Методика для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере «Дом, дерево, человек». (Предложена Дж. Баком)
Цель: выявление изменений в эмоционально-аффективной сфере личности ребенка.
Для выполнения теста исследуемому ребенку предлагаются бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист, складывается пополам, на первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «Дом», на второй и третей страницах в вертикальном положении сверху каждого листа – соответственно «Дерево», «Человек»,- на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используют простой карандаш «ММ», чтобы наиболее ярко были видны изменения в силе нажима. По мнению Дж.Бука, каждый рисунок – это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, о ее потребностях, об уроне психосексуального развития, тревожности и др.
Дерево символизирует жизненную энергию, стремление к жизни, дом – безопасность, успех, а человек – проявление собственного «Я» испытуемого.
По характеру зарисовки отдельных деталей, можно судить о степени тревожности испытуемых. Облака, ограниченное пространство, штриховка, линии с сильным нажимом, мертвое дерево, большой человек, подчеркнутые линии оснований, толстая линия фундамента, интенсивно затушеватые волосы у человека, перерисовка объекта, явное несоответствие качества одного из рисунков, отсутствие трубы на крыше, окна, двери без ручки, руки человека в оборонительной позиции и др.
О наличии, у испытуемого чувства неполноценности недоверия к себе, заниженной самооценки, говорят следующие детали: слабые линии, дом расположен на краю листа, слабая линия ствола дерева, слишком маленькая двери, прикрывание рисунка рукой, малый размер рисунка, у человека не нарисованы руки и ноги, сгнившее дерево. Рисунки детей представлены в приложении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой
По инструкции в красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.
Ты боишься:
1) когда остаешься один;
2) нападения бандитов;
3) заболеть, заразиться;
4) умереть;
5) того, что умрут твои родители;
6) каких-то людей;
7) потерять маму или папу;
8) того, что они тебя накажут;
9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 10) опоздать в детский сад, школу;
11) перед тем как заснуть;
12) страшных снов;
13) темноты;
14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);
15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);
16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);
17) когда очень высоко (страх высоты);
18) когда очень глубоко (страх глубины);
19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);
20) воды;
21) огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших площадей;
25) врачей (кроме зубных);
26) крови;
27) уколов;
28) боли;
29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.
Применяется с целью выявления тревожного ребенка в группе сверстников [30].
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность — 15 - 20 баллов; средняя —7 - 14 баллов; низкая — 1-6 баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Таблица
Анализ тревожности детей с ОНР
Вопрос
| Порядковый номер ребенка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Не может долго работать, не уставая.
| V
| V
| V
|
| V
|
| V
| V
| V
|
| 2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| V
|
| V
|
| 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
|
| V
| V
| V
|
| V
|
| V
| V
|
| 4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
| V
| V
| V
| V
| V
| V
|
| V
|
| V
| 5. Смущается чаще других.
| V
|
| V
| V
|
|
| V
|
|
|
| 6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
|
|
|
|
| V
|
|
|
|
|
| 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
| V
|
| V
| V
|
|
|
| V
| V
|
| 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
|
|
|
|
|
|
| V
|
|
|
| 9. Руки у него обычно холодные и влажные.
| V
| V
| V
| V
|
|
| V
|
|
|
| 10. У него нередко бывает расстройство стула.
|
| V
| V
| V
|
|
|
|
|
|
| 11. Сильно потеет, когда волнуется.
| V
| V
| V
|
|
| V
| V
| V
|
|
| 12. Не обладает хорошим аппетитом.
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| V
|
|
| 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
| V
|
| V
| V
| V
| V
| V
| V
|
|
| 14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
| V
|
| V
| V
| V
| V
|
|
| V
| V
| 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
| V
| V
|
| V
| V
|
| V
| V
| V
| V
| 16. Часто не может сдержать слезы.
| V
| V
|
| V
| V
|
|
| V
| V
|
| 17. Плохо переносит ожидание.
|
| V
| V
| V
|
| V
| V
| V
|
| V
| 18. Не любит браться за новое дело.
