Сделай Сам Свою Работу на 5

Функции игрушки в детской игре





Главной характеристикой детской игры, согласно Л.С. Выготско­му, является расхождение реальной и мнимой ситуации, Благодаря этому свойству игры в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое во­ображение, произвольность, образное мышление, самосознание и пр. Выход за пределы воспринимаемой ситуации не может осуществлять­ся непосредственно. Для этого необходим специальный предмет, который становится опорой для формирующегося смыслового про­странства, т.е. игрушка.

При этом в игре происходят одновременно два важнейших про­цесса, в центре которых находится игрушка. С одной стороны, ребе­нок выражает себя — свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы. Ребенок вкладывает в игрушку свои слова, мысли, переживания, т.е. она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка. Такое самовыражение можно рассмат­ривать как форму игровой непроизвольной рефлексии, посредством которой ребенок начинает понимать себя и события своей жизни. Из­вестно, что дети любят многократно проигрывать волнующие события своей жизни — радостные или драматичные. При этом они с помощью игрушек «вселяются» в разных персонажей и говорят их голосами. Все это, безусловно, помогает отстраниться от значимой ситуации, а значит выразить свое отношение к ней и осознать ее. Наблюдая за игрой ребенка, можно понять его внутренний мир и волнующие его переживания.



С другой стороны, в игре ребенок осваивает мир человеческих отношений и представлений, в котором он живет. Любая игрушка всегда заряжена определенным духом своего времени, того общества, в котором она создана. Игрушки, создаваемые для детей взрослыми, всегда отражают мировоззрение этих взрослых, их идеологию, вку­сы, моду, достижения технологии и пр., поэтому они способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом, ока­зывают влияние на социализацию ребенка, его вхождение в данное конкретное общество. Через игрушки дошкольники привыкают к ору­диям труда, предметам домашнего обихода, осваивают представления о человеке, о нормах отношений между людьми.



Разговор о качествах игрушки особенно важен в настоящее время, когда появилось новое поколение игрушек. Далеко не все из них при­годны для игры и не выполняют свою развивающую роль.

Поскольку игра — это свободная и самостоятельная и творчес­кая деятельность ребенка, главное качество хорошей игрушки - ее открытость для разнообразных действий и переживаний дошкольника. Игрушка не должна быть абсолютной копией реальных предметов. Излишняя детализация навязывает ребенку определенный образ и способ действия. Игрушка должна открывать возможность для «внесе­ния» в нее активности и субъектности ребенка — своего голоса, своих движений.

Необходимым качеством игрушки является возможность любых превращений и настроений. Она должна быть простой, открытой и не навязывать своего голоса и своей активности. Только в этом случае игрушка может выполнить свою главную функцию, т.е. стать не просто забавой, но объектом заботы и партнером по общению, и средством игры. Между тем развитие рынка современных игрушек идет в. на­правлении технического усложнения и совершенствования. Игрушки, оснащенные специальными программами (интерактивные игрушки), могут жить «своей жизнью», не зависимой от деятельности ребенка, а иногда и руководить его действиями.

Такая игрушка становится не средством игры, а самодостаточной вещью, призванной вызывать удивление, восхищение и любопытство. Играть с такими игрушками совсем не обязательно. Ребенку уже не нужно оживлять куклу, вкладывать в нее свои переживания, свой опыт. Нужно просто взять куклу в руки и делать то, что она «велит». А это закрывает саму возможность самостоятельной творческой игры. Ре­бенок как бы становится приставкой к игрушке — она сама руководит его действиями.



Наблюдается явное противоречие между представлениями производителей и продавцов игрушек, которые рассматривают игрушку как товар, и представлениями психологов и педагогов, которые понимают игрушку как средство развития ребенка.

В этой связи чрезвычайную актуальность приобретает осущест­вление квалифицированной психолого-педагогической экспертизы игрушек, учитывающей не только их экологические и эстетические свойства, но и возможный психологический эффект на развитие ребенка.

Критерии психолого-педагогическойэкспертизы игрушек.

В Московском центре экспертизы игрушек при МГППУ разра­ботана концепция и методика психолого-педагогической экспертизы игрушек [3, 4]. Остановимся на основных критериях оценки образных игрушек.

Прежде всего оцениваются этические и эстетические качества игрушки, так называемый этико-эстетический фильтр. Этот первый шаг экспертизы особенно важен в оценке образной игрушки, поскольку именно такие игрушки становятся объектом идентификации для ре­бенка — бессознательно он принимает на себя выражение лица, позу и характер кукольного персонажа [5]. Тем самым игрушка может зада­вать определенные ценностные ориентиры, этические и эстетические представления. Дегуманизация образа игрушки, подчеркивание жи­вотного или механического начала в человеке, акцент на разных урод­ствах, утрированно-злобное выражение лица, искажение пропорций и человеческого тела противоречат задачам воспитания и личност­ного развития. Качества игрушки, опасные с точки зрения психо­лого-педагогического воздействия на ребенка, препятствуют про­хождению этико-эстетического фильтра. Если игрушка не проходит этико-эстетический фильтр, она не допускается для дальнейшей экспертизы.

Вместе с тем игрушка должна быть привлекательной для ребенка и побуждать его к игре. Соответствие интересам и смыслам самого ребенка важное требование к игрушке, которое, собственно, и де­лает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка. Только в этом случае она вызывает желание действовать с ней и обеспечивает мотивационную составляющую игровой дея­тельности.

