|
Организация психолого-педагогической экспертизы игровых средств в Республике Беларусь.
В Республике Беларусь психолого-педагогической экспертиза игрушек организуется на основе Приказа министра Образования от 20.11.2007. №707 «О регулировании вопроса психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек» Этим приказом утверждены «Перечень критериев психолого-педагогической экспертной оценки игр и игрушек» и Инструкция «О порядке проведения психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек». По мнению белорусских специалистов, критерии соответствия игр и игрушек психолого-педагогическим требованиям должны включать качества, направленные на обеспечение разностороннего развития ребёнка, его приобщение к национальной и мировой культуре. Среди них называются:· Полифункциональность: игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях.· Дизайн игрушки должен обеспечивать единство её функциональных и эстетических качеств.· Гуманистическая направленность. · Возможность применения в совместной деятельности. · Возрастная адресованность. · Игра или игрушка пригодна к использованию в коллективных видах детской деятельности (в том числе и с участием взрослого) и может инициировать совместные действия.· Наличие механизмов контроля выполнения действий.· Дидактическая ценность: игра, игрушка выступают средствомвоспитания, обучения и развития ребенка.· Эстетическая ценность: игра, игрушка являются средствомхудожественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к мируискусства, являются изделием народного прикладного искусства. Кроме перечисленных называются критерии несоответствия игр и игрушек психолого-педагогическим требованиям с качествами, угрожающими безопасности ребёнка, негативно влияющими на его здоровье и эмоциональное благополучие. Среди таких качеств названы:· провоцирующие ребёнка на агрессивные действия: несущие в себе признаки насилия и жестокости, в том числе по отношению к персонажам игры;· оскорбляющие человеческое достоинство, способствующие развитию противоправных наклонностей у детей, вызывающие пренебрежительное или негативное отношение к лицам с особенностями психофизического развития: провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;· вызывающие нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста. Наличие хотя бы одного из критериев несоответствия означает несоответствиеигр и игрушек психолого-педагогическим требованиям. В Инструкции о порядке проведения психолого-педагогическойэкспертизы игр и игрушек определены:· Цель ППЭ - недопущение распространения на территории Республики Беларусь игр и игрушек, негативно влияющих на здоровье и эмоциональное благополучие детей.· Сфера действия Инструкции - юридические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющих ввоз, производство и реализацию на территории Республики Беларусь игр и игрушек.· Основные термины и их определения:- психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек – система действий органа, уполномоченного Министерством образования Республики Беларусь, по подтверждению соответствия игр и игрушек психолого-педагогическим требованиям; - критерии психолого-педагогической экспертной оценки игр и игрушек - требования к ценным качествам игр и игрушек, соответствующие возрастным особенностям развития детей и являющиеся средством, обеспечивающим их разностороннее развитие; - игра - один из основных видов детской деятельности и важнейшеесредство воспитания, обучения и развития детей, особая форма ихвзаимоотношений с окружающей средой; - игрушка - предмет, изготовленный для игры, который является средством игровой деятельности детей и её объектом.· Полномочияоргана экспертизы, выраженные в том, что игры и игрушки, получившие заключение экспертизы о несоответствии психолого-педагогическим требованиям, не допускаются к использованию на территории Республики Беларусь. Кроме этого в Инструкции определён порядок проведения экспертизы, в частности, то, что она назначается по запросам заинтересованных организаций в случаях необходимости выдачи заключения: · о соответствии заявленных к ввозу на территорию Республики Беларусь игр и игрушек;· о соответствии производимых и реализуемых в Республике Беларусь игр и игрушек;· при постановке их на производство. Экспертизу проводит научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее по тексту - Институт), в котором создаётся экспертный Советпо игре и игрушке. В его состав входят специалисты из числа педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, художников, дизайнеров и иных специалистов в области разработки и производства игр и игрушек, представители заинтересованных организаций, а также общественности. Численный и персональный состав совета, а также срок его полномочий утверждается Министром образования Республики Беларусь нереже 1 раза в 2 года. Заказчик экспертизы представляет в Институт документы по установленной форме. При этом он несёт ответственность за достоверностьсведений представленных для экспертизы, а Институт - за своевременное, объективное и квалифицированное проведение экспертизы и выдачу заключения. Размер платы, взимаемой за проведение экспертизы, включаетэкономически обоснованные затраты, связанные с её проведением. Оплаченный документ предъявляется юридическим лицом до получения заключения о соответствии игры или игрушки. Эксперты Совета обязаны обеспечивать защиту сведений, составляющих коммерческую тайну, конфиденциальную информацию, и иных сведений, не подлежащих разглашению, полученных в ходе проведения экспертизы. Экспертиза включает качественный и количественный анализигр и игрушек, который проводится в соответствии с приведёнными выше критериями психолого-педагогической экспертной оценки игр и игрушек и проводится в два этапа. Для проведения экспертизы на первом этапе привлекается неменее двух экспертов, которые являются специалистами соответствующей квалификации в сфере образования. В случае необходимости, кпроведению