Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема познания. Истина как философский вопрос.





Понятие как основа рационального мышления.

Наиболее простейшей в структурном отношении формой мысли выступает понятие. По определению, понятие является формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные признаки предмета мысли. Признаком будет являться любое свойство предмета внешнее или внутренне, очевидное или непосредственно не наблюдаемое, общее или отличительное. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (материальный или воображаемый).

Так как понятие по своей природе является «идеальным», то не имеет вещественно-материального выражения. Материальным носителем понятия выступает слово или сочетание слов. Например, «стол», «группа студентов», «твердое тело». Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с языком. Функции языка: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания.

Слово, обозначая предмет, заменяет его. А понятие, выражаясь в слове, отражает этот предмет в самых важных, существенных, общих признаках.

Определение суждений.



 

Суждение представляет собой форму мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями.

Представители номиналистической логики рассматривают логику как науку о языке. “Логика, - говорит английский номиналист Р. Уэтли, - имеет дело только с языком. Язык вообще, для какой бы цели он не служил, составляет предмет грамматики, язык же, насколько он служит средством для умозаключения, составляет предмет логики». Исходя из такого понимания предмета логики, номиналисты отождествляют суждение с предложением. Для них суждение – это сочетание слов или имен. “Предложение, - говорит номиналист Гоббс, - есть словесное выражение, состоящее из двух, связанных между собой связкой имен…». Таким образом, согласно номиналистам, то о чем мы, что–либо утверждаем (или отрицаем) в суждении, есть определенная связь этих слов. По количественному показателю: Единичное , Частное , Общие. По качественному признаку: суждения делятся на отрицательные и утвердительные. Между видами простых категорических суждений устанавливаются следующие отношения: Умозаключение — это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося.



Понятие метода и методологии. Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент. Теоретическую основу всех форм методологического исследования научного познания в целом составляет философско-гносеологический уровень анализа науки. Гносеология выступает как теоретическое основание различных специально-научных форм методологического анализа. Научные методы эмпирического исследования. Один из важнейших методов эмпирического познания - наблюдение. Под наблюдением понимается целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Наблюдение и сравнение могут проводиться как относительно самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом. Познавательная роль эксперимента велика не только в том отношении, что он дает ответы на ранее поставленные вопросы, но и в том, что в ходе его возникают новые проблемы, решение которых требует проведения новых опытов и создания новых экспериментальных установок.

Общенаучные методы познания.

С помощью общенаучных методов познание постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние существенные признаки предмета, связи его элементов и их взаимодействие друг с другом. Анализ - это расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.Синтез - это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. Обобщение - это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.Индукцией называется такой метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция - это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.



Научные методы теоретического исследования Одним из существенных методов теоретического исследования является все более широко используемый в науке (в связи с ее математизацией) прием формализации.Этот прием заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Специфическим методом построения развитой теории является аксиоматический метод. Впервые он был применен в математике при построении геометрии Евклида, а затем, в ходе исторического развития знаний, стал применяться и в эмпирических науках. Однако здесь аксиоматический метод выступает в особой форме гипотетико-дедуктивного метода построения теории. При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства (по крайней мере, в рамках данной системы знания). Эти положения называются аксиомами, или постулатами. Затем из них по определенным правилам строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию. Дедуктивная система гипотез имеет иерархическое строение. Прежде всего в ней имеются гипотеза (или гипотезы) верхнего яруса и гипотезы нижних ярусов, которые являются следствиями первых гипотез. Теория, создаваемая гипотетико-дедуктивным методом, может шаг за шагом пополняться гипотезами, но до определенных пределов, пока не возникают затруднения в ее дальнейшем развитии. В борьбе конкурирующих исследовательских программ побеждает та, которая наилучшим образом вбирает в себя опытные данные и дает предсказания, являющиеся неожиданными с точки зрения других программ. Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в общественных, так и в естественных науках..

Все описанные методы познания в реальном научном исследовании всегда работают во взаимодействии. Их конкретная системная организация определяется особенностями изучаемого объекта, а также спецификой того или иного этапа исследования. В процессе развития науки развивается и система ее методов, формируются новые приемы и способы исследовательской деятельности. Задача методологии науки состоит не только в выявлении и фиксации уже сложившихся приемов и методов исследовательской деятельности, но и в выяснении тенденций их развития.

