Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная организация статистики в РФ





Лекция 1. Предмет и метод статистики.

История статистики

2 Предмет, основные понятия и категории статистики

Метод статистики

Современная организация статистики в РФ – доклад

История статистики

Термин "статистика" появился в середине 18 века.

С одной стороны, статистика – это наука, отрасль знаний, учение о системе показателей, дающих всестороннее представление о массовых социально – экономических явлениях и процессах.

С другой стороны, статистика – это одна из форм практической деятельности людей, цель которой – сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных социально – экономических явлениях или процессах.

С третьей стороны статистикой называют итоги массового учета, опубликованные в различных сборниках.

Таким образом, статистика – это общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.

История статистики

Статистика имеет многовековую историю. Ее возникновение и развитие обусловлены такими общественными потребностями, как: подсчет населения, скота, учет земельных угодий, имущества и т.п. Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к 23 в. до н.э. В Древнем Риме проводились цензы (учеты) свободных граждан и их имущества.



В конце IX в. проводились первые учетные операции: инвентаризация королевских имений, учет населения, пригодного к военной службе. Первыми и основными учетно – статистическими источниками на Руси были летописи, в которых уже в IX – XI вв. упоминается о сборе различной информации (возникновение и развитие городских поселений, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений).

Однако, если сбор статистических данных начался в самой глубокой древности, то их обработка и анализ, т.е. зарождение статистики как науки, относятся к более позднему периоду – второй половине XVII в.

Во второй половине XVII столетия в Германии возникла школа государствоведения. Ее основателем был немецкий ученый Г. Конринг (1606 - 1681), который разработал систему описания государственного устройства. Его последователь профессор философии и права Г. Ахенваль (1719 – 1772) впервые начал читать новую дисциплину, названную им статистикой. Таким образом, было введено в научный обиход само слово “статистика”.



Гораздо ближе к современному пониманию статистики была английская школа политических арифметиков, которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы. Основоположниками школы “политическая арифметика” были Д. Граунт (1620 – 1674), Э. Галлей (1656 – 1742) и В. Петти (1623 – 1687). В их трудах наметились два направления: демографическое с преобладанием вопросов страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и экономическое у В. Петти.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико–экономическое. Особый вклад в развитие этого направления внес бельгийский статистик А. Кетле (1796 – 1874). Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев.

Англичане Ф. Гальтон (1822 – 1911) и К.Пирсон (1857 – 1936) внесли значительный вклад в развитие теории корреляции.

В российской статистике не было четкого обособления школ и направлений, тем не менее, можно отметить:

- русскую описательную школу (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов);

- русскую школу политических арифметиков (Д. Бернулли, И.Ф. Герман);

- статистическую мысль революционеров–демократов русской социологической школы (А.Н. Радищев, А.И. Герцен);

- различные направления в русской академической статистике (Э. Ю. Янсон, А.И. Чупров).

На развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П.П. Чебышева, А.А. Маркова, А.М. Ляпунова.

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.С.Немчинова, А.Я. Боярского.



Таким образом, статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человеческого опыта учетно–статистических работ, обусловленных, прежде всего, потребностями управления жизни общества.

 

Предмет, категории статистики

 

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социальная статистика и ее отрасли.

Теория статистики является наукой о наиболее общих принципах и методах статистического исследования социально-экономических явлений. Она разрабатывает понятийный аппарат и систему категорий статистической науки, рассматривает методы сбора, сводки, обобщения и анализа статистических данных, т.е. общую методологию статистического исследования массовых общественных процессов.

Таким образом, теория статистики – это методологическая основа всех отраслевых статистик.

Предмет статистики – это изучение с количественной стороны в непосредственной связи с качественным содержанием массовых социально–экономических явлений и процессов в конкретных условиях места и времени.

Теоретической основой статистики как науки являются следующие категории:

Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединенных в соответствии с задачей исследования единой качественной основой, но различающихся по ряду признаков.

Единица совокупности – это тот первичный элемент, который формирует соответствующую совокупность и обладает определенными признаками.