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| 19. Не уверен в себе, в своих силах.
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| 20. Боится сталкиваться с трудностями.
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммировав количество «V», мы получили общий балл тревожности. Высокая тревожность — 15 - 20 баллов; средняя —7 - 14 баллов; низкая — 1-6 баллов. Итак, из таблицы видно, что у 3 детей с ОНР отмечается высокий уровень тревожности и у 12 – средний уровень.
Проведем анализ опроса в контрольной группе:
Таблица.
Анализ тревожности детей с нормальным речевым развитием
Вопрос
| Порядковый номер ребенка
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Не может долго работать, не уставая.
|
| V
|
|
|
|
| V
|
| V
|
| 2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
|
| V
|
|
|
|
| V
|
|
|
| 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
|
| V
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
|
| V
|
|
| V
| V
|
|
|
|
| 5. Смущается чаще других.
|
|
| V
|
|
|
| V
|
| V
| V
| 6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
|
|
|
|
| V
|
|
|
|
|
| 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9. Руки у него обычно холодные и влажные.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10. У него нередко бывает расстройство стула.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11. Сильно потеет, когда волнуется.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12. Не обладает хорошим аппетитом.
|
|
|
| V
|
|
| V
| V
|
|
| 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
| V
|
| V
| V
|
|
| V
| V
|
|
| 14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16. Часто не может сдержать слезы.
|
|
|
| V
|
|
|
| V
|
|
| 17. Плохо переносит ожидание.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 18. Не любит браться за новое дело.
|
|
|
| V
|
|
|
| V
|
|
| 19. Не уверен в себе, в своих силах.
|
|
|
|
|
|
|
| V
|
|
| 20. Боится сталкиваться с трудностями.
| V
|
| V
| V
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | |
Итак, из таблицы видно, что у основной массы детей с контрольной группы отмечается низкий уровень тревожности и у 1 ребенка средний – средний уровень.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Таблица
Анализ тревожности детей с ОНР на завершающем этапе
Вопрос
| Порядковый номер ребенка
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Не может долго работать, не уставая.
| V
|
| V
| V
|
|
|
|
|
|
| 2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
|
|
|
|
|
|
|
|
| V
|
| 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
|
|
|
|
|
|
|
|
| V
|
| 4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
|
|
| V
| V
|
|
|
| V
|
|
| 5. Смущается чаще других.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
|
|
| V
|
| V
|
|
|
|
|
| 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
|
|
| V
| V
|
|
|
| V
| V
|
| 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
|
|
|
|
|
|
| V
|
|
|
| 9. Руки у него обычно холодные и влажные.
| V
| V
| V
| V
| V
|
| V
|
|
|
| 10. У него нередко бывает расстройство стула.
|
| V
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11. Сильно потеет, когда волнуется.
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| V
| V
|
|
| 12. Не обладает хорошим аппетитом.
|
|
|
|
|
| V
| V
| V
|
|
| 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
| V
|
| V
| V
| V
|
|
|
|
|
| 14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
| V
|
|
|
| V
|
| V
|
| V
| V
| 16. Часто не может сдержать слезы.
|
| V
|
| V
|
|
|
| V
| V
|
| 17. Плохо переносит ожидание.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 18. Не любит браться за новое дело.
| V
|
| V
| V
| V
|
| V
|
| V
|
| 19. Не уверен в себе, в своих силах.
|
|
| V
| V
| V
|
| V
|
| V
|
| 20. Боится сталкиваться с трудностями.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | |
Суммировав количество «плюсов», мы получили общий балл тревожности.
Критерии оценки:
Высокая тревожность — 15 - 20 баллов;
редняя —7 - 14 баллов;
низкая — 1-6 баллов.
Итак, из таблицы видно, что у 7 детей с ОНР отмечается низкий уровень тревожности и у 8 – средний уровень. Тогда как на констатирующем этапе исследования низкий уровень не был отмечен ни у одного из испытуемых. Средний уровень снизился на 50% и высокий уровень проявления тревожности не был отмечен.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Стимульный материал к методике "Закрась фигуры"
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|