|
Инвентари интересов: текущее состояние
Подавляющее большинство инвентарей интересов3 предназначено для оценки интересов индивидуума в разных областях труда. Некоторые из этих инструментов обеспечивают также анализ интересов к образовательным программам и курсам наук, которые, в свою очередь, увязываются с выбором карьеры. Хотя частота применения
1 Например, один из первых инвентарей ценностей — «Изучение ценностей» (Study of Values — Allport, Vernon, & Lindzey, 1960) — состоял большей частью из пунктов, относящихся к предпочтениям, мнениям и интересам, а не к ценностям как таковым (в настоящее время этот инструмент не издается).
Описания многих инструментов, предназначенных преимущественно или исключительно для оценки ценностей, можно найти в Anastasi (1988b, p. 580-583), Braithwaite, & Scott (1991), Dawis (1991, p. 845-850).
3 В настоящее время вышло уже третье издание полного руководства по инвентарям интересов и Другим инструментам оценки карьеры, подготовленное Национальной ассоциацией карьерного роста (National Career Development Association — Kapes, Mastie, & Whitfield, 1994). Что касается обзора важных теоретических и методологических вопросов в этой области, а также примеров ряда основных измерительных инструментов, см. Borgen (1986) и Hansen (1990).
Часть 4. Тестирование личности
тестов в консультировании практически не меняется с 1950-х гг., использование тестов интересов заметно возросло относительно использования тестов способностей (Zytowski, & Warman, 1982). Более современные инвентари интересов (новые или переработанные) отражают важные перемены в профконсультировании. Одна из таких перемен имеет отношение к увеличивающемуся значению самоизучения (self-exploration). Все больше инструментов предоставляют каждому человеку возможность изучить подробные результаты теста и соотнести их с информацией о профессиях и другими данными о личных качествах и собственном опыте. Практическому обучению принимать решения в отношении своей карьеры также уделяется растущее внимание. Обсуждаемые в этой главе инвентари профессиональных интересов следует рассматривать с учетом того, что происходит в области оценки карьеры (см. главу 17).
Вторая перемена, связанная с первой, касается цели измерения интересов. В наши дни все большее значение придается расширению вариантов выбора карьеры (expanding the career options), доступной для конкретного человека. Фактически, термин «поисковая валидность» (exploration validity) используется для обозначения того воздействия, которое инвентари интересов могут оказывать на человека через активизацию и расширение поведения, способствующего ознакомлению с профессиями и выбору карьеры (см., например, Randahl, Hansen, & Haverkamp, 1993). Таким образом, инвентари интересов, так же как и более сложные программы профориентации, упоминаемые в главе 17, применяются для ознакомления индивидуума с подходящими для него профессиями, которые в противном случае могли оказаться для него неизвестными.
Третья важная перемена уже напрямую связана с этим расширением вариантов выбора карьеры. Она касается усилий по устранению половой дискриминации (sex fairness) в инвентарях интересов. В общем, такие инвентари сравнивают выраженные интересы индивидуума с интересами, типичными для людей, занятых в различных профессиях. Это делается или на этапе количественной обработки ответов респондента на пункты опросника, или на этапе интерпретации показателей по широким областям интересов, или же на обоих этапах. Хотя этот подход безусловно представляет собой объективную, эмпирическую процедуру для оценивания интересов человека, он несет в себе тенденцию к закреплению существующих групповых различий в профессиях. Если существует большой разрыв в относительной представленности мужчин и женщин в ряде профессий, как, например, это имеет место в области техники или сестринского дела, такие различия так или иначе будут сказываться на интерпретации результатов, полученных представителями мужского и женского пола по ин-вентарям интересов. По этой причине способам снижения возможной необъективности инвентарей интересов, связанной с полом респондентов, было посвящено немало дискуссий и тщательных исследований (Tittle, & Zytowski, 1978; Zytowski, & Borgen, 1983). Кроме того, был подготовлен и широко распространяется комплект методических указаний по оцениванию систематической ошибки по полу и отсутствия половой дискриминации в инвентарях интересов, используемых в профориентации и профконсультировании.1 Почти каждый вновь созданный или пересмотренный инвентарь обнаруживает влияние этих указаний и включает некоторые меры для обеспечения
' Комплект подготовлен в рамках исследования, проведенного Национальным институтом образов3 ния {National Institute of Education). Его копия приведена в работе Tittle, & Zytowski (1978, Р- l^i-153).
