Сделай Сам Свою Работу на 5

Сердечно-сосудистая система





Деятельность сердца и сосудов в подростковом периоде также имеет свои особенности, в значительной мере связанные с изменением гормонального статуса и нервной системы. В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается объем его полостей. Меняются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Благодаря этому подростки часто испытывают неприятные ощущения в области сердца (боли, чувство давления, учащенное сердцебиение), они страдают повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям.

Органы дыхания

Еще одна причина подростковых обмороков кроется в особенностях органов дыхания взрослеющих мальчиков и девочек. В переходном возрасте происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост легких. Перестройка органов дыхания призвана лучше обеспечивать растущий организм кислородом. Недостаток последнего очень чувствителен для подростков, которые испытывают трудности с дыханием в плохо проветриваемых помещениях и при интенсивных занятиях спортом. При этом юные девушки хуже, чем юноши, адаптируются к недостатку кислорода.



Органы пищеварения

В подростковом возрасте завершается развитие пищеварительной системы. К 10-11 годам – желудок, к 11-13 годам – слюнные железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека. Чуть позже завершается формирование желчевыделительной системы. Есть у органов пищеварения подростков свои особенности. В первую очередь это их ранимость и нестабильность. При эмоциональном или физическом напряжении, при пренебрежении режимом питания нередко возникают и прогрессируют гастроэнтерологические заболевания.


Нервно-психическое развитие

Обращая внимание на этапы физического развития взрослеющих детей, довольно часто упускается из вида тот факт, что и нервно-психическая система у подростков несовершенна и проходит свои этапы становления. При этом развитие психических функций осуществляется последовательно, усложняясь от уровня к уровню.

Так, для маленьких детей характерно образное мышление, а в подростковом возрасте на смену образному мышлению приходит мышление абстрактное. Постепенно мыслительные процессы становятся все более самостоятельными, активными и творческими. Обратите внимание на слово «постепенно» – оно является ключевым. Подростки могут проявлять настойчивость и целеустремленность в какой-то период, затем словно бы возвращаться назад в детство и не обнаруживать этих качеств. То есть для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях – сменяться неуверенностью в себе, а возвышенность чувств может уживаться с циничностью и враждебностью. Родителям нужно это учитывать и не требовать от взрослеющего ребенка последовательности. Становление характера делает психику уязвимой и сверхчувствительной, а переход от опекаемого детства к самостоятельности обнажает слабые стороны личности. Самое плохое, что могут сделать в этой ситуации родители – это укорять подростка в том, то он «слаб, несамостоятелен, глуп». Дети – даже взрослеющие – очень внушаемы. Напротив, стоит объяснить ребенку, что проявление тех или иных слабостей или принятие не самых умных решений – это естественное положение вещей. Все ошибаются (в том числе и взрослые люди), а для подростка, не имеющего жизненного опыта, ошибки – это более чем естественно.



Основные этапы психического развития:

Младший подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью и сложными эмоциональными переживаниями (появление страхов, мнительность и т.д.). 



Среднему подростковому возрасту присуща непредсказуемость, неадекватное поведение. 

Старший подростковый возраст характеризуется более устойчивыми эмоциональными реакциями. 

Новые роли

Подросток все чаще начинает осознавать себя не ребенком, а в большей степени взрослым. Он примеряет на себя различные жизненные ситуации и в своем воображении играет в них «взрослые роли». Но сыграть их в жизни ему удается не всегда – чрезмерно бдительные и опекающие его родители этого не допускают. Отсюда конфликты, проходящие под лозунгами: «меня не понимают!», «мне не дают жить!»

 

Новообразования подросткового возраста

Эмоциональная сфера:

1. Центральным новообразованием в сфере чувств подростка становится «чувство взрослости», которое выражается в стремлении к самостоятельности, желании доказать свою независимость и высвободиться из-под опеки взрослых, в потребности добиться уважения к себе как к личности. Это может проявляться и в подражании старшим, в проявлени­ях внешних, мнимых признаков взрослости: курении, упо­треблении спиртного, кокетстве и.т.д;

2. Подростку свойственны легкая возбудимость, резкая сме­на настроений и переживаний. Подросток лучше, чем млад­ший школьник может управлять своими эмоциями. Однако он может скрывать свои страхи, волнение, огорчения под маской безразличия, что усложняет процесс принятия и понимания его проблем окружающими взрослыми;

3. В подростковом возрасте ребенок часто становится обидчи­вым, ранимым. Часто бурная реакцияподростка не соот­ветствуют по выраженности вызвавшему ее поводу;

