Сущность и структура педагогической культуры
М.Н. Корешкова
Учебное пособие
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Арзамас
АГПИ
УДК 372.21 (075.8)
ББК 74.1я73
К 66
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара»
Рецензенты:
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара» Клюева Е.В.
Кандидат социологических наук, доцент Арзамасского приборостроительного института (филиал) НГТУ Князева О.Н.
Корешкова М.Н.
К 66 Учебное пособие «Дошкольная педагогика»: - Арзамас: АГПИ, 2008. – 95с.
В предлагаемом учебном пособии изложен лекционный материал по дошкольной педагогике.
Пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения факультетов дошкольной педагогики и психологии педагогических вузов и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2005г.) по специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология».
УДК 372.21 (075.8)
ББК 74.1я73
© Корешкова М.Н., 2008
© Арзамасский государственный педагогический институт
им. А.П. Гайдара, 2007
Оглавление
стр.
Введение …………………………………………………………………………..
|
| Ребенок и социум
|
|
| Влияние среды на развитие ребенка ……………………………………….
|
|
| Социальные факторы развития …………………………………………….
|
| Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
|
|
| Характеристика педагогической деятельности ……………………………
|
|
| Основные функции педагогической деятельности …………………….....
|
|
| Профессиональные умения и личностные качества педагога …………...
|
|
| Сущность и структура педагогической культуры ………………………..
|
|
| Взаимодействие педагога и детей………………………………………….
|
| Построение предметно-развивающей среды в ДОУ
|
|
| Понятие и сущность развивающей среды ………………………………….
|
|
| Структура предметно-развивающей среды ………………………………..
|
|
| Принципы построения предметно-развивающей среды в условиях дошкольного учреждения …………………………………………………..
|
| Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы и сущность, его компоненты и их взаимосвязь
|
|
| Психолого-педагогические основы педагогического процесса ………….
|
|
| Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь …………………………………………………………………..
|
|
| Планирование целостного педагогического процесса …………………...
|
|
| Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ …………..
|
|
| Гуманизация педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения …………………………………………………………………..
|
| Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
|
|
| Сущность инновационного процесса ………………………………………
|
|
| Понятие педагогической технологии ……………………………………...
|
|
| Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста …………………………………….…………………………….......
|
| Игра – основной вид деятельности в дошкольном детстве
|
|
| Общие вопросы теории детской игры ……………………………………..
|
|
| Происхождении игры ……………………………………………………….
|
|
| Отражение истории и быта народов в детской игре ………………………
|
|
| Характеристика игры как деятельности ……………………………………
|
|
| Значение игр в формировании личности ребёнка …………………………
|
|
| Психолого-педагогический потенциал детской игры ……………………..
|
|
| Классификация игр ………………………………………………………….
|
|
| Творческие игры ……………………………………………………………..
|
|
| Игры с правилами ……………………………………………………………
|
| Список литературы ……………………………………………………………....
|
| ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое пособие посвящено вопросам содержания лекционных занятий по учебному курсу «Дошкольная педагогика». Оно включает лекционный материал в соответствии с приведенным перечнем учебных вопросов.
В основу краткого рассмотрения теоретического материала курса легло содержание Госстандарта 2005 года. В пособии даны вопросы итоговой отчетности, позволяющие самостоятельно проконтролировать уровень усвоения учебного теоретического материала. Кроме того, в пособие включены вопросы для самоконтроля, примерная тематика контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ, а также предложен список литературы, направленный на пополнение данной в пособии информации путем самостоятельного изучения источников.
Процесс гуманизации содержания дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации педагогического процесса, ориентирует на поиск конструктивных форм взаимодействия и внедрение инновационных технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Современные педагогические технологии определяют содержание дошкольного образования, структуру педагогической деятельности, организацию развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.
В пособии достаточно объёмно рассмотрен основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Подробно изложены общие вопросы теории детской игры, представлены разные подходы к её определению, классификации, раскрыто значение игр в формировании личности ребёнка, рассмотрены виды детских игр, их педагогический потенциал и руководство ими.
