Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность и структура педагогической культуры





М.Н. Корешкова

 

Учебное пособие

 

 

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

 

Арзамас

АГПИ


УДК 372.21 (075.8)

ББК 74.1я73

К 66

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара»

Рецензенты:

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара» Клюева Е.В.

Кандидат социологических наук, доцент Арзамасского приборостроительного института (филиал) НГТУ Князева О.Н.

Корешкова М.Н.

К 66 Учебное пособие «Дошкольная педагогика»: - Арзамас: АГПИ, 2008. – 95с.

В предлагаемом учебном пособии изложен лекционный материал по дошкольной педагогике.

Пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения факультетов дошкольной педагогики и психологии педагогических вузов и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2005г.) по специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология».

 

УДК 372.21 (075.8)



ББК 74.1я73

© Корешкова М.Н., 2008

© Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара, 2007


Оглавление

стр.

Введение …………………………………………………………………………..
Ребенок и социум  
  Влияние среды на развитие ребенка ……………………………………….
  Социальные факторы развития …………………………………………….
Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога  
  Характеристика педагогической деятельности ……………………………
  Основные функции педагогической деятельности …………………….....
  Профессиональные умения и личностные качества педагога …………...
  Сущность и структура педагогической культуры ………………………..
  Взаимодействие педагога и детей………………………………………….
Построение предметно-развивающей среды в ДОУ  
  Понятие и сущность развивающей среды ………………………………….
  Структура предметно-развивающей среды ………………………………..
  Принципы построения предметно-развивающей среды в условиях дошкольного учреждения …………………………………………………..
Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы и сущность, его компоненты и их взаимосвязь  
  Психолого-педагогические основы педагогического процесса ………….
  Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь …………………………………………………………………..
  Планирование целостного педагогического процесса …………………...
  Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ …………..
  Гуманизация педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения …………………………………………………………………..
Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников  
  Сущность инновационного процесса ………………………………………
  Понятие педагогической технологии ……………………………………...
  Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста …………………………………….…………………………….......
Игра – основной вид деятельности в дошкольном детстве  
  Общие вопросы теории детской игры ……………………………………..
  Происхождении игры ……………………………………………………….
  Отражение истории и быта народов в детской игре ………………………
  Характеристика игры как деятельности ……………………………………
  Значение игр в формировании личности ребёнка …………………………
  Психолого-педагогический потенциал детской игры ……………………..
  Классификация игр ………………………………………………………….
  Творческие игры ……………………………………………………………..
  Игры с правилами ……………………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………....

ВВЕДЕНИЕ





 

Предлагаемое пособие посвящено вопросам содержания лекционных занятий по учебному курсу «Дошкольная педагогика». Оно включает лекционный материал в соответствии с приведенным перечнем учебных вопросов.

В основу краткого рассмотрения теоретического материала курса легло содержание Госстандарта 2005 года. В пособии даны вопросы итоговой отчетности, позволяющие самостоятельно проконтролировать уровень усвоения учебного теоретического материала. Кроме того, в пособие включены вопросы для самоконтроля, примерная тематика контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ, а также предложен список литературы, направленный на пополнение данной в пособии информации путем самостоятельного изучения источников.

Процесс гуманизации содержания дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации педагогического процесса, ориентирует на поиск конструктивных форм взаимодействия и внедрение инновационных технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Современные педагогические технологии определяют содержание дошкольного образования, структуру педагогической деятельности, организацию развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.

В пособии достаточно объёмно рассмотрен основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Подробно изложены общие вопросы теории детской игры, представлены разные подходы к её определению, классификации, раскрыто значение игр в формировании личности ребёнка, рассмотрены виды детских игр, их педагогический потенциал и руководство ими.

Материалы пособия окажут помощь в изучении курса «Дошкольная педагогика» и получении основных знаний по следующим темам:

– особенности развития и социализации детей дошкольного возраста;

– современные подходы к организации обучения и воспитания детей в условиях ДОУ;

– специфика организации и перспективные направления построения развивающей среды детского сада;

– педагогические возможности игры в воспитании и развитии дошкольников;

– инновационные технологии дошкольного образования;

– система знаний о формах, средствах, методах и приемах воспитания и обучения дошкольников.