4. Подростки могут проявлять большую импульсивностьв поведении. При значительных конфликтах это может выра­жаться в побегах из дома, школы и даже в суицидальных попытках;

5. Подросткам часто кажется, что родители, учителя и свер­стники их недооценивают или думают о них плохо. Проти­воречивость в настроениях, переживаниях, неуверенность в себе могут вызывать депрессивные состояния;

6. Может появиться повышенная критичностьк другим. Часто подростки обвиняют взрослых в необъективности и несправедливости, что вызвано повышенной чувствитель­ностью к тому, как их воспринимают окружающие;

7. Огромное значение приобретает общение со сверстника­ми. Острая потребность в общении связана со многими переживаниями. Появляются новые интересы, устанавли­ваются нормы поведения в группе. Возникают определен­ные требования к дружбе, ребенок нуждается в чуткости, отзывчивости, понимании, учится сопереживать другим, формируется индивидуальность, развивается «Я»-концеп­ция личности подростка. Иногда полноценному общению со сверстниками у приемных детей может мешать пережи­вание ребенком его социального статуса сироты. Дети, дол­гое время прожившие в учреждении, часто делят сверстни­ков на «своих» - детдомовских и «чужих», их дружба часто носит ситуативный характер;

8. Очень часто дети придирчиво относятся к своей внешно­сти, характеру. Приемный подросток, кроме этого, ко­нечно, замечает, что он не похож на членов семьи. Многие подростки и не хотят походить на своих родителей. Но у кровных детей есть выбор - отождествлять себя со своими родителями или нет. Приемный ребенок не унаследовал от усыновителей ни внешности, ни личных качеств. Все это у него от его биологических родителей. Если приемные роди­тели смогли доказать ребенку его уникальность и ценность, общаются с ним на основе уважения, а не давления, вне зависимости от его цвета волос и кожи, то подросток будет уверен в себе, а доверие к родителям будет иметь прочную основу. Важно не допускать по отношению к внешности ребенка критических замечаний, это может приводить к депрессивным состояниям, формированию зажатости, сте­снительности, а иногда и к неврозу.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту эмоциональная напряженность ослабевает, повышается уро­вень саморегуляции и самоконтроля.

Когнитивные особенности:

1. В подростковом возрасте происходит большой скачок в развитии психических – познавательных процессов, фор­мировании личности. В результате этого меняются инте­ресыребенка, они становятся более дифференцированны­ми и стойкими;

2. Существенные изменения происходят и в структуре ин­теллекта: формируются навыки логического мышления, теоретического мышления, развивается логическая па­мять;

3. Активно развиваются творческие способностиребенка, формируется индивидуальный стиль деятельности.

Мотивация общения:

1. Потребность в общении с родителями, учителями и вооб­ще взрослыми отходят на задний план, первостепенную значимость приобретает общение со сверстниками. У под­ростка остается потребность в общении со взрослым, но в общении неформальном, нерегламентированном, друже­ском;

2. Ребенок ориентируется на «значимых других»,характер общения со взрослыми серьезно влияет на развитие лич­ностных особенностей подростка. В случае если потреб­ность в общении не удовлетворяется, у ребенка формиру­ется целый ряд негативных тенденций в поведении;

3. Появляется потребность в принадлежности к какой-либо группе, в которой подросток решает многие задачи соци­альной адаптации: учится общению с противоположным полом, осваивает социальные роли. В группе идет при­нятие социальных норм и ценностей, строится представ­ление о дружбе, и любви. Принадлежность группе дает возможность подростку разделить с друзьями общие ин­тересы, найти понимание и сопереживание своим чувст­вам, эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении свойственных возрасту психологических проблем;

4. Подростку свойственны желание выделиться, стремле­ние занять высокую позицию, добиться уважения других. С другой стороны принадлежность группе требует от него некоторого конформизма, то есть, чтобы принадлежать ка­кой-то компании, необходимо быть похожим на ее членов, это может быть употребление особого жаргона, ношение одежды, отличающейся какими-либо деталями. Это очень важно для подростка, потому что тех, кто не соответствует параметрам, группа лишает своего внимания;

5. В характере мотивации учебно-познавательной деятель­ности происходят существенные преобразования. В сред­них классах ведущими мотивами является стремление завоевать определенное положение в классе,добиться признания сверстников. В старших классах учеба начина­ет определяться мотивами, направленными на реализа­цию будущего,осознание своих будущих жизненных пер­спектив и профессионального определения;

6. Одной из важных особенностей подросткового возраста является повышенный интерес к вопросам полового раз­вития и к сексуальной сфере. На ранней стадии этот инте­рес направлен на изучение собственного тела. Постепенно этот интерес переходит и на развитие других, особенно представителей противоположного пола. Подростки начи­нают осознавать свои сексуальные чувства и увлечения, у них появляется интерес к сексу;

7. Появляется потребность в автономии и самоопределе­нии,стремление к самостоятельности, независимости, желании отстоять свои права. Реакция эмансипации - тен­денция освобождения, отделения от опеки родителей, из­бавление от эмоциональной детской зависимости от роди­телей.

