Большое общество и культурные циклы
Медиация - прежде всего, развитие свободы. Суть свободы не редуцируется к
возможности выбора, как это часто трактуется. Такая возможность - явление
инверсионного уровня, ибо оставляет человека в рамках ранее достигнутых дости-
жений культуры. Она позволяет выбрать, например, между белыми и красными, т.е.
между двумя лагерями, которые вели братоубийственную борьбу. В самой такой
альтернативе предполагается выбор между двумя вариантами зла. Свобода,
которую несет медиация, заключается в стремлении формировать новые цели,
новые средства, новые условия, новый выбор, т.е. постоянно расширять, углублять
само содержание свободы. Без углубления свободы в результате развития медиации
невозможен выход к новым смыслам, к новому синтезу, к новой мере. Свобода -
условие, средство и цель медиации, ее результат.
Развитие медиации как свободы преодолевает ограниченность инверсии, меняет
содержание, саму суть ритмов, присущих деятельности людей. Анализ их
механизма в российской истории показал, что в ее циклах преобладает
инверсионная логика. Тем не менее результирующая процесса определяется также
степенью развития на заднем плане медиации, медиационной критикой
сложившихся инверсионных циклов. Развитие эволюционных идей, представления
о линейном прогрессе - лишь одна из форм этой критики.
Российские массовые инверсии вместо того, чтобы постоянно переходить от
одного полюса к другому и обратно, в действительности создают сложные циклы,
состоящие из семи этапов. Исторический анализ показывает, что наращивание в
истории уровня медиации тормозит инверсионный цикл, замедляет, снижает его
сокрушительный размах. Отношение между исторически сложившейся инверсией и
уровнем медиации на протяжении одного цикла в России существенно менялось.
Инверсионное торможение цикла в истории страны имело и обратную сторону:
сдерживание массовой инверсионной энергии приводит в конечном итоге к тому, что
на каком-то этапе она прорывается через сдерживающую силу медиации. Массовая
сокрушительная инверсия выливается либо в безумства крайнего авторитаризма, что
в России имело место на петровском и сталинском этапах, либо, наоборот, в
крайности разрушения государственности, массовой смуты, которую страна
переживала несколько раз [Ахиезер, 2001].
Отсюда правомерность гипотезы, согласно которой содержание, характер,
интенсивность циклов в обществе определяются постоянно меняющимся влиянием
массовой инверсии и мощью массовой медиации, их отношением между собой, их
динамичной результирующей. Россия - пример большого общества, где инверсия
приобрела сильнейшее массовое влияние, но одновременно подверглась медиацион-
ной критике, оказывающей корректирующее влияние на общий результат. Это не
может не воздействовать на изменение циклов, на изменение массовых программ
массовой деятельности, определяющих массовые ритмы, циклы, всю динамику исто-
рического процесса. Циклы истории, с одной стороны, выступают как проявление
инерции истории, т.е. бессознательного следования людьми сложившимся культур-
ным циклам. Такая стратегия в изменившихся условиях может вести к катастрофе,
что и объясняет гибель бесчисленных народов, гибель казалось бы могущественных
империй. Но, с другой стороны, циклы истории - результат ее медиационной
критики. Оба аспекта всегда существовали, но мера их соотношения, соотношение их
энергетических потенциалов менялись.
Особенно нарастает значимость u1084 медиации в XX веке, когда темпы усложнения
мира сделали повышение эффективности массовых решений и деятельности пробле-
мой существования человеческой цивилизации. Тем не менее, разрушение России и
Германии стало результатом того, что в основе их программ лежали древние мифы. В
первом случае это был миф натурально-уравнительного общества во главе с вождем-
тотемом (вплоть до невиданной попытки создать самую сложную в истории
централизованную систему натурального хозяйства, раздутого до масштабов боль-
шого общества, да еще нацеленного на развитие). Во втором случае общество было
нацелено на архаичные племенные мифы, где людьми считалась лишь избранная
кровнородственная группа, а все другие превращались в сырье для мыла. Все это
означало, что господство инверсионных ритмов в большом обществе все менее
совместимо с выживаемостью.
