Сделай Сам Свою Работу на 5

Как выбирать динамические игрушки





При выборе игрушек необходимо обратить внимание на следую­щие существенные моменты:

Истинность, некарикатурность образа. Маленький ребенок нуждается в правдивом, достоверном и одновременно художественном, образном отображении мира. Именно такая картина мира является осно­вой адекватного восприятия себя и окружения в дошкольном возрасте.

Естественность и плавность движения двигательная природо-сообразность. Игрушечные персонажи должны совершать плавные и естественные движения, соответствующие реальности. Если у бабочки западает крылышко, то она не может «летать», а крокодил, например, не может быть игрушкой-верхолазом, карабкающееся движение для него противоестественно.

Соответствие звука, цвета и образа. Живые, органические, природные формы в сочетании с мягкими цветами предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия ребенка. Гусеница, громко трещащая при движении, не формирует истинной картины движения насекомого.

Прочность и ремонтопригодность — в этом плане несомненные преимущества имеют игрушки из дерева, они прочнее, лучше подда­ются ремонту.



* Возможность игрушки расти вместе с ребенком, быть включен­ной в сложные состязательные игры, в сюжетные игры в качестве персонажей (человечки, животные) или предметов-заместителей (мяч, волчок).

В заключение отметим, что динамические игрушки должны на­ходиться в открытом доступе для детей: крупные - стоять в игровом уголке, мелкие — на полках (на уровне головы ребенка), а пара «верхо­лазов» может висеть на своих шнурах в прихожей детского учрежде­ния, чтобы те дети, которые уже готовы к выходу и ждут других, могли в это время с пользой поиграть.

 

 

Литература

1. Айерс Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М.: Теревинф, 2009.

2. Кениг К. Воспитание чувств и телесный опыт. М.: Энигма, 1999.

3. Максимова Е.В. Уровни общения. Причина возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна. М., 2008.

4. Семенович А.В. Ведение в нейропсихологию детского возраста. М.: Ге­незис, 2005.

5. Элысонин БД. Опосредствование, действие, развитие. Ижевск: ИД «ERGO», 2010.



6. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Условия становления пространственного образа Я в раннем возрасте // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 16-24.

 

А.Л. Романова, И.А. Рябкова, Е.Г. Шеина

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены виды продуктивной деятельности: конструи­рование, мозаика, ремесло. Рассматриваются материалы для каждого вида, их особенности и возможности использования в дошкольном возрасте. Даются методические рекомендации по организации продук­тивной деятельности.

Ключевые слова: продуктивная деятельность, детское конструиро­вание, мозаика, ремесло, детское творчество.

Одним из самых важных и самых любимых занятий дошкольни­ков является продуктивная деятельность. Такая деятельность пред­полагает преобразование разнообразных материалов для получения какого-нибудь продукта.

В дошкольном возрасте эта деятельность чрезвычайно важна, поскольку способствует формированию многих важных лично­стных качеств: образного мышления, творческих способностей, целеустремленности и настойчивости. Продуктивная деятельность связана с разнообразными достаточно тонкими ручными умениями и поэтому развивает моторику рук и зрительно-моторную коорди­нацию. Такая деятельность дает возможность что-то создать, т.е. выступить создателем, творцом, что является чрезвычайно необ­ходимым для ребенка переживанием. В отличие от игры, создание продукта максимально приближено к реальной деятельности взрослого человека, а результаты этих занятий обладают определенным культурным смыслом: например, их можно использовать в качестве подарков — вещи, сделанные своими руками, имеют высокую цен­ность.



Любая продуктивная деятельность имеет несколько основных форм: по образцу, по условиям и по замыслу.

Деятельность по образцупредполагает наличие готовой модели того, что нужно сделать (например, изображение или схема, готовое изделие и т.п.). Задача ребенка заключается в том, чтобы в точности воспроизвести образец.

В деятельности по условиям задается не образец, а только усло­вия, которым должен соответствовать результат (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Деятельность по замыслу предполагает, что ребенок сам создает образ будущего продукта и воплощает его в материале, который имеется в его распоряжении.

Для овладения любыми способами действия необходима помощь взрослого, который показывает, что и как нужно делать. В сложных ви­дах деятельности, например вязании, ребенку необходимо показывать все элементы движений рук со спицами.

Деятельность по условиям и по замыслу требует большей актив­ности ребенка и поэтому более творческая.

Выделяют следующие виды детской продуктивной деятельности:

• конструирование;

• мозаика;

• ремесло.

К продуктивной деятельности относится также изобразительная деятельность, но материалы для нее обычно не считаются игровыми, в отличие от конструкторов, мозаик и наборов для творчества.

Рассмотрим некоторые особенности материалов, необходимых для разных видов продуктивной деятельности.

