Организация коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2 уровня
Основная задача занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.
По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез по изучению эмоционально-волевого развития детей с ОНР с использование тех же методик, что и на констатирующем этапе.
С целью подтверждения того, что полученные нами данные действительно являются достоверно различающимися, нами были применены методы математической обработки данных, с использованием n-критерия Стьюдента.
Нами была высчитана средняя арифметическое значение и t-критерий Стьюдента, с применением следующей формулы:
t=
| M1 – M2
| √
| S12
| ―
| S22
|
| n1
| n2
|
где: М1 – среднее первой выборки
М2 – среднее второй выборки
S1 – стандартное отклонение для первой выборки
S2 – стандартное отклонение для второй выборки.
n1, n2 – число элементов в первой и второй выборках.
В качестве основного метода мы используем коррекцию эмоциональных комплексов через рисование. При этом применялись различные изобразительные техники: рисование ладонями, пальцами, с помощью трафаретов; с помощью тампона; кляксография (приложение 8).
Например, методика рисуночного теста «Кактус» способствовала отреагированию негативных переживаний, отработки навыков адекватного взаимодействия и реагирования, снижению эмоционального напряжения, повышения адаптационных возможностей и раскрытие творческого потенциала детей (см. таблицу).
Таблица 10. Результат организации коррекционно – развивающей работы с детьми с помощью методики рисуночного теста «Кактус»
№ пп
| ФИО
| Возраст
| Особенности развития
| Результат
| 1.
| Карина С.
|
| ОНР 2 уровня
| коррекция страхов, тревожности, «выплескивания» отрицательных эмоций на бумагу
| 2.
| Джалиль С.
|
| ОНР 2 уровня
| коррекция страхов, тревожности, «выплескивания» отрицательных эмоций на бумагу
| 3.
| Кабир С.
|
| ОНР 2 уровня
| Актуализация эмоциональных представлений, ассоциированных с разными цветами и цветовыми сочетаниями
| 4.
| Оля А.
|
| ОНР 2 уровня
| Актуализация эмоциональных представлений, ассоциированных с разными цветами и цветовыми сочетаниями
| 5.
| Алсу Б.
|
| ОНР 2 уровня
| Позволило развить воображение, создание положительного эмоционального состояния, раскрепощение детей.
| 6.
| Алсу С.
|
| ОНР 2 уровня
| Позволило развить воображение, создание положительного эмоционального состояния, раскрепощение детей.
| 7.
| Маша У.
|
| ОНР 2 уровня
| Позволило снять психического напряжения, создание возможности для самовыражения
| 8.
| Булат К.
|
| ОНР 2 уровня
| Позволило снять психического напряжения, создание возможности для самовыражения
| 9.
| Адель З.
|
| ОНР 2 уровня
| Позволило выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
| 10.
| Милана С.
|
| ОНР 2 уровня
| Позволило выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
|
Кроме того, как дополнение, в ходе занятий, использовались такие психокоppекционные методы, как психогимнастика, игpы и упpажнения, напpавленные на создание положительных эмоций у стаpших дошкольников. Как известно, игpа выполняет большую коммуникативную pоль, благодаря ей ребенок освобождается от многих негативных эмоций (страха, агрессии, нарушения поведения и т. д.). Программа занятий составлена нами из конкретных упражнений,которые приведены в «Рабочей программе по коррекции ОНР».
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей пpогpаммы. Опpеделяя содеpжание логопедических занятий, важно выявить и стpуктуpу дефекта, и те потенциальные pечевые возможности pебенка, котоpые логопед использует в pаботе.
Для детей 5-6 лет пpедусматpиваются следующие виды занятий:
— занятия по фоpмированию лексико-гpамматических средств языка и связной речи;
— занятия по формированию произношения.
Количество занятий: 3 раза в неделю (индивидуальные и фронтальные).
Количество занятий, проводимых в течение недели в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет, не меняется в зависимости от периодов и соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ. В первом, втором и третьем пеpиоде пpоводятся 3 pаза в неделю: 1 занятие по фоpмированию лексико-гpамматических средств языка, 1 занятие по pазвитию связной pечи, 1 - по формированию произношения. Работа по коррекции звукопроизношения проводится индивидуально.
В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по совершенствованию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи детей.
Для эффективного использования индивидуальных логопедических занятий необходимы четкая их организация и хорошее знание особенностей речи и личности каждого ребенка.
Существенной особенностью индивидуальных занятий является предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях.
Подлежащий изучению и отработке фонетический материал распределяется по периодам обучения в соответствии с программой.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.
Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.
В целом по контрольному исследованию можно сделать вывод:
по окончании коррекционной работы отмечается некоторое снижение показателей чувства незащищенности и тревожности, вообще не демонстрируются детьми с ОНР чувство неполноценности, враждебность к себе, трудности в общении.
