Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 4. Часть 3. Хоровое наследие М.И.Глинки

Хоровое наследие М.И.Глинки


Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) – гениальный русский композитор, основоположник русской национальной композиторской школы. Основываясь на достижениях своих предшественников, он суммирует в своём творчестве результаты всего предыдущего развития русской музыки. Именно Глинка стал первым, в числе выдающихся русских композиторов, которые своим творчеством внесли огромный вклад в дальнейшее развитие русской музыкальной культуры, в том числе и хоровой.

В творчестве Глинки, произведения для хора занимают довольно большое место. Среди них, кантата «Пролог», цикл женских хоров «Прощальные песни воспитанниц Екатерининского и Смольного институтов», «Полонез» для хора и оркестра, «Патриотическая песня» или «Москва» для хора a'capella. Он так же является автором ряда церковных сочинений, среди которых наиболее известна «Херувимская», написанная в духе церковных композиций Сарти. Многие романсы Глинки были переложены для хора М. Балакиревым («Венецианская ночь», «Колыбельная»), Вик. Калинниковым («Рыцарский романс»), А. Егоровым («Попутная песня», «Ночной смотр»), П. Богдановым («Ты соловушка умолкни»).

Однако, основу хорового творчества композитора составляют хоровые сцены из двух его опер: «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила». Эти две оперы явились краеугольным камнем для развития русской оперы в XIX, и, пожалуй, в XX веках. В них отражены героика и лирика, реальность и волшебство, исторический эпос и быт. Глинка использует хор в своих операх очень широко и разнообразно. Народ является равноправным действующим лицом, отсюда и обилие массовых хоровых сцен в операх композитора.

Опера «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин»), впервые прозвучала в Петербургском Большом театре 9 декабря 1836 года. Этот день по праву считают днём рождения классической национальной оперы. Постановка прошла с грандиозным успехом, и создала Глинке репутацию крупнейшего современного русского композитора.

Драматургическая концепция первой оперы Глинки была нова и оригинальна. Во всей западной оперной литературе мы не встретим аналога Ивану Сусанину – герою-патриоту. Однако, в основе сюжетов многих «опер спасения» лежит идея сознательного принесения в жертву одного героя, ради другого. При этом обязательное требование счастливой развязки вносит в сюжет черты мелодраматизма и синтементализма. Образ Сусанина не имеет с этим ничего общего. Жертва Сусанина неотделима от судьбы нации, народа. В гибели героя воплощается идея любви к отечеству, патриотизма высшего порядка.



Всё развитие действия оперы основывается на взаимоотношениях двух родственных начал – Сусанина и народа. Это два совершенно равноправных действующих лица.

 

Пример1



Интродукция оперы
– это масштабная хоровая сцена, состоящая из двух частей. Первый раздел первой части, представляет собой мужской хор с тенором соло (русский воин) – «Родина моя». Хор написан в духе народной песни с широкой распевной темой, которая в начале излагается одноголосно (соло), а за тем многоголосно (четырёхголосный мужской хор) (пример 1).

Форма произведения - куплетная, где куплеты звучат a’capella и соединяются между собой оркестровыми ритурнелями, повторяющими последнюю фразу хора. Народный колорит, помимо сопоставления solo и tutti, подчёркивается параллельно-переменным ладом (G-dur – e-moll) и обилием внутрислоговых распевов. После третьего куплета («Страха не страшусь») в оркестре появляется тема хора крестьянок. Четвёртый куплет («Всех кто в смертный бой пойдёт») несколько варьирован благодаря изменениям в мелодии, гармонии, ладовой окраске. В следующем оркестровом ритурнеле снова звучит тема женского хора, но уже в миноре.

Пример 2

 

 

После четвёртого куплета звучит женский хор (хор крестьянок) – «На зов своей родной страны». Мажорная тональность (G-dur), подвижная мелодия – всё это создаёт радостную атмосферу (пример 2).

Второй раздел первой части интродукции сочетает в себе обе темы, тему мужского и тему женского хоров. Гармоническое заключение раздела в тональности e-moll («Не раз враги грозой носились над тобой»), завершает первую часть интродукции. Смешенный хор здесь звучит компактно и собрано, а в оркестре проходит подвижная тема хора крестьянок.

