|
Философские взгляды на сущность сознания, его взаимоотношения с бессознательным.
Сознание есть уяснение субъектом природы определённых явлений и процессов. Оно выступает как результат познания, и способом его существования является знание. Если субъект выделил объекты, выявил различия между ними, различает общее и единичное, причину и следствие, то он обладает сознанием. Сознание человека развито тем более, чем больших высот достигнуто в развитии чувственного, рационального и эйдетического познания (про эйдетику говорить осторожно, в феноменологии Гуссерля рассматриваются эйдетическое созерцание, предметом которого является сущность ("эйдос"),)
Сознание присуще субъекту , и вэтом смысле оно субъективно. Сознание не присуще зданиям, дворцам, скульптурам, фотографиям и т.д. . Как и любая форма психики, сознание не есть материальный объект, а выступает символическим бытием мозговых структур. Сознание нематериально, но оно объективно. Быть объективным для сознания означает существовать – наряду с другими сознаниями и материальными объектами. Независимо от прихотей Петра Павел обладает сознанием. Объективность (реальность) сознания позволяет изучать его. Сознание человека может быть обращено на него самого и в этом смысле человек обладает самосознанием.
Значительную роль в усвоении природ бессознательного сыграло учение австрийского психолога и философа Зигмунда Фрейда и его последователей. Фрейд считал, что бессознательное, главной силой которого является сексуальное влечение – либидо, находится в конфликте с сознанием, находится в конфликте с сознанием, вынужденным постоянно реагировать на окружающую социальную среду с её моральными стандартами и запретами. Запреты социальной среды неминуемо наносят душевную травму индивиду, в следствии чего энергия бессознательных влечений прорывается в виде неврозов, сновидений, ошибочных действий, часто агрессивных. По Фрейду сфера бессознательного формируется главным образом в детстве, которое поэтому преимущественно определяет характер взрослой личности.
Философские взгляды на сущность сознания
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F - более подробно по ссылке
Филосо́фия созна́ния — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношениесознания и физической реальности (тела).
В XIX веке Артур Шопенгауэр назвал сознание «загвоздкой Вселенной», намекая на то, что тайна сознания остается самым темным местом во всем корпусе (собрании) человеческого знания. В XX веке философия сознания становится одним из самых популярных направлений исследований, ежегодно по этой теме выходит огромное количество литературы. Современный американский философ Ричард Рорти даже заявил, что по его мнению, философия сознания сегодня является единственной действительно полезной философской дисциплиной.
Проблематика философии сознания восходит к Античности. Платон и Аристотель являются предшественниками современных дуалистов, поскольку считали, что разум существует как отдельная от материи онтологическая реальность. У истоков традиции монизма стоит другой греческий философ, Парменид, утверждавший, что бытие и мышление едины. Сознание становится важнейшим объектом изучения философов в Новое время, в концепциях Декарта, Спинозы, Локка и Юма. Сегодня философия сознания развивается в основном в рамкаханалитической философии.
Философия сознания имеет не только теоретическое значение.
§ Во-первых, от ответа на вопрос о том, что такое сознание, зависит то, какой должна быть научная психология и возможна ли она.
§ Во-вторых, теории сознания связаны с этическими и даже правовыми вопросами, такими как вопрос о свободе воли и ответственности человека за свои поступки.
§ Наконец, современные теории сознания оказывают существенное влияние на развитие концепции искусственного интеллекта.
Вопрос о соотношении сознания и тела, известный также как психофизическая проблема, нередко считается главной теоретической проблемой философии сознания.
Роль сознания и самосознания в поведении, обучении и деятельности людей.
Таблицы из книги Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс
Таблица 1. Три главные метаценности
Сфера жизнедеятельности человека
| Главная ценность
| Практическая жизнь
| Добро
| Чувственно-эстетическая жизнь
| Красота
| Научная деятельность
| Истина
|
Таблица 2. Философские эпохи
Историческая эпоха философии
| Главный философский интерес
| Античность VI в. до н.э.- III н.э.
| Идеи, формы, этика добродетелей
| Средние века IV-XIV вв.
| Бог как наисовершеннейшая личность
| Возрождение XV-XVI вв.
| Эстетическое отношение к действительности
| Новое время XVII- XVIII вв.
| Человек разумный
| Новейшее время XIX вв.
| Тотальность идей (Гегель), материальное производство (Маркс), Воля к власти (Ницше)
| XX-XXI вв.
| Язык и практика людей
|
Таблица 3 Античная философия
Этап
| Главный философский интерес
| Натурфилософия
| Материальная субстанция. Фалес, Гераклит, др.
Атомы+пустота. Левкипп, Демокрит
Числа. Пифагор
| Интеллектуализм
| Идеи. Сократ, Платон
Форма. Аристотель
| Эллинистическая философия
| Самодостаточность человека (киники)
Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы)
Человек и его космическая судьба (стоики)
Мудрое молчание (скептики)
| Неоплатонизм
| Иерархия: Единое – Благо – Мировой ум – Мировая Душа - Материя
|
Таблица 4 Средневековая философия
Этап
| Основные авторы
| Главные положения и итоги
| Патристика (II-IV)
| Блаженный Августин
| Люди обладают свободой воли, реализуют свою историю
| С х о л а с т и к а[1]
| Первая фраза (VI-IX)
| Боэций Эриугена
| Создание корпуса учебников
Попытка вывести религию из философии
| Вторая фаза (X-XII)
| Ансельм Кентерберийский
Пьер Абеляр
| Нельзя допускать отклонение свободной воли от доброй
Теория концептуализма, придание схоластическому методу характера языковой игры
| Третья фаза (XIII)
| Фома Аквинский
| Возрождение аристотелизма. Придание философского веса проблеме существования
| Четвертая фаза (XIV)
| Уильям Оккам
| Концепция номинализма.
|
Таблица 5 Философия Нового и Новейшего времени
Этап
| Авторы основных философских концепций
| Основной интерес
| XV-XVI вв.
| Фичино,
Леонардо да Винчи и др
| Гуманизм,
Эстетическое отношение к действительности
| XVII вв.
| Декарт
Локк
| Ясные идеи и дедуктивные построения теории
Теория познания: сенсуализм[i]
| XVIII вв.
| Кант
| Априорные принципы и их воплощение в науке и морали
| XIX вв.
| Гегель
Маркс
Ницше
| Универсальная системная философия идей
Концепция общественного труда, критика капитализма
Критика «разумных» ценностей.
|
Таблица 6 Философия XX века
Главное философское направление
| Главный философский интерес
| Феноменология (Гуссерль)
| «Работа» сознания с феноменами
| Фундаментальная онтология
| Бытие человека в мире, обеспечение подлинности существования
| Герменевтика (Гадамар и др.)
| Понимания сути дела в языке
| Аналитическая философия (Рассел, Виттенштейн)
| Логический анализ языка, употребление языка
| Неопозитивизм (Карнап)
| Анализ языка физики, верификация
| Постпозитивизм (Поппер)
| Динамика научного знания
| Структурализм (Леви-Строс)
| Внутреннее строение систем
| Постструктурализм (Фуко, Деррида и др.)
| Языковые дискурсы
| Постмодернизм (Лиодар)
| Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей. Плюрализм
|
[1] Схола́стика (греч. σχολαστικός — учёный Scholia - школа) — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокругуниверситетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
[i] Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|