Сделай Сам Свою Работу на 5

Как правильно поощрять или наказать ребенка?





Это очень важный вопрос в воспитании любого ребенка, а тем более - приемного. Если ребенок ведет себя так, как требуют от него родители, то это воспринимается как само собой разумеющееся. Внимание родителей нередко фиксируется на плохом поведении ребенка. Попробуй что-нибудь нарушить, тут тебя сразу заметят. Получается, если ты хочешь быть в центре внимания родителей (любых взрослых), веди себя как можно хуже. Дети, воспитанные в неблагополучных семьях, учреждениях для детей-сирот, это очень хорошо усвоили. Не умея привлечь к себе внимание чем-нибудь иным, они начинают вести себя так, чтобы спровоцировать наказание приемных родителей.

Компетентность приемных родителей (как, впрочем, и родных) в какой-то степени определяется умением использовать адекватные методы поощрений и наказаний. Чтобы эти методы соответствовали требованиям ситуации, нужно разобраться, какие функции они выполняют в воспитательном процессе и какие правила их использования существуют.

Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказания - для прерывания нежелательного.

Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка.



Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.

 

Чтобы поощрение было «полезным», а не «вредным», нужно:

1.Не преувеличивайте похвалу, не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка.

Результатом таких неоправданных похвал становится невыносимое поведение ребенка. Если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

3. Не хвалите ребенка за естественные вещи.

4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность ребенка деньгами.



5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды.

6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды.

8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Наказание должно быть значимо для ребенка,

иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает

их ответственность. Лучше использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее.

Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, некоторое игнорирование, отсутствие улыбки на лице взрослого и т.д.



Физические наказания по отношению к приемным детям, как, впрочем, и к кровным, совершенно недопустимы, бесполезны. Они могут служить прерыванию нежелательного поведения (шлепок) только в очень раннем возрасте, до 2–3 лет, пока не воспринимаются ребенком как покушение на его личность. Физические наказания наносят невосполнимый урон взаимоотношениям детей и родителей. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения, он, скорее, склонен считать, что такое наказание - это проявление гнева или нелюбви со стороны отца или матери. При этом дети легко теряют веру в добрые намерения своих родителей. Физическое наказание становится разрешением для ребенка вести себя по отношению к другим агрессивно. Все время демонстрируя ребенку свою несдержанность, родители не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями.

Реакция на побои у детей бывает разной:

– маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать еще громче;

– ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным;

– ребенок чувствует глубокую неприязнь к своим обидчикам;

– ребенок, которого бьют постоянно, чувствует ненависть к самому себе и окружающим.

Дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это наказание как наиболее нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых.

Чтобы наказание пошло ребенку на пользу,

нужно руководствоваться некоторыми правилами:

1. Наказание не должно вредить здоровью- ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Не следует наказывать детей за проступки, которые были обнаружены спустя длительное время после их совершения. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него он уже расплатился.

8. Нельзя наказыватьедой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

Не наказания должен бояться ребенок, не гнева, а Вашего огорчения

 

 

Список литературы

 

1. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 2001

2. Красницкая С. Приёмные подростки - истоки проблем в приёмных семьях.

3. Приемные подростки: как им живется? Обзор результатов научных работ Глория Хохман, Анна Хьюстон (Gloria Hochman, Anna Huston), США.

4. Холли Ван Гульден, Лиза М. Бартелс-Рэбб РЕАЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ, РЕАЛЬНЫЕ ДЕТИ. РОДИТЕЛЬСТВО ПРИЕМНОМУ РЕБЕНКУ, Проект «К новой семье», 2007г.

5. Петрановская Л.В. В класс пришел приемный ребенок. – М.: Студио-диалог, 2009. – 171 с.

6. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 2004.

 

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы будем рады видеть Вас у нас!

НАШИ КОНТАКТЫ

450075, Республика Башкортостан, г. Уфа,

проспект Октября, д. 115, корп. 4

ГБУ Республиканский центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

телефон: (347)244-82-09, 244-87-50,

277-03-79

факс: (347)244-87-50

e-mail: orf_csu@mail.ru

сайт: www.rbcsu.ru

 

 

453203, РБ, г. Ишимбай, проспект Ленина, д. 2

Ишимбайский филиал государственного бюджетного учреждения Республиканского центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

телефон: (34794)2-20-56

факс: (34794)2-20-56

e-mail: if_gbu_rcsu@mail.ru

сайт: www.rbcsu.ru

 

452750, РБ, г. Туймазы, ул. Советская, д. 40

Туймазинский филиал государственного бюджетного учреждения Республиканского центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

телефон: (34782)2-35-84

факс: (34782)2-35-84

e-mail: ctuimazy@mail.ru

сайт: www.rbcsu.ru

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.