|
Иналичиегенотипическойкомпонентывразныевозрастныепериоды
(Н. С. Кантонистова, 1980)
Наличие генотипической компоненты
Внутрипарные корреляции
Субтест Возраст, лет
|
|
| 7-10
| 11-13
| 14-16
| Осведомленность
| 0,72
| 0,27
|
|
|
| Понимание
| 0,50
| 0,17
|
|
|
| Арифметический
| 0,72
| 0,49
|
|
|
| Сходство
| 0,58
| 0,39
|
|
|
| Словарный
| 0,76
| 0,37
|
|
|
| Цифровые ряды
| 0,57
| 0,16
|
|
|
| Недостающие детали
| 0,39
| 0,30
|
|
|
| Последовательные картинки
| 0,31
| 0,05
|
|
|
| Кубики
| 0,46
| 0,44
|
|
|
| Составление фигур
| 0,71
| 0,26
|
|
|
| Шифровка
| 0,75
| 0,17
|
|
|
| Лабиринт 0,25 0,26
Примечание.Первые шесть субтестов — вербальные, остальные невербальные (практи- ческие); «+» обозначает наличие генотилической компоненты, а «-» — отсутствие.
Данные свидетельствуют об относительно большем внутрипарном сходстве МЗ близнецов по сравнению с ДЗ близнецами по подавляющему числу характе- ристик интеллекта. При этом наиболее существен вклад генотипа в дисперсию параметров вербального интеллекта, что противоречит результатам многочислен- ных психологических исследований. Немало зарубежных работ свидетельствуют как раз об обратном, т. е. основными факторами, влияющими на уровень вербаль- ного интеллекта детей, измеренного этим тестом, являются факторы социальные.
В этом месте мы, достоверности ради, должны указать и на то, что в последнее время все в большем количестве зарубежных исследований обнаруживается боль- шаягенетическаяобусловленностьименновербальныхтестовинтеллекта.Отве-
20 4 Глава 4. Измерение интеллекта
тить на вопрос о том, в чем же причина того, что вербальные характеристики (на- помним, что именно невербальные тесты неоднократно пытались объявить сво- бодными от культуры!) оказались в большей мере генетически детерминирован- ными, нежели невербальные, пока не смог ни один исследователь.
Вернемся к данным, полученным Н. С. Кантонистовой, и приведем примеры вопросов первого вербального субтеста WISC («общая осведомленность»), на ре- зультаты которого, как оказалось, влияют генетические факторы. Вот некоторые из этих вопросов (номера указаны в том порядке, как они предъявляются обсле- дуемому):
(4) Сколько ног у собаки? (8) Сколько дней в неделе?
(16) Кто автор произведения «Ромео и Джульетта»? (20) Как называется столица Греции?
(24) Что такое барометр?
Исходя из имеющихся данных о значительно большем сходстве средовых воз- действий у МЗ близнецов по сравнению с ДЗ близнецами, следует реинтерпрети- ровать полученные Н. С. Кантонистовой результаты (вывод о равенстве средовых влияний на пары МЗ и ДЗ близнецов был сделан автором исследования на осно- ве сравнения фенотипических дисперсий).
Большее внутрипарное сходство МЗ близнецов по функциям интеллекта, из- меренного тестом, объясняется не наследуемостью этих параметров, а тем, что такие близнецы развиваются в более сходных условиях, нежели дизиготные. Это подтверждается данными самого автора о резком падении роли генотипа в возра- сте 14-15 лет. Иначе говоря, с возрастом у МЗ близнецов происходит дифферен- циация средовых воздействий, как бы размыкающих близнецовую ситуацию.
Здесь следует отметить, что все рассуждения о сходстве-различии окружающей среды носят относительный характер. Дело в том, что, как очень верно замечает А. Анастази, «индивидуальная окружающая среда включает в себя все стимулы, на которые организм реагирует. Из этого следует, что окружающая среда у двух индивидов всегда будет разной, даже если поместить их в одни и те же условия. Например, окружающая среда для живущих в одном доме брата и сестры будет различаться по многим важным параметрам» (Анастази, 2001, с. 107-108).