экспертизы могут привлекаться специалисты из другихорганизаций по согласованию с ними, в том числе, на договорнойоснове. Эксперты оформляют отзыв о результатах экспертизы непозднее пяти рабочих дней на игры и игрушки, заявленные к ввозу натерриторию Республики Беларусь, и двадцати рабочих дней на игры иигрушки, производимые и реализуемые в Республике Беларусь, с момента передачи им материалов. Замечания экспертов в процессе проведения экспертизы могут быть устранены в рабочем порядке, а срок проведения экспертизы может быть продлён по соглашению сторон, но не более чем на 1 месяц. Окончательное решение о соответствии либо несоответствииигр или игрушек психолого-педагогическим требованиям принимается на втором этапе экспертизы Советом, на рассмотрение которого передаются материалы по результатам первого этапа экспертизы. Решение Совета является основанием для выдачи Институтом заключения о соответствии, либо несоответствии игры или игрушки психолого-педагогическим требованиям. Решения Совета принимаются в присутствии не менее половиныего членов методом выведения интегральной оценки на основе индивидуальных оценок членов Совета. По результатам оценки оформляется отзыв, который подписывается председателем и членами совета. Член совета, не согласный с решением, может изложить в письменной форме особое мнение, которое прилагается к отзыву совета. Совет может приглашать на свои заседания работников Министерства образования Республики Беларусь, представителей других заинтересованных организаций, а также запрашивать от них необходимуюинформацию, входящую в их компетенцию по вопросам игры и игрушки.Итоговым документом по результатам проведения экспертизыявляется заключение психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, в котором должны содержаться выводы о соответствии либо несоответствии игры и (или) игрушки психолого-педагогическим требованиям. При получении отрицательного заключения заказчик экспертизыв месячный срок со дня получения заключения может обжаловать его вМинистерство образования Республики Беларусь, которое вправе назначить проведение повторной экспертизы, либо отклонить требования заявителя с обоснованием такого решения. ВыводыСравнивая представленные системы психолого-педагогической экспертизы игр, игрушек и игровых ресурсов (в том числе электронных), следует отметить:· В настоящее время в отличии от некоторых стран СНГ и стран дальнего зарубежья в России отсутствует государственная система психолого-педагогической экспертизы.· Наиболее полное организационное и документальное обеспечение в РФ имеет система психолого-педагогической экспертизы Объединения независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей. Эта система может быть взята в качестве прототипа для новых, более совершенных вариантов экспертизы.· Цели, задачи, принципы и порядок проведения психолого-педагогической экспертизы во всех рассмотренных выше системах почти не отличаются друг от друга.· Критериальная база, используемая в рассмотренных системах психолого-педагогической экспертизы, имеет много общих элементов, хотя критерии, принятые в Казахстане и Белоруссии несколько отличаются от принятых в РФ.
Перечень критериальных требований к качественным и количественным характеристикам оцениваемых объектов.
· Любая игрушка наделяется ребенком определенным смысловым содержанием, не всегда совпадающим с культурным назначением и с образами взрослого.
· Игрушка обладает знаковой функцией, символом отношений ребенка к миру и себе самому. Опасность может содержаться в самой игрушке как знаке.
· Игрушка, являясь знаком как информационным полем способна особым образом программировать поведение ребенка.
· Личностно-смысловые отношения могут проявляться во взаимодействии ребенка с любой игрушкой.
Понятие духовно-нравственного развития, в данном случае – духовно-нравственной безопасности игровой продукции – обусловлено, во-первых, актуальностью самой проблемы трудностей воспитания ребенка в современной социальной ситуации развития и, во-вторых, появившимися в последнее время государственных постановлений и подзаконных актов, многочисленных материалов в контексте образования в России, таких, как:
А) Закон об образовании РФ, где сказано:
«Основные общеобразовательные программы… включают в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. (курсив мой- В.А.)» (Статья 14. Общие требования к содержанию образования, п. 6 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ). А также: «Содержание образования должно обеспечивать: …формирование духовно-нравственной личности; (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ)».
Б) Общественным советом ЦФО, Комитетом Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей и Комиссией Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике была разработана «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности» (М., июнь 2008), в которой особыми статьями отмечены и образование детей дошкольного возраста и необходимость закона о детской игрушке.
Обоснование нормативных требований игровой продукции для ребенка, с точки зрения различных подходов к ее оценке, имеет следующие направления в контексте обеспечения безопасности:
Физической.
Психологической.
Духовно-нравственной.
Физическая безопасностьэто первое, что должно быть обеспечено в детской игровой продукции с точки зрения ее безопасности. Игровая продукция – игры, игрушки, создающие вследствие своих конструктивных особенностей непосредственную угрозу жизни или физическому здоровью ребенка или третьих лиц, когда они используются в соответствии с их назначением.
Количественные и качественные характеристики игровой продукции.К количественным характеристикам игровой продукции могут быть отнесены: санитарно-химические, токсикологические показатели и показатели превышения уровня звука (См. нормы СанПин). Для определения качественных характеристик игровой продукции необходимы соответствующие критерии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|