Классический логопедический массаж
Содержание
Предисловие........................................................................................... 4
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА............................................................................................ 5
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ............................................................... 6
1. Классический логопедический массаж.............................................. 6
2. Массаж по биологически активным точкам.................................... 10
3. Элементы метода метамерной стимуляции Скворцова - Осипенко 12
ПАССИВНО-АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА........................................... 15
1. Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата.................................................................................................... 15
2. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы................ 15
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ..................... 20
1. Принцип комплексности...................................................................... 20
2. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка................. 23
3. Принцип дифференцированного подхода.......................................... 23
Приложение 1 Как изготовить логопедическую щетку "Ёжик".............................................. 25
Приложение 2 Пассивно-активная гимнастика рук с использованием "рукавички -ёжика"................................ 26
Приложение 3. Карта движений (для детей 3-4 лет)....... 30
Предисловие
Детский церебральный паралич характеризуется диффузным органическим нарушением центральной нервной системы с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата Ведущим симптомом заболевания являются двигательные расстройства.
Речедвигательные нарушения проявляются в виде различных форм дизартрий. Они имеют единую патогенетическую основу с двигательными нарушениями, характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный опытом и временем. Материалы данной брошюры представляют собой обобщенный опыт успешного использования логопедического массажа и логопедической лечебной физкультуры (ЛЛФК) с дошкольниками 3-5 лет в решении ряда практических задач:
* коррекции речедвигательных нарушений;
* улучшения гнозиса и динамического праксиса;
* формирования комплекса сенсорных, двигательных и речевых функций;
* развитии мелкой моторики руки;
* коррекции личностных нарушений, характерных для детей с церебральными параличами (черты инфантилизма, негативизм).
Логопедический массаж и лечебная физкультура являются частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, осуществляемых логопедом с участием других специалистов: невропатолога, врача ЛФК, массажиста, физиотерапевта, воспитателя. Их постоянное взаимодействие, общие сферы приложения профессиональных интересов обеспечивают успешную реализацию практических задач по каждому разделу работы, способствуют оптимизации лечебного и обучающего процессов.
В комплекс мероприятий, направленных на реализацию практических задач включены:
Логопедический массаж.
Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата.
Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
Логопедический массаж и логопедическая лечебная физкультура проводятся в несколько этапов.
I этап, на котором решаются следующие задачи:
1) гашение рефлексов орального автоматизма, тонических рефлексов, устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса мимической и оральной мускулатуры;
2) активизация мимических мышц и последовательное формирование непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений;
3) формирование артикуляционных укладов;
4) формирование артикуляционных движений;
5) развитие двигательных функций руки (опорность, захват, манипуляции);
6) проведение мероприятий, формирующих адекватные способы общения, стабилизирующих эмоциональную сферу (в частности, снижающих чувство страха, т. к. возникновение страхов сопровождается усилением спазмов и гиперкинезов).
II этап посвящен:
1) формированию устойчивых двигательных и речевых кинестезий (кинестетического контроля и следового образа движения артикуляционной мускулатуры);
2) выработке качественной характеристики мимической позы и артикуляционного уклада ( произвольность, точность, дифференцированность, переключаемость),
3) выработке качественной характеристики мимического и артикуляционного движения (плавность, соразмерность, ритмичность, амплитуда, дифференцированность, переключаемость);
3) развитию моторики руки ( ритма и дифференциации движений);
4) формированию мотивации деятельности и активных личностных установок.
III этап направлен на:
1) улучшение динамического праксиса;
2) развитие мелкой моторики руки (ритма и координации движений);
3) коррекцию звукопроизношения;
4) формирование навыков целенаправленной деятельности.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
В работе с детьми используют следующие виды массажа:
1. Классический.
2. По биологически активным точкам (БАТ).
3. С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.
Классический логопедический массаж
Последовательность движений сверху вниз - ото лба к подбородку (на этапе подготовки мышц последовательность движений снизу вверх - от шеи ко лбу).
Направление движений: от центра к периферии по ходу мышцы, по месту прикрепления мышц.
Движения различаются по силе воздействия (глубокие и медленные - седативные, поверхностные и быстрые - тонизирующие), по типу (поглаживающие, разминающие, перетирающие, растягивающие, вибрационные, надавливающие, поколачивающие, похлопывающие).