Глава 14. Измерение интересов и аттитюдов
беспристрастности к респондентам разного пола. Одним из предпринятых в этом направлении шагов стало устранение смещения по полу в словесных формулировках пунктов инвентарей. В добавление к этому, другие общие решения касались уравновешивания содержания пунктов исходя из типичных различий в полоролевой социализации и обеспечения максимально объективных норм для каждой половой группы по шкалам инвентаря. Эти меры повысили качество исходных данных, поступающих в распоряжение профконсультантов и других пользователей инвентарей интересов. Однако из-за сохраняющихся половых различий в структуре интересов и в составе профессиональных групп, остаются и острые вопросы в области социальной политики, затрагивающие интерпретацию и использование данных, получаемых с помощью инвентарей интересов, требующие внимательного отношения при оценке карьеры женщин (Hackett, & Lonborg, 1994).
С недавних пор на первый план выступила другая, хотя и близкая к только что обсуждавшейся, задача, возникшая в ответ на принятие закона, цель которого — обеспечить профориентационную работу среди инвалидов и иных групп населения, оказавшихся в неблагоприятных условиях1 (L. S. Gottfredson, 1986b; Reed, Rotatori, & Day, 1990; Szymula, 1990). Среди прочего, особые потребности инвалидов в том, что касается профессионального оценивания, были учтены в разработке ряда рисуночных инвентарей интересов, в которых используются картинки, диафильмы или видеокассеты (Elksnin, & Elksnin, 1993; Kapes et al., 1994, p. 307-345). Первое поколение этих инструментов, сконструированных таким образом, чтобы обойти требования традиционных бланковых тестов интересов к навыкам чтения, оказались несостоятельными с психометрической точки зрения, особенно в области валидности. Тем не менее рисуночные инвентари интересов отображают как новаторский способ предъявления стимульного материала такого рода тестов, который, вероятно, будет и дальше развиваться по мере совершенствования технологии, так и потребность в расширении ассортимента альтернативных средств измерения для специфических популяций. Модификации традиционных инструментов, наподобие описанной в главе 9 в связи тестами способностей для специфических популяций, могут, разумеется, в равной мере использоваться и при оценивании интересов. Закон об инвалидах-американцах от 1990 г. (Americans with Disabilities Act of 1990 [P. L. 101-336]) безусловно будет стимулировать интерес и дальнейшую работу в этой области (Bruyere & O'Keeffe, 1994).
Инвентарь интересов Стронга (Strong Interest Inventory™— Sll)
Истоки и развитие SII. Этот инвентарь интересов, последняя редакция которого была опубликована в 1994 г., имеет длинную историю. Общий подход к его разработке был сформулирован Э. К. Стронгом-младшим (Е. К. Strong, Jr.) в 1919/20 учебном году на семинаре по изучению интересов для студентов-дипломников Технологического института Карнеги (D. P. Campbell, 1971, chap. 11; Fryer, 1931, chap. 3). После
1 Два конкретных примера таких законов — Акт Карла Д. Перкинса о профессиональном образовании от 1984 г. (Carl D. Perkins Vocational Education Act of 1984 [P. L. 98-524]) и Поправки 1990 г. к Акту Карла Д. Перкинса о профессиональном и ремесленном образовании (Carl D. Perkins Vocational and Applied Technology Education Act Amendments of 1990 [P. L. 101-392]).
