Сердечно-сосудистая система
Деятельность сердца и сосудов в подростковом периоде также имеет свои особенности, в значительной мере связанные с изменением гормонального статуса и нервной системы. В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается объем его полостей. Меняются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Благодаря этому подростки часто испытывают неприятные ощущения в области сердца (боли, чувство давления, учащенное сердцебиение), они страдают повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям.
Органы дыхания
Еще одна причина подростковых обмороков кроется в особенностях органов дыхания взрослеющих мальчиков и девочек. В переходном возрасте происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост легких. Перестройка органов дыхания призвана лучше обеспечивать растущий организм кислородом. Недостаток последнего очень чувствителен для подростков, которые испытывают трудности с дыханием в плохо проветриваемых помещениях и при интенсивных занятиях спортом. При этом юные девушки хуже, чем юноши, адаптируются к недостатку кислорода.
Органы пищеварения
В подростковом возрасте завершается развитие пищеварительной системы. К 10-11 годам – желудок, к 11-13 годам – слюнные железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека. Чуть позже завершается формирование желчевыделительной системы. Есть у органов пищеварения подростков свои особенности. В первую очередь это их ранимость и нестабильность. При эмоциональном или физическом напряжении, при пренебрежении режимом питания нередко возникают и прогрессируют гастроэнтерологические заболевания.
Нервно-психическое развитие
Обращая внимание на этапы физического развития взрослеющих детей, довольно часто упускается из вида тот факт, что и нервно-психическая система у подростков несовершенна и проходит свои этапы становления. При этом развитие психических функций осуществляется последовательно, усложняясь от уровня к уровню.
Так, для маленьких детей характерно образное мышление, а в подростковом возрасте на смену образному мышлению приходит мышление абстрактное. Постепенно мыслительные процессы становятся все более самостоятельными, активными и творческими. Обратите внимание на слово «постепенно» – оно является ключевым. Подростки могут проявлять настойчивость и целеустремленность в какой-то период, затем словно бы возвращаться назад в детство и не обнаруживать этих качеств. То есть для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях – сменяться неуверенностью в себе, а возвышенность чувств может уживаться с циничностью и враждебностью. Родителям нужно это учитывать и не требовать от взрослеющего ребенка последовательности. Становление характера делает психику уязвимой и сверхчувствительной, а переход от опекаемого детства к самостоятельности обнажает слабые стороны личности. Самое плохое, что могут сделать в этой ситуации родители – это укорять подростка в том, то он «слаб, несамостоятелен, глуп». Дети – даже взрослеющие – очень внушаемы. Напротив, стоит объяснить ребенку, что проявление тех или иных слабостей или принятие не самых умных решений – это естественное положение вещей. Все ошибаются (в том числе и взрослые люди), а для подростка, не имеющего жизненного опыта, ошибки – это более чем естественно.
Основные этапы психического развития:
Младший подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью и сложными эмоциональными переживаниями (появление страхов, мнительность и т.д.).
Среднему подростковому возрасту присуща непредсказуемость, неадекватное поведение.
Старший подростковый возраст характеризуется более устойчивыми эмоциональными реакциями.
Новые роли
Подросток все чаще начинает осознавать себя не ребенком, а в большей степени взрослым. Он примеряет на себя различные жизненные ситуации и в своем воображении играет в них «взрослые роли». Но сыграть их в жизни ему удается не всегда – чрезмерно бдительные и опекающие его родители этого не допускают. Отсюда конфликты, проходящие под лозунгами: «меня не понимают!», «мне не дают жить!»