РЕБЕНОК И СОЦИУМ

Влияние среды на развитие ребенка

Среда в широком смысле слова понимается как «окружающий мир»: природное, материальное, духовное, психическое, культурное, социальное окружение организма. Социальный мир создаётся людьми в соответствии с их потребностями.

В изучение механизмов воздействия среды на личность психологи важную роль отводят «социальной ситуации развития». Л.С. Выготский понимает под ней своеобразное, неповторимое отношение между ребенком и окружающим его миром. Ученый исследовал взаимосвязь между развитием ребенка и взаимодействиями окружающей среды, уровень этих взаимоотношений, в результате которых изменяется как среда, так и развитие ребенка. Л.С. Выготский подчеркивал, что для формирования специфически человеческих психических качеств (логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий…) требуются не только физиологические задатки, но и социальные условия жизни и воспитания.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что дефицит общения с окружающими, различные виды изоляции от воспитательного влияния взрослых людей приводят к резкому нарушению развития психики уже на ранних возрастных ступенях и обусловливают возникновение глубоких психических дефектов, которые с большим трудом преодолеваются на последующих генетических стадиях.

В педагогике социум, социальная среда рассматриваются, прежде всего, с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе. Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т.е. имеет разный социальный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).

Статус определяет поведение личности в обществе, т.е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Социализация (от лат. socialis — общественный) – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Однако индивид становится человеком во взаимодействии с окружающим миром, имеется в виду не только пассивное восприятие мира, но и преобразование его.

В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

С точки зрения М.А. Галигузовой, Г.Н. Штинова, Е.Я. Тищенко, Б.П. Дьяконова, социальная адаптация является обязательным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации у ребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируется другая потребность — проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.

Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности). Установление равновесия между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, приводит к интеграции ребенка в социум.

Социальные факторы развития

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая влияет на этот процесс посредством самых разных социальных факторов.

Различают макро-, мезо- и микрофакторы социализации личности. К макрофакторам относят космос, планету, общество, государство, страну. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы – экологические, демографические, экономические, социально-политические.

Мезофакторы – это этнокультурные условия, в которых живет и развивается ребенок: климат, географическое расположение и тип поселения, средства массовой коммуникации и др. Механизмом социализации личности является передача этнокультуры, заложенной в социальном опыте родителей и близких ребёнку людей, которые сами являются продуктом данной культуры и носителями её характеристик.

К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и всё то социальное окружение, в котором находится ребенок и вступает в непосредственный контакт. Эта ближайшая среда имеет наиболее важное значение для социализации ребенка, поскольку именно в ней происходит развитие ребенка, её называют социумом, или микросоциумом.

Влияние микросоциума на процесс социализации человека на различных этапах его жизни зависит от объективных характеристик микросоциума и субъективных характеристик самого человека.

К объективным характеристикам микросоциума относят:

– пространственные характеристики;

– архитектурно-планировочные особенности (открытость – замкнутость, исторически сложившаяся или индустриальная застройка, соотношение малоэтажной и высотной застройки, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т. д.);

– благоустроенность и развитость коммунального хозяйства на его территории, а также насыщенность сферы обслуживания и ее качеств;

– культурно-рекреационные возможности (наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек);

– демографическую ситуацию (состав жителей: их этническую принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференцированности; особенности половозрастного состава; состав семей);

– социально-психологический климат, который определяется соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных семей и групп, криминальных структур, а также мерой активности участия населения в жизни микросоциума.

Микросоциум включает такие факторы социализации как семья, институты воспитания, группы сверстников.

Семья — важнейший институт социализации, т.к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни. Наконец, демографический определяется структурой семьи.

Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни и является ведущим фактором социализации в дошкольном возрасте.