Часть 4. Тестирование ли чности
того как в 1927 г. был впервые опубликован Бланк профессиональных интересов Строн-га {Strong Vocational Interest Blank® [SVIB]), психометрия обогатилась двумя принципиально новыми методическими приемами измерения профессиональных интересов Во-первых, пункты опросника предполагали дихотомическую реакцию — «нравится/ не нравится» — в отношении широкого множества конкретных занятий, предметов или типов людей, с которыми респондент обычно сталкивается в повседневной жизни. Во-вторых, эти реакции респондента эмпирически приводились в соответствие с различными профессиями. Таким образом, эти инвентари интересов оказались в числе первых тестов, в которых использовался метод привязки заданий к эмпирическому критерию, впоследствии примененный при разработке таких личностных опросников, как MMPIw СР/(глава 13). Было обнаружено, что лица, занятые в ряде профессий, характеризуются общими интересами, которые отличают их от лиц других профессий. Эти различия в интересах распространялись не только на вопросы, имеющие непосредственное отношение к профессиональной деятельности, но и на школьные предметы, хобби, любимые виды спорта, театральные постановки или книги, социальные отношения и многие другие стороны обыденной жизни. Поэтому оказалось возможным составить опросник, который бы позволял выявлять интересы индивидуума к знакомым вещам и таким путем определять, насколько близко его интересы сходятся с интересами людей, успешно занимающихся определенной профессиональной деятельностью.
Начиная с 1970-х гг., в последовательных редакциях SIIбыло реализовано множество нововведений (D. P. Campbell, 1974; D. P. Campbell, & Hansen, 1981; Hansen, & D. P. Campbell, 1985; Harmon, Hansen, Borgen, & Hammer, 1994). К числу главных изменений относятся: а) включение теоретической оболочки, направляющей организацию и интерпретацию показателей; б) объединение более ранних мужских и женских форм опросника и ренормирование всех профессиональных шкал на новых выборках представителей мужского и женского пола; в) существенное увеличение числа шкал для профессий, освоение которых не требует окончания колледжа, — эта категория профессий была слабо представлена в более ранних редакциях SII.
5Я-ФормаТ317: общая характеристика.Современный инвентарь интересов Строн-га состоит из 317 пунктов, сгруппированных в восемь разделов. В первых пяти разделах респондент отмечает свои предпочтения начальными буквами слов Like (Нравиться), Indifferent (Безразлично) или Dislike (He нравится). Пункты в этих пяти разделах относятся к следующим категориям: профессии, школьные предметы, занятия (например, публичное выступление, починка часов, сбор денег на благотворительные цели), развлечения и повседневное общение с различного типа людьми (например, дряхлыми стариками, армейскими офицерами, людьми, рискующими жизнью)-Два дополнительных раздела требуют от респондента отдать предпочтение одному из пары занятий (например, иметь дело с вещами или иметь дело с людьми) и одному из всех возможных парных сочетаний четырех объектов из мира труда: идей, фактов, вещей и людей. Наконец, часть реакций респондента касается самоописаний, просматривая набор которых, он должен пометить один из трех вариантов ответа: «да», «нет» или «?».
Инвентарь Стронга обрабатывается только на компьютере, либо в специальных центрах по обработке SII, указываемых издателями, либо с помощью программного обеспечения, которое можно приобрести у тех же издателей в различных вариантах-
Глава 14. Измерение интересов и аттитюдов
Нарис14-1 показана первая страница самого свежего профиля Стронга, которая дает «моментальный снимок» (snapshot), или краткую сводку наивысших показателей тестируемого по основным шкалам инвентаря.1 В инвентаре Стронга есть три уровня показателей, различающихся по широте. Самыми широкими и наиболее полными являются показатели шести Общих профессиональных тем (General Occupational Themes) ; следующий уровень включает 25 шкал Основных интересов (Basic Interest Sea -les) и, наконец, самый конкретный уровень представлен 211 шкалами Профессий (Occupational Scales), доступных для выбора в настоящее время. В добавление к этим шкалам Форма Т317 SII предусматривает получение показателей по четырем новым шкалам Личного стиля (Personal Style Scales), которые оценивают предпочтения в таких областях, как Стиль работы (Work Style), Среда обучения (LearningEnvironment), Стиль руководства (Leadership Style) и Рискованные действия/Авантюры (Risk Taking/Adventure). Кроме того, данная форма профиля дает набор Административных индексов (Administrative Indexes), включая суммарное число ответов (для обнаружения чрезмерного количества пропусков), число редких или необычных ответов и процент каждого из трех вариантов ответов для каждого из восьми разделов инвентаря Стронга. Эти индексы можно использовать как средства контроля недобросовестности или специфических установок на ответ.
