СРОКИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКИ
Производственная практика в ДЮСШ студентов 4 курса специальности 050720.65 «Физическая культура» с дополнительной специальностью 050104 «Безопасность жизнедеятельности» и специальности 050720.65 «Физическая культура» со специализацией «Спортивная подготовка» проводится в 8 семестре в течение 2-х недель.
БАЗЫ ПРАКТИКИ
Практика у студентов 4 курса должна проходить в детско-юношеских спортивных школах, физкультурно-спортивных организациях или других учреждениях дополнительного образования, имеющих необходимую материально-техническую базу, соответствующие условия и высококвалифицированных специалистов, способных выполнять обязанности наставников.
Список учреждений, на базе которых проходит педагогическая практика студентов 4 курса факультета физической культуры, приведен в приложе- нии 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Организация практики
Организация педагогической практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требования к уровню подготовки специалиста по физической культуре и спорту и проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности.
Общее руководство практикой осуществляет учебное управление ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева». Приказом ректора осуществляется распределение студентов по образовательным учреждениям г. Саранска и Республики Мордовия, назначаются групповые руководители практики.
Руководитель базы практики, его заместитель или один из ведущих специалистов осуществляет общее руководство практикой студентов в данном образовательном учреждении.
Содержание практики
Содержание практической подготовки будущего специалиста определяется с позиций современного полифункционального подхода, который рассматривает деятельность как процесс реализации системы функций. С позиций данного подхода в программу практики введена системно-функциональная модель подготовки специалиста, включающая перечень основных функций деятельности будущего специалиста, в соответствии которым определены все практические умения, необходимые для их реализации.
Системно-функциональная модель практики включает в себя подробный перечень видов деятельности студентов, в процессе выполнения которых формируются практические умения. С целью управления процессом формирования практических умений, для реализации возможности отследить результаты труда студента и преподавателя, в модель включены критерии оценки уровня сформированности умений.
Содержание практики в ДЮСШ предполагает:
1. Ознакомление студентов с системой учебно-воспитательной работы:
– с материально-технической базой (с наличием спортивного инвентаря и оборудования, методического и медицинского кабинета);
– с деятельностью педагогического (или тренерского) совета;
– с деятельностью тренера-преподавателя, руководителя образовательного учреждения или его заместителя.
2. Изучение студентами:
– нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДЮСШ;
– особенностей планирования учебно-воспитательного процесса ДЮСШ;
– личности воспитанника и учебной группы;
– передового опыта ведущих тренеров-преподавателей ДЮСШ.
3. Овладение студентами:
– методикой планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса;
– методикой анализа учебно-тренировочного занятия;
– методикой определения образовательных, воспитательных, развивающих целей занятия на основе изучения уровня воспитанности и обученности занимающихся;
– умением выбрать оптимальное сочетание различных форм организации учебно-тренировочного процесса;
– умением дать комплексную оценку результатов тренировочного процесса;
– умением выбрать оптимальное сочетание методов обучения и методов воспитания исходя из конкретных условий;
– умением вести индивидуальную работу с воспитанниками.
4. Самостоятельную работу студентов:
– планирование, разработка и проведение учебно-тренировочных занятий;
– посещение занятий, проводимых тренерами-преподавателями и студентами-практикантами;
– самостоятельное проведение учебно-тренировочных занятий по виду спорта;
– участие в подготовке и проведении соревнований в качестве тренера, представителя, судьи (по плану организации);
– подготовка сообщения на заседание тренерского совета по совершенствованию учебно-тренировочных занятий или по теме курсовой и дипломной работы;
– изготовление необходимого дидактического материала для проведения учебно-тренировочных занятий;
– диагностика уровня общей и специальной физической подготовленности занимающихся;
– ведение планирующей и отчетной документации;
– проведение педагогического эксперимента (микроисследования) для использования его результатов в выпускной квалификационной работе.
5. Самоанализ и самооценку своей деятельности.