Отмечаемое Н. С. Кантонистовой влияние генотипа на словарный субтест во все возрастные периоды может быть объяснено не наследуемостью этого парамет- ра, а примерным равенством языковой среды у МЗ близнецов, которые по этой причине, как известно, нередко отстают от обычных детей в развитии вербально- го интеллекта. Можно, с известными натяжками, согласиться с возможным влия- нием генотипа на показатели субтеста «шифровка», выполнение которого, поми- мо прочих факторов, определяется и присущим индивидууму темпом психиче- ской деятельности (впрочем, этот субтест, как любой другой, не может измерять исключительно природный темп психической активности индивидуума!).
В более позднем исследовании, о котором нельзя не упомянуть хотя бы по при- чине малочисленности таковых в России и СНГ (М. С. Егорова,Н. М. Зырянова,
4.5. Интеллект и наследственность 20 5
С. Д. Пьянкова, 1993), выборка состояла из МЗ и ДЗ близнецов, которые прохо- дили обследование трижды — в подготовительной группе детского сада (6,5 лет,
94 пары близнецов), в конце первого года обучения в школе (7,5 лет, 77 пар) и в конце третьего года обучения (9,5 лет, 51 пара). Интеллект измерялся с помощью детского варианта теста Векслера. Авторы обращают внимание на то, что возраст- ные изменения показателей внутрипарного сходства близнецов не носят того ли- нейного характера, который можно было ожидать на основе зарубежных данных. Сходство невербального интеллекта у МЗ близнецов значимо увеличивается от
6,5 к 7,5 годам и опять уменьшается к 9,5 годам. У Д 3 близнецов наблюдалась сле- дующая динамика изменений внутрипарного сходства: по вербальному интеллек- ту сходство увеличивается от 6,5 к 7,5 годам, а в 9,5 — на том же уровне, что и в
6,5 лет. Сходство по невербальному интеллекту последовательно уменьшается, а сходство общего интеллекта сохраняется на одном и том же уровне в 6,5 и 7,5 лет, а затем (9,5 лет) значимо уменьшается. Резюмируем полученные данные.
• Вербальный интеллект
7,5 лет — вклад показателя наследуемости в фенотипическую дисперсию практически равен нулю.
6,5 и 9,5 лет — влияние общей среды определяет более половины измен- чивости.
• Невербальный интеллект
6,5 лет — слабое влияние генотипического фактора.
7,5 и 9,5 лет — увеличение роли генотипического фактора более чем в два раза.
• Общий интеллект
Последовательноеувеличениезначения показателя наследуемости.
Авторы этого исследования отмечают, что их результаты существенно отлича- ются от зарубежных. Так, за рубежом получены данные о том, что в 7 лет показа- тель наследуемости определяет 84 % вербального интеллекта (Сигал, 1985), тогда как из исследования М. С. Егоровой и ее коллег следует, что этот показатель ра- вен 0,3, т. е. несущественен. Также, в противовес зарубежным данным, обнаруже- но увеличение влияния общей среды с началом обучения в школе. Авторы счита- ют, что для интерпретации полученных результатов нужно исходить из анализа среды. Преимущественно вербальный характер обучения способствует выравни- ванию показателей вербального интеллекта как в парах МЗ, так и в парах 3 близ- нецов. Невербальный интеллект, на который не влияет обучение, развивается в соответствии с возрастными нормами, и поэтому его вариативность, как полага- ют авторы, в значительной степени детерминирована генотипом.
Наконец, имеющий важнейшее значение третий тип исследований — изучение МЗ близнецов, воспитывавшихся раздельно. Основная трудность, с которой здесь сталкиваемся, — редкость случаев обособленного воспитания таких близнецов. Всего было проведено пять таких исследований, в которых изучалось от 12 до 48 пар разлученных МЗ близнецов. Полученные результаты представлены в табл. 4.8, куда, помимо давних и широко известных работ, включены данные «Миннесот-
20 6 Глава 4. Измерение интеллекта
ского исследования близнецов, воспитанных отдельно» (Проект MISTRA, 1990) и
«Шведского исследования усыновления» (Проект SATSA, 1992). Коэффициенты корреляции колеблются от 0,64±0,17 до 0,78±0,07, т. е. несмотря на воспитание в разных условиях степень интеллектуального подобия очень велика.
Таблица 4.8
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|