|
Функции игрушки в детской игре
Главной характеристикой детской игры, согласно Л.С. Выготскому, является расхождение реальной и мнимой ситуации, Благодаря этому свойству игры в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, произвольность, образное мышление, самосознание и пр. Выход за пределы воспринимаемой ситуации не может осуществляться непосредственно. Для этого необходим специальный предмет, который становится опорой для формирующегося смыслового пространства, т.е. игрушка.
При этом в игре происходят одновременно два важнейших процесса, в центре которых находится игрушка. С одной стороны, ребенок выражает себя — свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы. Ребенок вкладывает в игрушку свои слова, мысли, переживания, т.е. она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка. Такое самовыражение можно рассматривать как форму игровой непроизвольной рефлексии, посредством которой ребенок начинает понимать себя и события своей жизни. Известно, что дети любят многократно проигрывать волнующие события своей жизни — радостные или драматичные. При этом они с помощью игрушек «вселяются» в разных персонажей и говорят их голосами. Все это, безусловно, помогает отстраниться от значимой ситуации, а значит выразить свое отношение к ней и осознать ее. Наблюдая за игрой ребенка, можно понять его внутренний мир и волнующие его переживания.
С другой стороны, в игре ребенок осваивает мир человеческих отношений и представлений, в котором он живет. Любая игрушка всегда заряжена определенным духом своего времени, того общества, в котором она создана. Игрушки, создаваемые для детей взрослыми, всегда отражают мировоззрение этих взрослых, их идеологию, вкусы, моду, достижения технологии и пр., поэтому они способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом, оказывают влияние на социализацию ребенка, его вхождение в данное конкретное общество. Через игрушки дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, осваивают представления о человеке, о нормах отношений между людьми.
Разговор о качествах игрушки особенно важен в настоящее время, когда появилось новое поколение игрушек. Далеко не все из них пригодны для игры и не выполняют свою развивающую роль.
Поскольку игра — это свободная и самостоятельная и творческая деятельность ребенка, главное качество хорошей игрушки - ее открытость для разнообразных действий и переживаний дошкольника. Игрушка не должна быть абсолютной копией реальных предметов. Излишняя детализация навязывает ребенку определенный образ и способ действия. Игрушка должна открывать возможность для «внесения» в нее активности и субъектности ребенка — своего голоса, своих движений.
Необходимым качеством игрушки является возможность любых превращений и настроений. Она должна быть простой, открытой и не навязывать своего голоса и своей активности. Только в этом случае игрушка может выполнить свою главную функцию, т.е. стать не просто забавой, но объектом заботы и партнером по общению, и средством игры. Между тем развитие рынка современных игрушек идет в. направлении технического усложнения и совершенствования. Игрушки, оснащенные специальными программами (интерактивные игрушки), могут жить «своей жизнью», не зависимой от деятельности ребенка, а иногда и руководить его действиями.
Такая игрушка становится не средством игры, а самодостаточной вещью, призванной вызывать удивление, восхищение и любопытство. Играть с такими игрушками совсем не обязательно. Ребенку уже не нужно оживлять куклу, вкладывать в нее свои переживания, свой опыт. Нужно просто взять куклу в руки и делать то, что она «велит». А это закрывает саму возможность самостоятельной творческой игры. Ребенок как бы становится приставкой к игрушке — она сама руководит его действиями.
Наблюдается явное противоречие между представлениями производителей и продавцов игрушек, которые рассматривают игрушку как товар, и представлениями психологов и педагогов, которые понимают игрушку как средство развития ребенка.
В этой связи чрезвычайную актуальность приобретает осуществление квалифицированной психолого-педагогической экспертизы игрушек, учитывающей не только их экологические и эстетические свойства, но и возможный психологический эффект на развитие ребенка.
Критерии психолого-педагогическойэкспертизы игрушек.
В Московском центре экспертизы игрушек при МГППУ разработана концепция и методика психолого-педагогической экспертизы игрушек [3, 4]. Остановимся на основных критериях оценки образных игрушек.
Прежде всего оцениваются этические и эстетические качества игрушки, так называемый этико-эстетический фильтр. Этот первый шаг экспертизы особенно важен в оценке образной игрушки, поскольку именно такие игрушки становятся объектом идентификации для ребенка — бессознательно он принимает на себя выражение лица, позу и характер кукольного персонажа [5]. Тем самым игрушка может задавать определенные ценностные ориентиры, этические и эстетические представления. Дегуманизация образа игрушки, подчеркивание животного или механического начала в человеке, акцент на разных уродствах, утрированно-злобное выражение лица, искажение пропорций и человеческого тела противоречат задачам воспитания и личностного развития. Качества игрушки, опасные с точки зрения психолого-педагогического воздействия на ребенка, препятствуют прохождению этико-эстетического фильтра. Если игрушка не проходит этико-эстетический фильтр, она не допускается для дальнейшей экспертизы.
Вместе с тем игрушка должна быть привлекательной для ребенка и побуждать его к игре. Соответствие интересам и смыслам самого ребенка важное требование к игрушке, которое, собственно, и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка. Только в этом случае она вызывает желание действовать с ней и обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности.
