|
III. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР.
Тема: Частица «ся», «сь»
Цель: Употребление глаголов с частицей «ся» («сь»). Дни недели. Части суток.
Коррекционно-образовательные задачи.
Закрепление знаний о последовательности дней недели.
Коррекционно-развивающие задачи.
Упражнять в употреблении глаголов с частицей «ся» («сь»).
Упражнять в употреблении названий дней недели в косвенных падежах единственного числа.
Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления.
Коррекционно-воспитательные задачи.
Воспитание умения общаться друг с другом.
Словарная работа:
День недели, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, частица, «ся», «сь».
Оборудование:
Условные обозначения дней недели.
Ход занятия:
Этапы занятия
| Деятельность логопеда
| Деятельность детей
| 1. Организационный момент
1.1. Загадывание загадки.
1.2. Вопросы логопеда. Отвечая на вопрос, ребенок показывает соответствующее обозначение дня недели и называет его
1.3. Игра «Дни недели»
1.4. Решение задач
1.5. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения, соответствующие
тексту
1.6. Введение в тему
| - Сейчас я загадаю вам загадку.
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Братья ходят друг за другом.
Попрощается последний,
Появляется передний.
Раздаю детям условные обозначения дней недели и задаю вопросы: Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? Какой день недели наступит после среды? И т.д.?
- Скажите, дети, сколько всего дней в неделе?
С какого дня начинается неделя?
А заканчивается каким днем?
Сколько рабочих дней в неделе?
А выходных?
Назовите рабочие дни недели.
Назовите выходные дни.
А сколько дней в неделе вы посещаете детский сад?
Что наступает раньше – суббота или воскресенье?
Ребята, я задам вам задачу, а вы должны ее решить.
1. Маша приехала в гости к бабушке в четверг, а ее брат на один день раньше. В какой день приехал Коля?
Кто из детей гостил у бабушки дольше, если вернулись они вместе?
2. Встретились две подружки. Одна из них говорит: «Я вчера, в воскресенье, ходила с мамой на сборник мультфильмов "Ну, погоди!"», — «А я пойду завтра», — ответила другая. В какой день недели встретились подружки?
Когда другая девочка пойдет смотреть «Ну, погоди!»?
- В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
Сегодня, ребята, мы познакомимся с частицами «ся» и «сь».
| - Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
Сегодня вторник. Вчера был понедельник. Завтра будет среда. После среды будет четверг.
Семь
С понедельника.
Воскресеньем.
Пять.
Два.
Понедельник, вторник, среда, четверг и пятница
Суббота, воскресенье
Пять
Суббота
В среду
Коля гостил у бабушки дольше
В понедельник
Во вторник
Дети показывают движение «стирают»,
«подметают», «пекут», «ищут», «моют», «покупают», «зовут».
| 2. Основная часть
2.1. Игра-упражнение «Мишина неделя»
| - Я прочитаю вам предложения и задам вопросы.
* В понедельник Миша гуляет в парке. В понедельник Миша прогуливается в парке. Какое слово изменилось? Что изменилось во втором предложении?
* Во вторник Миша ходит на тренировку в спортзал. Во вторник Миша тренируется в спортзале.
Что изменилось во втором предложении?
* В среду Миша ходит в бассейн. В среду Миша купается в бассейне.
Что изменилось во втором предложении?
* В четверг Миша ходит в музыкальную школу. В четверг Миша учится в музыкальной школе.
* В пятницу Миша убирает свою комнату. В пятницу Миша убирается в своей комнате.
* В субботу Миша моет себя в ванне. В субботу Миша моется в ванне.
* В воскресенье Миша встретил Сашу. В воскресенье Миша встретился с Сашей.
- А теперь вспомните, что делал Миша всю неделю, и расскажите про себя.
- Скажите, что изменилось в словах, когда вы стали говорить о себе?
|
Слово «гуляет» поменялось на «прогуливается». В конце слова появилась частица «ся».
Вместо «ходит на тренировку» появилось слово «тренируется» с частицей «ся».
Вместо «ходит в бассейн» появилось «купается в бассейне» с частицей «ся».
Вместо слов «ходит в музыкальную школу» появилось «учится в музыкальной школе» с частицей «ся»
Вместо слова «убирает» появилось слово «убирается» с частицей «ся»
Вместо слова «моет» появилось слово «моется» с частицей «ся»
Вместо слова «встретил» появилось слово «встретился» с частицей «ся».
В понедельник я прогуливаюсь в парке. Во вторник я тренируюсь в спортзале. В среду я купаюсь в бассейне. В четверг я учусь в музыкальной школе. В пятницу я убираюсь в своей комнате. В субботу я моюсь в ванне. В воскресенье я встречаюсь с Сашей.