Новообразования подросткового возраста
Эмоциональная сфера:
1. Центральным новообразованием в сфере чувств подростка становится «чувство взрослости», которое выражается в стремлении к самостоятельности, желании доказать свою независимость и высвободиться из-под опеки взрослых, в потребности добиться уважения к себе как к личности. Это может проявляться и в подражании старшим, в проявлениях внешних, мнимых признаков взрослости: курении, употреблении спиртного, кокетстве и.т.д;
2. Подростку свойственны легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник может управлять своими эмоциями. Однако он может скрывать свои страхи, волнение, огорчения под маской безразличия, что усложняет процесс принятия и понимания его проблем окружающими взрослыми;
3. В подростковом возрасте ребенок часто становится обидчивым, ранимым. Часто бурная реакцияподростка не соответствуют по выраженности вызвавшему ее поводу;
4. Подростки могут проявлять большую импульсивностьв поведении. При значительных конфликтах это может выражаться в побегах из дома, школы и даже в суицидальных попытках;
5. Подросткам часто кажется, что родители, учителя и сверстники их недооценивают или думают о них плохо. Противоречивость в настроениях, переживаниях, неуверенность в себе могут вызывать депрессивные состояния;
6. Может появиться повышенная критичностьк другим. Часто подростки обвиняют взрослых в необъективности и несправедливости, что вызвано повышенной чувствительностью к тому, как их воспринимают окружающие;
7. Огромное значение приобретает общение со сверстниками. Острая потребность в общении связана со многими переживаниями. Появляются новые интересы, устанавливаются нормы поведения в группе. Возникают определенные требования к дружбе, ребенок нуждается в чуткости, отзывчивости, понимании, учится сопереживать другим, формируется индивидуальность, развивается «Я»-концепция личности подростка. Иногда полноценному общению со сверстниками у приемных детей может мешать переживание ребенком его социального статуса сироты. Дети, долгое время прожившие в учреждении, часто делят сверстников на «своих» - детдомовских и «чужих», их дружба часто носит ситуативный характер;
8. Очень часто дети придирчиво относятся к своей внешности, характеру. Приемный подросток, кроме этого, конечно, замечает, что он не похож на членов семьи. Многие подростки и не хотят походить на своих родителей. Но у кровных детей есть выбор - отождествлять себя со своими родителями или нет. Приемный ребенок не унаследовал от усыновителей ни внешности, ни личных качеств. Все это у него от его биологических родителей. Если приемные родители смогли доказать ребенку его уникальность и ценность, общаются с ним на основе уважения, а не давления, вне зависимости от его цвета волос и кожи, то подросток будет уверен в себе, а доверие к родителям будет иметь прочную основу. Важно не допускать по отношению к внешности ребенка критических замечаний, это может приводить к депрессивным состояниям, формированию зажатости, стеснительности, а иногда и к неврозу.
При переходе от подросткового к юношескому возрасту эмоциональная напряженность ослабевает, повышается уровень саморегуляции и самоконтроля.
Когнитивные особенности:
1. В подростковом возрасте происходит большой скачок в развитии психических – познавательных процессов, формировании личности. В результате этого меняются интересыребенка, они становятся более дифференцированными и стойкими;
2. Существенные изменения происходят и в структуре интеллекта: формируются навыки логического мышления, теоретического мышления, развивается логическая память;
3. Активно развиваются творческие способностиребенка, формируется индивидуальный стиль деятельности.
Мотивация общения:
1. Потребность в общении с родителями, учителями и вообще взрослыми отходят на задний план, первостепенную значимость приобретает общение со сверстниками. У подростка остается потребность в общении со взрослым, но в общении неформальном, нерегламентированном, дружеском;
2. Ребенок ориентируется на «значимых других»,характер общения со взрослыми серьезно влияет на развитие личностных особенностей подростка. В случае если потребность в общении не удовлетворяется, у ребенка формируется целый ряд негативных тенденций в поведении;
3. Появляется потребность в принадлежности к какой-либо группе, в которой подросток решает многие задачи социальной адаптации: учится общению с противоположным полом, осваивает социальные роли. В группе идет принятие социальных норм и ценностей, строится представление о дружбе, и любви. Принадлежность группе дает возможность подростку разделить с друзьями общие интересы, найти понимание и сопереживание своим чувствам, эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении свойственных возрасту психологических проблем;
4. Подростку свойственны желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения других. С другой стороны принадлежность группе требует от него некоторого конформизма, то есть, чтобы принадлежать какой-то компании, необходимо быть похожим на ее членов, это может быть употребление особого жаргона, ношение одежды, отличающейся какими-либо деталями. Это очень важно для подростка, потому что тех, кто не соответствует параметрам, группа лишает своего внимания;
5. В характере мотивации учебно-познавательной деятельности происходят существенные преобразования. В средних классах ведущими мотивами является стремление завоевать определенное положение в классе,добиться признания сверстников. В старших классах учеба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего,осознание своих будущих жизненных перспектив и профессионального определения;
6. Одной из важных особенностей подросткового возраста является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. На ранней стадии этот интерес направлен на изучение собственного тела. Постепенно этот интерес переходит и на развитие других, особенно представителей противоположного пола. Подростки начинают осознавать свои сексуальные чувства и увлечения, у них появляется интерес к сексу;
7. Появляется потребность в автономии и самоопределении,стремление к самостоятельности, независимости, желании отстоять свои права. Реакция эмансипации - тенденция освобождения, отделения от опеки родителей, избавление от эмоциональной детской зависимости от родителей.