В основу используемой в SII классификации профессиональных интересов положена теоретическая модель, разработанная Джоном Холландом (J- Holland, 1966, 1985/1992) и подтвержденная обширными исследованиями как самого Холланда, так и других независимых исследователей. Общие профессиональные темы, определяемые моделью Холланда, имеют следующие названия: Реалистическая [Р] (Realistic [R]), Исследовательская [И] (Investigative [/]), Художественная [X] (Attistic [А]), Социальная [С] (Social [S]), Предпринимательская [П] (Enterprising [Е]) и Конвенциаль-ная [К] (Conventional [С]).2 Каждая тема характеризует не только тип человека, но и тип рабочей среды, которую такой человек находит наиболее благоприятной. Каждая из таких сред имеет тенденцию заполняться людьми соответствующего типа, и именно они, в целом, преобладают и занимают господствующее положение в подходящей для себя среде. Согласно Холланду, конкретные люди не распределяются строго по каждому из шести главных типов; скорее, они характеризуются степенью сходства с одним или более типами. Такие сочетания типов, упорядоченные по степени сходства, обеспечивают разнообразие паттернов или «кодов» для писания широкого многообразия индивидуальных различий.
На рис. 14-2 шесть Общих профессиональных тем представлены в виде углов разработанной Холландом шестиугольной модели. В целях краткости каждую тему принято обозначать первой буквой ее названия. Таким образом, порядок расположения тем в углах шестиугольника образует акроним R-I-A-S-E-C(b переводе на русский —
' Полный профиль SII был переконструирован и теперь состоит из шести страниц. На лицевой стороне каждой страницы приводятся показатели тестируемого по всем шкалам, а на оборотной стороне — основная информация о значении показателей и предложения о том, как приступить к поиску профессии. В добавление к этому профилю можно получить более объемное и носящее описательный характер заключение, содержащее качественную интерпретацию показателей и специально приспособленное к уровню и запросам конкретного респондента.
2 Эти темы в значительной степени пересекаются с оценочными аттитюдами, измеряемыми с помощью опросника «Изучение ценностей» (Allport et al., 1960), формулировки которых, в свою очередь, были подсказаны работой Э. Шпрангера «Человеческие тины» (Types of Men, 1928).
Часть 4. Тестирование личности
Рис. 14-1.Краткая сводка результатов по Инвентарю интересов Стронга. Первая страница профиля дает «моментальную фотографию» показателей 20-летнего студента колледжа, выбирающего специализацию (Форма перепечатана с разрешения издательства из Strong Interest Inventory-Applications and technical guide, by Lenore W. Harmon, Jo-Ida С Hansen, Fred H. Borgen, and Allen L. Hammer (p. 236). Copyright © 1994 by Stanford University Press)
Глава 14. Измерение интересов и аттитюдов
Рис. 14—2.Шестиугольная модель Общих профессиональных тем Холланда.
Корреляции для каждой пары тем вычислены на основе Генеральной эталонной выборки
(General Reference Sample [GRS]), состоящей из 9484 мужчин и 9467 женщин
(Перепечатано с разрешения издательства из Strong Interest Inventory:
Applications and technical guide, by Lenore W. Harmon, Jo-Ida C. Hansen,
Fred H. Borgen, and Allen L. Hammer (p. 51). Copyright © 1994 by Stanford University Press)
Р-И-Х-С-П-К), в свою очередь используемый для краткого обозначения этой модели. Следует отметить, что самые высокие корреляции были получены между шкалами тем, занимающих соседние позиции по периметру шестиугольника. Самые низкие корреляции обнаружились между шкалами тем, находящихся на противоположных концах диагоналей. Например, корреляция Реалистической шкалы с Исследовательской шкалой равна 0,53, тогда как корреляции той же шкалы с Художественной и Социальной шкалами составляют, соответственно, всего лишь 0,04 и 0,06. Точно так же, если шкалы Профессий нанести в виде точек на шестиугольник Холланда, большая их часть разместится по его периметру в ожидаемом порядке. Например, профессия инженера-конструктора, помеченная кодом РИ (RI), попадет между Реалистической и Исследовательской темами, а профессия банкира (код КП {СЕ)) — между Конвенциальной и