|
Специфические особенности динамических игрушек
В культуре разных народов во всех частях света можно встретить множество подвижных игрушек, которые отображают различные характерные виды движения - лазание, ползание, кувыркание, скатывание, вращение и др. Образ действия игрушек в разных странах схож, а персонажи отличаются (например медведь-верхолаз в России й тигр-верхолаз в Индии). Значительная их часть — это традиционные деревянные игрушки, которые обретают новую жизнь. Некоторые российские динамические игрушки (в основном богородские1) широко известны за рубежом. Это стучащие молотом кузнецы, клюющие курочки и др. В наши дни появляются новые игрушки, идеи или принцип действия которых основаны на традиционной народной игрушке.
Ключевая характеристика динамических игрушек - это непосредственное движение игрушки в ответ на действие самого человека.
Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел, заключающийся в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является поселок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области).
Динамические игрушки, с одной стороны, дают возможность почувствовать ребенку собственное движение и его результат, а с другой — отображают важнейшие физические закономерности окружающего предметного мира, что и составляет смысл экспериментирования с ними. Дети могут наблюдать не только очевидные свойства предметов, но также и действие сил, приводящих их в движение, — силы инерции, трения, тяжести, скольжения.
Динамические игрушки следует отличать, с одной стороны, от механических и электронных, а с другой - от игровых материалов и оборудования, предназначенных для развития двигательных навыков. Сегодня на пике популярности среди родителей находятся так называемые интерактивные игрушки, которые, по сути, являются роботами, например виляющие хвостом, тявкающие, кувыркающиеся звери. Движения этих игрушек совершенно не зависят от действий ребенка и не заданы им. Поэтому электрические, электронные или заводные игрушки нельзя отнести к классу динамических в силу запрограммированности их движений и оторванности от действий играющего.
В отличие от механизированных и роботизированных игрушек, характерной общей особенностью всех динамических игрушек является то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, качает неваляшку и т.п.). При этом характер и особенности движения задаются самим ребенком.
Как уже отмечалось, динамические игрушки необходимо отличать от оборудования для развития движений. Различие заключается в мотивации действия ребенка. Педали для шагания, диски для вращения, оборудование для балансирования и т.п. созданы для того, чтобы развивать физические качества, совершенствовать движения человека. Мотив действия в данном случае направлен на развитие собственной ловкости, силы, координации движений и пр. С такими игровыми тренажерами ребенок сам совершает движения. В случае динамических игрушек мотив направлен на то, чтобы привести в движение игрушку, при этом собственное движение, его соразмерность и ловкость - побочный результат игры. Игра осуществляется не для проявления собственной ловкости, а ради того, чтобы оживить игрушку, вызвать ее «правильные» движения.
Виды динамических игрушек
Существует большое количество динамических игрушек, которые для более детального анализа их развивающего значения и для определения их возрастной адресации нуждаются в определенной систематизации.
Прежде всего динамические игрушки делятся по признаку наличия или отсутствия образа, т.е. персонажа, который осуществляет движение. Если это человек, то очень активный, деятельный - он либо лазает, кувыркается, либо делает что-то узнаваемое: кузнецы и дровосеки стучат молотками, альпинисты и трубочисты карабкаются вверх и пр. (вклейка, рис. 1 и 2). Если это животное или птица, то их можно узнать не только по внешнему облику, но и по особенным, присущим именно этим существам, движениям: белка скачет, дятел долбит клювом «ствол», курочки клюют корм. Исключение составляют современные, вариации богородских игрушек, где животные очеловечены и совершают вполне человеческие действия, например, медведь стучит лапами по клавиатуре компьютера.
Во многих динамических игрушках персонаж отсутствует. В них движение совершают шарик, стержень с диском или нечто подобное. На первый взгляд ассортимент динамических игрушек без одушевленного образа существенно меньше, однако возможности вариаций и усложнения движения здесь безграничны (вклейка, рис. 3 и 4). Волчки, кугельбаны, балансиры чрезвычайно разнообразны как по своему устройству, так и по сложности движений.
