|
Способности духовного тела
Возможно, в нашем случае происходит примерно то же самое, что бывает при левитации: тот же механизм. Тело славы, или астральное, тонкое тело, словно тянет за собой плотское тело, приподнимает его над землей, и оно начинает парить в воздухе. Такое случалось, и не раз, с теми, кому довелось пережить опыт умирания, а потом выздороветь, вернуться к жизни – многие из них в сам момент умирания вдруг обнаруживали себя под потолком операционной. Видимо, об этом же упоминает и Ролан де Жувенель в письме матери:
«Левитация – не просто физическое явление, это начало метаморфозы. Тело уже меняет свой вес»[144].
Видимо, наше тонкое тело, которым мы обладаем уже с самого момента зачатия (хотя, пока мы живы, воздействия его так легко приписать сверхъестественных силам), и подбрасывает в воздух физическое тело: что-то похожее происходит и в случаях одержимости, когда человеком овладевают демонические силы. Вот краткий рассказ знаменитого экзорциста, человека, заслуживающего полнейшего доверия: это его преподобие отец Матьё из Безансона. Стиль выдает, что писавший этот текст отнюдь не интеллектуал, но при этом не склонен ни к упрощению, ни к мистицизму:
«Естественно, они его (одержимого) крепко держали, и все же, едва я сотворил крестное знамение, он сразу вырвался от них. Веревки упали, и он рванул. Наконец, с трудом они догнали бесноватого и повисли на нем, как могли. Они распластали его по полу и стали удерживать сверху: нельзя сказать, что они обращались с ним жестоко, это будет неточно, но его движения были столь сильны и резки, что им приходилось прикладывать всю свою силу, чтобы им противиться. Рядом со мной были мои монахини, пришедшие принять участие в сеансе, поскольку все происходило публично. Он лежал на полу, распростертый, и когда я решил продолжить изгонять бесов, я сказал им:
“Нужно, чтобы несколько человек сели на него сверху. Может, с таким грузом он уже не сможет так метаться, и тогда мы продолжим молитву”.
Но через несколько минут все они в один голос закричали: “Батюшка, батюшка, куда же он, куда же он?”
Этот человек поднялся в воздух вместе с шестью сидевшими на нем людьми. Они не знали, можно ли как-то его остановить. Они говорили себе: “Только бы он не поднялся под самые своды”, – поскольку он все продолжал и продолжал подниматься. Он преодолевал все препятствия!
Наконец, он остановился, и затем стал спускаться вниз: люди все также сидели у него на спине, разумеется, без всякой опоры, и вот он приземлился. Мои люди были бледны…»[145]
Однако, возможно, что та же способность мгновенно оказываться там, куда направлено желание, передается иногда и плотскому телу, так что и оно может тогда внезапно исчезнуть в одном месте и появиться в другом. Так, например, рассказывают, как святая Екатерина Сиенская уже в раннем возрасте решила вести жизнь отшельницы и ушла для этого далеко от родного города. Но однажды вечером она чудесным образом появилась внутри городских стен. Хотя всегда легко подвергнуть сомнению рассказы о событиях XIV века!
Но и в наши дни такое случается снова и снова. Отца Исаака из монастыря Дионисия на святой горе Афон однажды срочно отправили в Кариес, столицу этой монашеской республики, в другой монастырь. Была зима, он только дошел до границ еще одного монастыря – Симона Петра, как его настигла в горах снежная буря. Я хорошо представляю себе эту местность. Укрыться там негде. Снег все падал и падал, монах уже просто не мог идти. Был жуткий холод. Смерть казалась уже неминуемой. Успев прошептать молитву, ставшую чем-то вроде крика веры, он вдруг обнаружил, что стоит у ворот своего монастыря в тот самый момент, когда привратник уже собирался запереть ворота[146].
Иногда случаются и еще более удивительные вещи. В предании зафиксированы истории, когда такое бывало не только со святыми или близкими к святости людьми, но и с сопровождающими их лицами, и даже с животными, на которых они ехали. Так однажды святая Тереза Авильская должна была переправиться через реку Гвадалимар со всем своим большим обозом: мулами, телегами, кармелитками, многочисленной поклажей. Чтобы облегчить переправу, она уже собралась отдать приказ всем спешиться. Но вдруг заметила, что это уже лишнее. Пейзаж поменялся. Оказалось, что она уже на другом берегу.