Институты воспитания — это специально создаваемые обществом и государством организации, основной функцией которых является целенаправленное планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и (или) определенного социально-профессионального слоя. Через систему институтов воспитания общество и государство, с одной стороны, стремятся обеспечить равные возможности для воспитания всех своих членов, а с другой, создать условия для реализации каждым своих возможностей, удовлетворения потребностей и развития способностей и интересов.

Группа сверстников является важным фактором социализации. Потребность в общении со сверстниками существует в любом возрасте. Уже в раннем возрасте ребенок особым образом относится к сверстникам. М.И. Лисина выделила критерии посредством которых можно судить том, что у ребенка сложилась потребность к общению со сверстниками. Среди них:

– внимание и интерес к другому человеку;

– эмоциональное отношение к партнеру;

– стремление ребенка вступить во взаимодействие с другим ребенком;

– желание и умение ребенка отвечать на адресованные ему действия.

Контакты со сверстниками отличаются эмоциональной насыщенностью, отсутствием жестких норм и правил общения, преобладанием инициативных высказываний над ответными, функциональным разнообразием.

Ребенок, лишенный общения со сверстниками, отстаёт в своем коммуникативном развитии. Несмотря на то, что в основном дети учатся языку у взрослых, некоторые интуитивно-коммуникативные способности формируются лишь в общении со сверстниками.

Вопросы и задания для самоконтроля

Ø Дайте определение понятиям «социум», «социализация», «микросоциум», «индивидуализация», «социальный статус», «социальная роль».

Ø Докажите интегрированное влияние социальных факторов на формирование личности ребенка.

Ø Выделите основные сферы социализации ребенка.

Ø Назовите основные характеристики микросоциума. Дайте характеристику факторам социализации ребенка в микросоциуме.

 

Список литературы

1. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галигузовой. – М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2000.

2. Кон И. С. Ребенок и общество / И.С. Кон. — М.: Наука, 1988.

3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.

4. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — Пенза: ИПК и ПРО, 1994.

5. Мустафаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших пед. уч. заведений. – М.: Академ. проект, 2001.

6. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. — Екатеринбург: ИРРО,1996.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ДИАЛОГ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА И ПЕДАГОГА

Характеристика педагогической деятельности

Гуманизация педагогического процесса, являющаяся приоритетной в концепции общественного воспитания и обучения детей, требует создания атмосферы обращенности к ребенку, обеспечивающей благоприятные и эффективные условия полноценного развития подрастающих поколений. Сложности и противоречия этого процесса обусловливают проблематичность педагогической деятельности воспитателей, учителей, преподавателей и делают ее особенно актуальной для современной теории и практики воспитания.

Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.

Педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, поскольку ориентирована на стимулирование, организацию, коррекцию работы всех участников воспитательного процесса (детей, их родителей, коллег и др.). Особенность педагогической деятельности заключается в том, что воспитатель, учитель, преподаватель не всегда может увидеть плоды своего труда, его результаты: они проявятся в будущем. Еще одной особенностью педагогической деятельности является то, что невозможно определить меру вклада в развитие ребенка каждого, кто участвует в его воспитании (родителей, педагогов и сотрудников ДОУ).

Педагогическая деятельность, как и любая деятельность, представляет собой систему, структурными компонентами которой являются предмет, цель, мотив, способы осуществления и результат.

Своеобразие педагогической дея­тельности заключается в специфике предмета, объекта труда. В любой деятельности есть субъект (тот, кто ее выполняет) и объект (на кого направлены усилия субъекта). В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта – воспитанник (ученик). Объект педагогического воздействия – это развивающаяся личность, которая находится в постоянном изменении и характер этих изменений во многом обусловливается позицией педагога. Если педагог учитывает индивидуальность воспитуемого, его потребности, интересы, особенности, эмоции, возможности, не подавляет своим авторитетом, то объект педагогической деятельности становится её субъектом. В этом случае педагогическая деятельность из субъектно-объектной превращается в субъектно-субъектную, что делает ее сложной, нестандартной, творческой. Таким образом, предметом педагогической деятельности является организация педагогического процесса, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития детей.