После прохождения педагогической практики студент должен уметь:
1) профессионально грамотно составлять документы учебного планирования –
с этой целью студент-практикант на основе изучения особенностей этапов многолетней подготовки спортсменов, условий работы ДЮСШ и нормативно-методических документов (Устав ДЮСШ, положение о ДЮСШ и др.) составляет рабочий план на период практики и разрабатывает планы-конспекты учебно-тренировочных занятий для группы начальной подготовки самостоятельно и для учебно-тренировочной группы совместно с тренером;
2) методически грамотно проводить учебно-тренировочные занятия –
с целью выработки указанного умения, студент-практикант должен провести не менее 6 учебно-тренировочных занятий в качестве тренера в группе начальной подготовки и не менее 3 занятий в качестве помощника тренера в учебно-тренировочной группе.
В зависимости от степени сформированности умения проводить занятия групповой руководитель бригады практикантов имеет право увеличить количество обязательно проводимых занятий и тем самым добиться поставленной перед практикой цели. При работе над этим вопросом следует обратить внимание на формирование умения делать дополнительные наборы в группы, организовать занимающихся, эффективно использовать имеющиеся условия и возможности, умения подбирать средства и методы обучения, умения дозировать и нормировать физические нагрузки, контролировать процессы восстановления, в целом методически грамотно решать основные задачи, стоящие перед тренировкой.
Все замечания и предложения группового руководителя и тренера по проведению учебно-тренировочных занятий записываются в плане-конспекте или дневнике практиканта. В конце практики студент-практикант проводит зачетное учебно-тренировочное занятие, которое анализируется и обсуждается с участием группового руководителя, тренера и группы практикантов.
3) осуществлять текущий, промежуточный и итоговый педагогический контроль за учебно-тренировочным процессом –
с целью выработки указанного умения студент обязан освоить методику тестирования уровня физической подготовленности занимающихся в начале и конце практики, а также метод педагогического анализа тренировочного занятия. Контрольные испытания, тесты, должны характеризовать основные стороны физической подготовленности (уровень развития основных физических качеств), их количество согласуется с групповым руководителем и тренером и должно быть не менее пяти. Количество анализируемых занятий для каждого практиканта определяется групповым руководителем.
4) проводить учебно-воспитательную работу –
в процессе педагогической практики студенты должны ознакомиться и овладеть умениями осуществлять воспитательную работу с группой занимающихся. Практиканты изучают занимающихся своих групп, работают с родителями, участвуют в текущей воспитательной работе. Самостоятельно готовят и проводят воспитательное мероприятие. Итоги этой работы отражаются в журнале практиканта и в характеристике, даваемой студенту по итогам практики.
5) организовывать, проводить и осуществлять судейство соревнований –
во время практики студент обязан принять участие в организации, проведении и судействе 2–3 соревнований с отличающимися друг от друга обязанностями (судья, старший судья, секретарь и т. п.). Во время практики студенты знакомятся и составляют смету расходов на проведение соревнований, положение о соревнованиях и отчет главного судьи соревнований. Данные материалы должны быть представлены в журнале практиканта.
6) осуществлять задания по учебно-исследовательской работе студента (УИРС) и научно-исследовательской работе студента (НИРС) –
с целью повышения уровня профессиональной подготовки, развития творческих способностей студентам необходимо овладеть навыками проведение простейших способов оценки функционального состояния детей. В тренировочных условиях наиболее доступным и простым в применении параметром является частота сердечных сокращений (ЧСС). ЧСС дает обширную информацию о «внутренней» стороне физической нагрузки ее величине и интенсивности, характере протекания процессов восстановления, готовности выполнять работу, росте работоспособности и общей функциональной готовности.
Общий показатель функциональной подготовленности определяется по показаниям ЧСС в покое. Специальный показатель функциональной готовности определяется по активной ортостатической пробе. Оценка качества тренировки наиболее просто проводить на уровне одного занятия при помощи показателя эффективности восстановления (ПЭВ). Определение, использование и представление данных показателей приведены в приложении 3.
Количество выполняемой работы по этому виду деятельности определяется групповым руководителем. Полученные материалы должны быть представлены в журнале практиканта.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|