В наш скептический век на подобные россказни мы стараемся просто не обращать внимания. И все же и в наши дни такие истории случаются чаще, чем кажется на первый взгляд; более того, современные примеры уже напрочь выпадают из агиографического контекста: такое случается теперь не только со святыми. Профессор Синезио Дарнелл приводит историю, произошедшую с одной состоятельной супружеской четой из Барселоны. Однажды они ехали на машине на юг Испании, как вдруг их настиг густой туман: он все сгущался и сгущался, пришлось сбавить скорость и ехать очень медленно. Приключение затягивалось. Супругов начало охватывать беспокойство, ведь бензин у них почти кончился. К счастью, туман начал рассеиваться, и они поняли, что спасены: за поворотом замаячила бензоколонка. Они наполнили бак. Нужно было расплатиться, и муж протянул служащему банковский билет. «Ох, нет, господин, ваш билет не годится, я не могу его принять». Муж забрал билет, недоуменно на него посмотрел и пожал плечами в знак протеста: «Я, конечно, извиняюсь, но это нормальный билет стоимостью в пять тысяч песет, почему же я не могу им расплатиться?» «Можете, господин, но только в Испании, а не здесь, в Боливии,» – ответил на это служащий[147].
Жизнь матери Ивонны-Эме из Малеструа полна подобных происшествий. Таким способом и удалось ей в один прекрасный день избежать пыток в Гестапо. Чему сохранилось множество свидетельств[148].
Все описываемые нами случаи очень похожи на феномен билокации, пребывания в двух местах одновременно: вот только плотское тело при этом никуда не переносится. Иногда эти разновидности феноменов, действительно, трудно различить и разграничить. О том, что на самом деле имел место случай билокации, можно с точностью утверждать, только если надежные свидетели действительно видели одного и того же человека в двух разных местах в одно и то же время. Вот как пишет об этом мать Мари-Анн:
«Я могу подтвердить, что она могла находиться в двух местах сразу, – расскажу то, что видела своими глазами. Ивонна была в то время послушницей, работала на кухне… В то утро ей нужно было приготовить для гостей какой-то замысловатый крем. Готовила она его в так называемой молочной кухне… Что-то мне понадобилось у нее спросить, уже даже не припомню точно, что… Она была сама любезность. Радушно меня приняла, отвечала на вопросы, но меня не покидало ощущение, что на самом деле она не здесь. Все это не мешало ей продолжать работу. Она делала все, что ей нужно было сделать.
Тут пришла сестра Сент-Жанна и шепотом мне сказала:
– Вы ничего не заметили?
– Кое-что заметила. У меня такое впечатление, будто сестра Ивонна-Эме сейчас не здесь.
Она ответила:
– Ага. А вот интересно мне, не у себя ли она в келье. Сегодня утром, совсем недавно, она мне сказала, что ей срочно нужно написать одно письмо. Ей нужно было срочно его написать и незамедлительно отправить.
Тогда сестра Сент-Жанна подумала немного и говорит:
– А пойду-ка я и сама посмотрю.
Я говорю: пойди и посмотри. А я останусь тут с сестрой Ивонной-Эме. Я попробую с ней поговорить. Надеюсь, она будет в состоянии поддержать разговор.
Итак, сестра Сент-Жанна ушла проверять. И впрямь: она обнаружила, что тогда же, когда сестра Ивонна-Эме готовила крем и беседовала со мною, она еще и писала письмо у себя в келье, и все одновременно»[149].
Но что значит один этот мелкий эпизод на фоне всех чудес, имевших место в жизни этой удивительной женщины?
Мать Ивонна-Эме проникала в бараки концлагерей, чтобы помочь сбежать заключенным, или разыскивала оскверненные облатки. Стихия чудесного столь щедро разлита в ее жизни, что Католическая церковь даже пытается запретить об этом говорить. При всем при этом она получила шесть почетных наград, в числе которых: Военный крест с бронзовой пальмовой ветвью, орден Почетного легиона, который генерал де Голль вручил ей лично, Королевская медаль, Медаль Сопротивления, американская награда – Медаль Свободы.
