Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности функционирования знания в современном обществе





В свою очередь, экспоненциальный рост информации, приведший к информационному взрыву, поставил перед научным сообществом, и, прежде всего, перед философами и философами науки задачу "повысить их аналитическую компетентность и ...отказаться от всякой „свободно парящей философии", являющейся только философией и не более того". Тем самым информатизация современного общества существенным образом изменила "классический облик" философии и науки: на смену выхолощенной гегелевской метафизичности и декартово-кантовской трансцендентальности приходит философия, скрепленная брачным союзом с наукой и техникой. Этот онаученный и технизированный облик философии, по мнению Шпиннера, и должен задавать тон в исследовании современного знания.

Наша современная цивилизация, являющаяся, по сути, информационной, выдвинула на передний план в исследовании знания философию с присущим ей глубинным аналитическим потенциалом. Именно ее аналитический ум способен проникнуть в комплексную проблематику всеобщего состояния современного знания. Эта сущностная сопряженность современной философии с знанием позволяет Шпиннеру определить ее как философию знания.



Однако, по мнению немецкого философа, она действительно может быть таковой лишь при условии ее отказа, с одной стороны, от доминирующего в традиционном наукоучении исследования науки, т. е., если она перестанет быть теорией науки, не осознавшей до сих пор приметы нашего времени и ошибочно оценивавшей новое состояние знания или вообще упускавшей его из виду, с другой - от прежней аналитической философии позднего Витгенштейна, которая, по его словам, "вместо решения аналитических проблем знания занимается разработкой аналитических языковых головоломок...". Кроме того, философия знания должна отказаться от новой рефлексивной философии с ее неплодотворными предпосылками (например, "условия возможности") и отклонениями от новых проблем, а также от постмодернистской философии предмодернистских наук о духе (postmoderne Philosophic der pra-modernen Geistwissenschaften), пытающейся компенсировать свою неудачу чужими успехами (например, успехами естественнонаучного и технического прогресса).



Характеризуя состояние современного знания, Шпиннер выражает его в следующих тезисных формах.

Во-первых, аккумуляция всякого рода знания сопровождается тремя основными сдвигами в росте информационного знания:

а) в силу экспонентного роста науки, начавшегося с научной революции XVII века, происходит удвоение знания через каждые 10-15 лет;

б) современный информационный взрыв приводит к быстро расширяющейся "индустрии знания";

в) в отличие от экспонентного роста знания информационный взрыв имеет в качестве одного из своих следствий - непосредственную и далеко идущую "информатизацию общества", начинающую проникать во все сферы жизнедеятельности человека и тем самым оказывающую на них сильное влияние. Такое распространение информации существенным образом отличается от имевшего до сих пор места процесса онаучивания общества.

Во-вторых, хотя поток информации и расширяется, тем не менее философские и естественнонаучные дисциплины не расширяются, поскольку экспоненциальный рост науки умножает, прежде всего, знания "нашей" греко-европейской науки, т. е. умножает классические теории знания. Информационный взрыв, напротив, аккумулирует, скорее всего, специфическое знание, в частности, современные формы фактуального знания. Эти два вида знания, смешиваясь, образуют широкий с точки зрения предметного поля и глубокий с точки зрения проникновения когнитивный спектр,

Третий основной тезис Шпиннера сводится к тому, что "общество находится в движении, а философия пока еще нет" [85]. Это, по-видимому, следует понимать так, что после второй мировой войны ведущие индустриальные страны пришли в движение, выразившееся в завершении консолидации в 50-х гг., начале кризиса в 60-х гг. и, наконец, провозглашении "границ роста" в 80-х гг. Все это послевоенное время, по сути своей, было эпохой технического развития, приведшей в движение все общественные структуры, а в конечном итоге благодаря развитию информационной техники и к образованию когнитивно-технического комплекса. Тем самым, по словам Шпиннера, "возникло еще не осознанное нами новое состояние, и вместо того, чтобы ответить на это разработкой философско-научного концепта, ограничиваемся „лихорадочной этикой"" [86]. Осуществляясь сначала через общественность, затем через науку, познание доходит до своей высшей ступени - философии, являющейся основным двигателем информации. Последнее обстоятельство и определяет основную задачу постмодернистской философии - исследовать закономерности развития информационного процесса.



В-четвертых, возникший в силу слияния знания и техники, изменения способа структурирования знания, технического накопления специфического знания когнитивно-технический комплекс вызвал к жизни новый тип технизации, основу которого образует само знание. Это, по мнению немецкого философа, не только увеличивает поток информации, но и "смещает когнитивный центр тяжести в обществе от полюса внутринаучных теорий к полюсу ненаучных фактов" [87].

Между тем эти всевозрастающие процессы количественного роста сопровождаются и глубокими качественными изменениями состояния знания, имеющими характер "спокойной революции". О последней философы умалчивают, хотя она для них остается последним и единственным шансом в деле исследования основополагающих проблем современного знания.

Пятый основополагающий тезис Шпиннера о состоянии современного знания сводится к тому, что первейшей задачей современной философии должно стать исследование экспоненциального роста информации, поскольку современная теория науки, "увязшая" в традиционной философии, не имеет никакого будущего [90]. Разумеется, эту мысль Шпиннера не следует понимать в смысле провозглашенного в 1984 г. Вайнгартом тезиса о "конце" философии науки. На самом деле речь идет скорее о том, что, если современная философия хочет выжить в новой постмодернистской культуре, то она должна не "плестись" позади науки и техники, а "прибрать к рукам распоясавшегося тигра информационной техники" [91] и "обработать" новое состояние знания во всех областях в соответствии со всеми правилами искусства: аналитически, логически, этически, социально-философски и философски в исконном смысле этого слова.

Следовательно, в связи с возрастанием потока информации в современном обществе современная философия выдвигается благодаря своим аналитической, логической, этической и т. тт. способностям на передний край науки и техники. Именно развитие информационной техники дает философам возможность "стоять на переднем крае новых технологий" [92], поскольку в информационном обществе, в первую очередь, нуждаются в аналитиках, способных ставить разрешимые проблемы и "анализировать" "логику состояния" проблемных ситуаций.

То есть философия в условиях информатизации и технизации знания должна обладать двоякой компетентностью: как философской, так и научной для постановки и решения проблем информационного общества. Подобно иезуитам, получавшим двойное образование с целью расширить научный горизонт и поставить теологию на широкую основу, философам также необходимо быть более, чем просто философами [98].

Подводя итог, можно сказать, что информатизация современного общества и технизация знания принесли с собой не только изменение облика современной (постклассической) науки, но и рождение нового типа философии - сциентистской ". Эта сциентистская направленность современной философии и определяет, по существу, шпиннеровскую трактовку современного культурно-исторического типа рациональности.

Но реконструкция последнего, по-видимому, была бы неполной, если оставить вне внимания шпиннеровскую концепцию научного этоса, которую, по-видимому, можно рассматривать как следствие его общей трактовки природы современного научного знания и новейшей модели рациональности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.