Предпринимательской темами. Обычно профессии с высоким показателем по одной теме имеют низкий показатель по противоположной (расположенной на другом конце диагонали) теме (примером могут служить Художественная и Конвенциальная темы). В тех случаях, когда какая-то шкала Профессий обнаруживает существенные корреляции с темами, размещенными в противоположных от нее точках шестиугольника, соответствующая профессиональная группа часто состоит из разнородных подгрупп с заметно различающимися профессиональными функциями. Двадцать пять шкал Основных интересов классифицируются в соответствии с шестью Общими профессиональными темами. Эти шкалы состоят из кластеров взаимно
Часть 4. Тестирование личност
коррелированных пунктов. Шкалы Основных интересов являются более однородными по содержанию, чем шкалы Профессий, и потому могут облегчить понимание причин того, что человек имеет высокие показатели по определенной шкале Профессий
Шкалы Профессий, составлявшие основу оригинального SVIB, теперь сгруппированы по соответствующим Общим профессиональным темам. В ходе многолетних продолжающихся и по сей день, исследований инвентаря Стронга в его состав добавлялись новые шкалы, а старые обновлялись на основе свежих критериальных выборок. Форма Т317 включает в себя 211 шкал Профессий, 83 % которых нормированы на выборках, полученных в 1980-е и 1990-е гг. За исключением семи шкал, для всех остальных оказалось возможным скомплектовать группы респондентов в количестве достаточном для разработки шкал, нормированных отдельно для мужчин и женщин, что дало 204 шкалы, по 102 для каждого пола. До сих пор 5 шкал имеют нормы только для женщин, а 2 — только для мужчин.
Большинство выборок, использованных при разработке каждой шкалы Профессий, состоит из 200 или более человек, хотя фактическое количество членов таких выборок колеблется от 60 до 1187 человек. Для проводившегося в 1994 г. пересмотра 5Ябыло протестировано более 55 000 человек, и чуть меньше 40 000 из них полностью соответствовали требованиям, позволяющим использовать полученные данные для конструирования шкал. Профессиональные критериальные группы состояли преимущественно из лиц в возрасте от 25 до 60 лет, имевших как минимум трехлетний стаж работы по избранной профессии, удовлетворенных (по их словам) своей работой и выполнявших типичные для представителей своей профессиональной группы обязанности. Есть еще две Генеральных эталонных выборки (ГЭВ)1, включающие 9484 мужчин и 9467 женщин, протестированных в 1990-х гг. ГЭВ охватывают 98 различных профессий, из которых 90 представлены 200 членами, случайно выбранными из наличной совокупности представителей каждой профессии. Восемь профессий представлены выборками, объем которых колебался от 92 до 195 человек.2 Уровень образования входящих в ГЭВ для 57/лиц гораздо выше уровня образования населения США в целом: фактически, 80 % членов ГЭВ имеют степени бакалавра, магистра или даже еще более высокие ученые степени (Harmon etal., 1994, p. 110). Эта доля выпускников колледжей и университетов существенно превышает сопоставимые цифры в генеральной совокупности (т. е. в структуре всего населения США) даже для занятых умственным трудом лиц, которые составляют подавляющее большинство в ГЭВ для SII. На этом основании самую последнюю редакцию инвентаря Стронга, как его более ранние версии, можно критиковать за недостаточную репрезентативность выборок (Worthen, 1995).
Для распределения пунктов SII по шкалам применялись два разных метода. Пункты в шкалах Общих профессиональных тем и Основных интересов группировались в однородные кластеры на основе сходства их содержания и способа ответов на них респондентов, которое оценивалось по результатам факторного анализа. С другой стороны, пункты для каждой шкалы Профессий отбирались и взвешивались на основе процентных различий ответов на каждый пункт между критериальной профессиональной группой и двумя разнополыми ГЭВ. В шкале для бухгалтеров-женщин, на-
' Другой возможный перевод — Общие контрольные выборки (ОКВ). — Примеч. науч. ред.
2 Полный перечень всех профессиональных выборок, использовавшихся при пересмотре SII в 1994
можно найти в Harmon et al., (1994, Appendix A).
