|
Проблема общественного развития. Цивилизационный и формационный анализ общества.
Впервые в истории философской мысли Г. Гегель поставил вопрос о наличии в историческом процессе объективной закономерности. Он нарисовал объективно-историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание Мирового Духа. В дальнейшем было предпринято множество попыток объяснить историю. На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один — формационный, или монистический, другой — цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две концепции — марксистскую и теорию постиндустриального общества. На основе философии Маркса происходит выделение определенных стадий в развитии общества — формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве центра общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Итак, формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса предполагают (гласят): Формационный: Маркс, Энгельс. История – объективный, естественный исторический процесс смены формаций. Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Функционирование и время существование формаций зависит от развития материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого характера, это сделали его последователи. Неудовлетворенность формальным пониманием исторического процесса, из-за того, что в формации экономические отношения определяют все другие (понимание в духе экономического материализма). Формационный подход утверждал, что существует всеобщий, одинаковый для всех обществ закон развития, и каждое общество в своем развитии проходит ряд стадии, называемым общественно – экономическую информацию. Действуют общепринятые законы:1)Закон соответствия производственных отношений, уровней развития производственных сил;2)Закон социальной эволюции;3)Закон классовой борьбы;4)Закон, определяющий после общественного бытия по отношению к общественному сознанию….2) Цивилизационный. Не только экономические моменты, но и социально-культурные измерения общества, духовное отношение. Непрерывность эволюционность развития. Если в 1) – есть предопределенность, направленность, то в 2) – многоваринтности истории. В случае формационного человек оказывается не у дел, перестает быть действительным субъектом истории, он накрепко привязывается к некоей объективности как к совокупности явлений и процессов, законов их развития, существующих «независимо от воли и сознания людей». Свобода человека ограничивается рамками экономической необходимости. Представители цивилизационного подхода: 1)Шпенгель – говорил, что взаимопонимание и взаимодействие между народами невозможно. Выделял 8 цивилизаций, каждая из которых проходила три стадии:Рождение ,Расцвет,Гибель – стадия цивилизации…2)Тоенбиль – система вызовов ответов. Жизнь каждой цивилизации подчиняется системе вызовов-ответов. В каждой цивилизации есть творческое меньшинство. Если оно получает ответ на вызов, цивилизация в конечном итоге приходит к упадку. Произведение: «Исследование истории».
Философия А. Шопенгауэра.
Артур Шопенгауэр— немецкий философ.Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп. Тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, изучал философию Иммануила Канта и философские идеи Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), а также стоиков — Эпиктета, Овидия, Цицерона и других, критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир, в противоположение софистическим, как он сам выражался, измышлениям Лейбница, — «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».Основной философский труд — «Мир как воля и представление» (1819), комментированием и популяризацией которого Шопенгауэр занимался до самой своей смерти.Произведённый Шопенгауэром метафизический анализ воли, его взгляды на человеческую мотивацию (именно он впервые употребил этот термин) и желания, афористичный стиль письма оказали влияние на многих известных мыслителей, включая Фридриха Ницше, Эрвина Шрёдингера, Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Льва Толстого.Теоретические источники идей Шопенгауэра — философия Платона, трансцендентальная философия Канта и древнеиндийские трактаты Упанишады. Это одна из первых попыток слияния западной и восточной культур. Трудность этого синтеза в том, что западный стиль мышления — рационален, а восточный — иррационален. Иррациональный стиль мышления носит ярко выраженный мистический характер, то есть основан на вере в существование не подчиняющихся неподготовленному разуму сил, управляющих жизнью. Эти теории объединяет присутствующая в античной мифологии идея о том, что мир, в котором мы живем, не является единственной реальностью, что существует другая реальность, которая не постигается разумом и наукой, но без учета влияния которой становится противоречивой наша собственная жизнь.