Общие замечания о состоянии процедур оценивания игр, игровых информационных ресурсов и игрушек
Антиигрушки 2007-2008
1. Это игрушечные модели человеческих экскрементов из экологически чистых материалов. Предназначены, якобы, для снятия комплексов у ребенка. Разработчики и изготовители этой игровой продукции, судя по фото, с удовольствием сами в нее играют.
2. Увеличенные в миллионы раз микробы и вирусы сифилиса, герпеса, гонореи и коровьего бешенства из искусственного меха для детей-дошкольников, постигающих, якобы, азы микробиологии. Наивные вопросы детей об этих заболеваниях, видимо, должны получить соответствующие ответы взрослых.
3. Детская разборная стойка для стриптиза. Включает подробную инструкцию по эротическому танцу и игрушечные аксессуары для юных стриптизерш. (Эта игрушка была со скандалом изъята из детских магазинов Великобритании).
4. Кукла- девочка с косичками, но с половыми органами мальчика. (Была выкуплена и сожжена на Урале в России).
5. Робот-Иисус с крестом-мечом. (надпись: «Воскресные школы не нужны, когда в доме есть робот-бог века высоких технологий»). Знаменательно, что возмущение этой игрушкой как «разжигающей религиозную рознь» было высказано мусульманами.
Очевидны различия в рейтингах конца ХХ и начала ХХI веков: если в ХХ веке в качестве основного критерия оценки антиигрушек выступали физические параметры безопасности, то в начале ХХI века в качестве таких параметров оказываются личностно-психологические и духовно-нравственные критерии, травмирующие и даже убивающие не тело, но душу ребенка.
Перечень основных требований и условий проведения процедур оценивания игр, игровых информационных ресурсов и игрушек.
Общие замечания о состоянии процедур оценивания игр, игровых информационных ресурсов и игрушек
(экспертизы игровых средств).
Современный российский рынок игровой продукции для детей находится в трудном положении. Он испытывает сильное давление, как с Востока, так и с Запада. С Востока к нам поступает, в большинстве своём, продукция низкого качества, основным преимуществом которой является низкие цены. Западноевропейские игровые средства (далее по тексту – ИС) имеют превосходство в качестве, но отличаются излишней «технократичностью», они навязывают ребёнку определённые алгоритмы действий, лишая его возможности проявлять инициативу и творчества, свойственные нормальной игровой деятельности.
Характеризуя продукцию российских производителей, следует отметить, что, несмотря явные тенденции повышения качества и расширения ассортимента ИС, они пока проигрывают в конкурентной борьбе с иностранным компаниям. Доля продукции российских компаний на нашем рынке игровых средств не превышает в настоящее время 10%.
В сложившейся ситуации необходимо:
· совершенствовать законодательство и повышать правовую грамотность родителей и педагогов в вопросах защиты детей от влияния ИС, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью детей, их духовно-нравственному развитию;
· использовать педагогический потенциал системы дошкольного образования для работы с семьями, в целях создания единого развивающего пространства для детей в детском саду и дома;
· формировать, развивать и совершенствовать систему эффективной социальной и психолого-педагогической экспертизы ИС, которая должна давать оценку их качества с точки зрения влияния на развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Психолого-педагогической экспертизе игровой продукции должна предшествовать проверка безопасности ИС по механическим и химико-биологическим характеристикам. Безопасность ИС должна быть подтверждена сертификатом Соответствия Ростеста, который, в свою очередь, выдаётся только при наличии гигиенического сертификата.
Актуальность формирования системы психолого-педагогической экспертизы (далее по тексту – ППЭ) в настоящее время не вызывает сомнения. Однако вопрос об наиболее эффективных способах и формах её организации остаётся открытым.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится проект федерального закона "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию". Он подготовлен во исполнение требований ст.14 Федерального закона от 24.07.98 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", обязывающей государство принимать меры по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию (в частности, от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение), и предусматривающей введение нормативов подачи информационной продукции, не рекомендуемой для пользования ребенку.
Данный законопроект направлен также на выполнение Российской Федерацией обязательств, вытекающих из международных договоров России в части охраны прав и законных интересов детей. Он позволяет реализовать в российском законодательстве нормы установленные Конвенцией о правах ребенка ООН (ст. 13, 17, 34), обязывающие государства обеспечивать разработку "надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию».
В мае 2008 года на заседании комиссии Московской городской Думыпо науке и образованию обсуждались проблемы организации психолого-педагогической экспертизы игрушек в Москве. Председатель комиссии Е. А. Бунимович указал на то, что такая экспертиза не менее важна, чем санитарно-гигиеническая: взрослые должны знать, какие качества воспитывает в детях та или иная игрушка, как она может повлиять на его развитие. Участники заседания поддержали эту точку зрения, и по итогам обсуждения комиссия приняла решение о целесообразности введение добровольной психолого-педагогической экспертизы (ППЭ) игрушек для их производителей и распространителей. Столичному Департаменту образования было рекомендовано ввести обязательную ППЭ игрушек, игровых материалов и методических пособий, поставляемых в государственные дошкольные образовательные учреждения. Депутаты поддержали организацию на базе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Центра ППЭ игрушек, игровых материалов и методических пособий в интересах разных групп московских потребителей. Упомянутые выше предложения и действия законодательных властей по организации системы ППЭ основываются на имеющемся в СССР и современной России опыте такой работы.
С 1934 по 1995 год обязанности по ППЭ частично выполнял художественно-технический совет по игрушке. В 1995 году он распался, потерял актуальность в связи с появлением на нашем рынке массы игрушек иностранного производства. С этого момента ИС оценивались только органами Госстандарта на предмет соответствия их качества ГОСТу и возрастной обусловленности без всякой психолого-педагоги- ческой оценки. В 1998 г. был принят Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”. В третьем пункте 14 статьи этого закона говорится о необходимости проведения экспертизы настольных, компьютерных, иных игр и игрушек в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий. В 2000 году был утвержден временный порядок этой экспертизы.
В настоящее время, анализируя опыт организации ППЭ целесообразно рассмотреть:
· деятельность секции «Игрушки и развивающих игр» Федерального Экспертного совета Министерства образования России, которая существовала до мая 2005 года;
· работу, образованной в ноябре того же года общественной организации – «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей», которая, по сути, стала преемницей секции министерства;
· работу по организации психолого-педагогической экспертизы Центра игры и игрушки при МГППУ.
Говоря об опыте организации ППЭ, нельзя забывать о той работе.
которую ведут в этой области наши коллеги из стран СНГ, в частности специалисты из Казахстана и Белоруссии.
Если говорить о следующем шаге развития эффективной психолого-педагогической экспертизы игровых средств в Российской Федерации, то для этого необходимо с системных позиции проанализировать структуру и содержание существовавших в прежние годы и работающих в настоящее время организаций ППЭ. Особое внимание при этом необходимо уделить анализу документов, являющихся нормативной основой работы этих организаций.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|