Глава 14. Измерение интересов и аттитюдов
Пример, весовой коэффициент +1 показывает, что ответ встречается чаще, а весовой коэффициент -1 указывает на то, что ответ встречается реже в выборке бухгалтеров-женщин, чем у женщин вообще. Ответы, по которым не удается достаточно четко разграничить женщин-бухгалтеров и женщин из ГЭВ, не засчитываются по шкале бухгалтеров-женщин, независимо от того, насколько часто такие ответы выбирались бухгалтерами. Итоговый первичный показатель по каждой шкале Профессий представляет собой алгебраическую сумму положительных и отрицательных весов ответов респондента.
Обработка и интерпретация результатов.Все показатели по инвентарю Стронга представляются в виде стандартных показателей со средним, равным 50, и SD = 10. Для шкал Общих профессиональных тем и Основных интересов нормативной выборкой, на основе которой рассчитываются стандартные показатели, служит объединенная по полу ГЭВ (N= 18 951). Однако и интерпретационные категории, и графические отображения показателей на профилях основываются на нормах того пола, к которому принадлежит тестируемый. Сравнения с нормами для другого пола также возможны и проводятся относительно данных, графически представленных на соответствующих формах профиля. По шкалам Профессий каждый респондент в действительности получает два стандартных показателя — один, выведенный на основе женской профессиональной выборки, а другой — на основе мужской профессиональной выборки. Эти процедуры составления заключения по тесту хотя и нацелены преимущественно на сравнения лиц одного пола, предоставляют в распоряжение консультантов и респондентов данные, позволяющие проводить межполовые сравнения для более полной и более действенной интерпретации паттернов ответов в индивидуальных случаях.
Техническое руководство по SII и его практическим приложениям (Strong Interest Inventory: Applications and technical guide — Harmon et al., 1994) отличается высоким качеством и содержит множество сведений, помогающих консультанту проинтерпретировать результаты и обсудить их возможные последствия с клиентом. Например, профили, отличающиеся внутренней согласованностью результатов, обеспечивают, в целом, более высокую предсказуемость. Впрочем, некоторая несогласованность результатов, скажем, между шкалами Основных интересов и шкалами Профессий, может оказаться полезной для понимания природы и источников выраженных предпочтений респондента. Кроме того, результаты, полученные с помощью инвентаря Стронга можно распространить на другие, родственные профессии благодаря связям, установленным с профессиями, перечисленными в составленном министерством труда США (1991) Словаре названий профессий (Dictionary of Occupational Titles [DOT]) и в Других аналогичных справочных материалах (Gottfredson, & Holland, 1989; Harmon et al., 1994, Appendixes A & В). Техническое руководство по SII включает также несколько глав, посвященных использованию инвентаря Стронга в работе со специфическими популяциями, такими как представители других культур и инвалиды. В дополнение к этому руководству есть еще несколько публикаций, назначение которых — помочь клиентам и консультантам в понимании и использовании результатов SII (см., например, Borgen, & Grutter, 1995; Hirsh, 1995; Prince, 1995).
Психометрическая оценка.Инвентарь Стронга является предметом непрекращающихся исследований, что позволило получить обширные данные по его надежности и валидности (D. P. Campbell, 1971,1977; Hansen & Campbell, 1985; Harmon et al., 1994).
Часть 4. Тестирование личности
Что касается шкал Профессий, медианный коэффициент ретестовой надежности, определяемой для трех- и шестимесячного интервалов на выборке из 191 работающего по найму взрослого, составил 0,90; значения аналогичных коэффициентов надежности для шкал Основных интересов и Общих профессиональных тем равны соответственно 0,86 и 0,89. Долговременная стабильность шкал Профессий из предыдущих редакций инвентаря Стронга также весьма высока. Корреляции для периодов продолжительностью до 20 лет имеют по большей части величины порядка 0,60-0,70 для лиц младше 25 лет и порядка 0,80 для лиц старше 25 лет.