Гораздо большую известность получили случаи билокации падре Пио. Самый интересный из них – когда он вдруг возник прямо из воздуха перед кокпитом капитана американской эскадрильи, чтобы загородить ему путь и убедить, вместе со всей эскадрильей, повернуть назад.
Тело славы уже заложено, уже скрыто присутствует в нас. Поэтому его чудесные способности могут проявляться и еще более ощутимо. Так Анна-Екатерина Эммерих, доверившись своему Ангелу, совершила с его помощью целое кругосветное путешествие. От тягот столь долгого пути она страдала и душой, и телом одновременно. В дороге она узнавала названия стран, народов, рек и гор, особенности архитектуры и нравов[150].
Те же феномены можно наблюдать и в жизни Терезы-Елены Хиггинсон, англичанки, удостоившейся стигматов, простой учительницы в католической школе. Она смогла оставить распятие у вождя одного из туземных племен, а через несколько дней забрать его обратно…[151]
В наши дни довольно широкую известность приобрел еще один случай, засвидетельствованный многими людьми и ставший объектом довольно серьезных исследований. Произошло это с Натуццей Эволо из Паравати (провинция Калабрия на юге Италии). Конечно, случай этот не слишком удобен для научного исследования, ведь подобные феномены происходят всегда спонтанно, так что невозможно приготовиться к эксперименту и включить исследовательские приборы. И все-таки мы располагаем результатами, по крайней мере, одного серьезного научно-исследовательского эксперимента, проводившегося под руководством профессора прикладной физики Калабрийского университета господина Валерио Маринелли[152].
Но биографические сведения, которые я сейчас приведу, взяты из книги Иоахима Буффле, из его капитального труда о мистических феноменах[153].
Натуцца родилась в 1924, родители ее были «весьма скромными людьми. Детство прошло в бедности, а когда девочке исполнилось 14, ее отдали в услужение к состоятельным хозяевам. В 1944 она вышла замуж за деревенского парня, …правда, перед этим несколько раз пробовала уйти в монастырь, но ее туда не принимали… Девушку побаивались, поскольку с подросткового возраста с ней то и дело происходили разные странные вещи. …Семья жила дружно, у супругов родилось пятеро детей»[154].
Из таких «странностей» упомянем лишь: стигматы, впервые появившиеся, когда ей было 10 лет, странные запахи и сильные кровотечения, случавшиеся с ней во время мессы и т. д.
Первые «раздвоения» начались у нее, видимо, во второй половине 1939 года. Это случалось и когда она спала, и когда бодрствовала. У нее было ощущение, что какая-то часть отрывалась от нее и в сопровождении умерших навещала разных известных и неизвестных людей в Милето и в других окрестных деревушках.
Ее видели сотни людей, и дома и на улице, и днем и ночью, видели, как она исчезала, как появлялась за десятки, сотни и даже тысячи километров от своего физического тела. Иногда они видели ее целиком и вроде бы совсем настоящую, а иногда видели лишь ее лицо или силуэт, руки или даже кисти рук, словно материализация не дошла до конца. А то вообще слышали лишь звук ее голоса или неясный шум. Часто она после этого сама подтверждала, даже когда ее не спрашивали, что все эти странные вещи произошли из-за нее.