Цель педагогической деятельности определяется обществом и носит обобщённый характер – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Успех педагогической деятельности во многом зависит от мотивов. Они существенно влияют на формирование склонностей и способностей к педагогическому труду. Мотивы бывают внешними (мотивы личностного и профессионального роста) и внутренними (гуманистическая и просоциальная направленность деятельности). Если профессия приобретает личностный смысл, эмоциональную окрашенность, вызывает стремление к самосовершенствованию, к самоактуализации в интересах будущих воспитанников, учеников, то мотивы, побуждающие такую деятельность, называют смыслообразующими (А.Н. Леонтьев).

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО. К средствам педагогического труда относится и, так называемая, педагогическая техникаэто разнообразные умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимулирования их активности (голос – темп, громкость, интонационная окрашенность, выразительность; мимика, пластика, жесты). Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Немаловажна культура речи – хорошее владение словом, четкая дикция, интонационное разнообразие для выражения чувств, отношений. Педагогическая техника выполняет служеб­ную (не смысловую) роль в воспитательном процессе, позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.

Б.Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:

– знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

– научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

– педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

– высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

– непродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;

– малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

– среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;

– продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом;

– высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

Основные функции педагогической деятельности

Сущность педагогической деятельности позволяет выделить ряд определенных профессиональных предписаний (функций), выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Пе­дагог, ученый А.И. Щербаков называет восемь функций: информационную, развивающую, мобилизационную, ориентационную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, исследовательскую, разделяя их на две группы. Первые чётыре функции педагогические, остальные общетрудовые (относятся к любым видам квалифицированного труда). Выполняя педагогические функции, учитель передает ученикам знания, развивает их спо­собности, мобилизует внимание, формирует систему ценностных ориентации. Общетрудовые функции направлены на создание материальных и дидактических условий для творческого реше­ния педагогических задач.

Чтобы успешно выполнять информационную функцию, педагог должен иметь глубокие знания, уметь преподнести их детям, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала, обладать культурой речи и т. д.

Для успешного выполнения развивающей функции педагог, обучая детей, должен развивать их способности, учить само­стоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления. Эта функция пред­полагает обогащение детей впечатлениями, раз­витие их способностей, творчества. Для ее выпол­нения необходимо знать диагностику способностей детей, проблемные методы обучения, уметь применять их с уче­том возраста детей, индивидуальных особенностей развития.

Качества личности, необходимые для выполнения этой фун­кции, – способность к творчеству, инициативность, общая и педагогическая культура, увлеченность и интерес свой работой.

Мобилизационная функция педагога предполагает умение воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности ребенка наиболее рациональным путем. Мобилизовать внимание можно и с помощью строгих указаний, но обучение бу­дет носить развивающий характер только тогда, когда педагог заинтересует детей, увлечет их.

Для выполнения мобилизационной функции педагогу необходимы такие качества личности, как артис­тизм, изобретательность, находчивость, способность к творчеству, умение в увлекатель­ной форме организовывать деятельность детей, находить индивиду­альный подход к каждому ребенку.

Еще одна функция педагогической деятельности – ориентационная. Она предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности. Ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки—раци­ональной или эмоциональной).

Большое значение имеет форма преподнесения материала — тон речи, ар­тистизм педагога. Важен индивидуальный подход – внимание к склонностям и предпочтениям детей. Педа­гог должен помнить, что дошкольникам необходима новизна впе­чатлений, и уметь применять вариативную структуру занятий, разные формы организации детской деятельности.

Воспитатель, чтобы успешно реализовать эту функцию, дол­жен, уметь увлечь, заинтересовать детей. Поскольку воспитатель общается с детьми в быту в более свободной форме по сравнению с занятия­ми, он может использовать различные методические приемы, в том числе и придающие занимательность обучению. Воспитатель, организовывая самостоятельную деятельность де­тей, должен учитывать их желания, склонности, качества лично­сти. Тон речи, стиль общения должны быть доброжелательными. Воспитатель, пользующийся у детей авторитетом, может быстрее добиться успеха.