Материалы пособия окажут помощь в изучении курса «Дошкольная педагогика» и получении основных знаний по следующим темам:
– особенности развития и социализации детей дошкольного возраста;
– современные подходы к организации обучения и воспитания детей в условиях ДОУ;
– специфика организации и перспективные направления построения развивающей среды детского сада;
– педагогические возможности игры в воспитании и развитии дошкольников;
– инновационные технологии дошкольного образования;
– система знаний о формах, средствах, методах и приемах воспитания и обучения дошкольников.
РЕБЕНОК И СОЦИУМ
Влияние среды на развитие ребенка
Среда в широком смысле слова понимается как «окружающий мир»: природное, материальное, духовное, психическое, культурное, социальное окружение организма. Социальный мир создаётся людьми в соответствии с их потребностями.
В изучение механизмов воздействия среды на личность психологи важную роль отводят «социальной ситуации развития». Л.С. Выготский понимает под ней своеобразное, неповторимое отношение между ребенком и окружающим его миром. Ученый исследовал взаимосвязь между развитием ребенка и взаимодействиями окружающей среды, уровень этих взаимоотношений, в результате которых изменяется как среда, так и развитие ребенка. Л.С. Выготский подчеркивал, что для формирования специфически человеческих психических качеств (логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий…) требуются не только физиологические задатки, но и социальные условия жизни и воспитания.
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что дефицит общения с окружающими, различные виды изоляции от воспитательного влияния взрослых людей приводят к резкому нарушению развития психики уже на ранних возрастных ступенях и обусловливают возникновение глубоких психических дефектов, которые с большим трудом преодолеваются на последующих генетических стадиях.
В педагогике социум, социальная среда рассматриваются, прежде всего, с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе. Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т.е. имеет разный социальный статус.
Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).
Статус определяет поведение личности в обществе, т.е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.
Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Социализация (от лат. socialis — общественный) – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Однако индивид становится человеком во взаимодействии с окружающим миром, имеется в виду не только пассивное восприятие мира, но и преобразование его.
В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.
Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.
С точки зрения М.А. Галигузовой, Г.Н. Штинова, Е.Я. Тищенко, Б.П. Дьяконова, социальная адаптация является обязательным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.
В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.
В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.
В процессе социализации у ребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируется другая потребность — проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.
Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности). Установление равновесия между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, приводит к интеграции ребенка в социум.
Социальные факторы развития
Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.
Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая влияет на этот процесс посредством самых разных социальных факторов.
Различают макро-, мезо- и микрофакторы социализации личности. К макрофакторам относят космос, планету, общество, государство, страну. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы – экологические, демографические, экономические, социально-политические.
Мезофакторы – это этнокультурные условия, в которых живет и развивается ребенок: климат, географическое расположение и тип поселения, средства массовой коммуникации и др. Механизмом социализации личности является передача этнокультуры, заложенной в социальном опыте родителей и близких ребёнку людей, которые сами являются продуктом данной культуры и носителями её характеристик.
К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и всё то социальное окружение, в котором находится ребенок и вступает в непосредственный контакт. Эта ближайшая среда имеет наиболее важное значение для социализации ребенка, поскольку именно в ней происходит развитие ребенка, её называют социумом, или микросоциумом.
Влияние микросоциума на процесс социализации человека на различных этапах его жизни зависит от объективных характеристик микросоциума и субъективных характеристик самого человека.
К объективным характеристикам микросоциума относят:
– пространственные характеристики;
– архитектурно-планировочные особенности (открытость – замкнутость, исторически сложившаяся или индустриальная застройка, соотношение малоэтажной и высотной застройки, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т. д.);
– благоустроенность и развитость коммунального хозяйства на его территории, а также насыщенность сферы обслуживания и ее качеств;
– культурно-рекреационные возможности (наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек);
– демографическую ситуацию (состав жителей: их этническую принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференцированности; особенности половозрастного состава; состав семей);
– социально-психологический климат, который определяется соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных семей и групп, криминальных структур, а также мерой активности участия населения в жизни микросоциума.