Привлекательность игрушки связана с различными характери­стиками как самой игрушки, так и общей ситуацией развития конк­ретного ребенка. Во-первых, это перцептивная привлекательность, связанная с внешними, физическими качествами (яркими крас­ками, звучанием, сложностью формы, выразительностью образа и пр.), во-вторых, это возможность действовать с ней, понятность и осмысленность игрового действия. Для образных игрушек важно наличие яркого узнаваемого образа — человека или животного. Узнаваемость персонажа вызывает определенное отношение к нему и подсказывает его характер (как он ходит, разговаривает, что любит и пр.). Привлекательность игрушки для ребенка может определяться и степенью знакомства с игрушкой. Совершенно новые, не знако­мые детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не стимулируют самостоятельных действий, желание играть. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости - важное качество игрушки, делающее ее привлекательной и стимулирующее детскую активность.

Но главным психологическим требованием к игрушкам является возможность активизации деятелъностей ребенка, которая создает развивающий потенциал игрового действия. Этот потенциал обеспе­чивается сочетанием ориентировочной основы и открытости и стиму­лирует осмысленную, самостоятельную игру.

Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна содержать ориентиры для адекватных, культуросообразных действий ребенка, т.е. подсказывать, что и как с ней делать, и направлять ребенка на осуществление заложенных в ней возможно­стей. Ориентиры для самостоятельного детского действия и их понят­ность для ребенка — необходимое качество развивающей игрушки. Чтобы игрушка могла реализовать заложенный в ней развивающий и воспитательный потенциал, ориентиры игрового действия долж­ны быть адекватными соответствующему виду игровой деятельности. Они не должны сводить игру к стереотипным действиям и уводить ее в направлении ложных деструктивных ценностей, их назначение -стимулировать полноценное развитие деятельности и личности ребенка.

Однако наличие ориентиров не должно препятствовать осущест­влению инициативных действий ребенка. Игра — это свободная и самостоятельная деятельность. Игрушка должна открывать возмож­ность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. От­крытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для развивающей игрушки. Она должна допускать широ­кие возможности вариативных действий. Чем более определенной и завершенной является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Сложные и завершенные игрушки предопре­деляют характер детских действий и приковывают ребенка к стерео­типным манипуляциям. Более простой и менее определенный игровой материал допускает широкий спектр игровых действий.

Важное качество образной игрушки (к куклам это относится в первую очередь) - это гармоничное сочетание условности и реали­стичности образа. Реалистичность и узнаваемость образа становятся ориентирами, направляющими игровые действия и сюжет, задают смысл действий, а его условность открывает возможности разнооб­разных игровых действий и событий в рамках данного сюжета. Избы­точная детализация и натурализация образа резко сужает возможно­сти игровых действий, делает игрушку закрытой для их многообраз­ных вариантов.

Следует остановиться на вопросе о технической оснащенности современной игрушки. Образные игрушки, содержащие механизмы, обеспечивающие им самостоятельные движения (ходящие куклы, говорящие и поющие звери и пр.), уводят ребенка от смысла игровой деятельности (создание воображаемой, условной ситуации) и под­меняют сюжетную игру примитивным манипулированием. Наличие встроенного механизма игрушки навязывает ребенку определенный способ действия с ней и закрывает возможность настоящей игры, а значит блокирует инициативность ребенка.

Открытость по образу и по действию является важнейшим требо­ванием к образной игрушке. Степень условности и образ куклы оце­нивается по-разному в зависимости от возраста и характера игровой деятельности ребенка. Кроме того, при экспертизе учитываются и другие параметры игрушки (количество аксессуаров, размер, подвижность деталей, качество материала и пр.), которые также оцениваются исходя из возрастной адресации игрушки.

Таким образом, развивающий потенциал игрового действия предполагает определенное сочетание ориентиров, направляющих деятельность ребенка, и открытости игрушки для его собственной активности.

Реализация развивающего потенциала игрушки обеспечивается также ее операциональными возможностями. Поскольку игра являет­ся самостоятельной деятельностью ребенка, материал детской игры должен быть доступным для осуществления соответствующих прак­тических игровых действий. Возможность практического действия с игрушкой также определяется рядом ее признаков, прежде всего это прочность и качество изготовления. Самый интересный замысел игрушки, ее потенциальная «полезность» может обесцениваться не­совершенным исполнением (если игрушка быстро ломается или не соответствует возрастным возможностям ребенка).

Для игрового материала валены соответствующие технические характеристики, обеспечивающие легкую возможность действия (устойчивость и подвижность конечностей куклы, соразмерность частей и деталей и пр.). Такие сугубо физические характеристики, как размер и вес игрушки, также могут содействовать или препятствовать самостоя­тельным действиям ребенка.

Таким образом, основным психологическим требованием к иг­рушкам является возможность активизации соответствующих возра­сту деятелъностей ребенка, которая обеспечивается:

• привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры;

• полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создаю­щих развивающий потенциал игрового действия;

операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельное детское действие.

Данные критерии легли в основу методики психолого-педагоги­ческой экспертизы игрушек, которая осуществляется в Московском центре экспертизы игрушек. Наша экспертиза имеет рекомендатель­ный характер. Игрушки, соответствующие критериям экспертизы, получают знак «Детские психологи рекомендуют».

Литература

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2004.

2. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 62—70.

3.: Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Абдулаева Е.А. и др. Научные основания психолого-педагогической экспертизы игрушек//Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 16-25.

4. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Тихонова И.Г. Психологическая эксперти­за игрушки // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 5—19.

5. Смирнова Е.О., Филиппова И.В. Образная игрушка как средство разви­тия сознания // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 62—71.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.