Сделай Сам Свою Работу на 5

Модель решения проблемы клиента (семь ступеней) 8 глава





Многие начинающие консультанты задают вопрос: с каким настроением должен уходить клиент? Этот вопрос, пожалуй, является глубоко философским, и разные психотерапевтические школы отвечают на него по-разному. На начальном этапе обучения консультанту следует позаботиться о полной безопасности клиента, о том, чтобы, покидая наш кабинет, он не нанес никакого вреда себе и окружающим. Именно поэтому на стадии окончания сессии так важно демонстрировать клиенту эмпатию, конгруэнтность и его безусловное принятие как личности. Если консультант осознает, что он не может помочь клиенту, он сообщает об этом и тактично направляет его к другим


Окончание сессии 119

специалистам. Прежде чем поговорить о том, как это сделать, давайте остановимся на следующем примере:

Начинающий консультант. Людмила, после того как ты мне подробно объяснила, какой вид помощи ты от меня ожидаешь, мне показалось, что было бы лучше, если я порекомендую тебе обратиться к опытному специалисту.

Клиент. Что, все так серьезно?

Начинающий консультант. Яне думаю, что все слишком серьезно. Но дело в том, что я не имею достаточного опыта работы с эмоциональными состояниями, и мне кажется, было бы лучше, если бы ты встретилась с опытным консультантом.



Клиент. Ну и где я буду искать его?

Начинающий консультант. Я могу порекомендовать тебе записаться на прием к Ольге Петровне. Она — хороший специалист.

Клиент. Таня, я тебе еще не все рассказала, и потом, ты знаешь, мне нравится беседовать с тобой. Я чувствую себя очень комфортно...

Начинающий консультант. Мы продолжим наши встречи, если ты считаешь их полезными, и расстанемся, когда ты скажешь... ну когда посчитаешь нужным.

Клиент. А ты что, уже договорилась с Ольгой Петровной?

Начинающий консультант. Нет, я ни с кем не договаривалась. Наши встречи сугубо конфиденциальны... Прежде я хочу поговорить с тобой и узнать твое мнение на этот счет.

Клиент. Ну если ты не отказываешься от меня совсем, то можно встретиться и с Ольгой Петровной и посмотреть, понравится она мне или нет.

В данном примере, осознавая ограничения своих профессиональных возможностей, консультант порекомендовал клиенту обратиться к более опытному специалисту. Потребовалось определенное время, чтобы объяснить клиенту причины действий консультанта.



Направляя клиента к другим специалистам, следует придерживаться описанных ниже правил:

П понятным и доступным языком объяснить клиенту причины направления его к другому специалисту;


120 Глава 3. Структура сессии

П если есть необходимость в том, чтобы договориться с другим специалистом о встрече, прежде всего получить разрешение клиента на эти действия;

О продолжать оказывать клиенту поддержку, если он в ней нуждается.

Окончание последней сессии

Окончание последней сессии проходит так же, как и предыдущие, но, в отличие от них, консультант подводит итог всей проделанной совместной работы. При подведении итогов Дж. Саттон и В. Стюарт [Sutton J., Stewart W., 2002] рекомендуют консультанту во время резюмирования осветить следующие пункты:

П какие проблемы были затронуты в процессе совместной работы и как они были разрешены;

П какие цели были поставлены и как они были достигнуты;

П что способствовало личностному росту клиента, какие открытия были сделаны.

Перед подведением итогов или во время него консультант может помочь клиенту перенести полученный опыт в реальную жизнь. В ней-ро-лингвистическом программировании это называется «подстройка к будущему». Осуществляя такую подстройку, консультант может спросить клиента:

— «Что вы собираетесь делать, если подобная ситуация повто
рится снова?»

— «Какие стратегии вы собираетесь использовать, если ваши
взаимоотношения снова начнут ухудшаться?»

— «Что вы теперь будете делать, чтобы не довести ситуацию до
нежелательных последствий?»



— «Как теперь вы будете реагировать на грубое поведение ва
ших соседей-подростков?»

— «Как теперь вы будете уберегать себя от подобной стрессовой
ситуации?»

— «Как вы будете действовать теперь, если опять возникнет
конфликтная ситуация?»


Окончание сессии 121

К сожалению, в психологическом консультировании очень трудно оценить степень результативности своей профессиональной деятельности. Что можно считать успехом? Посещение клиентом всех запланированных сессий или желание самому продолжить разрешение ситуации? Четкое следование клиентом намеченному в ходе сессий плану или поиск новых стратегий после окончания совместной работы с консультантом? Трудно дать четкий ответ на подобные вопросы. Но, как бы там ни было, на последней сессии клиент и консультант могут обсудить то, насколько каждый из них удовлетворен проделанной работой и тем, чему они оба научились, что открыли в себе и осознали.