Микросоциум включает такие факторы социализации как семья, институты воспитания, группы сверстников.
Семья — важнейший институт социализации, т.к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни. Наконец, демографический определяется структурой семьи.
Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни и является ведущим фактором социализации в дошкольном возрасте.
Институты воспитания — это специально создаваемые обществом и государством организации, основной функцией которых является целенаправленное планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и (или) определенного социально-профессионального слоя. Через систему институтов воспитания общество и государство, с одной стороны, стремятся обеспечить равные возможности для воспитания всех своих членов, а с другой, создать условия для реализации каждым своих возможностей, удовлетворения потребностей и развития способностей и интересов.
Группа сверстников является важным фактором социализации. Потребность в общении со сверстниками существует в любом возрасте. Уже в раннем возрасте ребенок особым образом относится к сверстникам. М.И. Лисина выделила критерии посредством которых можно судить том, что у ребенка сложилась потребность к общению со сверстниками. Среди них:
– внимание и интерес к другому человеку;
– эмоциональное отношение к партнеру;
– стремление ребенка вступить во взаимодействие с другим ребенком;
– желание и умение ребенка отвечать на адресованные ему действия.
Контакты со сверстниками отличаются эмоциональной насыщенностью, отсутствием жестких норм и правил общения, преобладанием инициативных высказываний над ответными, функциональным разнообразием.
Ребенок, лишенный общения со сверстниками, отстаёт в своем коммуникативном развитии. Несмотря на то, что в основном дети учатся языку у взрослых, некоторые интуитивно-коммуникативные способности формируются лишь в общении со сверстниками.
Вопросы и задания для самоконтроля
Ø Дайте определение понятиям «социум», «социализация», «микросоциум», «индивидуализация», «социальный статус», «социальная роль».
Ø Докажите интегрированное влияние социальных факторов на формирование личности ребенка.
Ø Выделите основные сферы социализации ребенка.
Ø Назовите основные характеристики микросоциума. Дайте характеристику факторам социализации ребенка в микросоциуме.
Список литературы
1. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галигузовой. – М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2000.
2. Кон И. С. Ребенок и общество / И.С. Кон. — М.: Наука, 1988.
3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.
4. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — Пенза: ИПК и ПРО, 1994.
5. Мустафаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших пед. уч. заведений. – М.: Академ. проект, 2001.
6. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. — Екатеринбург: ИРРО,1996.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ДИАЛОГ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА И ПЕДАГОГА
Характеристика педагогической деятельности
Гуманизация педагогического процесса, являющаяся приоритетной в концепции общественного воспитания и обучения детей, требует создания атмосферы обращенности к ребенку, обеспечивающей благоприятные и эффективные условия полноценного развития подрастающих поколений. Сложности и противоречия этого процесса обусловливают проблематичность педагогической деятельности воспитателей, учителей, преподавателей и делают ее особенно актуальной для современной теории и практики воспитания.
Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.
Педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, поскольку ориентирована на стимулирование, организацию, коррекцию работы всех участников воспитательного процесса (детей, их родителей, коллег и др.). Особенность педагогической деятельности заключается в том, что воспитатель, учитель, преподаватель не всегда может увидеть плоды своего труда, его результаты: они проявятся в будущем. Еще одной особенностью педагогической деятельности является то, что невозможно определить меру вклада в развитие ребенка каждого, кто участвует в его воспитании (родителей, педагогов и сотрудников ДОУ).
Педагогическая деятельность, как и любая деятельность, представляет собой систему, структурными компонентами которой являются предмет, цель, мотив, способы осуществления и результат.
Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. В любой деятельности есть субъект (тот, кто ее выполняет) и объект (на кого направлены усилия субъекта). В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта – воспитанник (ученик). Объект педагогического воздействия – это развивающаяся личность, которая находится в постоянном изменении и характер этих изменений во многом обусловливается позицией педагога. Если педагог учитывает индивидуальность воспитуемого, его потребности, интересы, особенности, эмоции, возможности, не подавляет своим авторитетом, то объект педагогической деятельности становится её субъектом. В этом случае педагогическая деятельность из субъектно-объектной превращается в субъектно-субъектную, что делает ее сложной, нестандартной, творческой. Таким образом, предметом педагогической деятельности является организация педагогического процесса, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития детей.
