Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности подросткового возраста

Родителям о подростках

 

Методическое пособие

Для приемных родителей

Уфа

Родителям о подростках. Методическое пособие для приемных родителей

 

Составители:

Суюндукова Т.Д. – начальник ГБУ РЦСУ

Зыкова Л.П. – педагог-психолог ГБУ РЦСУ

Юсупова М.М. – педагог-психолог ГБУ РЦСУ

 

Методическое пособие предназначено для замещающих родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приемных и патронатных родителей и кандидатов в них, специалистов органов опеки и попечительства и других специалистов, работающих в сфере жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В пособии раскрываются проблемы, касающиеся подросткового возраста приемных детей. Подростковый возраст – тяжелый период и для ребенка, и для его семьи. Особенность психологии подростка заключается в появлении «чувства взрослости», формировании «Я-концепции», критичности мышления, склонности к рефлексии, самоанализу. Ситуация подростка, воспитывающегося в замещающей семье обострена еще больше. Подростковый возраст как бы накапливает и усугубляет все недостатки внесемейного формирования. В пособии даны рекомендации, которые помогут приемным родителям в решении трудных ситуаций возникающих в приемной семье.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….…......4ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА………………………………………..…5 ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКА……………………………………………………………………....6

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ……………………………………………………….7

НОВООБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА…………………………………...8

ИДЕНТИЧНОСТЬ………………………………………………………………………..….....10

ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА У ДЕ­ТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ РАЗЛУКУ С БИОЛОГИЧЕСКОЙ СЕМЬЕЙ…………………….….……11

ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ………………………………………………………………..….…13

ДЕТИ И ДЕНЬГИ………………………………………………………………………………14

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ…………………………………………………………………………….17



ДОБРОВОЛЬНАЯ СМЕРТЬ……………………………………………………………..……20

ПРИЛОЖЕНИЯ (РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ).……………………………………..…22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..38

 

 

Введение

Большинство родителей испытывают тревогу за своего ребенка, когда он или она достигает подросткового возраста. А если малыш, который был милым и послушным, станет мрачным и неуправляемым? А вдруг их сын, такой независимый и самостоятельный в прошлом, попадет под дурное влияние сверстников? Или дочь, отдававшая предпочтение традиционному стилю в одежде, перекрасит волосы в пурпурный цвет?

Родители приемных детей, ставших подростками, беспокоятся еще сильнее, их одолевают сотни вопросов. Возникнут ли у ребенка проблемы с идентичностью? Пересилит ли чувство отверженности ощущение безопасности и комфорта? Является ли поведение ребенка отражением внутреннего смятения, связанного с его прошлым?

В процессе развития дети, с одной стороны, чувствуют на себе направляющую руку взрослых, а с другой стороны, стремятся быть независимыми. Уже младенцы приобретают некоторую свободу, учась ползать, а затем ходить. Когда малыш подрастает, он обретает способность выражать свои желания и мнения - сначала знаками и лепетом, а позднее - с помощью слов.

В шесть лет дети стремительно поглощают информацию, непрерывно задавая вопросы. Они уже в состоянии думать о том, что родители отказались от них, бросили, что они их больше не любят. Детям часто причиняет боль разница между реальностью и их фантазиями. В то же время, если они посещают дошкольные учреждения, они переживают чувство отчужденности от детей, живущих с биологическими родителями, тем самым ограничивая свой круг интересов и число друзей.

Внутренняя жизнь детей обретает форму где-то между шестью и одиннадцатью годами. Постепенно ребята начинают расширять свои горизонты и принимать участие в различных мероприятиях вне дома. Это может оказаться трудным временем. Детям нужно укреплять чувство причастности к своей семье, одновременно приобретая новые навыки и знания, необходимые для независимого существования. Неудивительно, что к началу подросткового периода стремление сформировать идентичность порой заставляет их чувствовать себя подавленными, и приводит к труднообъяснимому и иногда критическому поведению.

Нелегкая это задача – быть родителем подростка! Переходный возраст, когда жить чужим умом уже не хочется, а своим еще не получается, – это время испытаний как для взрослеющего ребенка, так и для родителей. Испытание на прочность отношений в семье.