у детей с общим недоразвитием речи несколько снизились такие отрицательные эмоциональные проявления как агрессия, импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. Следовательно, состояние эмоциональной сферы этих детей стало намного стабильнее, чем до формирующего эксперимента.
по окончании исследования все дети экспериментальной группы показали наличие страхов в пределах возрастной нормы.
у детей экспериментальной группы по окончании формирующего эксперимента значительно снизился уровень тревожности.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась: эмоциональная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи отличается незрелостью, тревожностью, недоверчивостью, органическим инфантилизмом, нескоординированностью эмоциональных процессов, но специально организованная коррекционная работа способствует оптимизации изучаемых процессов.
Выводы по 2 главе.
Эксперимент проводился на базе МДОУ № 100 комбинированного вида «Огонек» г.Казань.
На этапе диагностики эмоционально-волевой сферы мы использовали определенные методики, которые считаем наиболее интересными и эффективными.
1. Методика для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере «Дом, дерево, человек». (Предложена Дж. Буком);
2. Рисуночный тест «Кактус»;
3. Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой
4. Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.
5. Методика определения волевого развития детей «Не подглядывай», «Закрась фигуры».
По окончании коррекционной работы отметилось некоторое снижение показателей чувства незащищенности и тревожности.
У детей с общим недоразвитием речи несколько снизились такие отрицательные эмоциональные проявления как агрессия, импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. Следовательно, состояние эмоциональной сферы этих детей стало намного стабильнее, чем до формирующего эксперимента.
По окончании исследования все дети экспериментальной группы показали наличие страхов в пределах возрастной нормы.
Итак, эмоционально-волевая сфера дошкольников с общим недоразвитием речи отличается незрелостью, тревожностью, недоверчивостью, органическим инфантилизмом, нескоординированностью эмоциональных процессов, но специально организованная коррекционная работа способствует оптимизации изучаемых процессов.
Заключение
Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Человек чувствует, значит переживает. Эмоции являются толчком к достижению целей.
К сожалению, следует констатировать, что в литературе практически отсутствуют эмпирические исследования особенностей эмоциональной сферы дошкольников с ОНР. Поэтому, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы общего недоразвития речи.
Целью нашего исследования было изучение особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОНР, подбор и анализ комплекса коррекционных методик и программ, направленных на коррекцию эмоциональной сферы данной категории детей.
Мы предположили, что эмоциональная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи отличается незрелостью, органическим инфантилизмом, нескоординированностью эмоциональных процессов, тревожностью, недоверием, но специально организованная коррекционная работа способствует оптимизации изучаемых процессов.
Анализ научных исследований показал, что исследований в области изучения эмоционально-личностных особенностей детей с ОНР не проводилось. А ведь нарушения речевого развития влекут за собой нарушения общения. Причем с полным основанием можно говорить о нарушении всех сторон процесса общения.
Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников с ОНР — это появление способности управлять эмоциями, т. е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других. Эти представления легли в основу системы психолого-педагогических методов развития эмоционального контроля и коррекции эмоциональных процессов дошкольников.
Цель констатирующего этапа исследования состояла в изучении особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста. Эксперимент проводился на базе МДОУ № 100 комбинированного вида «Огонек» г.Казань.
Для эксперимента были отобраны две группы детей дошкольного возраста. В состав экспериментальной группы вошли 10 детей с ОНР 2 уровня. В состав контрольной группы вошли так же 10 детей, посещающие подготовительную группу. Это дети с нормальным уровнем интеллектуального и речевого развития.
Для определения особенностей эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста мы использовали следующие методики:
1. Методика для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере «Дом, дерево, человек». (Предложена Дж. Буком);
2. Рисуночный тест «Кактус»
3. Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой
4. Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.
5. Методика «Не подглядывай»
6. Методика «Закрась фигуры»
По окончании констатирующего исследования мы сделали вывод:
1. чувство незащищенности и тревожность свойственны детям обеих групп, но у основной массы детей экспериментальной группы отмечается помимо этих чувств еще и чувство неполноценности, враждебность к себе, трудности в общении, состояние фрустрации и склонность к депрессии. Тогда как у детей контрольной группы таких отрицательных эмоций не отмечено;
2. у детей с общим недоразвитием речи намного чаще встречаются такие отрицательные эмоциональные проявления как агрессия, импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. У обследованных нами детей с нормальным речевым развитием напротив вообще отсутствует проявление таких качеств как импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. Следовательно, состояние эмоциональной сферы этих детей намного стабильнее, чем у детей с ОНР.