Цель педагогической деятельности определяется обществом и носит обобщённый характер – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.
Успех педагогической деятельности во многом зависит от мотивов. Они существенно влияют на формирование склонностей и способностей к педагогическому труду. Мотивы бывают внешними (мотивы личностного и профессионального роста) и внутренними (гуманистическая и просоциальная направленность деятельности). Если профессия приобретает личностный смысл, эмоциональную окрашенность, вызывает стремление к самосовершенствованию, к самоактуализации в интересах будущих воспитанников, учеников, то мотивы, побуждающие такую деятельность, называют смыслообразующими (А.Н. Леонтьев).
Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО. К средствам педагогического труда относится и, так называемая, педагогическая техника–это разнообразные умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимулирования их активности (голос – темп, громкость, интонационная окрашенность, выразительность; мимика, пластика, жесты). Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Немаловажна культура речи – хорошее владение словом, четкая дикция, интонационное разнообразие для выражения чувств, отношений. Педагогическая техника выполняет служебную (не смысловую) роль в воспитательном процессе, позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.
Б.Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:
– знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;
– научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;
– педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;
– высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.
Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
– непродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;
– малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
– среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;
– продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом;
– высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.
Основные функции педагогической деятельности
Сущность педагогической деятельности позволяет выделить ряд определенных профессиональных предписаний (функций), выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.
Педагог, ученый А.И. Щербаков называет восемь функций: информационную, развивающую, мобилизационную, ориентационную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, исследовательскую, разделяя их на две группы. Первые чётыре функции педагогические, остальные общетрудовые (относятся к любым видам квалифицированного труда). Выполняя педагогические функции, учитель передает ученикам знания, развивает их способности, мобилизует внимание, формирует систему ценностных ориентации. Общетрудовые функции направлены на создание материальных и дидактических условий для творческого решения педагогических задач.
Чтобы успешно выполнять информационную функцию, педагог должен иметь глубокие знания, уметь преподнести их детям, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала, обладать культурой речи и т. д.
Для успешного выполнения развивающей функции педагог, обучая детей, должен развивать их способности, учить самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления. Эта функция предполагает обогащение детей впечатлениями, развитие их способностей, творчества. Для ее выполнения необходимо знать диагностику способностей детей, проблемные методы обучения, уметь применять их с учетом возраста детей, индивидуальных особенностей развития.
Качества личности, необходимые для выполнения этой функции, – способность к творчеству, инициативность, общая и педагогическая культура, увлеченность и интерес свой работой.
Мобилизационная функция педагога предполагает умение воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности ребенка наиболее рациональным путем. Мобилизовать внимание можно и с помощью строгих указаний, но обучение будет носить развивающий характер только тогда, когда педагог заинтересует детей, увлечет их.
Для выполнения мобилизационной функции педагогу необходимы такие качества личности, как артистизм, изобретательность, находчивость, способность к творчеству, умение в увлекательной форме организовывать деятельность детей, находить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Еще одна функция педагогической деятельности – ориентационная. Она предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности. Ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки—рациональной или эмоциональной).
Большое значение имеет форма преподнесения материала — тон речи, артистизм педагога. Важен индивидуальный подход – внимание к склонностям и предпочтениям детей. Педагог должен помнить, что дошкольникам необходима новизна впечатлений, и уметь применять вариативную структуру занятий, разные формы организации детской деятельности.
Воспитатель, чтобы успешно реализовать эту функцию, должен, уметь увлечь, заинтересовать детей. Поскольку воспитатель общается с детьми в быту в более свободной форме по сравнению с занятиями, он может использовать различные методические приемы, в том числе и придающие занимательность обучению. Воспитатель, организовывая самостоятельную деятельность детей, должен учитывать их желания, склонности, качества личности. Тон речи, стиль общения должны быть доброжелательными. Воспитатель, пользующийся у детей авторитетом, может быстрее добиться успеха.
