ними участке работы (по бюджету, налогам, штатам и т.д.). Проверке подвергаются по хозрасчетным организациям выполнение плановых показателей, их финансовое положение и тем самым обеспечен­ность своевременного и полного поступления платежей в бюджет, а по бюджетным учреждениям — составление и исполнение их сметы расходов. При этом проверяются соблюдение законности, эффек­тивность использования средств, выделенных на текущее содержа­ние и оснащение учреждений, и др.

Третьей формой последующего контроля является анализ финорганами отчетов ведомств, управлений, отделов исполнительных органов власти, организаций и учреждений. По итогам рассмотре­ния результатов указанного анализа могут быть внесены уточнения в финансовые планы организаций в сметы бюджетных учреждений, увеличивающие платежи в бюджет и сокращающие ассигнования из бюджета.

Результаты ревизии или проверки оформляются актом. В нем обязательно должны быть отражены вопросы и период, охваченные ревизией, выявленные злоупотребления, недостатки, нарушения действующего законодательства, инструкций и других нормативных актов, а также указаны виновные должностные лица.

Важным этапом контрольной работы является реализация мате­риалов ревизий и проверок. Ее формы зависят от объекта проверки и характера выявленных недостатков и нарушений. В принимаемом документе по результатам ревизии намечаются мероприятия по устранению выявленных упущении в деятельности организации и уч­реждений, а на виновных лиц налагаются взыскания.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.