Это также время формирования характера подростка, когда происходит низвержение одних авторитетов и установление новых, когда прививаются и закрепляются нравственные установки, отношение к самому себе и окружающим.

Не секрет, что подростковый возраст – не только от­ветственный период в становлении подрастающего человека, но и серьезное испытание для педагогических и личностных компетенций родителей. Дополнительной трудностью в вос­питании подростка в замещающей семье является то, что родителям сложно предвидеть реакции ребенка, который по­явился в семье не с момента рождения. Поэтому приемным родителям особенно важно как можно больше знать о том, какие «сюрпризы» готовит этот переходный период в разви­тии ребенка.

Несмотря на внешнюю браваду и напускную или истинную грубость, подросток такой же ребенок, нуждающийся в любви, заботе и признании. Можно только вообразить, какие огонь-воду и медные трубы им пришлось пройти: предательство или потеря близких, агрессия со стороны сверстников или взрослых, а иногда и сексуальное насилие, долгие скитания по родственникам и, как апофеоз несчастий, оформление в детский дом. Неудивительно, что подросткам-сиротам приходится приспосабливаться к окружению и учиться выживать: агрессия и изворотливость, строптивость и постоянное вранье – это всего лишь способы удержаться на плаву и отвоевать себе место под солнцем. Весь этот арсенал они приносят и в приёмную семью.

 

Особенности подросткового возраста

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

Подростковый возраст охватывает период жизни с 11 до 16-17 лет. Все психологические изменения обусловлены физиологическими особенностями подросткового возраста и рядом морфологических процессов в организме. Все перестройки организма напрямую влияют на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности. Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей.

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

- чувствительность к оценке посторонних своей внешности

- крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

- внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.

Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.
Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. Этот период характеризуется ростом количества выработки целого ряда гормонов. Также окончательное развитие получают все внутренние органы и системы. Подростковый возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков. Для подростков характерно эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.

Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

- Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

- Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

- Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

- Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

- Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

- Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

- Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.

 

Здоровье подростка

Состояние внутренних органов и систем подростка во многом имеет свои особенности, отличаясь как от физиологических особенностей ребенка, так и от физиологических особенностей взрослого человека. Это нужно учитывать.

Костно-мышечная система

В переходном возрасте в основном завершается формирование костной ткани. Для того чтобы этот процесс проходил без патологий, подросток должен получать с пищей более значительное, чем взрослый и ребенок, количество кальция – это важно для пропорционального увеличения массы и плотности кости.

Мышечная ткань в период полового созревания также претерпевает изменения, в основном за счет интенсивного роста. У девушек показатели мышечной силы достигают уровня взрослых женщин к 14-15 годам. У парней мышечная сила значительно увеличивается в возрасте 14 лет, но достигает взрослого уровня позже, чем это происходит у девушек.
На заметку родителям: в подростковом возрасте недостаток кальция и витамина D может отражаться на силовых возможностях мышц.
Кстати, знаете почему подростки порой выглядят угловатыми, неловкими, даже неповоротливыми? На фоне быстрого роста костно-мышечной ткани может отставать развитие координации движений. Со временем это проходит.

Нервная система

У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением. Именно поэтому реакция на устную информацию бывает замедленной или неадекватной.

У многих взрослеющих детей также бывают проблемы с запоминанием информации. Особенности нервной системы зачастую являются причиной того, что ребенок страдает повышенной возбудимостью, выдает бурные эмоции на минимальные стрессовые ситуации, хуже учится. Настаивать на отличных оценках, ругая подростка за плохую успеваемость, не стоит – это ни к чему хорошему не приведет. Лучше помочь сыну или дочери справляться с домашними заданиями, посоветовав удобный режим труда и отдыха, подсказав, как оптимизировать учебный процесс.

Иммунная система

Иммунная система, обеспечивающая устойчивость организма к внешним воздействиям, по представлениям современных медиков, имеет пять критических периодов развития. Пятый период приходится на подростковый возраст и отмечается у девочек в 12-13 лет и у мальчиков в 14-15 лет. Гормональная перестройка, а также факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих (в том числе и хронических) заболеваний. На практике это означает, что родители вновь сталкиваются с заболеваниями, которые, как им казалось, дети «оставили» в детсадовском возрасте, а также с помощью врачей диагностируют у ребят новые болезни.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.