Сделай Сам Свою Работу на 5

От инверсии к медиационным циклам

Рост сложности общества приводит к тому, что собственное, воспроизводство

субъекта может быть продолжено лишь при развитии соразмерной способности

субъекта формировать качественно новые смыслы не только и не столько на основе

ранее сложившихся культуры и отношений, не столько в русле инерции истории,

сколько выходя на качественно новый уровень, развивая собственную способность

принимать все более эффективные решения.

Любые смыслы культуры от самых приземленных, например, как вбить гвоздь,

до самых возвышенных, раскрывающих смысл бытия, проходят этап решения. Его

суть в преобразовании смысла, проблемы в особую форму динамики культуры,

соединяющей волю, действие, программу субъекта. Решение, как и все формы

культуры, -определенная форма расчленения и синтеза субъекта. Решение

превращает абстрактную программу непосредственно в деятельность субъекта,

изменяющего самого себя, свои цели, средства, условия. Представление о

превращении смысла в программу человеческой деятельности помогает понять

смысл культуры как выражение человеческой способности утверждать себя в

усложняющемся, изменяющемся мире, как воплощение человеческих

способностей. Преобразования смысла в формы программы, решений есть

воплощение меры способности человека превращать свою деятельность в

эффективно планируемую, проектируемую, прогнозируемую. Это означает, что по

своей сути проблема осмысления заключается не столько в использовании уже

готовых смыслов, их экстраполяции на новые явления, сколько в формировании

новых смыслов, соответствующей логики, более сложных переходов, более

сложных циклов.

В инверсионной логике содержится u1086 определенное противоречие, анализ

которого раскрывает ее фундаментальную ограниченность. При анализе

конкретной инверсии выясняется, что она возможна лишь в случае, когда субъект

несет в себе определенный потенциал сопротивления изменениям, которые

отсутствуют в ранее сложившихся ритмах. Энтропийные процессы постоянно



вносят дезорганизацию в любое сообщество. Например, один из родителей

разрушает семью тем, что ее покидает; разрушаются хозяйственные уклады, не

выдерживающие конкуренцию; производство проникается и даже замещается

коррупцией и т.д. В культуре могут иметь место потери отдельных ее элементов,

ценной для последующего воспроизводства информации, секретов мастерства,

влияния в обществе высоких нравственных ценностей и т.д. Речь идет о вариантах,

когда теряются элементы культуры, необходимые для осмысления явлений, когда

исчезают исторически сложившиеся культурные программы. Отсюда следует, что

для сохранения культуры, общества, для его воспроизводства в максимально

неизменном виде необходим механизм, не только сохраняющий то, что еще есть,

но и восстанавливающий то, что по тем или иным причинам исчезло.

Тем самым для восполнения потерь, для продолжения воспроизводства даже на

статичной основе возникает необходимость восстановления утерянных смыслов,

программ. Инверсия в чистом виде - всего лишь идеальный тип, который в

реальном мышлении, в смыслообразовании никогда не мог бы реально

существовать. Он существует постольку, поскольку заключает в себе некоторую

возможность заново воспроизводить утраченные элементы культуры. Такая

возможность присутствует во всех без исключения культурах, ибо без нее они

неизбежно бы исчезли. Из этого следует, что различие традиционной и либерально-

модернистской культур не разрушает единства культуры человечества, так как в

обоих случаях присутствует способность воспроизводить инновации, хотя и

существенно различным образом. Данная способность имманентна любому

субъекту культуры.

Анализ проблемы u1087 приводит к исключительно важным результатам: инверсия

выступает как нулевой цикл логики медиации. Для последней характерно сущест-

венное принципиальное возрастание значения сферы между полюсами дуальной

оппозиции. Медиация призвана решать, по сути, задачу, противоположную инверсии,

т.е. искать выход за рамками исторически сложившегося содержания культуры,

формулировать новые смыслы. Она представляет собой концентрацию на этом пере-

ходе творческого потенциала субъекта, его саморазвитие. Медиация - категория

разума, для которого, как полагал И. Кант, характерно беспокойство. Именно здесь

концентрируются сущностный творческий процесс, напряженная деятельность

субъекта, непосредственно направленная на собственное переосмысление.

Медиация логически выстраивается над инверсией, развиваясь как стремление

разрешить те проблемы, которые на основе инверсии невозможно не только разре

шить, но и осмыслить. Исходная точка медиации та же, что в у инверсии, т.е.