Шопенгауэр предлагает синтезировать рациональное и интуитивное мышление, так как это единые составляющие человеческого познания. Кроме внешнего опыта и основанного на нём рационального познания существует внутренний опыт, причем интуитивное познание возникло раньше логического, поэтому разум должен основываться на интуиции и должен быть дополнен ею. «Именно в интуиции нам является сущность бытия как мировая воля, как единое метафизическое начало мира, которое раскрывает себя в многообразии случайных проявлений».Мировая воля есть некая сила, некое движение, творящее все вещи и процессы. Иногда, в некоторых нам непонятных случаях, эти процессы приобретают направленный, последовательный характер. Так происходит тогда, когда воля предстаёт перед оком познания. Так, в зависимости от степени сознательности, мы фиксируем четыре основных ступени проявления «мировой воли»: силы природы, растительный мир, животное царство и, собственно, человек, единственный из всех одарённый способностью к абстрактному представлению в понятиях:силы природы (тяготение, магнетизм) — слепое, бесцельное и совершенно бессознательное, лишённое всякого познания стремление.растительный мир, представляющий уже более ясное обнаружение воли, в котором хотя и отсутствует способность к наглядному представлению, отсутствует, собственно говоря, познание, — уже отличается от предыдущей ступени наличием чувствительности, например, к холоду или свету, — неким подобием мира представления. Закон объективации: «Чем более совершенный и сознательный уровень обнаружения мировой воли достигается, тем более трагический характер он приобретает Цель искусства состоит в освобождении души от страданий жизни. Искусство освобождает нас от традиционной суеты жизни. Воля к жизни реализуется в человеке путем эгоизма (утверждение собственного существования). Но при этом воля проявляет себя двояко. С одной стороны, она — источник безудержного эгоизма, а с другой — реализует себя в свободе. И поэтому человек может пойти против эгоизма по дороге самопожертвования. Нужно относиться к другому как к самому себе, и обогащать свой духовный мир. Но этот удел только для редких и избранных. Шопенгауэр: «И мы видим очень много людей, - трудолюбивых, занятых приумножением богатства».У Шопенгауэра воля — это «вещь в себе». Только воля способна определить все сущее и влиять на него. Воля — это высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля — есть воля к жизни, стремление.
Философия Ф. Ницше.
Фридрих Вильгельм Ницше — немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров. Центральным понятием философии Ницше является понятие воли и власти. Иррационалист. Воля к власти – методологические функции. Способы и правила, позволяющие познавать. Все существа стремятся к самосохранению, к расцвету своего типа, к увеличению своего благосостояния. Одна из главных тем – тема морали. Именно в морали закреплены условия, соответствующие условию существования и благу. Люди разные, разные морали. Каждое общество стремиться к увеличению своего блага и к умножению числа угодных для него условий существования людей. Так, общество людей, обладающих посредственными, средними способностями и качествами с необходимостью будут проповедовать мораль любви к ближнему и равному. Человека, отличающегося от среднестатистического по своим способностям и взглядам в этом обществе будут воспринимать враждебно, как угрозу. Человек, способности которого ниже средних, будет презирать тех, кто выше него. Его благополучие – дурной пример для других людей. Среднестатистический обыватель негативно относится к человеку более умному, сильному. В нем он видит опасность своего существования. Возможность покушения на свой жизненный уклад. Стремление сильного к изменению, развитию не приветствуется обывателем, благополучие которого напрямую связано с существующим укладом общества. Чтобы не быть раздавленным толпой сильному, ему нужно убедить эту толпу , что изменения принесут ей блага. Посредственное общество хочет, чтобы выдающиеся люди работали на из блага. Отсюда и этика, призывающая трудиться на блага общества. Слабый человек не может бороться, он понимает, что ему не победить сильного, поэтому он проповедует этику помощи ближнему, стремиться к отсутствию вражды, желает мирного, спокойного, безопасного существования. Идеалом для него является всеобщее согласие и мир. Именно в этих состояниях заключаются условия его существования.Ницше делил людей по духовным качествам на плебеев и аристократов. В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы быть способными управлять этим движением.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|