8. Происходит постепенное открытие своего внутреннего мира как ценности, начинается поиск смысла жизни, осмысление смерти;
9. Возникают мотивы и потребности, обуславливающие различные поведенческие отклонения: алкоголизм, наркоманию, курение, делинквентное поведение. Подростки раздвигают границы через приобретение негативного опыта. Учатся жизни на своих ошибках.
Идентичность
Подростковый возраст – это период, когда просыпается интерес к своему «Я», истории своего появления, наступает период формирования идентичности приемного ребенка.
Формирование идентичности, представляет для приемных подростков большую трудность - ведь у них две пары родителей. Отсутствие информации о биологических родителях может заставить их задаваться вопросом о том, кто же они на самом деле. Им бывает очень трудно выяснить черты сходства и различия между ними, биологическими родителями и приемными родителями.
Подросток экспериментирует, пытается обнаружить свои таланты и возможности, находится в поисках своего места и роли в жизни. Успешное завершение таких поисков у приемных детей во многом зависит от обратной связи с приемными родителями и их надежности. Кроме того, подросток вспоминает свое прошлое и пытается представить, каким он будет в будущем. Приемных подростков интересует, кто передал им их характерные черты. Порой они хотят получить сведения, которые их приемные родители не в состоянии дать: Откуда у меня талант художника? Был ли кто-нибудь в моей биологической семье маленького роста? Каковы мои этнические корни? Есть ли у меня братья и сестры?
Разрыв с кровными родителями, отсутствие возможного общения с близкими родственниками, безусловно, являются огромным стрессом для подростка. Некоторые подростки начинают злиться на приемных родителей, чего никогда не бывало прежде. Они ставят им в вину даже то, что замещающие родители помогли им привыкнуть к статусу приемного ребенка. Дети замыкаются в себе, иногда чувствуют, что им нужно находиться как можно дальше от дома, чтобы найти свою собственную индивидуальность.
Психологи единогласно говорят о том, что скрывать от подростка его историю не стоит. Не стоит отзываться о кровных родителях плохо, либо положительно (попали в сложную жизненную ситуацию и пока не могут выбраться из нее), либо вообще никак. Простыми и понятными словами расскажите, почему он оказался в новой семье. Подросток должен понимать, что ждет его дальше. Если ребенок чувствует или знает, что между людьми, которые его окружают сейчас (опекуны, приемные родители), и его кровными родителями есть согласие, то ему спокойно и комфортно. Преимущественно это относится к детям, которые сохраняют положительные воспоминания о кровных родителях. Ни в коем случае нельзя корректировать эти отношения или неодобрительно отзываться о кровных родителях, пытаться вытеснить или изменить чувства подростка.
Если же между взрослыми, окружающими его в данный момент, и ребенком складываются конфликтные отношения, то часто в его сознании возникает мысль: «Раз мои родители плохие, то и я такой же (или обо мне так думают)».
По мере взросления приемные подростки больше думают о том, какой была бы их жизни, если бы они воспитывались в детском доме, а не в приемной семье. Они часто интересуются, кем бы они стали в иных обстоятельствах. Потребность примерять на себя различные варианты судьбы у них очень сильна. В дополнение ко всем возможностям, которые предоставляет им жизнь, приемные подростки думают о тех шансах, которые они уже потеряли. Практически все подростки, испытывающие чувство потери, хотели бы обладать большей информацией о своей кровной семье.
Особенности протекания подросткового возраста у детей, переживших разлуку с биологической семьей
- В подростковом возрасте ребенок может изменить свое отношение к приемным родителям, критиковать их, особенно когда испытывает обиду. Приемные дети часто пытаются быть похожими на своих биологических родителей. Если подросток обладает ограниченной информацией о биологической семье, он домысливает недостающие нюансы (порой идеализирует образ родителей), старается походить на воображаемый образ биологических родителей.