Всегда хочется надеяться на «happy end», но в реальной жизни все может быть и иначе. Консультант должен быть готов и к следующим неприятным завершениям проделанной работы:

П когда клиент, которому мы помогаем, не пришел на следующую сессию и исчез без видимой причины, не дав о себе знать;

П когда клиент пришел на одну сессию и сказал, что мы помогли ему так, что он больше не нуждается в помощи консультанта;

П когда мы вынуждены направлять клиента к другому специалисту;

П когда клиент, с которым мы работали, считает, что мы не оказали ему никакой помощи, и поэтому он перестает посещать нас;

П когда клиент умирает [Frankland A., Sanders P., 2006].

Как говорилось выше, на начальном этапе обучения мы рекомендуем не планировать число сессий с клиентом, но по мере приобретения опыта и уверенности консультант может начинать оценивать время, которое он предположительно потратит на свою работу. Для начала он может договориться с клиентом, предположим, на 3—4 сессии, предупредив его, что после этого они вместе решат, сколько раз еще необходимо встретиться.

Планирование количества сессий дает нам большое преимущество потому, что оно предоставляет как клиенту, так и консультанту уникальную возможность работать в удобном темпе без лишней спешки. Однако не исключена возможность того, что запланированное количество сессий будет сокращено по ряду причин. К таким причинам могут быть отнесены следующие:

П желание клиента самостоятельно продолжить поиск путей выхода из создавшейся ситуации;



Глава 3. Структура сессии


П нежелание клиента продолжать совместную работу;

О трудности взаимодействия, с которыми столкнулись обе или

хотя бы одна сторона консультационного процесса; О невозможность оказания клиенту соответствующей помощи

в связи с профессиональными ограничениями консультанта

и др.

Возможен и такой вариант, что число запланированных сессий будет увеличено по желанию клиента, поскольку завершить консультирующий процесс на той стадии, на которой ему представляется удобным, — это его полное право. Если клиент чувствует, что запланированное число сессий не привело к желаемому успеху и что он готов продолжать дальше, встречи с консультантом продолжаются.


Глава 4

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

Но оставайся все-таки собою, Себя другим в угоду не иначь.

Себя другим в угоду не иначь, Они мудрей тебя и совершенней, Но для твоих вопросов и задач Им не найти ответов и решений. В. Солоухин


 
 

 


 

 


 

 

 


ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В данном разделе приводится примерная программа обучения начинающих консультантов и представителей других профессий типа «человек—человек», желающих научиться оказывать людям необходимую психологическую помощь. В Англии данный курс обычно проводится в течение года и составляет 90—120 часов (три-четыре часа в неделю). Кроме того, студенты еженедельно получают домашнее задание, куда входит заполнение «Дневника обучения» и так называемого «Журнала».

В дневнике студенты фиксируют то, чему они научились на предыдущей сессии:

П с какими новыми теоретическими понятиями они ознакомились;

О какие навыки развивали в ходе практикума по консультированию;

П что им удалось сделать лучше, чем они делали раньше;

О над чем им стоит еще поработать.

В среднем каждая страничка дневника занимает от Уз до Viz листа формата А4. Тренер (преподаватель) регулярно просматривает дневники студентов и фиксирует, над чем необходимо поработать с группой, развитие каких навыков и умений является особенно трудным для студентов.

«Журнал» — это сугубо личные пометки студентов, которые имеет право читать только тренер.

В «Журнале» студенты фиксируют:

П свои отношения с участниками группы;

П свои эмоции по поводу проделанных упражнений;

П свое отношение к тем или иным видам деятельности.

В «Журнале» студенты могут высказывать свои жалобы, недовольство, свое негативное отношение к кому-либо или чему-либо, свое одобрение поведения или поступков членов группы или тренера и т. д.

Образцы «Дневника обучения» и «Журнала» приводятся в приложении 1.


126 Глава 4. Программа тренинга

В конце года студенты сдают экзамен. Они просматривают видеозапись — отрывок из сессии начинающего консультанта и отвечают на вопросы примерно следующего содержания:

П какие техники были использованы в ходе консультирования;

О насколько удачно были использованы те или иные техники;

CJ каких результатов смог достичь консультант в процессе работы;

D что можно было бы сделать лучше и т. д.

Помимо этого, каждый студент проводит консультацию (в течение 20 минут), которая записывается на магнитофон или видеокамеру. Преподаватель внимательно прослушивает или просматривает эту сессию и пишет студенту свой отзыв, фиксируя его достижения и те моменты, которые, по его мнению, можно улучшать в ходе дальнейшей практической деятельности.

В данном разделе приводится примерная программа обучения, рассчитанная на 16 дней по четыре часа в день. При необходимости каждые два занятия можно объединить в одно восьмичасовое. В этом случае тренинг займет восемь дней. Если разбить его на две части, то можно сделать две ступени тренинга по четыре дня.