При этом приходила она к людям всегда лишь для того, чтобы кого-нибудь утешить, нравственно или духовно поддержать. Таких посещений, похоже, были тысячи. Валерио Маринелли припомнил более сотни случаев только за три года. Вот как сама Натуцца рассказывает о своей необычной миссии:
«Билокация никогда не бывает произвольной, возникает всегда не по моей воле. Умершие или ангелы приходят ко мне и ведут туда, где я нужна. Я отлично вижу то место, в какое попала, так что могу его потом описать, я могу разговаривать с присутствующими там людьми и они меня слышат, могу открывать и закрывать двери, совершать те или иные поступки. Билокация – это не то же самое, что смотреть фильм или телевизор на расстоянии, потому что при этом я полностью попадаю к тем, к кому пришла. Я остаюсь в этом месте ровно столько, сколько нужно, чтобы выполнить то, зачем я пришла: это может длиться секунду или минуту. Я прекрасно сознаю, что мое физическое тело сейчас в Парвати или в каком-то другом месте, не в том, куда я перенеслась в духе, но все это, как если бы у меня было еще одно тело. Это может произойти и ночью, пока я сплю, и днем, пока я с кем-то разговариваю или делаю что-то еще. Иногда, правда, я могу ошибиться и передать тому, с кем говорит мое физическое тело, весточку, предназначенную для кого-то другого и далекого. Часто я даже не знаю, где же я была, если только я уже не бывала там прежде; название города называет мне мой провожатый, сам или по моей просьбе. Недавно я побывала так в Женеве, другой раз в Лондоне. Само путешествие происходит не во времени, я просто оказываюсь в одно мгновение в нужном месте, как бы далеко оно ни находилось. Если я направляюсь в чей-то дом, то сразу оказываюсь в нужной комнате или чаще всего в комнате, смежной с той, где находится человек, с которым мне нужно встретиться. Я открываю дверь, потом снова ее закрываю: дело сделано. Никогда у меня не было ощущения, будто я прохожу сквозь стены или еще какие-то материальные препятствия: просто я сразу оказываюсь в помещении, в нужном мне месте. Бывало и так, что я оказывалась на дороге или на природе. Во время самого перемещения, которое совершается мгновенно, я ничего не вижу: если бы я летела, сверху многое можно было бы увидеть; вот поэтому мне и кажется, что путешествую я не в материальном, а в духовном мире. Бывало даже, что из того места, в которое я попадала в духе, я приносила туда, где осталось мое тело, какие-нибудь материальные предметы…»[155]
Мы ограничимся здесь только одним свидетельством о таких перемещениях, я его выбрал за то, что в нем предстают одновременно и ангел, и умерший:
«Я вновь оказалась свидетельницей билокации Натуцци. Я была в кровати, одна, мужа не было, я резко проснулась, когда увидела на двери комнаты три силуэта: мой отец (умерший), Натуцца и еще одно, словно сотканное из света, тело кого-то, кого я не узнала. Я сказала про себя: “Натуцца, если это ты, дай мне знак”, и повернулась в кровати к окну, на котором была занавеска с кисточками. В тот же миг я услышала, как кисточка три раза стукнула по стене. Тогда я подумала: “Это и вправду Натуцца”, и мне стало уже не так страшно, потому что сперва я была просто охвачена страхом. Я повернулась к силуэтам и еще несколько секунд могла их видеть, затем они исчезли. Этот эпизод повторился еще раз зимой 1974 или 1975 года. На этот раз Натуцца появилась не как тень, а в своем обычном виде, в привычной одежде. Отец тоже был вполне реальным, а не полупрозрачным, и одет был так, как обычно ходил дома. Но что меня немного смутило и затмило мне зрение, так это странная светоносная фигура, у которой я не могла разглядеть черты лица, тогда как у отца и Натуцци видела все прекрасно. У отца было безмятежное, улыбающееся лицо, как за несколько дней до смерти (умер он внезапно, от инфаркта). Я очень хорошо его разглядела, поскольку явление длилось не одно мгновение, но подольше, несколько секунд. Было одиннадцать вечера, спать я легла незадолго до этого. Остатки сна сразу улетучились: ночник слабо освещал комнату»[156].
Перспектива становится еще более обнадеживающей, словно расширяется горизонт надежды: один из крупнейших мистиков нашего времени, Робер де Ланжак, утверждает, что человеческая душа ощущает присутствие, воздействие Бога не только в себе самой, но и в других душах. И хотя в своих мистических сочинениях этот автор обычно употребляет простые и неброские выражения, но те, кому довелось поближе познакомиться с его мыслью, уже знают, что их надо понимать буквально: «О Боже, не только в себе самой душа ощущает всю мощь Твоего творческого воздействия, но и на всем, что ее окружает, и – шире – до самого края вселенной»[157].