- Может показаться, что подросток отрицает ценности, обычаи, религию и внешность усыновителей и принимает ту шкалу ценностей, которая, как ему представляется, существовала в его биологической семье;
- Молодые люди настойчиво требуют независимости. Парадоксально, но подросток, в глубине души страшащийся отделения от приемных родителей, может в то же время переходить все мыслимые границы, яро отстаивая свою независимость и заявляя о своей непричастности к семье: «Ты не можешь указывать мне, что делать! Ты мне не мать!» В моменты обострения отношений, возможно, вы услышите слова о том, что ему в родной семье было бы лучше, что вы плохие родители. Ребенок считает, что его не любят или к нему плохо относятся, потому что он неродной;
- В подростковый период ребенок продолжает переживать потерю своей биологической семьи – процесс, который начался на предыдущем этапе развития. Вторая стадия переживания – агрессия. Подросток вступает в эту стадию как раз в тот момент, когда заявляет о своем отрицании идентичности приемной семьи и отказывается от ее поддержки. Хотя подростковый возраст сопровождается агрессивностью у всех молодых людей, для приемных детей это чувство носит еще более ярко выраженный характер. Многие родители отмечают, что ребенок становится агрессивным примерно в двенадцать лет (девочки несколько раньше), а пик агрессии приходится на тринадцать или четырнадцать.
- Осложнение отношений между взрослыми и ребенком, изменения в поведении появляются у любого ребенка в подростковом возрасте, когда просыпается интерес к своему «я», истории своего появления. Между взрослыми и детьми может возникать отчуждение, теряется искренность, доверительность отношений. Взрослеющий ребенок, отстраняется от взрослых, у него появляются секреты. Он многое пробует, чтобы подтвердить свое взросление: покуривает, пробует алкоголь, употребляет бранные слова, грубит.
Понимание, терпение, выдержка – главные принципы поведения в этот период!
И еще: не стесняйтесь обращаться со своими проблемами к специалистам, встречайтесь с теми, кто так же, как и вы, воспитывает приемного ребенка. Вы поймете, что нет безвыходных ситуаций.
Через год-два, при разумном поведении взрослых, вы заметите, что эти проблемы уйдут, и, взрослея, ребенок оценит роль семьи в его жизни.
Причины, мешающие приемным родителям понять и принять подрастающего ребенка
• Недооценка значения роли общения со сверстниками в жизни подростка. Родители часто боятся, что приемный ребенок «свяжется» с дурной компанией, и они потеряют над ним контроль;
• Стремление игнорировать взросление ребенка, желание как можно дольше управлять его делами;
• Принятие проявлений развития волевых качеств подростка за проявление упрямства и неуважения к приемным родителям;
• Желание ребенка побыть одному родители часто принимают за отвержение семьи. Нежелание ребенка общаться с семьей замещающие родители принимают за отсутствие привязанности ребенка к семье;
• Неприятие проявления у подростка симпатии и любви к противоположному полу, обусловленное страхом ранних половых отношений у ребенка.
- Многие проблемы, свойственные детям подросткового возраста, воспринимаются замещающими родителями остро в связи со страхом «генетических предрасположенностей». Страх того, что ребенок будет похож на своих биологических родителей и пойдет по их стопам, мешает взаимопониманию с подростком и поиску адекватных воспитательных подходов. Проблемы в восприятии ребенка-подростка, обусловленные личностными особенностями замещающих родителей.
- Повышенные требования к ребенку. Создание идеального образа того, как должна сложиться жизнь ребенка, который был принят в семью. Особенно сильно это может проявляться у родителей, изначально мотивированных на то, «чтобы изменить судьбу ребенка и дать ему все самое лучшее», ощущение себя «вершителем судьбы» ребенка.
- Общение с взрослеющим ребенком, как с маленьким (сомнения в его возможностях и способностях), вызванное желанием как можно дольше быть для него главным человеком, страхом одиночества и родительской критики.
Замечания высказывайте в вежливой форме и наедине.
В своих требованиях учитывайте силы и возможности подростка, особенности его характера, эмоциональное состояние.
Поддерживайте ребенка при неудачах.
Дайте право себе и ребенку на проявление позитивных и негативных чувств.
Придерживайтесь в воспитании подростка трех правил (три «кита»):
- эмоциональная поддержка
- уважение его автономности, взросления
- грамотная структура требований
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|