Сделай Сам Свою Работу на 5

ВЫБОР СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОМАНДОЙ





Существует много различных стилей руководства, и руководителю рано или поздно приходится их осваивать все.Исследователи выделяет четыре основных руководящих стиля:

Директивный (авторитарный) – руководитель самостоятельно определяет проблемы и задачи, сам принимает решение и дает распоряжения, контролирует и руководит работой.

Коучинг (от английского coach – наставлять, тренировать). Для этого стиля характерно сочетание директивности и поддержки. Руководитель составляет план после обсуждения проблемы с сотрудниками, объясняет задачи и информирует о принятых решениях, ведет с сотрудниками диалог.

Поддержка – руководитель вовлекает сотрудников в деятельность, сотрудничает с ними, поддерживает их усилия, облегчает принятие ими решений и укрепляет их уверенность.

Делегирование – низкая степень директивности и поддержки, делегирование полномочий, передача ответственности с руководителя на сотрудников. Руководитель отслеживает работу сотрудников, делегирует им принятие решений и принимает принятые ими решения.

 

В проектной деятельности работает концепт ситуационного руководства – использование нескольких стилей и их сочетание в зависимости от условий, способностей руководителя и компетенций сотрудников. Чаще всего руководитель, набираясь опыта, продвигается от первого (директивного) к четвертому стилю (делегирование). Но нет хороших или плохих стилей – есть стили, которые помогают решать поставленные задачи, и стили, которые этому не способствуют.



Руководителю проекта также важно предупреждать и разрешать конфликты. Споры между людьми, занимающимися общим делом, неизбежны: у людей отличаются взгляды и мнения, представления о стандартах качества труда. Иногда кто-то из членов команды не ладит с остальными. Если члены команды не могут найти общий язык, приемлемое для всех решение приходится искать руководителю.

 

СОТРУДНИЧЕСТВО И КОММУНИКАЦИИ В КОМАНДЕ

Слово коммуникация произошло от латинского слова communnicatio — сообщение, передача.Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя и более людьми. Коммуникация в команде является основным инструментом для достижения целей проекта и решения проблем. Организация, уровень и культура коммуникаций играют важную роль в работе команды проекта и существенным образом сказываются на ее результативности. Целенаправленные совместные действия в команде группе невозможны без эффективной коммуникации.



Коммуникация в команде выполняет функцию обмена информацией между ее членами, а также и комплекс функций, направленных на поддержание отношений, на поддержание самой группы, на формирование командного духа. Ни одна из этих функций не является приоритетной или более важной, так как все они необходимы для эффективного взаимодействия членов команды. Поэтому коммуникация является как средством, инструментом, так и самостоятельной целью, «работая» на развитие отношений в команде.

 

Коммуникации отражают не только процесс передачи и получения информации, но и также ее восприятие, понимание и усвоение. Описывая природу человеческих коммуникаций, ученые выделяют в коммуникационном процессе несколько основных элементов:

Отправитель (источник) – лицо, передающее информацию

Сообщение – информация, закодированная с помощью символов

Канал – средство передачи информации, через который происходит декодирование сообщения

Получатель (реципиент) – лицо, которому предназначается информация и которое ее воспринимает

Обратная связь (Feedback) – ответная реакция на полученную информацию

По характеру восприятия информации коммуникации делятся на прямые или целевые (цель сообщения заложена в его тексте), косвенные (информация заложена скорее «между строк») и смешанные.



Средства коммуникации можно разделить на вербальные (речь, значение и смысл слов) и невербальные (мимика, жестикуляция, визуальный контакт, проксемика).

В проектной деятельности (впрочем, и не только в ней) важно, чтобы коммуникация была ясной. Чем лучше, яснее происходит коммуникация, тем более гладко будет происходить реализация проекта. Задача руководителя проекта - обеспечить, чтобы информация была доступной для тех, кому это необходимо. Руководитель также может улучшить коммуникацию в команде, если она будет двусторонней, будет включать в себя обязательную, но искреннюю и честную обратную связь.

 

Важнейшим средством эффективной двусторонней коммуникации в команде является активное слушание. Оно предполагает искренний интерес к тому, что говорит другой человек и к нему самому, способность настроиться на говорящего, внимательное слушание без прерывания и оценок.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое команда проекта?

2. Перечислите подходы к формированию команды проекта.

3. В чем основное различие между традиционным пониманием команды и современным представлением?

4. Перечислите основные командные роли, их сильные и слабые стороны.

5. Перечислите основные факторы, определяющие эффективность команды.

6. Какие задачи выполняет руководитель на разных стадиях формирования команды?

7. Какие функции выполняет коммуникация в команде?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте список задач, которые в соответствии с планом решает команда вашего проекта. Затем сформируйте состав вашей команды.

2. Цель этого упражнения заключается в том, чтобы определить, какие роли могут быть в команде вашего проекта. Посмотрите на роли, приведенные ниже, и разделите их между отдельными членами вашей команды:

Исполнитель (реализатор)……………………………………………..

Координатор……………………………………………………………..

Мотиватор……………………………………………………………….

Генератор идей………………………………………………………….

Снабженец……………………………………………………………….

Аналитик…………………………………………………………………

Вдохновитель…………………………………………………………….