дуальная

оппозиция, полюса которой концентрируют в себе, воплощают противоположные

смыслы. Однако медиация постоянно наполняет ее конкретным динамичным слож

ным содержанием, усложняет ее, выходит за ее рамки, формируя новые дуальные

оппозиции. Медиация есть ответ человека на собственную неспособность осмыслить

усложнившиеся проблемы на инверсионно-эмоциональной основе. Если инверсия

пролетает сферу между моментально, логически вне времени, тем самым игнорируя,

отрицая ее, то медиация входит, точнее формирует эту сферу, исходя, однако,

из того, что время есть ресурс, хотя и всегда ограниченный. '

Осмысление медиационного типа включает стадию, которую условно можно

рассматривать как признание недостаточности инверсии, как попытку ее критики,

осознание неэффективности, невозможности и даже недопустимости осмысления

всего лишь на основе инверсии, партиципацяи. Стихийное, осознанное развитие

медиации происходит в результате усложнения проблем, стоящих перед обществом.

Концентрация в культуре опыта u1089 с нарастающей настойчивостью требует повышения

эффективности воспроизводственной деятельности. Но реализация этого понимания

возможна лишь на основе развития способности субъекта создавать новые, все более

сложные смыслы, переходящие во все более эффективные программы, решения.

Здесь с очевидностью выявляется значимость роста возможностей человека по нара-

щиванию, углублению, развитию своих способностей, продвижению ко все более

высоким творческим результатам.

Способности субъекта есть его реализуемая потребность и возможность выходить

за рамки собственного "Я", сложившегося содержания культуры и отношений, для

выхода на более эффективный уровень воспроизводственной деятельности. Способ-

ность всегда есть переход субъекта из одного состояния в другое, его самоизменение,

саморазвитие, вектор которого направлен на все более высокую эффективность в

усложняющемся мире. Эта реализация сложна, несет в себе цикл последовательных

действий. Логика медиации ведет к тому, что иногда называют срединной культурой

[Давыдов, 1999], т.е. смыслом, возникающим в результате роста критического отно-

шения к ранее сложившемуся смыслу, фиксированному как на одном, так и на

другом полюсе исходной оппозиции.

Медиация включает творческий синтез исходных смыслов полюсов дуальной

оппозиции, открывающий возможность, как говорил известный российский философ

Г. Батищев, выхода в новое логическое пространство. Можно также сказать, в новое

культурное пространство. Происходит выход к качественно новому смыслу.

Синтез принципиально отличен от партиципации. Он возникает не в результате

абсолютизации одного смысла и отпадения субъекта от противоположного. Инвер-

сия - ответ на эмоциональный сигнал, воспринимаемый как своеобразный инвер-

сионный приказ, ощущаемый как независимый от собственного "Я". Наоборот,

медиация протекает как напряженный поиск собственных ресурсов, как результат их

активизации, способностей находиться в постоянном напряженном поиске само-

углубления. Медиационное решение достигается в результате такой одновременной

5 OHC, № 3

интерпретации смыслов, сконцентрированных в каждом из полюсов дуальной

оппозиции, которая должна обеспечить их слияние, синтез, целостность.

Синтез есть новая целостность, получаемая в результате творческого поиска

субъекта. Интерпретация есть попытка переосмысления экстраполяции на основе

корректировки старого смысла новыми условиями: возможно, новыми средствами

или новыми целями. Каждая содержательная дуальная оппозиция представляет

собой результат множества смыслов, синтез неопределенно большого, практически

бесконечного множества предшествующих синтезов предшествующих смыслов.

Интерпретация - уход от простой партиципации, результат включения в осмысление

критики исходных смыслов на основе нового опыта. Достижение этого синтеза

всегда трудно и сложно. Оно имеет смысл как умение сохранить в каждом из ранее

сформулированных смыслов тот аспект (аспекты), который и составит необходимый

элемент эффективного синтеза смысла. Происходит снятие ранее сложившихся

смыслов, т.е., возможно, тончайшая их интерпретация, превращающая каждый из

них в элемент нового синтеза на основе нового опыта, возросшего культурного

богатства. Старые смыслы не уничтожаются, но оттесняются на задний план в

культурное подсознание. Они сохраняют свою ценность и как уровень осмысления

менее сложного этапа человеческой реальности, потенциал логики его преодоления,

и как веха, хранящая определенный уровень человеческих способностей, и как

вектор его повышения, этап на пути формирования более эффективных

способностей.

Направленность этого процесса, который можно воспринимать как намек на век-

тор дальнейшего анализа и синтеза, намек, подлежащий критической

интерпретации, как формирование синтеза есть поиск меры смысла, прежде всего

поиск путей сближения аспектов ранее сложившихся смыслов, их интерпретация на

новом основании. Данный процесс должен стать основой для интерпретации

осмысляемого явления, для его u1087 переосмысления.

Сокращенное, сжатое изложение сути медиации приводит к некоторым важным

выводам. Медиация превращает сферу между дуальной оппозиции в реальный

переход, который проходит человеческое творчество, мысль, смыслообразование,

превращаясь в разворачивание, саморазвитие творческих сил, способностей

человека. А это в свою очередь означает, что дальнейшее усложнение медиации

идет в разных направлениях и не в последнюю очередь через перерастание

предциклов инверсии в циклы медиации, перерастание инверсионных ритмов в

медиационные циклы.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.