Как отмечалось выше, данный тренинг легко расширить за счет вовлечения дополнительных упражнений (которые даны в специальном разделе), аудиозаписи и видеосъемки, а также включения в обучение дополнительных практикумов по консультированию и супер-визии. Темы для дополнительных практикумов приводятся в конце тренинга. В конце каждой части тренинга также приводится список основных навыков и умений, отрабатываемых в ходе практической деятельности. Это поможет тренеру сделать обучение более целенаправленным.

Обучение навыкам консультирования значительно отличается от других психологических тренингов.

Обучение обязательно включает в себя три основных составных элемента:

1) знакомство с теорией;

2) развитие практических навыков и умений;

3) личностный рост участников [Sutton J., Stewart W., 2002].

В данном тренинге знакомство с теорией происходит в ходе мини-лекций. Материал подобран и адаптирован специально для начально-


Общие рекомендации



 


го этапа обучения, чтобы сделать его более доступным и подготовить участников к освоению практических навыков. Многие стратегии и приемы консультирования даны в упрощенном виде, опять-таки с тем чтобы начинающий консультант смог применять их на практике и повышать уровень своего профессионального мастерства. Несмотря на то что некоторые стадии консультирования и техники даны упрощенно, я решила сохранить их названия в профессиональных терминах для того, чтобы помочь участникам в структурировании и запоминании материала.

Развитие практических навыков осуществляется в основном в процессе практикумов по консультированию, которые являются обязательными для каждой встречи, а личностный рост участников осуществляется в ходе упражнений и их обсуждения. Но при этом в тренинге сделан акцент на практическую сторону обучения, так как обучение консультированию может быть эффективным только в том случае, если оно происходит через опыт [Бадхен А. А., 2006]. Именно поэтому такое большое внимание уделяется практикумам по психологическому консультированию, в ходе которых участники не только отрабатывают основные навыки и техники, но и вырабатывают свой индивидуальный стиль оказания психологической помощи.

Многие пособия по обучению навыкам психологического консультирования на его начальном этапе избегают употребления таких терминов, как «консультант», «клиент» и «супервизор» [Geldard К., Gel-dard D., 2003; CSCT Counselling Skills (for CPCAB Qualification CSKO2 (Level 2), 2003, и др.]. В своей книге я оставила профессиональные термины для того, чтобы подчеркнуть значимость обучающего процесса и повысить самооценку участников. Если тренер не согласен с этим, он вправе произвести любые замены, например: консультанта можно назвать «помогающей стороной», супервизора — «наблюдателем», клиента — «участником доверительной беседы» и т. д.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА

При проведении тренинга я предлагаю придерживаться некоторых принципов. Поскольку тренинг носит обучающий характер, принципы 1—3 связаны с обучением участников, а принцип 4 — с созданием специальной атмосферы во время проведения тренинга.

Итак, рассмотрим следующие принципы проведения тренинга:

1. Принцип практической направленности обучения.В ходе данного
тренинга мы, прежде всего, обучаем общению с клиентом, а имен
но — ведению доверительной беседы. Данный тренинг не предпола
гает глубокого изучения теорий и концепций консультирования. Тео
ретические знания сведены до минимума. С другой стороны, данный
тренинг не является психотерапевтическим. Это значит, что мы не
ставим своей задачей решение личных проблем участников. Некоторые
упражнения направлены на осознание своей персональной истории
и индивидуальных особенностей, но только в рамках обучающей про
граммы для развития навыков активного слушания и эмпатического
понимания клиента. Если кто-либо из участников нуждается в помо
щи консультанта или психотерапевта, он может решить свои пробле
мы частным образом за пределами данного тренинга.

Акцент тренинга сделан на практическую сторону обучения начальному этапу консультирования.

2. Принцип последовательности обучения навыкам консультирования.
Каждый навык отрабатывается в определенной последовательности.
После отработки одного навыка осуществляется переход к отработке
следующего. Именно поэтому в описании каждого практикума по
консультированию дается перечисление тех навыков, которые отра
батываются на данном этапе.

При обучении навыкам психологического консультирования на начальном этапе, прежде всего, необходимо научить участников слушать и слышать клиента. Это один из самых главных навыков, отрабатываемых на тренинге. Следующими по значимости идут умение быть конгруэнтным, принимать клиента таким, какой он есть, и эм-патия. Также важным является умение эффективно использовать невербальные средства общения, умение наблюдать за клиентом, от-


Основные принципы проведения тренинга 129

ражать его эмоциональные состояния, следовать за клиентом в процессе его рассказа. Отработка техник психологического консультирования не входит в число первостепенных задач. Обучение техникам происходит для того, чтобы начинающий консультант чувствовал себя более уверенно, имея под рукой такого рода инструментарий. Но еще раз хочется подчеркнуть, что ни одна из техник не будет по-настоящему хорошо работать, если участник тренинга не овладеет основными навыками консультирования, которые начинают отрабатываться в первой части тренинга и продолжают до последней встречи.

