Сделай Сам Свою Работу на 5

Хоровая музыка эпохи Возрождения





Лекция 1. Часть 1.

Западноевропейская хоровая музыка XIV – XV веков

 

Характер хоровой музыки западноевропейского средневековья обусловлен следующими явлениями и процессами:

1. Существование и передвижение в Западной Европе множества племен и народов, находящихся на различных ступенях исторического развития, множественность укладов и политических строев в различных частях Европы и, при этом, настойчивое и последовательное стремление католической церкви к объединению многоликого мира не только идеологией, но и общими принципами музыкальной культуры.
2. Неизбежная двойственность музыкальной культуры на протяжении всей эпохи средневековья: церковное искусство неизменно противопоставляло свои каноны многообразию народной музыки и одновременно было вынуждено идти на компромисс – уступать вторжению местных народных музыкальных элементов в свои канонизированные формы.


Итак, характер средневековой культуры определялся зависимостью от христианской церкви, т.е. отрицались все ценности земной жизни ради воздаяния после смерти, во всем проповедовался аскетизм.



Григорианский хорал.


На протяжении II-VI вв. идет процесс формирования церковной музыки.

Музыкальный язык этого периода опирался на приемы псалмодии, как особого рода речитации с мелодическими вступлениями и заключениями (истоки из ритуального древнеиудейского пения) и приемы мелизматического склада ряда песнопений, например, широко распетых аллилуй (истоки из коренных мелизматических традиций в музыки Сирии, Армении, Египта).

Трехвековая деятельность римских певцов при участии духовенства разрешилась результатом – церковные напевы, отобранные, канонизированные, распределенные в пределах церковного года, составили официальный свод – антифонарий. Входящие в него хоровые мелодии получили название григорианского хорала и стали основой богослужения католической церкви с конца VI века.

Термин «Григорианский хорал» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590-604 гг), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. [с. 150 Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.: ил.]



Исполнялся григорианский хорал мужскими голосами в унисон на различные церковные тексты, в том числе и прозаические. Языковой основой хорала являлась латынь, однако некоторые песнопения исполнялись на греческом языке, а в некоторых восточно-европейских странах (Хорватии и Чехии) допускалось исполнение и на церковнославянском языке. Тестами служили библейские строки.
Григорианское пение монодийно, хотя, в дальнейшем григорианский хорал становится основой ранних форм многоголосия (органума, дисканта). Ладово-интонационная основа григорианского хорала – 8 модусов, называемых также церковными ладами. Ритмика хорала основана на нерегулярном чередовании длинных и кратких длительностей.

Григорианский хорал записывался при помощи безлинейной невменной нотации, на основе которой, в XII в. возникла линейная квадратная нотация. Появление нового способа записи отразило ряд изменений, происшедших в григорианском хорале – диатонизацию мелоса, сведение ритмики к последованию равных длительностей (т.н. cantus planus – ровное пение). В этом виде григорианский хорал сохранился в эпоху Возрождения, барокко и в XVIII- XIX вв. и послужил тематической и конструктивной основой многоголосной хоровой музыки.
В эпоху средневековья происходит становление и развитие хорового многоголосия от раннего двухголосия до вершин полифонии готического стиля (эпоха Перотина XIII в.) и ars nova XIV в.

На протяжении 6 веков хоровое многоголосие формировалось параллельно с гармонией и ритмикой, стабилизация ритма привела к следующим результатам:



1) формирование определенного ритмоинтонационного материала мелодических линий;
2) организация вертикали;
3) установление складов многоголосия;
4) развитие определенных техник письма;
5) зарождение соответствующих принципов организации музыкальной формы.

Жанры хоровой музыки эпохи средневековья:

 

Монодийные:


• Псалмы
• Секвенции
• Гимны – песнопение-посвящение божеству или герою

Многоголосные:


• Органум
• Кондукт
• Клаузула
• Мотет
• Месса

Лекция 1. Часть 2.

Хоровая музыка эпохи Возрождения

 

Ренессанс или эпоха Возрождения в истории западноевропейской культуры характеризуется крупнейшими экономическими и социально-политическими преобразованиями, расцветом светской гуманистической мысли, возрождением античного культурного наследия.

Временные рамки музыки эпохи Возрождения исследователями определены с первой половины XVв. ( творчество Дж.Данстейбла, Г.Дюфаи – формирование ренессансного идеала, гармонии, красоты, норм строгого письма) и вторая половина XVI в., как завершающей стадии (творчество Л.Палестрины, О.Лассо, композиторов венецианской школы – разрушение норм строгого стиля, рождение гомофонно-гармонического склада, формирование принципа контраста).

Исследователи музыки эпохи Возрождения Ю.К.Евдокимова и Н.А.Симакова отмечают, что в музыке данной эпохи присутствует специфический момент – почти все основные жанры (светские и духовные) строятся на основе какого-либо предварительно-известного музыкального материала, иначе говоря, сориентированы в их исходных посылках на заданный тезис - cantus planus factus.

Довольно четко обозначен круг первоисточников, на материал которых опираются авторы эпохи, например, мотеты и мессы известных композиторов сочинены на темы Pater noster, Ave Regina, Regina coeli, Alma Redemptoris Mater. Lauda Sion и др.

В своем творчестве Дюфаи, Данстейбл, Окегем, Обрехт, Жоскен, Гамбер, Моралес, Пьер де ля Рю, Щютц, Палестрина, Лассо будто соревнуются между собой, вновь и вновь обращаясь к одним мелодиям, черпая из них художественные импульсы для своих произведений, по-новому осмысливая напевы как исходные интонационные первообразцы для хоровых многоголосных форм.