Многие авторы отмечают, что во время сна наше духовное тело не такая уж и надежная компания для своей телесной оболочки. Оно может отправиться в какую-нибудь отдаленную точку нашего земного мира или же попасть в иное измерение, где сможет встретиться на миг с теми умершими, которых мы сильно любили и с кем надеемся в ближайшем будущем воссоединиться. Иногда, хотя и довольно редко, может даже так получиться, что наутро мы что-то из этого вспомним.
У мадам О.П. был сын, который блестяще учился. Еще до окончания школы ему удалось съездить на каникулы в Сан-Франциско. Что-то в этой поездке пошло не так. Однажды ночью мать проснулась в холодном поту от подозрения, что это место стало для сына как наркотик. По возвращении во Францию мальчик успешно сдал выпускные экзамены, но у него было только одно желание: уехать учиться в Калифорнию. Оно сбылось, но, к сожалению, в Америке все опять пошло не так, как хотелось бы. Учился он в Миннесоте, где жил в многодетной семье, которой до него не было никакого дела. Потом ему пришлось вернуться во Францию. Спешный перевод в институт Жюсье. Учился мальчик, как всегда, успешно, а вот здоровье стало сдавать. Мать что-то почувствовала и приехала к нему, пытаясь сделать все возможное, чтобы предотвратить опасность: ее не оставляло ощущение угрозы, нависшей над ее ребенком. Всю следующую ночь она провела в молитве, молила Пречистую Богородицу сохранить ей ее сына. А наутро узнала, что он выбросился из окна седьмого этажа.
А через несколько месяцев сын ей приснился: во сне он был одет в длинную белую рубаху, вокруг было разлито голубовато-белое сияние. Вид у него был счастливый. И он сказал ей странную, неслыханную, какую-то немыслимую фразу: «Я умер совсем не так, как ты думаешь, я утонул в Ниле». Наутро мать проснулась успокоенная и счастливая. Она совсем ничего не поняла из сыновних слов, врезавшихся ей в память, но у нее было ощущение, даже внутренняя уверенность, что это был не просто сон.
Через несколько дней к ней на ужин приходит один знакомый, которому она и рассказывает свой сон. Он и дал ему совершенно неожиданное истолкование: оказывается, «утонуть в Ниле» – это старое выражение, означающее блаженную, счастливую, безболезненную кончину. Сама она никогда не сумела бы такое выражение придумать. При помощи этой таинственной фразы ее сын (предвидевший, что она скоро узнает его значение) дал ей неоспоримый знак, что он здесь, что он рядом[158].
Наше духовное тело постоянно меняется, развивается. Мы уже видели, что даже образуется оно постепенно. Сперва оно похоже на сферу из светящегося пара. Особенно явственно это следует из рассказа, который я сейчас приведу. Здесь выход за пределы тела происходит не в автокатастрофе и не в ходе операции. Этот случай произошел с больным, который только ждал операции: дата была назначена – через несколько дней. Он был в больничной палате и готовился к предстоящему хирургическому вмешательству. Однажды ночью таинственным образом его предупредили о предстоящей встрече со смертью:
«Я вдруг заметил, как в углу палаты, чуть ниже потолка, возник какой-то свет. Это был светящийся шар, чем-то похожий на глобус, не очень большой: двадцать или тридцать сантиметров в диаметре, не больше… Я увидел руку, протянутую ко мне, она словно возникла из этого света, и свет мне сказал: “Пойдем со мной, мне нужно кое-что тебе показать”. Ни секунды не сомневаясь, я протянул руку, чтобы дотронуться до этой, ко мне протянутой руки. Едва я ее коснулся, меня словно дернули вверх, и я ощутил, как покидаю собственное тело. Я оглянулся и увидел, что тело мое лежит на кровати, а сам я в это время поднимался к потолку палаты.
Когда я покинул тело, то принял ту же форму, что и свет… Это не было телом в строгом смысле слова: нечто, почти бесплотное, вроде негустого тумана или пара… У этой духовной субстанции даже структуры тела не было: что-то, более или менее сферообразное, и у этого “чего-то” есть странное подобие руки. Запомнил я это потому, что, когда свет из-под потолка протянул мне руку, я вытянул ему навстречу свою… Но в те моменты, когда я не пользовался своей духовной рукой, тогда мой дух снова принимал шарообразную форму…»
Помимо всего прочего это был один из тех случаев, когда больному, у которого есть ребенок, была дана отсрочка на несколько лет, вплоть до совершеннолетия ребенка, чтобы совершилось дело любви[159].