 

 

Проблема сознания.

Отражение действительности в сознании человека начинается с ощущений, возникающих в результате воздействия соответствующих раздражителей на рецепторы анализаторов (органов чувств).Ощущение - результат сложных рефлекторных актов, позволяющий отразить отдельное (единичное) свойство предмета или явления. В ощущениях происходит первичный анализ внешнего и внутреннего мира. Ощущения классифицируются в соответствии с анализаторами на экстероцептивные и интероцептивные. Первые, в свою очередь, подразделяются на зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения.Восприятие – психический феномен, включающий определенную сумму ощущений с их эмоциональной и мыслительной переработкой и дающий возможность чувственно-образного отражения предмета или явления в целом. Это первичный синтез, первичное чувственно-образное синтетическое отражение действительности.Представление - психический феномен, в котором отражение действительности происходит с отрывом (первым отрывом) от непосредственной (наличной) данности ее за счет оживления следов прошлого восприятия. Это чувственно-образное отражение действительности с помощью воспроизведения (оживления) прошлых восприятий. В истории философии сознание понималось по-разному. Платон говорил, что сознание – созерцательная деятельность человеческого разума. Джон Локк говорил о том, что сознание – чистая доска. На которой разум оставляет свои следы в виде ощущений. Кант меняет представление, показывая. Что сознание – активная, формирующая способность. Человек может понять и осознать только то, что им же самим сформировано.Свойства сознания:1)Идеальность – главное свойство, по мнению философов, однако, не совсем верно.Идеальность – субстанция, независимая от материального. Идеальное – бестелесное, независмое, нематериальное.2)Субъективность : А) Субъективность как уникальность и индивидуальность; Б) Субъективность как субъектность; Субъект – активное, познающее начало, действующее на мир.По Канту субъект познания обладает всеобщими для всех формами познания и закономерностями.3)Объективность- Сознание есть отражение объективных свойств мира. 4)Активность – сознание человека формирует картину мира. 5)На основе сознания человек может преодолевать свою биологическую модель поведения.Теория, объясняющая происхождение и природу сознания – теория отражения. Отражение – это способность одной материальной системы воспроизводить в себе и своих материальных характеристиках свойства другой материальной системы. Отражение бывает:пассивное и активное. Марксистская философия называет это высшей формой отражения и сознания. Сознание присуще человеку – это состояние и деятельность его нервной системы. Различают содержание сознания и аппарат сознания.Содержание сознания - те идеи, которые находятся в голове человека. Аппарат сознания – то средство, с помощью которого сознание существует.А) Чувственный аппарат сознания – биологически присущий человеку; условие знаков. (Психология, физиология)Б) знаковый аппарат – не прирождённый, не передается по наследству; соотношение между различными явлениями. Язык – любая знаковая система. Пример – роза – любовь. (Психология, логика, лингвистика).Способности сознания: 1)Сохранять, накапливать и использовать результаты познания; 2)Изображать материальную культуру независимо от биологических способностей; 3)Само организовываться независимо от биологических способностей.

Знание и вера.

Первая концепция: Август блаженный; Вера – первична, знание – вторично.Вторая концепция: Абеляр; знание – первично, вера – вторична. Для жизни человеку необходима некая сторона познания мира, чтобы сохранить себя в этих условиях, необходимо знание.Все, что лежит вне проблемного поля существования жизни и его содержания остается недоступной сферой для человеческого разума. Здесь лежит абсолютная граница для нас, как для биологических существ.Третья концепция: Фома Аквинский; Разум и вера равно поставлены основаниями мира.Четвертая концепция: Концепция двойственной истины Окка. Вера и знание не пересекаются, имеют разные сферы деятельности. Разум – отношение к миру естественному.Вера – отношение к миру сверхъестественному.В этот период развиваются учения, проводятся сборы. Соотношение свободы и божественной предопределенности: 1)Предопределенность существует, и Бог изначально определил некоторых людей ко спасению.2)(Пелагий) – человек сам, с помощью своего разума разбирается между добром и злом.Период скалайстики. Попытка национального осмысления религиозных ценностей. Одна из проблем соотношения знания и веры – проблема познания Бога.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.