С конца XVв. в эту традицию включаются многоголосные светские композиции, прежде всего chanson. К середине XVI в. в круг первоисточников – «моделей» для месс вводится мадригал. Таким образом, стали более ощутимыми тенденции к органическому сближению, воссоединению прежде отличных ветвей музыкального творчества – духовной и светской музыки.

Эпоху Возрождения часто называют «золотой эпохой хоровой музыки», поскольку именно в это время в качестве звукового идеала устанавливается человеческий голос, как своего рода символ гуманизации искусства Возрождения.

Все это нашло отражение в хоровой музыке. Музыковеды Ю.К.Евдокимова и Н.А.Симакова в своем труде «Полифония средних веков и эпохи Возрождения». Авторами на основе глубокого анализа выделены особенности музыкального языка данного периода, которые могут служить руководством для хорового исполнительства:

1) В хоровом многоголосии строгого стиля нет ведущего и сопровождающего голосов, их функции и возможности в принципе, однородны, кроме нижнего голоса – носителя гармонии.
2) Строгость вокального рисунка голосов ведет к отбору определенного круга ритмоинтонаций, которые образуют типовой слой мелоса во всех голосах. Из сцепления этих мелодических оборотов рождаются более протяженные музыкальные фразы.
3) В фактуре появляется феномен диагонали: переключение внимания в процессе музыкального движения с одной партии на другую, даже если ткань не имеет имитаций, но обладает разновременной фразировкой в голосах, паузированием одних для выделения других.
4) Принцип формообразования строфический, суть которого заключается в имитационном развитии обновляемых интонационно мотивов.
5) В системе строгого стиля происходит взаимовлияние мелодии и гармонии: а) мелодические голоса в полифонии ориентированы на вертикаль – ее трезвучное строение, возникающее в результате смены ритма, позволяет образовывать созвучия разных ступеней; б) полифоническое голосоведение влияет на отбор определенного типа связей аккордов.
6) В плане голосоведения предпочтительными оказываются терцовые и кварто-квинтовые соотношения аккордов.


В эпоху Возрождения при опоре на общестилистические закономерности происходило активное формирование национальных школ:

№ п/п Наименование национальной школы Представители
1. Нидерландская Дюфаи, Окегем, Обрехт, Жоскен Депре, О.Лассо
2. Итальянская Палестрина, Маренцио, К. де Роре, Джезуальдо
3. Французская К.Жанекен, Сертон, Лежён
4. Немецкая Финк, Арнольд фон Брук, Резинариус, Зенфль, Гаслер
5. Английская Данстейбл, тавернер, Бёрд, Морли, Гиббонс, Вотор
6. Испанская Моралес, Т.Л. де Виктория, Ф.Герреро, Х.Бермудо
7. Чешская Турновский, гарант, Рыхновский, Галлус-Хандль
8. Польская Миколай из Радома, Гомулка, Вацлав из Шамотул, Зеленьский

 

 


Основные жанры хоровой музыки эпохи Возрождения:

Мадригал (пеня на родном языке) – светский музыкально-поэтический жанр. Истоки восходят к народной поэзии и староитальянской пастушечьей песне. В поэзии мадригалы появились в начале XIVв. И отличались сободой поэтической ритмо-структуры, что проявилояь в свободной рифмовке. Обычно они складывались из двух, трех или более трехстрочных строф, за которыми следовало двухстрочное завершение. Наиболее известны мадригалы автора Петрарка.

 

С XIVв. Мадригал стал использоваться и в музыке, он предствалял собой двух-трехголосное произведение с текстом любовно-шуточного лирического характера. Мадригал в музыке представлял собой слепок поэтической формы. Хотя мог не отражать смысла поэтического текста, так как был связан с художественным принципом свободного воплощения мыслей и чувств. По форме – это музыкальное построение, состоящее из двух, трех куплетов и припева на текст заключения. Для вехнего голоса было характерно изоболие украшений. В XVI в. мадригал получил распространение во всех странах западной Европы и существовал до появления оперы.

 

Стиль эпохи Возрождения

Музыка эпохи Возрождения, которой, в противоположность средневековому аскетизму, свойственны гуманизм и полнота жизнеощущения, требует от исполнителей сочетания строгости и возвышенности, изысканности и простоты, целомудренной чистоты и мягкого юмора. Эти черты в той или иной степени должны присутствовать в исполнении любого произведения, вне зависимости от того, к какому периоду Возрождения, раннему или позднему, и к какой школе — нидерландской (во главе с Жоскеном Депре), римской (во главе с Палестриной) или венецианской (во главе с Габриели) — они относятся. В большой степени стиль исполнения определяется тем, к какому характеру и жанру приближаются исполняемые сочинения (месса на канонический латинский текст, мотет, опера, кантата или светский мадригал, вилланелла, фроттола, качча, баллада, песня). В связи с тем, что почти все эти жанры характеризует развитое вокальное полифоническое многоголосие, а композиторов, работающих в них, — высокое полифоническое мастерство, обязательным условием исполнения сочинений эпохи Возрождения является большая вокальная, и в частности полифоническая, культура хора, инструментальность вокальной манеры, гибкость и подвижность голосов, филигранная отточенность штрихов и оттенков.

Лекция 1. Часть 3.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.