По характеру движения динамические игрушки можно условно разделить на следующие виды:
• колесные каталки;
• шагающие и скачущие фигурки;
• кувыркающиеся и лазающие фигурки;
• качающиеся и парящие в воздухе (лошадка-качалка, парящая в воздухе птица);
• вращающиеся игрушки (волчки, вертушки);
• катящиеся по желобкам предметы на кугельбане - дорожке для шариков, дисков и пр.;
• богородские игрушки — кузнецы, дровосеки, барабанщики, рыбаки и т.п.
Мы упомянули лишь наиболее типичные виды динамических игрушек. Охватить их все не представляется возможным.
Динамические игрушки существенно различаются по сложности управления. Очевидно, что возрастная адресация игрушки определяется сложностью действия с ней. В отношении нормативно развивающихся детей можно наметить определенные ориентиры. Уже годовалый ребенок может положить шарик в желобок небольшого по размеру кугельбана и наблюдать за его «путешествием». В полтора-два года ребенок может поставить бычка на дощечку и, если тот случайно покачнулся в нужном направлении, с восторгом наблюдать за его спуском. Но если бычок остановился, то целенаправленно качнуть его должным образом сможет ребенок только в возрасте около двух с половиной лет. Волчки дети осваивают в три-четыре года, а поднимать верхолаза, действуя попеременно и ритмично обеими руками, - в возрасте около пяти лет. Игрушки-балансиры, где надо закатить шарик в лунку, становятся посильны детям в шести-семилетнем возрасте.
Есть ряд игрушек, при действии с которыми возрастной диапазон играющих достаточно широк, причем на каждом этапе ребенком решаются все новые задачи. Например, сооружение кугельбанов предполагает использование сначала малого количества деталей и опорных кубиков, затем — все большее, что требует от ребенка способностей к расчету траектории движения и объемному, планированию. В такие игрушки дети могут играть, начиная от четырех и до восьми-десяти лет.
Развивающее значение динамических игрушек Что же дают динамические игрушки для детского развития? На первый взгляд они достаточно просты. Педагоги часто относят игры с данными игрушками к забавам. Однако, помимо удовольствия, данный вид игрушек вносит значительный вклад в развитие, в особенности в младшем дошкольном возрасте.
У маленьких детей при игре с динамическими игрушками можно наблюдать интересный феномен: они как бы уподобляются движущемуся предмету, воспроизводят его движения. Например, взяв в руки клюющих курочек, девочка двух лет, еще не улавливая связь между качанием шарика и движением курочек, «помогает» курочке «найти корм» - склоняет свою голову книзу и, вытягивая шею, как бы показывает, как нужно клевать. Наблюдая вращение волчка, двухлетний малыш в такт с его движением завороженно покачивается вместе с ним. Трехлетний ребенок, увлекшись запуском волчков, играет в юлу своим телом — раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок. Так же телесно переживает ребенок и движения кувыркающегося человечка. Малыш неустанно запускает движение фигурки (вклейка, фото 1), а спустя какое-то время, подражая ей, буквально учится у игрушки кувыркаться, совершая аналогичные движения. В этих примерах можно заметить своеобразную идентификацию с подвижной игрушкой, которая выражается в подражательных действиях.
Важнейшая особенность детского восприятия состоит в том, что ребенок более остро, чем взрослый, переживает связь с внешним миром. Ребенок впитывает впечатления и усваивает предметные действия через подражание. У детей при активном наблюдении движений происходит их внутреннее телесно-чувственное проигрывание и последующее воспроизведение. Многие специалисты высказывают мысль о подражании как ведущем механизме развития в младшем дошкольном возрасте, об этом, как важном и необходимом этапе развития, свидетельствуют работы нейропсихологов и коррекционных педагогов. Современные исследования так называемых «зеркальных нейронов» подтверждают это свойство на нейрофизиологическом уровне.
Мы многократно наблюдали связь между игрой с динамическими игрушками и двигательными пробами ребенка. Наблюдение за движением игрушки, внутреннее сопереживание, внутреннее подражание ее движению приводят к целенаправленному движению собственного тела. В игре с динамическими игрушками требуется и одновременно развивается все более организованная интеграция увеличивающегося числа сенсорных стимулов, идущих от игрушки и от собственного тела.
