Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере «Дом, дерево, человек». (Предложена Дж. Баком)





 

Цель: выявление изменений в эмоционально-аффективной сфере личности ребенка.

Для выполнения теста исследуемому ребенку предлагаются бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист, складывается пополам, на первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «Дом», на второй и третей страницах в вертикальном положении сверху каждого листа – соответственно «Дерево», «Человек»,- на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используют простой карандаш «ММ», чтобы наиболее ярко были видны изменения в силе нажима. По мнению Дж.Бука, каждый рисунок – это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, о ее потребностях, об уроне психосексуального развития, тревожности и др.

Дерево символизирует жизненную энергию, стремление к жизни, дом – безопасность, успех, а человек – проявление собственного «Я» испытуемого.

По характеру зарисовки отдельных деталей, можно судить о степени тревожности испытуемых. Облака, ограниченное пространство, штриховка, линии с сильным нажимом, мертвое дерево, большой человек, подчеркнутые линии оснований, толстая линия фундамента, интенсивно затушеватые волосы у человека, перерисовка объекта, явное несоответствие качества одного из рисунков, отсутствие трубы на крыше, окна, двери без ручки, руки человека в оборонительной позиции и др.



О наличии, у испытуемого чувства неполноценности недоверия к себе, заниженной самооценки, говорят следующие детали: слабые линии, дом расположен на краю листа, слабая линия ствола дерева, слишком маленькая двери, прикрывание рисунка рукой, малый размер рисунка, у человека не нарисованы руки и ноги, сгнившее дерево. Рисунки детей представлены в приложении.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой

 

По инструкции в красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

Ты боишься:

1) когда остаешься один;



2) нападения бандитов;

3) заболеть, заразиться;

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) каких-то людей;

7) потерять маму или папу;

8) того, что они тебя накажут;

9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 10) опоздать в детский сад, школу;

11) перед тем как заснуть;

12) страшных снов;

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);

15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);

17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко (страх глубины);

19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови;

27) уколов;

28) боли;

29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

Применяется с целью выявления тревожного ребенка в группе сверстников [30].

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.



15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность — 15 - 20 баллов; средняя —7 - 14 баллов; низкая — 1-6 баллов.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица

Анализ тревожности детей с ОНР

Вопрос Порядковый номер ребенка
1. Не может долго работать, не уставая. V V V   V   V V V  
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. V V V V V V V   V  
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.   V V V   V   V V  
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. V V V V V V   V   V
5. Смущается чаще других. V   V V     V      
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.         V          
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. V   V V       V V  
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.             V      
9. Руки у него обычно холодные и влажные. V V V V     V      
10. У него нередко бывает расстройство стула.   V V V            
11. Сильно потеет, когда волнуется. V V V     V V V    
12. Не обладает хорошим аппетитом. V V V V V V V V    
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. V   V V V V V V    
14. Пуглив, многое вызывает у него страх. V   V V V V     V V
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. V V   V V   V V V V
16. Часто не может сдержать слезы. V V   V V     V V  
17. Плохо переносит ожидание.   V V V   V V V   V
18. Не любит браться за новое дело. V V V V V V V V V V
19. Не уверен в себе, в своих силах. V V V V V V V V V V
20. Боится сталкиваться с трудностями. V V V V V V V V V V
Итого

 

Суммировав количество «V», мы получили общий балл тревожности. Высокая тревожность — 15 - 20 баллов; средняя —7 - 14 баллов; низкая — 1-6 баллов. Итак, из таблицы видно, что у 3 детей с ОНР отмечается высокий уровень тревожности и у 12 – средний уровень.

Проведем анализ опроса в контрольной группе:

Таблица.

Анализ тревожности детей с нормальным речевым развитием

Вопрос Порядковый номер ребенка  
1. Не может долго работать, не уставая.   V         V   V  
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.   V         V      
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.   V                
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.   V     V V        
5. Смущается чаще других.     V       V   V V
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.         V          
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.                    
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.                    
9. Руки у него обычно холодные и влажные.                    
10. У него нередко бывает расстройство стула.                    
11. Сильно потеет, когда волнуется.                    
12. Не обладает хорошим аппетитом.       V     V V    
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. V   V V     V V    
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.                    
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.                    
16. Часто не может сдержать слезы.       V       V    
17. Плохо переносит ожидание.                    
18. Не любит браться за новое дело.       V       V    
19. Не уверен в себе, в своих силах.               V    
20. Боится сталкиваться с трудностями. V   V V            
Итого
                       

 

Итак, из таблицы видно, что у основной массы детей с контрольной группы отмечается низкий уровень тревожности и у 1 ребенка средний – средний уровень.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Таблица

Анализ тревожности детей с ОНР на завершающем этапе

Вопрос Порядковый номер ребенка  
1. Не может долго работать, не уставая. V   V V            
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.                 V  
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.                 V  
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.     V V       V    
5. Смущается чаще других.                    
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.     V   V          
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.     V V       V V  
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.             V      
9. Руки у него обычно холодные и влажные. V V V V V   V      
10. У него нередко бывает расстройство стула.   V                
11. Сильно потеет, когда волнуется. V V V V V V V V    
12. Не обладает хорошим аппетитом.           V V V    
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. V   V V V          
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.                    
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. V       V   V   V V
16. Часто не может сдержать слезы.   V   V       V V  
17. Плохо переносит ожидание.                    
18. Не любит браться за новое дело. V   V V V   V   V  
19. Не уверен в себе, в своих силах.     V V V   V   V  
20. Боится сталкиваться с трудностями.                    
Итого
                       

 

Суммировав количество «плюсов», мы получили общий балл тревожности.

Критерии оценки:

Высокая тревожность — 15 - 20 баллов;

редняя —7 - 14 баллов;

низкая — 1-6 баллов.

Итак, из таблицы видно, что у 7 детей с ОНР отмечается низкий уровень тревожности и у 8 – средний уровень. Тогда как на констатирующем этапе исследования низкий уровень не был отмечен ни у одного из испытуемых. Средний уровень снизился на 50% и высокий уровень проявления тревожности не был отмечен.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 6


 




ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Стимульный материал к методике "Закрась фигуры"

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.