Ниже предлагается универсальная схема массажа (без учета формы и степени выраженности дефекта). См. табл. №1.
Таблица №1
Часть лица
| Направление движения
| Тип движения
|
| — от подбородка к вискам;
— от уголков рта к вискам;
— от крыльев носа к вискам;
— вдоль скуловой кости к вискам,
— по надбровным дугам по направлению к вискам
| поглаживающие, растягивающие
| Лоб
| — вдоль мышцы, сморщивающей лоб (от корня носа к волосистой части головы),
— по надбровной дуге в направлении к вискам;
— по краю лобной кости
| поглаживающие и разминающие, вибрационные (при спастичности мышцы, сморщивающей лоб)
поглаживающие, разминающие
| Глаза
| — в точке VВ 1 к вискам;
— в точке Таiyang (см. таблицу №2) к вискам;
— в точке Е 1 в направлении сверху вниз;
— вдоль глазничной части круговой мышцы глаза (верхнего края скуловой кости), в местах прикрепления малой скуловой, большой скуловой, мышцы, поднимающей угол рта, мышцы, поднимающей верхнюю губу.
| растяжка
растяжка
растяжка
поглаживающие и разминающие
| Нос
| — от корня к кончику носа с фиксацией в точке VG 25 (см. таблицу №2)
| поглаживающие и разминающие,
|
| — вдоль крыльной части носовой мышцы
| разглаживающие, растирающие, вибрационные
| Носо-губная складка
| — вдоль "царской мышцы" с фиксацией и растяжкой в точке Е 4 (см. таблицу №2) ( в стороны).
| растягивающие
| Щеки
| — от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть;
— от угла рта к вискам по щечной мышце
| растягивающие
поглаживающие, разминающие, растягивающие перкуссионные, при наличии АШТР -растягивающие
| Рот
| — от угла рта (в точке Е4):
а)в стороны (в месте прикрепления мышцы, опускающей угол рта, щечной мышцы, малой и большой скуловых мышц, мышцы, поднимающей угол рта, мышцы смеха);
б) вверх ("улыбка клоуна")
— по краевой части круговой мышцы рта, образуемой мышечными пучками от мимических мышц (мышцы, поднимающей угол рта, мышц, поднимающей верхнюю губу, щечной и др.);
— по верхней и нижней губе (с внешней и внутренней сторонам круговой мышцы;
— по ротовой мышце
| двухсторонние растягивающие
поглаживающие, надавливающие, разминающие круговые движения
разминающие возвратные движения
поколачивающие движения мягкой щетиной зубной щетки (направление движения по часовой стрелке)
| Подбородок
| — от подбородка к углу рта (вдоль мышц: опускающей угол рта, нижнюю губу и подбородочной мышцы);
— вдоль скуловой кости нижней челюсти (в местах прикрепления жевательной мышцы, мышцы, опускающей угол рта, нижнюю губу);
— вдоль мышц дна ротовой полости
| поглаживающие и
разминающие
поглаживающие, разминающие, растягивающие вибрационные
растягивающие
| Шея
| — вдоль грудино-ключично-сосцевидной мышцы
| поглаживающие, растягивающие
|
Массаж предваряет проведение пассивно-активной гимнастики мимической и артикуляционной мускулатуры.
Пассивно-активная гимнастика мышц шеи является промежуточным звеном между любым видом массажа лицевой мускулатуры (точечным, классическим) и массажем языка. С ее помощью успешно снимается спастичность мышц корня языка, что способствует вынесению языка из полости рта.
Гимнастика для мышц шеи проводится последовательно:
* в три этапа: пассивно (руками логопеда), активно (выполняется ребенком по инструкции), с сопротивлением;
* в трех положениях: лежа на животе (с целью гашения тонических рефлексов, устранения патологических синкинезий), на спине (предплечья на краю кушетки), в вертикальном положении;
* с наращиванием нагрузки от 1-3 до 12-15 раз.
Исключение составляют круговые движения головой (не более 3 раз в каждую сторону). Повторяемость движений на пораженной и здоровой стороне тела находится в соотношении 3:1.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|