Конструирование

Разнообразие конструкторов на сегодняшний день очень велико. В зависимости от деталей из них можно создавать всевозможные кон­струкции:

— подобия живых существ — человечков, фигурок животных и т.п.;

— архитектурные сооружения (разнообразные здания, мосты и т.п.). Получившийся продукт в дальнейшем можно использовать в игре (созданный аналог предмета может быть опорой для игровых действий ребенка);

— технические устройства (разнообразный транспорт, приборы и т.п.). Получившийся продукт также можно использовать в игре. Такие конструкторы обладают особой функциональной привлекательностью и хороши для дошкольного возраста;

— абстрактные предметы (разнообразные объемные геометриче­ские формы). Такие конструкторы могут быть использованы в учебной деятельности, поэтому они хороши для школьного возраста.

В дошкольном возрасте конструирование тесно связано с сюжетной игрой, поэтому детям необходимы конструкторы, постройки из которых можно включать в игру. Это могут быть традиционные наборы строитель­ных материалов разной формы, а также конструкторы со скрепляющи­мися деталями, например типа «Лего» или винтовые (скрепляются вин­тами и гайками) и др. Построенные из них архитектурные сооружения или технические средства необходимо включать в сюжетную игру, до­бавляя персонажей (небольшие фигурки животных и людей), элементы ландшафта (из отдельных деталей, кусочков ткани, бумаги, камушков, ракушек и т.п.) и др. Для этого существуют и специальные тематичес­кие наборы, такие, как «Пожарная команда», «Ферма», «Пираты» и др. Для конструирования и игры в детском саду хорошо подходят крупные мягкие модули. Из них можно создавать конструкции раз­мером с детей — домики и другие постройки для сюжетных игр или просто для проявления физической активности.

Конструировать можно не только из конструкторов, но и из бума­ги, разных природных материалов - камушек, шишек, ракушек и т.п. Такое художественное конструирование позволяет ребенку не только создавать разнообразные объекты, но и выражать собственное отно­шение к чему-либо.

Как и во всех видах продуктивной деятельности, в конструиро­вании есть опасность «застревания» ребенка на шаблонах и образцах. Поэтому его необходимо вовремя подтолкнуть к поиску новых форм и идей, помочь включить конструирование в игру. Для этого существуют и специально разработанные программы по развитию конструирова­ния в детском саду (например занятия по конструированию в програм­ме «Истоки»).

Мозаика

Еще один вид продуктивной деятельности, имеющий глубокие исторические корни, - составление изображений из небольших аб­страктных кусочков разнообразных материалов — мозаика.

Готовых наборов для изготовления мозаики сейчас, также очень много: классические пластиковые основания с дырочками и штырь­ками (с ножками), термомозаики, рисунок в которых закрепляется с помощью утюга, мозаики из природных материалов - мелких камеш­ков, различных зерен, крупы и т.д. На различных этапах дошкольного возраста необходимы разные варианты мозаики.

В возрасте четырех—шести лет особую актуальность приобретает мозаика с ножками. Это время расцвета всех продуктивных видов деятельности: рисования, лепки, конструирования и др. Мозаика в этом ряду занимает особое положение. Создание точечного рисунка — дело не простое, требующее и длительного удержания образа, как желаемой цели деятельности, и немалой произвольности, и развитости представ­лений.

К сожалению, одним из недостатков современных мозаик с нож­ками является маленькое поле, на котором не так-то просто развер­нуться, и совсем небольшое количество фишек: их часто не хватает даже на то, чтобы покрыть все поле. Указанный недостаток во мно­гом является причиной того, что детям быстро надоедают мозаики, несмотря на вроде бы острую привлекательность для них этого вида деятельности. Поэтому оптимальным вариантом для детей дошкольного возраста является мозаика с большим полем и достаточным количеством фишек, причем разных цветов, с помощью которых можно изображать все, что захочется, а не только пресловутых бабочек и однообразные домики. Приобретая мозаику с ножками, проверьте ее технические качества: легко ли втыкаются фишки в-поле, насколько просто их вы­нуть, держится ли созданный рисунок или фишки легко выскальзыва­ют, стоит только перевернуть поле.

Одним из вариантов мозаик с ножками являются тетрис-мозаики. Их характерным отличием является специфическая форма фишек – они напоминают фигурки известной игры «Тетрис». Детали этой мозаики бывают довольно мелкими, при составлении изображения обычно получается гладкая, сплошная поверхность. В связи с тем, что при работе с тетрисмозаиками требуется достаточно хорошо развитая мелкая моторика рук, высокий уровень произвольности, усидчивость, эти мозаики подходят для детей пяти-шести лет и старше.