Частица «ся» поменялась на частицу «сь».
| 3. Заключительная часть
| О чем мы говорили сегодня на занятии? Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями.
| О днях недели, о частицах «ся» и «сь».
|
IV. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР
Тема: «Овощи»
Цель:обучение детей рассказыванию
Коррекционно-образовательные задачи.
Активизация пассивного и активного словаря по теме: «Овощи»
Учить составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.
Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
Коррекционно-развивающие задачи.
Развивать пространственный гнозис, внимание и мышление.
Развивать мелкую, общую моторику.
Воспитательные
Продолжить учить правильно и аккуратно пользоваться подручным материалом.
Словарная работа:
Помидор-томат, лук, морковь, огурец, капуста, репа, свекла, картофель, кабачок, горох, перец, баклажан, щавель, овощной, капустный, морковный, свекольный, кабачковый, картофельный, томатный.
Оборудование:
демонстрационный материал – картинки овощей; наглядное пособие «Как растут овощи», наглядное пособие для развития пространственного гнозиса (собери овощи в корзинку); свежие овощи; план рассказывания.
Ход занятия:
Этапы занятия
| Деятельность логопеда
| Деятельность детей
| 1. Организационный момент
1.1. Релаксационное упражнение
1.2. Дидактическая игра «Что лишнее».
1.3. Введение в тему.
| Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)
- Морковь, лисичка, огурец, капуста
- Что лишнее? Почему?
- Сегодня мы поговорим об овощах.
| Дети выполняют движения, соответствующие
тексту
Лисичка. Морковь, огурец, капуста-это овощи, а лисичка – это дикое животное
| 2. Основная часть
2.1. Вопросы логопеда. Показ картинок.
2.2. Показ детям плана рассказывания
2.3. Составление рассказов: о капусте, о картошке, о свекле.
Ребёнок рассказывает о капусте с помощью плана.
2.4. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения, соответствующие
тексту
2.5. Дидактическая игра «Собери урожай».
2.6. Дидактическая игра «Повар и овощи»
| - Какие ещё овощи вы знаете?
- Где растут овощи?
В огороде много гряд
Тут и репа и салат.
Тут свёкла и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
(Выставля картинки овощей.)
- Овощи на огороде растут по-разному: у моркови, свёклы, картофеля, репы – плоды растут в земле, мы их не видим, а стебли над землёй; у огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле; у помидора, гороха, перца, баклажанов – плоды растут на веточках (показываю наглядное пособие «Как растут овощи»)
- Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить.
- Где можно взять овощи?
- Как будет называться магазин, в котором продают овощи?
- По пути в детский сад я зашла в овощной магазин и купила свежие овощи (свежие овощи на подносе)
- Что это?)
- Помидор – это фрукт или овощ?
- Где растёт? В саду или на огороде?
- Какой по цвету?
- Какой по форме?
- В каком виде мы употребляем в пищу?
План-схема рассказывания об овоще:
1. Название.
2. Это фрукт или овощ?
3. Где растет?
4. Какой по цвету?
5. Какой по форме?
6. В каком виде употребляем в пищу?
- Кто попробует рассказать о капусте по плану?
В огород пойдём
Урожай соберём,
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем
Срежем мы кочан капусты
Круглый сочный, очень вкусный
Щавеля нарвём немножко
И вернёмся по дорожке.
- Посмотрите на доске картинки овощей и фруктов, нужно собрать только овощи в корзину, что находится справа от вас.
- Собрали овощи в корзину, приготовим из них что-нибудь вкусное.
- Сделаем из овощей салат
- Какой получился салат?
- Салат из капусты?
- Из свёклы?
- Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра?
- Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре?
- Из помидор сделаем сок - томатный сок.
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.
| Огурцы, картошка, помидор, редиска, свекла и т.д.
Они растут на огороде
Летом на огороде, а зимой можно купить в магазине
Овощной
Помидор
Помидор это овощ
Помидор растет в огороде
Он красный
Круглый
Помидор можно кушать в свежем виде, в супе и салате
Капуста – это овощ. Растет на огороде. Она зеленая. Круглая. Мы кушаем ее сырой, вареной, тушеной.
Дети показывают движение «шагают», «собирают», «таскают», «копают», «срезают», «рвем», «шагают».
Дети выходят по цепочке и собирают овощи в корзинку, которая находится справа
Получится овощной салат
Капустный салат
Свекольный салат
Кабачковая икра
Картофельное пюре
Томатный сок
| 3. Заключительная часть
| - О чём мы говорили на занятии?
- Что вы нового узнали об овощах?
- Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии
- А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание: за обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.
| Мы говорили сегодня об овощах. Мы узнали, где находятся плоды, стебли и корни у овощей, где их можно взять, какой бывает помидор и лук, что можно сделать из овощей
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|