8. Происходит постепенное открытие своего внутреннего мира как ценности, начинается поиск смысла жизни, ос­мысление смерти;

9. Возникают мотивы и потребности, обуславливающие различные поведенческие отклонения: алкоголизм, наркоманию, курение, делинквентное поведение. Под­ростки раздвигают границы через приобретение негатив­ного опыта. Учатся жизни на своих ошибках.

 

Идентичность

Подростковый возраст – это период, когда просыпается интерес к своему «Я», истории своего появления, наступает период формирования идентичности приемного ребенка.

Формирование идентичности, представляет для приемных подростков большую трудность - ведь у них две пары родителей. Отсутствие информации о биологических родителях может заставить их задаваться вопросом о том, кто же они на самом деле. Им бывает очень трудно выяснить черты сходства и различия между ними, биологическими родителями и приемными родителями.

Подросток экспериментирует, пытается обнаружить свои таланты и возможности, находится в поисках своего места и роли в жизни. Успешное завершение таких поисков у приемных детей во многом зависит от обратной связи с приемными родителями и их надежности. Кроме того, подросток вспоминает свое прошлое и пытается представить, каким он будет в будущем. Приемных подростков интересует, кто передал им их характерные черты. Порой они хотят получить сведения, которые их приемные родители не в состоянии дать: Откуда у меня талант художника? Был ли кто-нибудь в моей биологической семье маленького роста? Каковы мои этнические корни? Есть ли у меня братья и сестры?

Разрыв с кровными родителями, отсутствие возможного общения с близкими родственниками, безусловно, являются огромным стрессом для подростка. Некоторые подростки начинают злиться на приемных родителей, чего никогда не бывало прежде. Они ставят им в вину даже то, что замещающие родители помогли им привыкнуть к статусу приемного ребенка. Дети замыкаются в себе, иногда чувствуют, что им нужно находиться как можно дальше от дома, чтобы найти свою собственную индивидуальность.

Психологи единогласно говорят о том, что скрывать от подростка его историю не стоит. Не стоит отзываться о кровных родителях плохо, либо положительно (попали в сложную жизненную ситуацию и пока не могут выбраться из нее), либо вообще никак. Простыми и понятными словами расскажите, почему он оказался в новой семье. Подросток должен понимать, что ждет его дальше. Если ребенок чувствует или знает, что между людьми, которые его окружают сейчас (опекуны, приемные родители), и его кровными родителями есть согласие, то ему спокойно и комфортно. Преимущественно это относится к детям, которые сохраняют положительные воспоминания о кровных родителях. Ни в коем случае нельзя корректировать эти отношения или неодобрительно отзываться о кровных родителях, пытаться вытеснить или изменить чувства подростка.

Если же между взрослыми, окружающими его в данный момент, и ребенком складываются конфликтные отношения, то часто в его сознании возникает мысль: «Раз мои родители плохие, то и я такой же (или обо мне так думают)».

По мере взросления приемные подростки больше думают о том, какой была бы их жизни, если бы они воспитывались в детском доме, а не в приемной семье. Они часто интересуются, кем бы они стали в иных обстоятельствах. Потребность примерять на себя различные варианты судьбы у них очень сильна. В дополнение ко всем возможностям, которые предоставляет им жизнь, приемные подростки думают о тех шансах, которые они уже потеряли. Практически все подростки, испытывающие чувство потери, хотели бы обладать большей информацией о своей кровной семье.

 

Особенности протекания подросткового возраста у де­тей, переживших разлуку с биологической семьей

- В подростковом возрасте ребенок может изменить свое отношение к приемным родителям, критиковать их, осо­бенно когда испытывает обиду. Приемные дети часто пытаются быть похожими на своих биологических роди­телей. Если подросток обладает ограниченной информа­цией о биологической семье, он домысливает недоста­ющие нюансы (порой идеализирует образ родителей), старается походить на воображаемый образ биологиче­ских родителей.