Стоит также заметить, что упомянутая рука в наличии не все время, она появляется только тогда, когда нужно совершить тот или иной жест. В схожей ситуации оказывалась и Тереза Нойманн, и даже два раза, это были два исцеления: первый, когда святая Тереза из Лизье появилась, чтобы излечить ее от последствий паралича, а второй раз – от осложнений при аппендиците. Вот как она это описывает:
«Внезапно словно включили яркий свет, и он чудесным образом осветил все передо мной. Я даже не могу тебе передать всю яркость этого необычного света… И что-то словно вязло меня за правую руку, так что я села в кровати… Зазвучал Голос: “Да, теперь ты можешь сесть, можешь даже ходить”. Снова что-то взяло меня за руку, и вот я уже снова сижу в своей постели».
Это произошло 17 мая 1925 года. Во втором рассказе сестра Тереза, эта незаурядная женщина, отмеченная стигматами, ссылается на свое первое исцеление:
«Я вновь увидела свет, опять правая рука, и вновь я услыхала нежный голос…»[160].
В этом рассказе форма шара не упоминается. Да и вообще вроде бы нет никакого тела, хотя к чему тогда можно отнести слова: что-то взяло меня за руку?
А может, шар – это лишь первичная фаза, с которой начинается формирование целостного тела славы? На эти вопросы пока что нет точных ответов.
Ролан де Жувенель приоткрывает перед нами сам процесс такой эволюции: у него все прошло очень быстро. Он то и дело напоминает о ее постепенности. На каждом ее витке у него вырываются крики радости, он восхищается тем, как это чудесно. Умер он 2 мая 1946 года. А 18 декабря 1949 г. он сообщает своей матери:
«Мама, обязательно отметь крестиком этот день и этот час. Ты даже представить себе не можешь те зоны, которых я сегодня достиг, я теперь уже на том уровне, когда твой мир уже не имеет почти ничего общего с моим… То, у чего уже больше нет ни тела, ни фигуры, ничего чувственно воспринимаемого, то не подпадает под человеческие понятия: а значит оставь попытки мыслить Бога с помощью образов»[161].
Но восхождение к новым вершинам продолжается и после этого, оно вообще никогда не прекращается. 12 мая 1952 он передает это потрясающее, чудесное, невероятное сообщение, которое должно было бы потрясти мир сильнее, чем все пляски наших космонавтов на Луне:
«Там, где я сейчас, нет ни формы, ни контура, ни выражения, ни слова. Здесь только Бесконечное в Бесконечном. За реками и равнинами, за холмами и горами, за солнцем и луной, там, куда не встанет ни нога, ни дух, там Всё во Всём»[162].
Пьер Моннье также свидетельствует об этой беспрерывной эволюции нашего духовного тела. Он говорит об этом на свой манер, используя выражения, бытовавшие в его семье и окружении, и цитируя апостола Павла:
«Вы будете жить вечно, ваша оболочка будет все больше и больше идеализироваться, ее духовность будет все возрастать, и она будет вести вас “из славы в славу”»[163].
Даже в последних записях седьмого тома он все еще не достиг финального этапа этой бесконечной эволюции, видимо, – все еще впереди. Но его духовные наставники из иного мира ему об этом уже говорили:
«Наши наставники учат нас, что абсолютная и сущностная духовность, однажды достигнутая, окончательно отделит нас от всех ограниченных форм. Сами мы еще не в состоянии понять такую индивидуальность, сохраняющуюся даже за пределами объективной видимости… но тогда мы воистину станем подобием Божиим»[164].
Знаменитый композитор Ференц Лист ту же догадку высказал однажды некоей миссис Розмари Браун.
Случай с Розмари Браун.