Эмоциональная вовлеченность в движение свидетельствует о том, что при играх с динамическими игрушками Я ребенка как будто соединяется с игрушкой и выносится вовне. Ребенок, эмоционально вовлеченный, концентрируется на движении, сопровождает его напряженным взглядом и удовлетворенно вздыхает, когда движущийся предмет достигает финиша (вклейка, фото 2). Идентификация ребенка с движением игрушки непременно сопряжена с глубокой эмоциональной вовлеченностью. Более того, согласно наблюдениям, без такой эмоциональной вовлеченности никакого подражания движениям игрушки у детей не возникает. Например, в некоторых-случаях при задержке психического развития или ранних проявлениях аутизации дети отчетливо видят движения игрушек, но никаких признаков их соучастия в движении не наблюдается.
Наши наблюдения показывают, что механическим и электронным игрушкам дети подражают реже, и в этих случаях движения ребенка примитивны и качественно не совершенствуются.
Динамические игрушки как бы «заражают» ребенка своим движением, передают ему характер движения предмета или существа. Причем это не просто механическое воспроизведение чужих движений. В таком взаимопроникновении внутреннего и внешнего движения осуществляется связь зарождающегося Я ребенка с внешним миром и переживание этого мира внутри себя. Это переживание, безусловно, способствует становлению самоощущения и самосознания. Столь яркая эмоциональная вовлеченность в движения игрушки наблюдается преимущественно у младших детей — до четырех лет. После пяти-шести лет ребенок уже не так явно идентифицируется с движениями динамических игрушек, однако их развивающая роль от этого не снижается, поскольку они дают ребенку чувство собственного движения.
Это яркий пример «ощущения собой иного», о котором пишет Б.Д. Эльконин. Соотношение чувства себя (внутренней перцепции, самовосприятия) и восприятия иного (в нашем случае — игрушки) сливаются и образуют основу «самообнаружения», или субъективности. Соотношение восприятия своего движения и движения игрушки (своего и иного), взаимопереход внешней и внутренней перцепции расширяют субъективное жизненное пространство и в то же время задают границы своего и иного. В таком взаимопереходе можно усмотреть начало сопереживания, «присоединения» к другому.
Игрушка одновременно дает обратную связь, которая возникает от наглядного результата: получилось - не получилось, как получилось. Важно, что корректирующий момент ребенок получает от самой игрушке, а не от взрослого и не от сравнения себя с другими детьми. Ловкость, соразмерность, адекватность движений и действий ребенка опосредованно отображается в успешном действии игрушки. Стремясь правильно управлять игрушкой, ребенок все более точно чувствует и регулирует свои движения, пробует разные варианты движения и тем самым совершенствует их.
И конечно же, динамические игрушки предоставляют широчайшие возможности для экспериментирования, поскольку они открывают свойства и закономерности механического движения; действуя с такими игрушками, ребенок самостоятельно осваивает их. В динамических игрушках в потенциальном виде соединяются два вектора: развитие самовосприятия и познавательное развитие — движение вовнутрь и вовне. Это придает особый статус развивающему значению динамических игрушек.
Наглядность движения игрушки, необходимость выделения ее свойств и соразмерное действование с ней в каждом конкретном случае, вариативность характера и скорости действий делает динамические игрушки (при их продуманном использовании и тщательно подобранном ассортименте) замечательным материалом для коррекции различных двигательных и эмоциональных нарушений.
Одни и те же игрушки действуют избирательно в различных случаях. То, что одного ребенка выведет из состояния погруженности в себя, другому поможет успокоиться и сконцентрировать внимание. Для многих детей такие игрушки могут помочь продвинуться от ситуативного интереса к более устойчивым целенаправленным наблюдениям и действиям.
К сожалению, в настоящее время данный вид игрушек мало представлен в детских дошкольных учреждениях (как, впрочем, и на отечественном рынке игрушек). Учитывая разнообразное развивающее значение данных игровых материалов, важно пополнять ими игровую среду детей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|