Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфические особенности динамических игрушек

В культуре разных народов во всех частях света можно встретить множество подвижных игрушек, которые отображают различные характерные виды движения - лазание, ползание, кувыркание, ска­тывание, вращение и др. Образ действия игрушек в разных странах схож, а персонажи отличаются (например медведь-верхолаз в России й тигр-верхолаз в Индии). Значительная их часть — это традиционные деревянные игрушки, которые обретают новую жизнь. Некоторые российские динамические игрушки (в основном богородские1) широко известны за рубежом. Это стучащие молотом кузнецы, клюющие ку­рочки и др. В наши дни появляются новые игрушки, идеи или принцип действия которых основаны на традиционной народной игрушке.

Ключевая характеристика динамических игрушек - это непосредственное движение игрушки в ответ на действие самого человека.

Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел, заключающийся в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является поселок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области).

Динамические игрушки, с одной стороны, дают возможность почувствовать ребенку собственное движение и его результат, а с другой — отображают важнейшие физические закономерности окружающего предметного мира, что и составляет смысл экспериментирования с ними. Дети могут наблюдать не только очевидные свойства предметов, но также и действие сил, приводящих их в движение, — силы инерции, трения, тяжести, скольжения.

Динамические игрушки следует отличать, с одной стороны, от механических и электронных, а с другой - от игровых материалов и оборудования, предназначенных для развития двигательных навыков. Сегодня на пике популярности среди родителей находятся так на­зываемые интерактивные игрушки, которые, по сути, являются робота­ми, например виляющие хвостом, тявкающие, кувыркающиеся звери. Движения этих игрушек совершенно не зависят от действий ребенка и не заданы им. Поэтому электрические, электронные или заводные игрушки нельзя отнести к классу динамических в силу запрограммиро­ванности их движений и оторванности от действий играющего.



В отличие от механизированных и роботизированных игрушек, характерной общей особенностью всех динамических игрушек являет­ся то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их дви­жения (раскручивает юлу, качает неваляшку и т.п.). При этом характер и особенности движения задаются самим ребенком.

Как уже отмечалось, динамические игрушки необходимо отличать от оборудования для развития движений. Различие заключается в мо­тивации действия ребенка. Педали для шагания, диски для вращения, оборудование для балансирования и т.п. созданы для того, чтобы разви­вать физические качества, совершенствовать движения человека. Мотив действия в данном случае направлен на развитие собственной ловкости, силы, координации движений и пр. С такими игровыми тренажерами ребенок сам совершает движения. В случае динамических игрушек мотив направлен на то, чтобы привести в движение игрушку, при этом соб­ственное движение, его соразмерность и ловкость - побочный результат игры. Игра осуществляется не для проявления собственной ловкости, а ради того, чтобы оживить игрушку, вызвать ее «правильные» движения.

Виды динамических игрушек

Существует большое количество динамических игрушек, кото­рые для более детального анализа их развивающего значения и для определения их возрастной адресации нуждаются в определенной систематизации.

Прежде всего динамические игрушки делятся по признаку наличия или отсутствия образа, т.е. персонажа, который осуществляет движе­ние. Если это человек, то очень активный, деятельный - он либо лаза­ет, кувыркается, либо делает что-то узнаваемое: кузнецы и дровосеки стучат молотками, альпинисты и трубочисты карабкаются вверх и пр. (вклейка, рис. 1 и 2). Если это животное или птица, то их можно узнать не только по внешнему облику, но и по особенным, присущим имен­но этим существам, движениям: белка скачет, дятел долбит клювом «ствол», курочки клюют корм. Исключение составляют современные, вариации богородских игрушек, где животные очеловечены и совершают вполне человеческие действия, например, медведь стучит лапа­ми по клавиатуре компьютера.

Во многих динамических игрушках персонаж отсутствует. В них движение совершают шарик, стержень с диском или нечто подобное. На первый взгляд ассортимент динамических игрушек без одушевлен­ного образа существенно меньше, однако возможности вариаций и усложнения движения здесь безграничны (вклейка, рис. 3 и 4). Волч­ки, кугельбаны, балансиры чрезвычайно разнообразны как по своему устройству, так и по сложности движений.