Постоянные изменения в соотношении факторов, определяющих циклы, приводят
к бесконечному разнообразию циклов разных обществ. П. Сорокин считал, что в
обществе существует множество краткосрочных и долгосрочных
разнонаправленных, непериодических флуктуации (колебаний: циклов) [Сорокин,
2000]. При этом он полагал, что данные циклы носят бесцельный характер (это не
отменяет того, что люди связывают их со своими целями). Цели циклов
формируются вместе с медиацией, которая расчленяет синкретизм инверсионных
ритмов на условия, средства и цели.
В результате осознания опасности истории, страха перед ней, возникло два куль-
турных процесса. Один из них фиксировал, возможно, в неадекватных формах,
существование исторического прогресса, его значение как блага для людей, как усло-
вия и средства разрешения накапливающихся проблем. Но задолго до Просвещения
возник страх перед историей, перед необратимыми изменениями, разрушающими
древние циклы. Уже в Европе в средние века крестьяне восставали против истори-
ческих сдвигов в обществе, бросив лозунг: "Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда
5* 131
был дворянином?". Возникли также фантастические логически смешанные типы
воззрений, где удивительным образом сочетались обе разрушающие друг друга
тенденции, обрекая подобные идеологии на крах. Яркий пример такого смешения -
большевизм [Ахиезер... 2002].
Неоднозначное отношение к мифологическим ритмам привело к поляризации
человечества. По-прежнему существуют традиционные общества, пытающиеся
сохранить основы традиционализма, веру в возможность жить по мифологическим
циклам, что не исключает, однако, возрастающего влияния медиации. В то же время
возникла западная либерально-модернистская суперцивилизация, нацеленная
вплоть до уровня повседневности на достижительные ценности, на постоянное
развитие способности личности, всего общества обеспечивать свою выживаемость в
процессе собственного развития, т.е. на оттеснение неизменных ритмов на задний
план и выдвижение на первый план ценности саморазвития человека. Это не значит,
что в данной суперцивилизации ритмы истории вообще исчезли. На Западе их
можно видеть в периодическом колебания электората от попыток заставить власть
расширить массовые социальные программы к противоположным попыткам ее
приближения к программам развития источников богатства.
Однако масштабы и последствия таких циклов трудно сравнивать с российскими.
Специфика России, в частности, заключается в том, что в ней исторически не сло-
жился внутренний диалог, не сложились эффективные институты, способные
обеспечить бесконфликтное сотрудничество, диалог между ценностями,
сообществами традиционного типа и ценностями медиационной критики, не
выявилась достаточно развитая способность преодолевать исторически
сложившийся в стране раскол между ними. Выход видится лишь в развитии
массовой медиационной диалогической культуры.
* * *
Социокультурный анализ проблемы показывает, что общество методологически
может рассматриваться в рамках дуальной оппозиции "движение мысли на уровне
личности, личной программы деятельности, ее реализации - циклы, ритмы в
масштабе большого общества", иначе говоря, дуальной оппозиции "микроуровень -
макроуровень". Это позволяет рассматривать общество как процесс, протекающий
между названными полюсами, как процесс, идущий через дуальную оппозицию
между полюсами "взаимопроникновение - взаимоотталкивание", как процесс их
взаимной критики. Такой подход открывает новые перспективы для анализа
динамики общества, дает возможность рассматривать эти процессы как
преодоление различий, противоположностей архаичного циклизма и идеала
прогресса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ахиезер А.С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема //
Общественные науки и современность. 2001. № 2.
Ахиезер А.С. Рецензия на книги А.Я. Янова, И.Г. Яковенко, А.П. Давыдова // Pro et
Contra. 1999. Т. 4. №4.
Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 2 т. Новосибирск, 1997-1998.
Ахиезер А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии //
Вопросы философии. 2000. № 9.
Ахиезер А.С., Давыдов А.П., Шуровский М.А., Яковенко И.Г., Яркнва Е.Н. Культурные
основания и смысл большевизма. Новосибирск, 2002.
Вайскопф М. Писатель Сталин. М., 2001.
Давыдов А.П. "Духовной жаждою томим". А.С. Пушкин и становление "срединной
культуры" в России. М., 1999.
Кушкова А.Н. О некоторых коммуникативных аспектах крестьянской ссоры второй
половины XIX века //Проблемы социального и гуманитарного знания. Вып. 2. СПб.,
2000.
Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.
© А. Ахиезер,
2002 132
__
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|