Данные, используемые для текущей валидизации инвентаря Стронга, касаются степени дифференциации между разными профессиональными выборками, а также между профессиональными и контрольными (эталонными) выборками. Для 211 профессиональных выборок, включенных в пересмотр SII1994 г., медианное перекрытие составило 36 %, что свидетельствует о среднем расхождении шкал Профессий и ГЭВ на величину чуть меньше двух стандартных отклонений. Прогностическая валидность проверялась на нескольких выборках в рамках длительных периодов для предыдущих редакций инвентаря Стронга. Данные говорят о наличии значительного соответствия между начальным профессиональным профилем и выбранной в конечном итоге профессией. Характерным примером может служить проведенное через 40 лет повторное изучение выборки психологов, профессиональная карьера которых выявила ряд продуктивных связей между сглаженностью/выраженностью их первичных профилей и такими событиями, как частота смены работы и переход с преподавательской или исследовательской работы на административную или прикладную (Vinitsky, 1973). В другом исследовании было установлено поразительно высокое межкультурное сходство профилей в выборках психологов, протестированных в 9 западных странах (Lon-пег, & Adams, 1972). Несмотря на широкую исследовательскую базу, созданную за многие годы работы с инвентарями Стронга, и на их очевидную основательность как индикаторов профессионального выбора и срока работы по избранной профессии, необходимо предпринять новые исследования самой свежей версии SII для получения прямых данных о прогностической валидности этого инструмента.
Что касается валидизации конструктов, положенных в основу SII, особое значение здесь имеют связи шкал Профессий с Общими профессиональными темами, а также взаимосвязи между самими этими темами, показанные на рис. 14-2. Разработанная Холландом (Holland, 1966,1985/1992) модель R-I-A-S-E-C имела огромное эвристическое значение в изучении профессиональных интересов, а инвентари Стронга, в свою очередь, были неотъемлемой частью этой исследовательской традиции, разумеется, вместе с другими средствами измерения интересов, использующими ту же схему. Результаты исследований с инвентарями Стронга, равно как и с применением других опросников, в целом довольно хорошо согласуются с предсказаниями, сделанными на основе модели Холланда.
Структура и организация 577 позволяла модифицировать и расширять этот опросник в ходе его непрекращающихся пересмотров. Инвентарь Стронга не только перво-проходческий инструмент в области измерения интересов, но и самый широко используемый психологами-консультантами в США (Watkins, Campbell, & Nieberding, 1994). Мало найдется тестов, которые использовались бы так долго и так широко. Тем не менее начавшийся с 1960-х гг. период отмечен быстрым приростом новых инстрУ' ментов в этой области. Отчасти, этот процесс отражает увеличивающееся внимание к
Глава 14. Измерение интересов и аттитюдов
изучению возможной карьеры и осознание того, что интересы играют ключевую роль в таком изучении.
Рассматриваемые в главе 17 комплексные программы изучения карьеры, как правило, учитывают меры профессиональных интересов, которые используются в сочетании с показателями тестов множественных способностей и информацией профес-сиографического характера. Например, данные об интересах, установленные с помощью Инвентаря профессиональных интересов {Career Interest Inventory [CII\), могут использоваться в связке с Дифференциальными тестами способностей {Differential Aptitude Tests [DAT]), вместе с которыми этот опросник был стандартизован (Psychological Corporation, 199 la). Аналогично, Программа обследования профессиональных способностей и интересов-2 {Occupational Aptitude Survey and Interest Schedule-2 [OASIS-2] — Parker, 1991a, 1991b) создавалась для оценки старшеклассников по показателям 6 специальных способностей и 12 видов интересов в программах профориентации и подготовки к трудовой жизни. Еще одним примером инструмента, используемого в области планирования карьеры, может служить Пересмотренная система принятия карьерных решений Харрингтона—О'Ши {Harrington—O'Shea CareerDecision-MakingSystem — Revised [CDM-R] — Harrington, & O'Shea, 1993), в которой предприняты попытки интегрировать данные стандартизованных самоотчетов по интересам, ценностям и способностям с профессиографической информацией. Обозрение интересов и умений Кэмпбелла {Campbell Interest and Skill Survey [CISS] — Campbell, Hyne, & Nil-sen, 1992) также измеряет интересы и умения на основе данных самоотчета и по своей организации напоминает SII, с которым Дэвид Кэмпбелл, автор CISS, работал какое-то время. Добавление данных по умениям позволяет проводить сравнения паттернов высоких и низких показателей по шкалам интересов и умений, что, в свою очередь, расширяет информационную базу поиска и выбора подходящей карьеры, обеспечиваемую CISS. Критические обзоры по СИ, OASIS-2, CDM-R и CISS можно найти в работе Rapes etal. (1994).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|