По характеру движения динамические игрушки можно условно разделить на следующие виды:

• колесные каталки;

• шагающие и скачущие фигурки;

• кувыркающиеся и лазающие фигурки;

• качающиеся и парящие в воздухе (лошадка-качалка, парящая в воздухе птица);

• вращающиеся игрушки (волчки, вертушки);

• катящиеся по желобкам предметы на кугельбане - дорожке для шариков, дисков и пр.;

• богородские игрушки — кузнецы, дровосеки, барабанщики, ры­баки и т.п.

Мы упомянули лишь наиболее типичные виды динамических иг­рушек. Охватить их все не представляется возможным.

Динамические игрушки существенно различаются по сложности управления. Очевидно, что возрастная адресация игрушки определяется сложностью действия с ней. В отношении нормативно развивающихся детей можно наметить определенные ориентиры. Уже годовалый ребе­нок может положить шарик в желобок небольшого по размеру кугельбана и наблюдать за его «путешествием». В полтора-два года ребенок может поставить бычка на дощечку и, если тот случайно покачнулся в нужном направлении, с восторгом наблюдать за его спуском. Но если бычок остановился, то целенаправленно качнуть его должным образом сможет ребенок только в возрасте около двух с половиной лет. Волчки дети осваивают в три-четыре года, а поднимать верхолаза, действуя попеременно и ритмично обеими руками, - в возрасте около пяти лет. Игрушки-балансиры, где надо закатить шарик в лунку, стано­вятся посильны детям в шести-семилетнем возрасте.

Есть ряд игрушек, при действии с которыми возрастной диапа­зон играющих достаточно широк, причем на каждом этапе ребенком решаются все новые задачи. Например, сооружение кугельбанов пред­полагает использование сначала малого количества деталей и опорных кубиков, затем — все большее, что требует от ребенка способностей к расчету траектории движения и объемному, планированию. В такие игрушки дети могут играть, начиная от четырех и до восьми-десяти лет.

Развивающее значение динамических игрушек Что же дают динамические игрушки для детского развития? На первый взгляд они достаточно просты. Педагоги часто относят игры с данными игрушками к забавам. Однако, помимо удовольствия, дан­ный вид игрушек вносит значительный вклад в развитие, в особенно­сти в младшем дошкольном возрасте.

У маленьких детей при игре с динамическими игрушками можно наблюдать интересный феномен: они как бы уподобляются движуще­муся предмету, воспроизводят его движения. Например, взяв в руки клюющих курочек, девочка двух лет, еще не улавливая связь между качанием шарика и движением курочек, «помогает» курочке «найти корм» - склоняет свою голову книзу и, вытягивая шею, как бы показы­вает, как нужно клевать. Наблюдая вращение волчка, двухлетний ма­лыш в такт с его движением завороженно покачивается вместе с ним. Трехлетний ребенок, увлекшись запуском волчков, играет в юлу своим телом — раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок. Так же телесно переживает ребенок и движения кувыркающегося человеч­ка. Малыш неустанно запускает движение фигурки (вклейка, фото 1), а спустя какое-то время, подражая ей, буквально учится у игрушки кувыркаться, совершая аналогичные движения. В этих примерах мож­но заметить своеобразную идентификацию с подвижной игрушкой, которая выражается в подражательных действиях.

Важнейшая особенность детского восприятия состоит в том, что ребенок более остро, чем взрослый, переживает связь с внешним миром. Ребенок впитывает впечатления и усваивает предметные действия через подражание. У детей при активном наблюдении дви­жений происходит их внутреннее телесно-чувственное проигрывание и последующее воспроизведение. Многие специалисты высказывают мысль о подражании как ведущем механизме развития в младшем дошкольном возрасте, об этом, как важном и необходимом этапе развития, свидетельствуют работы нейропсихологов и коррекционных педагогов. Современные исследования так называемых «зеркальных нейронов» подтверждают это свойство на нейрофизио­логическом уровне.

Мы многократно наблюдали связь между игрой с динамическими игрушками и двигательными пробами ребенка. Наблюдение за движе­нием игрушки, внутреннее сопереживание, внутреннее подражание ее движению приводят к целенаправленному движению собственного тела. В игре с динамическими игрушками требуется и одновременно развивается все более организованная интеграция увеличивающегося числа сенсорных стимулов, идущих от игрушки и от собственного тела.