3. в экспериментальной группе основная масса детей продемонстрировала наличие страхов выше возрастной нормы, тогда как дети контрольной группы 100% продемонстрировали наличие страхов в пределах нормы.
4. у детей с ОНР уровень тревожности намного выше их сверстников с нормальным речевым развитием.
5. основная часть из обеих групп детей имеют средний уровень развития упорства и целеустремленности.
6. Проведенное исследование говорит о том, что различия в волевых качествах детей с нормой речевого развития и с ОНР не имеет, волевые качества детей старшего дошкольного возраста характеризуются средним и низким уровнем сформированности и развития упорства и целеустремленности.
Итак, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась: эмоционально-волевая сфера дошкольников с общим недоразвитием речи отличается незрелостью, органическим инфантилизмом, нескоординированностью эмоциональных процессов, но специально организованная коррекционная работа способствует оптимизации изучаемых процессов.
Список использованной литературы
1. Алексеев Н. Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. - М. : Сов. энцикл., 1983. - 400 с.
2. Анохин П.К. Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности//Проблемы высшей нервной деятельности. М., 1949.
3. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия. - М: МГУ, 1979. - 240 с.
4. Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.
5. Блейлер Э. Аффективность, внушение, паранойя. - Издательство: ВИНИТИ.
6. Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников // Вопр. психологии. 2000.- N3.
7. Васильева Е.Н. Формирование эмпатии к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / Е.Н. Васильева // Шестилетние дети. Проблемы и исследования. Н. Новгород : НГПУ,1998.
8. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. — Т. 1. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. – М., 1986.-124с.
10. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2003. – 512 с.
12. Грибанова Г. В. Руководство по организации деятельности психолого-методико-педагогических комиссий (ПМПК) // Дефектология. № 6.- 2001
13. Дмитриева Е.Е. Особенности общения шестилетних детей с ЗПР со взрослым : автореф. дис. . канд. психол. наук / Е.Е. Дмитриева. М., 1989.- 18 с.
14. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. – 2005 – №5
15. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1977. — 272 с.
16. Ефремова Г.И. Особенности усвоения шестилетними детьми с ЗПР знаний о некоторых нравственных нормах поведения по отношению к взрослым и сверстникам / Г.И. Ефремова // Шестилетние дети. Проблемы и исследования. Н. Новгород : НГПУ, 1998.
17. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М.: просвещение, 1988.
18. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1986.
19. Зеньковский В. В. Собрание сочинений. М.: Русский путь, 2008 .
20. Иванников В. А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли. - Рязань, 1991. - 110 с.
21. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.
22. Клапаред Э.Психология ребенка и экспериментальная педагогика: Проблемы и методы. Душевное развитие. Умственное утомление. Пер. с фр. Изд.2, 2007. 168 с.
23. Клиническая систематика задержки психического развития. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / Под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.
24. Ковалев В.В. Семиотека и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.,1985;
25. Колиснык А.П., Омельченко С.Н., Поляков В.Г. Семинар по проблемам саморазвития личности // Научная жизнь М. – 1989.
26. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980.-32 с.
27. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характер у подростков. - Л.,1983
28. Маклаков А. Г.Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
29. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина //– 4-е изд. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 456 с.
30. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.В. Стеркиной. – М., 1990.
31. Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли. - Рязань, 1991. - 45 с.
32. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. - М., 1977. - 94 с.
33. Роженко А. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка // Социальное обеспечение.- 2005. - №3.- февраль.
34. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.-С. 200.
36. Селиванов В. И. Воля и ее воспитание. - Рязань, 1992. - 78 с.
37. Слободчиков, В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков// Вопросы психологии. - 1986. -№6.
38. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. – М.: Дрофа, 2006. – 270 с.
39. Смирнова Е.О. Формирование воли и произвольности поведения у детей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева// Детская психология: [сайт]. - М., - URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10340.php
40. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.
41. Стрелкова Л.П. Эмоциональный букварь от АХ до АЙ-ЯЙ-ЯЙ М.: Издательство: Интерпракс , 1995. 205с .
42. Специальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.-464с.
43. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста/ Т. II.- Госиздат медицинской литературы.- М.: Медгиз, 1959.
44. Чхартишвили, Ш. Н. «Потребность престижа, потребность быть свободным и самостоятельным и пути и воспитания в переходном возрасте» / Ш. Н. Чхартишвили // Некоторые вопросы психологии и педагогики социальных потребностей. - Тбилиси : Мецниреба, 1974.
45. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики. -М., 2003г
46. Шевченко Ю. С., Добридень В. П.Радостное взросление: личностный рост ребенка. М.:Речь, 2004.
47. Якобсон П.М. Психология чувств / Якобсон П.М.;АПН Ин-т психологии. - М., 1956. - 238 с.
48. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|