В этом же возрасте ребенок с восторгом примет еще один вид мозаики — термомозаику. Она представляет собой набор из множества деталей разных цветов, которые фиксируются на поле с ножками, а потом рисунок обрабатывается утюгом, благодаря чему созданный рисунок представляет собой уже цельное, неразрывное изображение. Созданный продукт подтверждает, что ребенок уже что-то умеет, что он — творец. Именно поэтому термомозаика является прекрасным средством самовыражения ребенка. Конечно, зафиксировать рисунок утюгом может только взрослый.

Сегодня мозаиками нередко называют аппликации. Однако аппли­кация — такой вид деятельности, где из заготовленных заранее частей создают целое изображение, в отличие от мозаик, в которых есть не части, а всего лишь элементы, с помощью которых и делается рису­нок. Конечно, эти два вида деятельности очень схожи между собой - в обоих случаях целое создается из частей, однако различия" в них оче­видны. Во-первых, вариативность действий в мозаике выше, а значит, требуется большая собственная активность ребенка. Во-вторых, мо­заика, по сравнению с аппликацией, требует четких представлений о результате. Это не значит, что аппликация — менее важная деятель­ность, более того, она, так же как и любой другой продуктивный вид деятельности, может развиваться вместе с ребенком и достигать очень сложных форм. Это важно учитывать при подборе игрушек для ребен­ка и организации его предметной среды: чем она разнообразнее и бога­че, тем разностороннее будет развиваться его психика. Поэтому важно, чтобы в арсенале малыша были и аппликации, и мозаики.

Мозаиками иногда ошибочно называют пазлы или другие составные картинки. Это совсем неверно, поскольку создаваемая из кусочков - частей целого — картинка с неизменным изображением совершенно не предполагает творческой деятельности ребенка, актуализации его собственного образа, изготовления чего-то своими руками. Пазлы, скорее, задействуют образы восприятия, чем мышления и воображения. Имен­но поэтому сборка сложных составных картинок иной раз доступна де­тям, даже не достигшим двух лет, в то время как самое простое мозаичное изображение становится доступным ребенку не раньше трех лет, причем в совместной со взрослым деятельности и по простому образцу.

Часто можно наблюдать, как дети трех лет с удовольствием просто втыкают фишки в поле, иногда ориентируясь на цвет, редко создавая какой-то узор, при этом они считают, что это красиво, и не ставят себе задачу изобразить что-нибудь. Ближе к четырем годам ребенок начинает самостоятельно использовать мозаику для предметных изоб­ражений. В этот же возрастной период собирание тех же пазлов может достигать удивительного размаха - до сотни и даже больше деталей. Это свидетельствует о том, насколько разные психические процессы задействованы в этих видах деятельности и насколько разных уровней психического развития они требуют. Нужно стараться сделать среду ребенка максимально разнообразной и соответствующей потребностям и возможностям самих детей.

К сожалению, возможности мозаики сегодня редко используются в полной мере. Как уже отмечалось, отчасти это связано с маленьким по­лем, ограничивающем действия ребенка, маленьким количеством фишек и их цветовой гаммы и пр. Показать малышу, что мозаичное рисование возможно не только с помощью купленных наборов, но и с помощью других подручных средств - значит открыть ему целый мир, подарить ощущение себя творцом этого мира. В качестве такой альтернативной мозаики (в чем-то, может быть, даже более традиционной, чем любая дру­гая) выступают всевозможные мелкие предметы, из большого количества которых можно создавать целые рисунки. Кроме того, разнообразие этих предметов в одном рисунке сделают его только богаче, насыщенней, фактурней, а иной раз даже придаст определенный смысл. Например, можно сделать мозаичную картинку «На дне океана», используя мелкие камеш­ки, стекляшки, ракушки, монетки, пуговички и т.п. В данном случае ка­мешки могут служить дном океана, ракушки - водорослями, пуговички - сундуком, а монетки и стекляшки - сокровищами в этом сундуке. Традиционным для детского сада является рисунок крупой, нанесенной на пластилин. Самостоятельное составление мозаичной картинки без образца — достаточно сложная деятельность для ребенка дошкольного возраста, однако придумать какой-нибудь узор ему вполне по силам.

Занимаясь рисованием с помощью такой мозаики, взрослый поможет развитию таких важных познавательных процессов, как восприятие, мышление, воображение, волевая регуляция и др., кроме того, заложит в детях стремление к творчеству и самостоятельности.

Ремесло

К этой деятельности относится большое количество разнообраз­ных занятий — лепка, плетение, вязание, ткачество и т.д. Для них сей­час существует множество специальных наборов, с помощью которых ребенок может выдумывать, фантазировать и воплощать свой замысел в материале. Однако предлагаемые наборы во многих случаях не тре­буют никакой фантазии и собственной творческой работы ребенка, а предполагают стандартное пошаговое выполнение инструкций. Обычно эти наборы сделаны из качественных современных материа­лов, содержат все необходимые для деятельности элементы, чем и привлекают и детей, и взрослых. Работа с такими материалами требует значительных ручных умений (не всегда доступных дошкольнику), но совершенно не требует никакого собственного замысла.