Для выполнения этой функции тоже необходимы артистизм, изобретательность, находчивость.
В конструктивной функции педагога выделяются три компонента (Н.В. Кузьмина): конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала), конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей) и конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).
Конструктивно-содержательный компонент предполагает умение отбирать познавательный материал и выстраивать его с учетом поставленных задач, применяемых методов, приемов, форм организации различных видов деятельности детей, а также умение планировать содержание занятий, досугов, самостоятельной деятельности с учетом индивидуального подхода к детям, развивающего эффекта обучения.
Конструктивно-оперативный компонент – это умение привлекать различные способы реализации поставленных задач, применять вариативные методы, приемы, формы организации деятельности детей.
Конструктивно-материальный компонент подразумевает умелое использование наглядности, ТСО, оформления, атрибутики при проведении занятий.
Для выполнения организаторской функции педагог должен обладать определённым объёмом знаний, знать теорию и методику воспитания детей на современном уровне их развития, внедрять новые достижения науки и практики в педагогический процесс, продумывать различные формы организации деятельности дошкольников, учитывая их индивидуальные проявления, склонности. Педагог проводит индивидуальную и коллективную работу с детьми, организовывает открытые занятия, участвует в педсоветах, ведет кружковую работу, а также работает с родителями – проводит собрания, индивидуальные консультации, беседы.
Для выполнения этой функции педагог должен быть организованным, инициативным, ответственным, способным к творческому поиску.
Коммуникативная функция подразумевает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителями. Большое значение имеют личностные качества воспитателя: любовь к детям, терпение, справедливость, доброжелательность, уравновешенность, а также глубокие профессиональные знания, способность творчески применять их в работе.
Для осуществления этой функции важно владеть коммуникативными умениями — находить подход к каждому воспитаннику, учитывая его склонности, интересы, уровень развития способностей; оказывать внимание каждому ребенку; быть доброжелательным, заботливым; сохранять чувство юмора; уметь переключать внимание детей, когда возникают конфликтные ситуации.
Исследовательская функция предполагает творческое отношение воспитателя к своей работе, стремление к самосовершенствованию, постоянное пополнение профессиональных знаний и умений. Педагог должен следить за новой научной и методической литературой, изучать ее, знакомиться с передовым педагогическим опытом, внедряя в практику новейшие методы и приемы обучения, вести собственный творческий поиск новаторских форм и методов работы с детьми. Для повышения своей профессиональной квалификации педагог должен регулярно посещать методические объединения в городе, районе, курсы повышения квалификации, проблемные семинары, кружки, педагогические чтения и т.д.
Профессиональные умения и личностные качества педагога
Педагог представляет собой целостную личность с особым складом ума, индивидуальными особенностями темперамента, определенным стилем поведения. Однако содержание педагогической деятельности предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. Эти качества, реализуясь в деятельности воспитателя и обеспечивая ее успешность, приобретают специфическую профессиональную окраску. С одной стороны, они необходимы для реализации функций педагога, а с другой – реализация функций тренирует и развивает профессионально необходимые качества.
С.А. Козлова, Т.А. Куликова, разрабатывая профессиограмму воспитателя дошкольного образовательного учреждения, важнейшим свойством личности педагога определяют профессиональную направленность – комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание. От педагога требуются высокая общая и профессиональная культура, интеллигентность, моральная чистота, гражданская ответственность, а кроме того эмоциональная устойчивость, наблюдательность, творческое воображение, требовательная доброта, душевная щедрость, справедливость, организованность и многое другое. К профессионально значимым качествам воспитателя дошкольного учреждения относятся работоспособность, выносливость, ловкость, уравновешенность.
В качестве профессионально значимых и обязательных педагогических качеств С.А. Козлова, Т.А. Куликова также выделяют:
– эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, тактичности, верности своим обещаниям;
– педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
– педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;
– педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;
– культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог — ребенок», «педагог — родитель», «педагог — коллеги»;
– педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|