Признак – это такое свойство, которое может быть измерено или наблюдаемо в ходе изучения явления или процесса.

 

Классификация признаков

 

1 По характеру их выражения:

а) описательные (качественные, атрибутивные) – значения признака выражаются в виде смыслового понятия;

б) количественные – значения признака принимают количественное выражение.

2 По характеру вариации:

а) альтернативные – способны принимать два противоположных значения;

б) дискретные – значения выражаются конкретным числом;

в) непрерывные – принимают любые значения в определенных границах.

3 По причинности:

а) факторные;

б) результативные.

4. По способу измерения:

а) первичные – абсолютные величины, которые характеризуют единицы совокупности в целом; могут быть измерены.

б) вторичные – результат сопоставления первичных признаков, он измеряется непосредственно; расчетные (производительность труда)

5. По отношению ко времени:

а) моментные – характеристика на момент времени;

б) интервальные – характеристика за период времени (объем продукции за месяц).

6. По отношению к объекту:

а) Прямой признак – свойство непосредственно присуще характерному объекту;

б) Косвенный признак – свойства не самого характеризуемого объекта, а объекта связанного с ним либо входящих в него.

Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

Вариация – это количественные изменения значений признака при переходе от одной единицы совокупности к другой.

Закономерность – это форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины, порождающие события, не изменяются или изменяются незначительно.

Закономерность проявляется только при большом числе наблюдений и только в среднем. Свойство статистической закономерности проявляться лишь в массе явлений при обобщении данных, по достаточно большому числу единиц получило название закона больших чисел.

Сущность его заключается в том, что в числах, получающихся в результате массового наблюдения, выступают определенные правильности, которые не могут быть обнаружены в небольшом числе фактов.

Статистический показатель – это обобщенная количественно–качественная характеристика социально–экономических явлений и процессов в конкретных условиях места и времени.

Пример: численность населения РФ на 1 января 2008 г. составила 142 млн. чел.

Иногда путают понятия “показатель” и “признак”. В статистическом показателе выражается единство качественной и количественной сторон, а признак отображает лишь качественную сторону явления. При статистическом изучении качественный признак получает количественную оценку и становится статистическим показателем.

Метод статистики

 

Для изучения своего предмета статистика разрабатывает и применяет различные методы, совокупность которых образует статистическую методологию.

Статистические методы используются комплексно (системно). Они связаны со стадиями статистического исследования, состоящего из трех основных стадий:

1) сбор первичной статистической информации (метод массового статистического наблюдения);

2) сводка и обработка результатов наблюдения (метод группировки, ряды распределения, метод обобщающих показателей, табличный метод, графический метод);

3) обобщение и анализ статистической информации (индексы, ряды динамики, корреляционно – регрессионный анализ).

На этих стадиях применяются следующие специальные методы:

1. метод массового статистического наблюдения – 1 стадия

2. метод группировок и сводок

3. метод обобщающих показателей

4. ряды динамики – для изучения развития явления во времени

5. ряды распределения

6. табличный метод – для компактности

7. графический метод – для наглядности представления статистических данных

 

 

8. индексный метод

9. корреляционно-регрессионный метод – для определения формы связи

10. методы многомерного статистического анализа.

 

Современная организация статистики в РФ

 

В настоящее время высшим органом, осуществляющим руководство государственной российской статистикой, является Федеральная служба государственной статистики (Российское статистическое агентство (Росстат)).

В краях, областях имеются территориальные органы государственной статистики, в административных районах – районные службы государственной статистики.

Кроме того, существует ведомственная статистика, которая в организационном отношении является самостоятельной, а в методологическом отношении подчиняется органам государственной статистики.

Основными задачами в современных условиях являются:

1) теоретическое обоснование объема и структуры статистической информации, отвечающей современным и перспективным условиям развития экономики

2) обеспечение достоверности статистической информации и ее объективности

3) расширение доступности сводной статистической информации при сохранении принципа конфиденциальности отдельных данных

4) усиление прогностической направленности аналитической работы.

 

Лекция 2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.