- Может показаться, что подросток отрицает ценности, об­ычаи, религию и внешность усыновителей и принимает ту шкалу ценностей, которая, как ему представляется, су­ществовала в его биологической семье;

- Молодые люди настойчиво требуют независимости. Парадоксально, но подросток, в глубине души страша­щийся отделения от приемных родителей, может в то же время переходить все мыслимые границы, яро отстаивая свою независимость и заявляя о своей непричастности к семье: «Ты не можешь указывать мне, что делать! Ты мне не мать!» В моменты обострения отношений, возможно, вы услышите слова о том, что ему в родной семье было бы лучше, что вы плохие родители. Ребенок считает, что его не любят или к нему плохо относятся, потому что он неродной;

- В подростковый период ребенок продолжает переживать потерю своей биологической семьи – процесс, который начался на предыдущем этапе развития. Вторая стадия переживания – агрессия. Подросток вступает в эту ста­дию как раз в тот момент, когда заявляет о своем отрица­нии идентичности приемной семьи и отказывается от ее поддержки. Хотя подростковый возраст сопровождается агрессивностью у всех молодых людей, для приемных детей это чувство носит еще более ярко выраженный ха­рактер. Многие родители отмечают, что ребенок стано­вится агрессивным примерно в двенадцать лет (девочки несколько раньше), а пик агрессии приходится на три­надцать или четырнадцать.

- Осложнение отношений между взрослыми и ребенком, изменения в поведении появляются у любого ребенка в подростковом возрасте, когда просыпается интерес к своему «я», истории своего появления. Между взро­слыми и детьми может возникать отчуждение, теряется искренность, доверительность отношений. Взрослею­щий ребенок, отстраняется от взрослых, у него появля­ются секреты. Он многое пробует, чтобы подтвердить свое взросление: покуривает, пробует алкоголь, употре­бляет бранные слова, грубит.

Понимание, терпение, выдержка – главные принципы поведения в этот период!

И еще: не стесняйтесь обращаться со своими проблема­ми к специалистам, встречайтесь с теми, кто так же, как и вы, воспитывает приемного ребенка. Вы поймете, что нет безвыходных ситуаций.

Через год-два, при разумном поведении взрослых, вы за­метите, что эти проблемы уйдут, и, взрослея, ребенок оце­нит роль семьи в его жизни.

Причины, мешающие приемным родителям понять и принять подрастающего ребенка

• Недооценка значения роли общения со сверстниками в жизни подростка. Родители часто боятся, что приемный ребенок «свяжется» с дурной компанией, и они потеряют над ним контроль;

• Стремление игнорировать взросление ребенка, желание как можно дольше управлять его делами;

• Принятие проявлений развития волевых качеств подрост­ка за проявление упрямства и неуважения к приемным ро­дителям;

• Желание ребенка побыть одному родители часто прини­мают за отвержение семьи. Нежелание ребенка общаться с семьей замещающие родители принимают за отсутствие привязанности ребенка к семье;

• Неприятие проявления у подростка симпатии и любви к противоположному полу, обусловленное страхом ранних половых отношений у ребенка.

- Многие проблемы, свойственные детям подросткового возраста, воспринимаются замещающими родите­лями остро в связи со страхом «генетических предраспо­ложенностей». Страх того, что ребенок будет похож на своих биологических родителей и пойдет по их стопам, мешает взаимопониманию с подростком и поиску адек­ватных воспитательных подходов. Проблемы в восприятии ребенка-подростка, обусловленные личностными особенностями замещающих родителей.

- Повышенные требования к ребенку. Создание идеально­го образа того, как должна сложиться жизнь ребенка, ко­торый был принят в семью. Особенно сильно это может проявляться у родителей, изначально мотивированных на то, «чтобы изменить судьбу ребенка и дать ему все самое лучшее», ощущение себя «вершителем судьбы» ребенка.

- Общение с взрослеющим ребенком, как с маленьким (сом­нения в его возможностях и способностях), вызванное желанием как можно дольше быть для него главным че­ловеком, страхом одиночества и родительской критики.

Замечания высказывайте в вежливой форме и наедине.

В своих требованиях учитывайте силы и возможности подростка, особенности его характера, эмоциональное со­стояние.

Поддерживайте ребенка при неудачах.

Дайте право себе и ребенку на проявление позитивных и негативных чувств.

Придерживайтесь в воспитании подростка трех правил (три «кита»):

- эмоциональная поддержка

- уважение его автономности, взросления

- грамотная структура требований

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.