Контролер…………………………………………………………………

Кто какую роль исполняет?

Есть ли среди них роли, которые исполняют несколько человек?

Какие роли не выполняет никто?

Приведите пример из своей практики, когда проявилось наличие или отсутствие определенных ролей в команде.

3. Распределите обязанности в команде и закрепите за каждым ее членом конкретные задачи.

4. Перечислите стадии создания команды и задачи, которые на каждой из них выполняет руководитель.

Ответ.

Стадия Задачи
1. Подготовка Определить цели команды Решить, какую работу необходимо выполнить Определить структуру управления
2. Создание рабочих условий Обеспечить необходимыми материалами и оборудованием Убедиться, что команда укомплектована сотрудниками, необходимыми для выполнения работы по проекту
3. Формирование команды и построение отношений Установить границы – кто является членом команды, а кто не является Согласовать процесс выполнения заданий Разработать совместными усилиями принципы взаимоотношений и поведения в команде, и принять их сообща
4. Сопровождение в работе Своевременно замечать возникшие проблемы и принимать решение по их устранению Обеспечивать команду необходимыми ресурсами Обсуждать вместе промежуточные результаты проекта и делать выводы

 

5. Определите стиль руководства вашей командой. На чем основан ваш выбор?

6. Закончите предложения – вопросы, которые помогут вам получать обратную связь от членов вашей команды:

Как, на ваш взгляд, мы можем улучшить…?

Что бы вы изменили в нашей деятельности после ее окончания, если бы…?

Как реагируют клиенты на нашу работу – как вам кажется, они …?

Варианты ответов.

Вопросы для поддержки двусторонней коммуникации:

«Как, на ваш взгляд, мы можем улучшить работу в этом проекте?»

«Что бы вы изменили в нашей деятельности после ее окончания, если бы вам пришлось выполнить ее снова?»

«Как реагируют клиенты на нашу работу – как вам кажется, они довольны результатом?»

 

ГЛАВА 6. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА

ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Завершая проект необходимо подвести его итоги, это важно не только для того, чтобы качественно отчитаться перед донором и всеми проверяющими органами, но и для того, чтобы самим еще раз оглянуться назад и посмотреть, какого результата для целевой группы и вашей организации удалось добиться.

Завершая проект, мы делаем следующие вещи – оцениваем его результаты (с привлечением внешних оценщиков или силами проектной команды), пишем отчеты, архивируем проектную документацию и распространяем широко основные результаты проекта, благодарим партнеров, волонтеров, доноров и проектную команду. Подробнее обо всем этом вы сможете прочитать в этом разделе.

Для начала дадим определения.

Оценка – действие, направленное на формирование мнения, суждения о качестве, достоинстве, значении и т.п. чего-либо (словарь русского языка).

Оценка проектов – периодическое оценивание функционирования, эффективности и воздействия проекта в контексте его запланированных целей. Как правило, это сравнение желаемого с действительным, поэтому при оценке необходимо иметь информацию о первоначальных планах. По итогам оценки выносится суждение об эффективности проекта, и формулируются рекомендации на будущее.

Мониторинг – регулярный сбор основных данных по текущим результатам деятельности проекта, затратам и т.д. Мониторинг производится в течение всего периода осуществления проекта и оценивает соответствие хода проекта календарному плану и экономичность использования ресурсов. Мониторинг необходим для своевременного реагирования на возникающие отклонения от плана.

Рассмотрим, какие существуют виды оценки. Для начала посмотрим по времени, когда оценка может происходить, на каком этапе проекта (рис. 7):

Предварительная, или Экспертиза проекта – оценка, проводимая на этапе планирования проекта. При этом оценивается еще не реализованный проект, проект как предложение вашей будущей работы.

Промежуточная, или Формирующая – оценка, проводимая во время работы проекта для того, чтобы помочь проекту более успешно достигнуть намеченных целей и привести к планируемым результатам. Может быть запланированной или диагностической.

Завершающая, или Обобщающая – оценка, проводимая по окончанию проекта. Обобщает достижения проекта и представляет выводы для будущих проектов и программ.

Фактическая, или Оценка воздействия – оценка, проводимая через какое-то время после того, как проект полностью завершен и можно проанализировать его воздействие. В ходе этой оценки анализируются все изменения, вызванные проектом и то, насколько они стабильны, то есть, сохраняются ли изменения без дальнейшего воздействия со стороны проекта.

Рис.7 Виды оценки и проект

 

 

Теперь рассмотрим виды оценки с точки зрения того, кто ее может осуществлять:

Оценка внутренняя, или Самооценка – осуществляется теми же самыми людьми, которые работают в организации.

Внешняя, или Независимая оценка – проводится приглашенным специалистом. При этом важно, чтобы он не только не работал в вашей организации, но и не был связан с ней отношениями, которые можно расценить как конфликт интересов.

В оценке могут принимать участие следующие игроки:

заказчик;

исполнитель (-и);

участники.

Процесс оценки состоит из нескольких шагов:

планирование оценки;

определение методов и инструментов оценки;

сбор данных;

обработка данных;

анализ и интерпретация данных;

подготовка отчета и сообщение о результатах;

использование результатов.

Для проведения оценки существуют различные методы и инструменты. Их мы рассмотрим ниже.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.