Большим разнообразием отличаются наборы типа «смоделируй» и «смоделируй и раскрась». Большая часть из них представляет собой наборы для лепки из разных материалов и различные формы для со­здания объемных изображений или изготовления отпечатков путем прижимания форм к поверхности пластичного материала. Сущест­вуют таюке наборы, предполагающие заливку глины или гипса в спе­циальные формы. К ним, как правило, прилагаются краски для рас­крашивания и инструкция. Встречаются наборы для создания рамок для фотографий, фигурок на магнитах, елочных игрушек и пр. Набор для строительства, кроме самого материала (гипса), состоит из целого комплекта форм для заливки. Изготовив с их помощью кирпичики, черепицу, колонны и т.п., можно «построить» самые разные здания (в набор также входят клей и краски).

К наборам для творчества относят и различные комплекты для ри­сования. Это могут быть как большие наборы мелков или карандашей (включающие порой до ста цветов), так и комплекты для рисования в смешанной технике, состоящие из цветных карандашей, красок и, например, пастели. Большим разнообразием отличаются наборы для рисования на различных поверхностях — текстиле, пластмассе, стекле, предназначенные для декорирования одежды, создания витражей и пр. Встречаются наборы трафаретов, специальных губок и печатей. Отдельный интерес представляют наборы для рисования необычными материалами (цветным песком, который приклеивается к готовым изображениям, пластилином, клеем с блестками), для создания гра­вюр и т.п. Как правило, во всех случаях ребенку предлагается создать определенное изображение в конкретной технике, что значительно ограничивает возможности творчества.

К этому же типу материалов относятся наборы для детского руко­делия. Эта группа наборов для творчества особенно разнообразна. В большом количестве встречаются специальные детские наборы для вышивания. Обычно в них входит пластиковая основа-сетка, шерстяные или хлопковые нитки и игла (часто тоже пластиковая). Рисунок и цвето­вая гамма, как правило, заданы, т.е. отображены на пластиковой основе.

Очень привлекательными для детей (особенно для-.девочек) явля­ются наборы для создания украшений, в них входят всевозможные бу­сины, бисер и другие части украшений. Однако все они также предпо­лагают единственный способ нанизывания в соответствии со схемой, данной в инструкции. Как правило, при наличии такого «задания» детям не приходит в голову использовать собственное воображение и воплотить собственную идею. Также в большом количестве представ­лены наборы для шитья. В них входит все необходимое для создания различных, сшитых вручную, предметов — игрушек, домашних аксес­суаров (подушек, прихваток, фартуков), костюмов для кукол. Кроме того, встречаются детские наборы для вязания, ткачества (создания «гобеленов»).

В настоящее время в продаже имеется большое количество наборов для валяния, бисероплетения и т.п. В них есть небольшое количество материала, достаточное для изготовления конкретного об­разца, предложенного в наборе. Они очень привлекательны для детей, поскольку всегда есть видимый результат - игрушка, вышитый узор или украшение. Однако зачастую изготовление подобных изделий слишком сложно для дошкольников. При этом наборы для детского творчества должны не только ставить какую-либо задачу перед ребен­ком (слепить, вырезать, склеить и пр.), т.е. научить ребенка различным умениям, они должны обладать таким важным условием для творче­ства, как открытость для других действий. Важно, чтобы ребенок смог реализовать и собственную задумку, не ограничиваясь поставленной задачей. Кроме того, совсем не обязательно покупать такие наборы — можно просто приобрести клубки ниток, кусочки ткани и т.п. и само­стоятельно подбирать или придумывать образцы для детей. В помощь родителям и специалистам, работающим с детьми, существует также большое количество методической литературы с целыми программами по развитию продуктивной деятельности [3] и с образцами поделок и способов работы.

К продуктивному виду деятельности относится и не всегда осуществимое в рамках детского сада приготовление простых блюд: от бутербродов и салатов до печенья. Детям очень нравится самостоя­тельно готовить; это особенно приятно, поскольку потом можно устроить застолье.

Современным аналогом продуктивной деятельности являются некоторые компьютерные развивающие программы. В них су­ществует возможность конструирования из геометрических фигур, со­здания изображений с помощью «природного материала» и т.п. Важно, чтобы виртуальный продукт можно было включить в какую-нибудь традиционную деятельность детей, например, если это кукла, то рас­печатать изображение на бумаге, склеить, а потом использовать в игре.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.