Привлекательность игрушки связана с различными характеристиками как самой игрушки, так и общей ситуацией развития конкретного ребенка. Во-первых, это перцептивная привлекательность, связанная с внешними, физическими качествами (яркими красками, звучанием, сложностью формы, выразительностью образа и пр.), во-вторых, это возможность действовать с ней, понятность и осмысленность игрового действия. Для образных игрушек важно наличие яркого узнаваемого образа — человека или животного. Узнаваемость персонажа вызывает определенное отношение к нему и подсказывает его характер (как он ходит, разговаривает, что любит и пр.). Привлекательность игрушки для ребенка может определяться и степенью знакомства с игрушкой. Совершенно новые, не знакомые детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не стимулируют самостоятельных действий, желание играть. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости - важное качество игрушки, делающее ее привлекательной и стимулирующее детскую активность.
Но главным психологическим требованием к игрушкам является возможность активизации деятелъностей ребенка, которая создает развивающий потенциал игрового действия. Этот потенциал обеспечивается сочетанием ориентировочной основы и открытости и стимулирует осмысленную, самостоятельную игру.
Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна содержать ориентиры для адекватных, культуросообразных действий ребенка, т.е. подсказывать, что и как с ней делать, и направлять ребенка на осуществление заложенных в ней возможностей. Ориентиры для самостоятельного детского действия и их понятность для ребенка — необходимое качество развивающей игрушки. Чтобы игрушка могла реализовать заложенный в ней развивающий и воспитательный потенциал, ориентиры игрового действия должны быть адекватными соответствующему виду игровой деятельности. Они не должны сводить игру к стереотипным действиям и уводить ее в направлении ложных деструктивных ценностей, их назначение -стимулировать полноценное развитие деятельности и личности ребенка.
Однако наличие ориентиров не должно препятствовать осуществлению инициативных действий ребенка. Игра — это свободная и самостоятельная деятельность. Игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для развивающей игрушки. Она должна допускать широкие возможности вариативных действий. Чем более определенной и завершенной является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Сложные и завершенные игрушки предопределяют характер детских действий и приковывают ребенка к стереотипным манипуляциям. Более простой и менее определенный игровой материал допускает широкий спектр игровых действий.
Важное качество образной игрушки (к куклам это относится в первую очередь) - это гармоничное сочетание условности и реалистичности образа. Реалистичность и узнаваемость образа становятся ориентирами, направляющими игровые действия и сюжет, задают смысл действий, а его условность открывает возможности разнообразных игровых действий и событий в рамках данного сюжета. Избыточная детализация и натурализация образа резко сужает возможности игровых действий, делает игрушку закрытой для их многообразных вариантов.
Следует остановиться на вопросе о технической оснащенности современной игрушки. Образные игрушки, содержащие механизмы, обеспечивающие им самостоятельные движения (ходящие куклы, говорящие и поющие звери и пр.), уводят ребенка от смысла игровой деятельности (создание воображаемой, условной ситуации) и подменяют сюжетную игру примитивным манипулированием. Наличие встроенного механизма игрушки навязывает ребенку определенный способ действия с ней и закрывает возможность настоящей игры, а значит блокирует инициативность ребенка.
Открытость по образу и по действию является важнейшим требованием к образной игрушке. Степень условности и образ куклы оценивается по-разному в зависимости от возраста и характера игровой деятельности ребенка. Кроме того, при экспертизе учитываются и другие параметры игрушки (количество аксессуаров, размер, подвижность деталей, качество материала и пр.), которые также оцениваются исходя из возрастной адресации игрушки.
Таким образом, развивающий потенциал игрового действия предполагает определенное сочетание ориентиров, направляющих деятельность ребенка, и открытости игрушки для его собственной активности.
Реализация развивающего потенциала игрушки обеспечивается также ее операциональными возможностями. Поскольку игра является самостоятельной деятельностью ребенка, материал детской игры должен быть доступным для осуществления соответствующих практических игровых действий. Возможность практического действия с игрушкой также определяется рядом ее признаков, прежде всего это прочность и качество изготовления. Самый интересный замысел игрушки, ее потенциальная «полезность» может обесцениваться несовершенным исполнением (если игрушка быстро ломается или не соответствует возрастным возможностям ребенка).
Для игрового материала валены соответствующие технические характеристики, обеспечивающие легкую возможность действия (устойчивость и подвижность конечностей куклы, соразмерность частей и деталей и пр.). Такие сугубо физические характеристики, как размер и вес игрушки, также могут содействовать или препятствовать самостоятельным действиям ребенка.
Таким образом, основным психологическим требованием к игрушкам является возможность активизации соответствующих возрасту деятелъностей ребенка, которая обеспечивается:
• привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры;
• полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающих развивающий потенциал игрового действия;
• операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельное детское действие.
Данные критерии легли в основу методики психолого-педагогической экспертизы игрушек, которая осуществляется в Московском центре экспертизы игрушек. Наша экспертиза имеет рекомендательный характер. Игрушки, соответствующие критериям экспертизы, получают знак «Детские психологи рекомендуют».
Литература
1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2004.
2. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 62—70.
3.: Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Абдулаева Е.А. и др. Научные основания психолого-педагогической экспертизы игрушек//Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 16-25.
4. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Тихонова И.Г. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 5—19.
5. Смирнова Е.О., Филиппова И.В. Образная игрушка как средство развития сознания // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 62—71.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|