Сделай Сам Свою Работу на 5

Интеллект и наследственность





 

Насколько природа ограничивает (если ограничивает вообще) индивидуальное развитие интеллекта, каково влияние среды? Является ли наследственность той глухой стеной, за которую не проникают социальные воздействия, а если и про- никают, то их влияние почти неощутимо? А может быть, развитие интеллекта осу- ществляется под непосредственным воздействием среды?

Сразу отметим, что, отвечая на эти вопросы, мы выходим за рамки собственно психологических исследований. В конечном счете речь идет об эффективности таких социальных систем воздействия на человека, как обучение и воспитание. Может быть, любые усилия общества, направленные на обучение и воспитание своих членов, тщетны, поскольку каким родился, таким и умрешь? Обратимся к исследованиям.


198 Глава 4. Измерение интеллекта

 

Теория генетической обусловленности интеллектанаиболее давняя. Ее исто- ки находим во многих известных философских системах. Значительная роль в распространении идеи о наследственности интеллекта принадлежит Гальтону, ко- торый полагал, что талант и вообще психические свойства человека так же наслед- ственны, как и его физические свойства. Он писал: «Примечательное непонима- ние оказывается распространенным относительно факта передачи таланта по на- следственности. Обычно считается, что дети выдающихся людей глупы; что там, где большая мощь интеллекта кажется унаследованной, она передается с материн- ской стороны и что один сын обычно похищает талант всей семьи. Мои собствен- ные исследования привели меня к диаметрально противоположному заключению. Я нашел, что талант передается по наследству в весьма заметной степени, что мать ни в какой мере не обладает монополией передачи и что целые семьи талантли- вых людей чаще встречаются, чем такие, где только один человек одарен. Я под- тверждаю мои заключения статистикой, которую теперь продолжаю применять и которую считаю вполне достаточной для доказательства. Это только часть гораз- до большего материала, который я собрал для будущего тома на эту тему, все со- держание которого метит в том же направлении» (Galton, 1865, р. 157).



 
В своей знаменитой книге «Наследственный гений: исследование его законов и следствий» (Hereditary genius: an inquiry into its laws and вышедшей



в 1869 г. Гальтон сообщает, что он «бегло проследил родство около четырехсот знаменитых людей всех периодов истории, и в результате... этим почти полностью установилась теория, что гений наследственен, с известными ограничениями, ко- торые осталось исследовать».

Более поздние исследования английского психолога Барта (Burt, 1940, 1966) еще более упрочили эту теорию. В данных Барта, о которых речь пойдет немного позднее, практически невозможно увидеть влияние среды на интеллект. И конеч- но, во все времена довольно сильным союзником концепции наследственности интеллекта был здравый смысл, ибо обыденные житейские наблюдения учили, что

«яблоко от яблони недалеко падает».

В своей современной формулировке теория наследственной детерминации интеллекта утверждает, что примерно 80 % вариаций в количественных показа- телях способностей (IQ) следует отнести за счет генетических различий между людьми (Jensen, 1969; Eysenck, 1979; и др.). Высказываются и более умеренные взгляды, согласно которым влиянием наследственности объясняется от 25 до 65 % индивидуальных различий в интеллекте.

Существуют три типа исследований, позволяющих сделать выводы о влиянии наследственности на интеллект в том виде, как он измеряется тестами.

1. Изучение зависимости оценок интеллекта родных и приемных детей от уровня интеллектуального развития родителей (усыновителей).

2. Изучение внутрипарного сходства по показателям интеллекта у генетиче- ски идентичных монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов, гено- типы которых различаются, как у обычных братьев и сестер.



3. Изучение степени интеллектуального подобия лиц с идентичным геноти- пом, но воспитывавшихся порознь (так называемый метод разлученных МЗ близнецов)..


4.5.Интеллектинаследственность

 

 

Результаты многочисленных исследований (примерно 30000 корреляций),

проведенных за рубежом, обобщены в табл. 4.3.

 

Таблица 4.3

Сходствопоуровнюинтеллекта взависимостиотстепени генетической связи L. Erlenmeyer-Kimling, L. Jarvin,

 

 

Примечание. Горизонтальные линии соответствуют диапазону сходства в различных исследованиях. Вертикальными линиями обозначены средние значения для всех обобщен- ных результатов.

 

Эти данные в соответствующей литературе рассматриваются как наиболее до- стоверные, поскольку опираются на достаточно большие выборки, валидные ме- тодики и надежную диагностику зиготности. Хотя они и относятся к 1963 г., при- мерно такие же результаты мы находим и в новейших исследованиях (табл. 4.4).

И. В. Равич-Щербо (1999), комментируя последующие обобщения выполнен- ных в этом направлении психогенетических исследований (работы 1978-1980 гг.), указывает на то, что независимо от колебаний (добавим, весьма незначительных!) величины коэффициентов корреляции обнаруживается одна и та же закономер- ность. Эта закономерность выражается в том, что одинаковые гены дают высокое сходствопоинтеллектудажевтомслучае,когдасредабыларазной.Изимеющих- ся данных делается вывод о том, «что в общих когнитивных способностях генети- ческие влияния обнаруживаются вполне отчетливо, отвечая в среднем примерно за 50 % их вариативности, хотя оценки наследуемости колеблются в широких пре- делах — 0,4-0,8. Это означает: от 40 до 80 % различий между людьми по этому признаку объясняется различиями между ними по наследственности» (Равич-


20 0 Глава 4. Измерение интеллекта

 

 

Таблица 4.4

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.