Вторая часть интродукции – двойная фуга, построенная на тематизме первой части. Фуга состоит из трёх разделов – экспозиции, разработки, репризы. Таким образом, закладываются основы нового типа хоровой полифонии, который стремительно разовьётся в творчестве русских композиторов. Этот тип полифонии соединяет в себе черты русской подголосочной и европейской имитационной полифонии.

Хор гребцов из I действия «Хороша у нас река» – по своему составу, неполный смешанный (альты и тенора), где обе партии поют в унисон. Мужественный тембр теноров в высоком регистре, сочетаясь с мягким звучанием альтов в низком регистре, даёт своеобразную и оригинальную тембровую краску. Мелодия, своей плавностью, распевностью, диатоническим звучанием и переменным ладом (C-dur – a-moll), близка народной песне (пример 3).

Пример 3

 

Особый интерес представляет форма этого хора. Её можно охарактеризовать как куплетно-вариационную, однако, здесь варьируется только оркестровое сопровождение, а мелодия остаётся неизменной.

В первом и втором куплетах кларнет дублирует мелодию хора, а в конце куплетов звучат небольшие отыгрыши у струнных инструментов. Начиная с третьего куплета, в оркестре имитируются наигрыши народных инструментов. Следовательно, это позволяет назвать форму хора вариациями на неизменяемую мелодию, что представляет собой довольно редкий случай в музыкальной литературе.

Свадебный хор из III действия «Разгулялися, разливалися» – написан для двухголосного женского состава. Мелодия сочинена Глинкой, однако, переменный лад, несимметричный размер (5/4), внутрислоговые распевы, всё это роднит композиторскую мелодию с обрядовой народной песней. Фактура хора представляет собой чередование унисона и двухголосия (пример 4).

Эпилог оперы состоит из оркестрового антракта и трёх разделов: тройной хор, сцена и трио (Ваня, Антонина, Собинин с хором), финал.

Финал оперы – знаменитый хор «Славься». В этом хоре полностью воплощена главная идея оперы – торжество героизма и патриотизма русского народа.

Пример 4

 

В начале хор звучит за сценой (хор I). Для мелодии характерна простая диатоническая гармония, плагальные обороты (IV-I, II-VI). Аккордовое изложение, параллельное движение голосов, смена многоголосия унисонами, чёткий ритм, придают музыке эпические черты.

Во втором куплете основную мелодию проводит второй хор (шестиголосный смешанный). В это время первый хор исполняет контрапункт к теме.

В третьем куплете, у неполного смешанного хора, без сопрано (хор III) проводится тема, подголоски, звучащие у первого и второго хоров, служат фоном. Здесь великолепно создаётся эффект постепенного приближения огромной толпы. Это достигается благодаря тихому, одновременному звучанию трёх хоров (р – рр) с разным текстом, звону колоколов в отдалении, репликам третьего хора в четвёртом куплете («Русь ты победила»).

После сцены с хором и трио, как реприза всего эпилога снова звучит хор «Славься». Шестиголосный смешанный хор, ансамбль корифеев, исполняющий виртуозные пассажи, хор воинов (басы), два оркестра (симфонический и духовой), звон колоколов – всё это сливается в единый, грандиозный гимн Родине.

Первая постановка оперы «Руслан и Людмила» состоялась в Петербургском Большом театре 9 декабря 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры оперы «Жизнь за Царя». Опера не имела никакого успеха, в лучшем случае, отношение к ней было равнодушным. Провал оперы объясняется тем, что новизна и оригинальность музыки и драматургического строения, резко отличалось от стиля первой глинкинской оперы.

В «Руслане и Людмиле», Глинка продолжает традиции русской эпически-сказочной оперы с некоторыми элементами комедийной развлекательности. Действие оперы отличается нагромождением всевозможных событий, калейдоскопической сменой разнохарактерных сцен и мест действия, обилием различных контрастов и волшебных превращений. Однако, при этом, через всю оперу проходит идея торжества жизни и света, придавая причудливой смене эпизодов цельность и классическую ясность.

Интродукция оперы рисует свадебный обряд во дворце киевского князя Святозара. Певец-сказитель Баян, и хор гостей, приветствуют Руслана и Людмилу. Следующие далее хоры «Мир и блаженство», «Светлому князю и здравье и слава», «Да здравствует чета младая», образуют торжественный пролог к опере.

В хорах первого и пятого действий дана яркая музыкальная характеристика древней Руси и её языческих обрядов.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.