Для выполнения этой функции тоже необходимы артистизм, изобретательность, находчи­вость.

В конструктивной функции педагога выделяются три компонента (Н.В. Кузьмина): конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала), конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей) и конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для прове­дения работы).

Конструктивно-содержательный компонент предполагает умение отбирать познавательный материал и выстраивать его с учетом поставленных задач, применяемых методов, приемов, форм организации различных видов деятельности детей, а также умение планировать содержание занятий, досугов, самостоятельной деятельности с учетом индивидуального подхода к детям, развивающего эффекта обучения.

Конструктивно-оперативный компонент – это умение привле­кать различные способы реализации поставленных задач, приме­нять вариативные методы, приемы, формы организации деятельности детей.

Конструктивно-материальный компонент подразумевает уме­лое использование наглядности, ТСО, оформления, атрибутики при проведении занятий.

Для выполнения организаторской функции педагог должен обладать определённым объёмом знаний, знать теорию и методику воспитания детей на современном уровне их развития, внедрять новые достижения науки и практики в педаго­гический процесс, продумывать различные формы организации деятельности дошкольников, учитывая их индивидуаль­ные проявления, склонности. Педагог про­водит индивидуальную и коллективную работу с детьми, организовывает открытые занятия, участвует в педсоветах, ведет кружковую работу, а также работает с родителями – проводит собрания, индивидуальные консультации, беседы.

Для выполнения этой функции педагог должен быть организованным, инициативным, ответственным, способным к творческому поиску.

Коммуникативная функция подразумевает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителями. Большое значе­ние имеют личностные качества вос­питателя: любовь к детям, терпение, справедливость, доброже­лательность, уравновешенность, а также глубокие профессио­нальные знания, способность творчески применять их в работе.

Для осуществления этой функции важно владеть коммуникатив­ными умениями — находить подход к каждому воспитаннику, учитывая его склонности, интересы, уровень развития способностей; оказывать внимание каждому ребенку; быть доброжелательным, заботливым; сохранять чувство юмора; уметь переключать внимание детей, когда возникают конфликтные ситуации.

Исследовательская функция предполагает творческое отношение воспитате­ля к своей работе, стремление к самосовершенствованию, посто­янное пополнение профессиональных знаний и умений. Педагог должен следить за новой научной и методической литературой, изучать ее, знакомиться с передовым педагогическим опытом, внедряя в практику новейшие методы и приемы обучения, вести собственный творческий поиск новаторских форм и методов ра­боты с детьми. Для повышения своей профессиональной квали­фикации педагог должен регулярно посещать методические объединения в городе, районе, курсы повышения квалификации, проблемные семинары, кружки, педагогические чтения и т.д.

Профессиональные умения и личностные качества педагога

Педагог представляет собой целостную личность с особым складом ума, индивидуальными особенностями темперамента, определенным стилем поведения. Однако содержание педагогической деятельности предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. Эти качества, реализуясь в деятельности воспитателя и обеспечивая ее успешность, приобретают специфическую профессиональную окраску. С одной стороны, они необходимы для реализации функций педагога, а с другой – реализация функций тренирует и развивает профессионально необходимые качества.

С.А. Козлова, Т.А. Куликова, разрабатывая профессиограмму воспитателя дошкольного образовательного учреждения, важнейшим свойством личности педагога определяют профессиональную направленность – комплекс психологических установок на работу с детьми, профессио­нально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание. От педагога требуются высокая общая и профессиональная культура, интеллигентность, моральная чистота, гражданская ответственность, а кроме того эмоциональная устойчивость, наблюдательность, творческое воображение, требовательная доброта, душевная щедрость, справедливость, организованность и многое другое. К профессионально значимым качествам воспитателя дошкольного учреждения относятся работоспособность, выносливость, ловкость, уравновешенность.

В качестве профессионально значимых и обязательных педагогических качеств С.А. Козлова, Т.А. Куликова также выделяют:

эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, тактичности, верности своим обещаниям;

педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог — ребенок», «педагог — родитель», «педагог — коллеги»;

педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.