Эмоциональная вовлеченность в движение свидетельствует о том, что при играх с динамическими игрушками Я ребенка как будто со­единяется с игрушкой и выносится вовне. Ребенок, эмоционально вовлеченный, концентрируется на движении, сопровождает его на­пряженным взглядом и удовлетворенно вздыхает, когда движущийся предмет достигает финиша (вклейка, фото 2). Идентификация ребенка с движением игрушки непременно сопряжена с глубокой эмоциональ­ной вовлеченностью. Более того, согласно наблюдениям, без такой эмоциональной вовлеченности никакого подражания движениям игрушки у детей не возникает. Например, в некоторых-случаях при задержке психического развития или ранних проявлениях аутизации дети отчетливо видят движения игрушек, но никаких признаков их соучастия в движении не наблюдается.

Наши наблюдения показывают, что механическим и электронным игрушкам дети подражают реже, и в этих случаях движения ребенка примитивны и качественно не совершенствуются.

Динамические игрушки как бы «заражают» ребенка своим движе­нием, передают ему характер движения предмета или существа. При­чем это не просто механическое воспроизведение чужих движений. В таком взаимопроникновении внутреннего и внешнего движения осуществляется связь зарождающегося Я ребенка с внешним миром и переживание этого мира внутри себя. Это переживание, безусловно, способствует становлению самоощущения и самосознания. Столь яр­кая эмоциональная вовлеченность в движения игрушки наблюдается преимущественно у младших детей — до четырех лет. После пяти-шести лет ребенок уже не так явно идентифицируется с движениями ди­намических игрушек, однако их развивающая роль от этого не снижа­ется, поскольку они дают ребенку чувство собственного движения.

Это яркий пример «ощущения собой иного», о котором пишет Б.Д. Эльконин. Соотношение чувства себя (внутренней перцеп­ции, самовосприятия) и восприятия иного (в нашем случае — игрушки) сливаются и образуют основу «самообнаружения», или субъективно­сти. Соотношение восприятия своего движения и движения игрушки (своего и иного), взаимопереход внешней и внутренней перцепции рас­ширяют субъективное жизненное пространство и в то же время задают границы своего и иного. В таком взаимопереходе можно усмотреть начало сопереживания, «присоединения» к другому.

Игрушка одновременно дает обратную связь, которая возникает от наглядного результата: получилось - не получилось, как получи­лось. Важно, что корректирующий момент ребенок получает от самой игрушке, а не от взрослого и не от сравнения себя с другими детьми. Ловкость, соразмерность, адекватность движений и действий ребенка опосредованно отображается в успешном действии игрушки. Стре­мясь правильно управлять игрушкой, ребенок все более точно чувству­ет и регулирует свои движения, пробует разные варианты движения и тем самым совершенствует их.

И конечно же, динамические игрушки предоставляют широчай­шие возможности для экспериментирования, поскольку они открывают свойства и закономерности механического движения; действуя с таки­ми игрушками, ребенок самостоятельно осваивает их. В динамических игрушках в потенциальном виде соединяются два вектора: развитие самовосприятия и познавательное развитие — движение вовнутрь и вовне. Это придает особый статус развивающему значению динамических игрушек.

 

 

 

 

Наглядность движения игрушки, необходимость выделения ее свойств и соразмерное действование с ней в каждом конкретном случае, вариативность характера и скорости действий делает динами­ческие игрушки (при их продуманном использовании и тщательно по­добранном ассортименте) замечательным материалом для коррекции различных двигательных и эмоциональных нарушений.

Одни и те же игрушки действуют избирательно в различных случа­ях. То, что одного ребенка выведет из состояния погруженности в себя, другому поможет успокоиться и сконцентрировать внимание. Для многих детей такие игрушки могут помочь продвинуться от ситуатив­ного интереса к более устойчивым целенаправленным наблюдениям и действиям.

К сожалению, в настоящее время данный вид игрушек мало представлен в детских дошкольных учреждениях (как, впрочем, и на отечественном рынке игрушек). Учитывая разнообразное развивающее значение данных игровых материалов, важно пополнять ими игровую среду детей.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.