Это одна из самых загадочных историй, случавшихся с медиумами за последнюю сотню лет. Жизнь этой весьма почтенной английской дамы протекала вполне обыкновенно. Родилась она в одном старом лондонском доме, родители были среднего достатка. Прожила всю жизнь в одном и том же доме. Она немного училась играть на фортепиано, занималась с учителем, жившим по соседству, но способностями при этом не блистала. Похоже, музыкальный слух у нее был слабоват. Она с трудом отличала пьесы Шуберта от музыки Моцарта или Бетховена. Жизнь проходила в трудах: она была замужем, была матерью двоих детей. Детям было только два и четыре года, когда умер ее муж. До этого он долго болел, и болезнь его вконец разорила семью. Случилось это в июне 1961 года.
У Розмари была только одна особенность: с самого раннего детства она видела людей, которых кроме нее никто не видел. Однажды, когда ей было лет семь и она нежилась в своей постельке, в углу комнаты в мансарде, занимаемой ее родителями, ей впервые явился Ференц Лист. Он стоял у изножья кровати, на вид это был старик с длинными седыми волосами, одетый в какой-то черный балахон. Он не представился, сказал только, что при жизни был композитором и пианистом, и что он еще навестит ее, когда она подрастет, и тогда она услышит новую музыку.
И действительно, именно так все и было, и длилось такое общение годами. Вскоре он привел с собой своего друга Шопена, и тот в свою очередь диктовал ей свои последние сочинения, а потом и других композиторов самых разных эпох и стилей, от Монтеверди до Франсиса Пуленка. Лист объяснил, что в мире ином он организовал что-то вроде общества композиторов, согласившихся посещать нас, бедных землян, чтобы убедить нас в том, что есть жизнь после смерти. Он уверен, что, если бы людей удалось убедить, что земная жизнь – лишь начало жизни вечной, то они творили бы меньше зла. В земной жизни Лист был очень верующим человеком. В конце жизни он готовился принять священство и уже прошел первые ступени посвящения в духовный сан. Потому-то он и носил сутану, и писал церковную музыку[165].
Чтобы оценить, что за музыку получила столь необычным способом миссис Браун, были приглашены самые известные специалисты со всего мира. Конечно, о том, как удалось получить эти композиции, им не рассказывали. Каждый раз они без колебаний подтверждали подлинность музыкальных произведений. Только Шопен мог такое написать. И даже более того: это лучшая из всех его вещей. А вот это совершенно типично для Дебюссии и т. п.
Да, Ференц Лист часто беседовал с миссис Браун о жизни в мире ином. Так, например, он поделился с ней важными мыслями о Воплощении. Ниже мы к ним еще вернемся. Он объяснил ей также, что в его мире существуют разные сферы, или уровни сознания:
«Последней ступенью будет небесное состояние сознания, когда душу интересует уже не видимость, а само бытие».
«Души, достигшие этой стадии, – пояснил он, – полностью теряют интерес к собственному индивидуально-телесному воплощению, т. к. чувствуют, что без внешней формы уже можно обойтись… Потому-то у некоторых таких весьма продвинутых душ бывают подчас расплывчатые очертания, ведь на таком уровне развития внешние формы душам уже не нужны».
«Как же они тогда друг друга узнают?» – спросила миссис Браун.
«На это есть своеобразное восприятие души», – ответил он. – Когда одна душа находится подле другой, то узнает ее по ощущению ее присутствия и может определить, какой личности принадлежит окружающая ее атмосфера. Но такой навык дается душе не сразу: порой могут пройти долгие годы. Не бывает резких переходов с одной ступени сознания на другую, столь отличную от прежней, что без подготовки душа чувствовала бы себя не в своей тарелке»[166].
После таких пояснений нам становится понятнее та форма, в какой явилась Тереза из Лизье Терезе Нойманн. Глаза больной видели только свет, уши слышали голос, и она не то увидела, не то ощутила, как что-то взяло ее за руку. Это даже еще более расплывчато, чем тот световой шар, который увлек готовившегося к операции больного. Но разве разница тут так принципиальна? Может, формы, в которых происходит явление, которые при этом принимает являющийся, лишь слегка отличаются друг от друга? Ведь, похоже, что наш световой шар встречается не так уж и редко.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|