Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.
Результаты анкеты представим в виде таблиц в приложении 4.
Итак, из таблицы видно, что у 7 детей с ОНР отмечается высокий уровень тревожности и у 12 – средний уровень, у основной массы детей контрольной группы отмечается низкий уровень тревожности и у 1 ребенка средний – средний уровень.
Отразим полученные данные в рисунке:
Рис. 2.
Уровень тревожности детей дошкольного возраста
15 детей – 100%
1 ребенок – 7 %
Таким образом, по результатам данной методики можно сделать вывод, что у детей с ОНР уровень тревожности намного выше их сверстников с нормальным речевым развитием.
Представим полученные данные в сводной таблице.
Для анализа результатов были выделены следующие параметры:
1. Страхи;
2. Тревожность;
3. Трудности общения;
4. Враждебность;
5. Агрессия;
Критерии оценки:
3 балла – ярко выраженное проявление эмоционально-аффектного состояния;
2 балла – умеренно выраженная агрессия, враждебность;
1 балл – слабо выраженные эмоционально-аффектные состояния.
Максимальное количество баллов – 45 б.
Таблица 7.
Особенности проявления нарушений в эмоционально-аффективной сфере у детей дошкольного возраста
Методика
| Параметры
| Контрольная группа
| Экспериментальная группа
| Эмоционально- аффектные состояния
| Тревожность
|
|
| Чувство незащищенности
|
|
| Депрессивность
|
|
| Трудности в общении
|
|
| Чувство неполноценности
|
|
| Враждебность
|
|
| Состояние эмоциональной сферы
| Агрессия
|
|
| Импульсивность
|
|
| Женственность
|
|
| Экстравертированность
|
|
| Стремление к домашней защите,
|
|
| чувства одиночества
|
|
| Отсутствие стремления к домашней защите,
|
|
| Страхи
|
|
|
| Уровень тревожности
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
Таким образом, из таблицы видно, что у детей с общим недоразвитием речи, отмечены ярко выраженные нарушения эмоциональной сферы, что соответствует высокому уровню проявления нарушений эмоционально – аффектной сферы. Тогда как у детей с нормальным речевым нарушением отмечен средний уровень нарушений исследуемых параметров.
5. Данные, полученные в результате проведения методики "Не подглядывай"отражены в таблице 8.
№
| Имя ребенка
| Время ожидания
| Число подглядываний
| Уровень развития
| Контрольная группа
| 1.
| Карина С.
| 3 мин. 20 сек.
|
| высокий
| 2.
| Джалиль С.
| 2 мин 35 сек.
|
| средний
| 3.
| Кабир С.
| 1 мин. 58 сек.
|
| низкий
| 4.
| Оля А.
| 2 мин. 25 сек.
|
| средний
| 5.
| Алсу Б.
| 1 мин. 46 сек.
|
| низкий
| 6.
| Алсу С.
| 3 мин. 6 сек.
|
| высокий
| 7.
| Маша У.
| 2 мин. 13 сек.
|
| средний
| 8.
| Булат К.
| 1 мин. 30 сек.
|
| низкий
| 9.
| Адель З.
| 2 мин. 3 сек.
|
| средний
| 10.
| Милана С.
| 1 мин. 36 сек.
|
| низкий
| Экспериментальная группа
| 1.
| Софья К.
| 1 мин. 46 сек.
|
| низкий
| 2.
| Булат Р.
| 2 мин. 2 сек.
|
| средний
| 3.
| Асгат Т.
| 1 мин. 12 сек.
|
| низкий
| 4.
| Марианна М.
| 0 мин. 44 сек.
|
| низкий
| 5.
| Аня А.
| 1 мин. 57 сек.
|
| низкий
|
| Руслан Б.
| 2 мин. 15 сек.
|
| средний
|
| Лада П.
| 1 мин. 38 сек.
|
| низкий
|
| Злата С.
| 2 мин. 33 сек.
|
| средний
|
| Алина У.
| 2 мин. 14 сек.
|
| средний
|
| Ильвина К.
| 1 мин. 42 сек.
|
| низкий
|
Как видно из результатов, отраженных в таблице 4, результат времени ожидания 3 мин. и более без единого подглядывания показали всего 3 человека (12%).
Большая часть обследуемых – 10 человек (40%) показали результат ожидания от 2 мин. 2 сек. до 2 мин. 57 сек., количество подглядываний – 1-2.
Самый низкий результат ожидания от 0 мин. 44 сек. до 1 мин. 58 сек. показали 13 детей (47%), количество их подглядываний варьирует от 1 до 5.
В целом можно констатировать, что высокий и средний уровень развития волевых качеств у контрольной группы, а именно с нормальным речевым развитием.
Средний и низкий уровень развития волевых качеств у экспериментальной группы, а именно у дошкольников с ОНР.
6. Данные, полученные в результате методики "Закрась фигуры" отражены в таблице 9.
№
| Имя ребенка
| Количество набранных балов
| Уровень развития
| Контрольная группа
| 1.
| Карина С.
|
| средний
| 2.
| Джалиль С.
|
| низкий
| 3.
| Кабир С.
|
| средний
| 04.
| Оля А.
|
| высокий
| 5.
| Алсу Б.
|
| низкий
| 6.
| Алсу С.
|
| высокий
| 7.
| Маша У.
|
| средний
| 8.
| Булат К.
|
| средний
| 9.
| Адель З.
|
| средний
| 10.
| Милана С.
|
| средний
| Экспериментальная группа
| 12.
| Софья К.
|
| средний
| 13.
| Булат Р.
|
| средний
| 14.
| Асгат Т.
|
| высокий
| 15.
| Марианна М.
|
| средний
| 16.
| Аня А.
|
| низкий
| 17.
| Руслан Б.
|
| высокий
| 18.
| Лада П.
|
| низкий
| 19.
| Злата С.
|
| высокий
| 20.
| Алина У.
|
| средний
| 21.
| Ильвина К.
|
| средний
|
Как видно из результатов таблицы 6, никто из дошкольников ни из контрольной, ни из экспериментальной групп не обладает очень высоким уровнем развития упорства и целеустремленности. Высоким уровнем обладают 4 человек (27%) – 2 из контрольной, 2- из экспериментальной группы , 11 человек (46%) – 6 из контрольной, 5 - из экспериментальной группы имеют средний уровень, 4 человек (19%) – 2 из контрольной, 2 - из экспериментальной группы имеют низкий уровень.
Таким образом, основная часть из обеих групп детей имеют средний уровень развития упорства и целеустремленности, а значит и воли.
Проведенное исследование говорит о том, что различия в волевых качествах детей с нормой речевого развития и с ОНР не имеет, волевые качества детей старшего дошкольного возраста характеризуются средним и низким уровнем сформированности и развития упорства и целеустремленности.
Организация коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2 уровня
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|