Именно поэтому я рекомендую тренеру во время практических занятий следить за тем, чтобы участники четко следовали правилам проведения практикума. Так, например, если отрабатываются навыки нерефлексивного слушания, тренер должен следить за тем, чтобы консультанты не задавали вопросов клиентам и не давали обратную связь в середине сессии и т. д. Чтобы участники лучше осознавали значимость выполнения определенных правил в процессе консультирования, тренер может каждый раз писать задачи, которые он ставит перед консультантом (во время проведения практикума) на доске или в блокноте.

3. Принцип личного примера использования обучающих техник и прие
мов консультирования.
Используя техники и приемы, отрабатываемые
в ходе тренинга, тренер демонстрирует участникам возможности их
применения на практике. Несомненно, тренер имеет полное право
использовать весь свой методический репертуар работы с группой, но
по возможности отдает предпочтение изучаемым стратегиям. Это во
многом способствует лучшему усвоению материала. Так, например,
если при обратной связи кто-либо из участников выказывает недо
вольство своей работой в роли консультанта, тренер может применить
технику самораскрытия, рассказав участникам о том, как трудно было
ему на начальном этапе обучения, или активизировать сильные сто
роны участника, спросив: «Что же помогло тебе довести сессию до
конца и завершить ее как полагается?» и т. д.

Если во время обсуждения или обратной связи кто-либо из участников обходит стороной разговор о чем-то принципиально важном или старается говорить в обтекаемой форме, тренер может спросить его, насколько он конгруэнтен в данный момент и т. д.

4. Принцип создания доброжелательной рабочей атмосферы во время
тренинга.
Каждый участник имеет полное право высказать свои мыс-



Глава 4. Программа тренинга


ли, несогласие, сомнения и опасения. Тренер и группа внимательно выслушивают, дают обратную связь, но при этом не критикуют участника. Быть конгруэнтным во время тренинга, иметь свою точку зрения, отличную от других, — это совершенно нормально.

ОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Для проведения данного тренинга необходимо просторное помещение, с тем чтобы было достаточно места для проведения психологического практикума, где участники должны работать в парах или тройках. Для работы потребуются стулья по количеству участников, не скрепленные между собой.

Желательно, чтобы на стене висели часы большого размера, с тем чтобы консультант (студент или участник тренинга, играющий роль консультанта) мог отслеживать время незаметно для клиента. Во время работы в парах или тройках консультант должен всегда сидеть лицом к часам. Такая организация помогает участникам тренинга вырабатывать бережное отношение ко времени и умение планировать сессию.

Для проведения тренинга также необходимы доска или блокнот, листы бумаги формата A3 или больше и фломастеры (маркеры) для выполнения ряда упражнений в подгруппах, печатные раздаточные материалы (их образцы находятся в приложении). В некоторых упражнениях может быть использована музыка (по усмотрению тренера). В этом случае необходимо любое музыкальное звуковоспроизводящее устройство и образцы музыкальных произведений.


Часть I

«БАЗОВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ»

Встреча 1

«Введение. Консультирование — это...»

План

1. Знакомство.

2. Составление контракта.

3. Практикум по консультированию (работа в парах).

4. Мини-дискуссия «Оказание помощи людям».

5. Упражнение «Консультирование — это...».

6. Практикум по консультированию «Люди, которые мне помога
ют» (работа в парах).

7. Упражнение «Невербальное общение».

8. Обратная связь.

Знакомство

Поприветствовав участников, тренер говорит несколько слов о себе и о том, что собой представляет данный тренинг. Затем он просит каждого участника по кругу назвать свое имя и свои интересы к теме тренинга. После этого можно переходить к составлению контракта.

Если тренер хочет внести игровой момент в первые минуты совместной работы, он может начать со «Сладкого знакомства», которое описано в главе «Дополнительные игры и упражнения».

Составление контракта с участниками группы

Тренер обсуждает с группой следующие этические и организационные моменты участия в тренинге:

П конфиденциальность (какая информация может быть вынесена на обсуждение за пределы тренинга, а какая должна оставаться втайне);


132 Глава 4. Программа тренинга

О открытость (так как это обучающий тренинг, а не психотерапевтический, участникам не обязательно раскрывать сугубо личные сведения о себе, которые они хотели бы сохранить в тайне). Открытость, которая требуется от участников тренинга, должна быть в пределах допустимого, и каждый участник сам устанавливает ее границы;

П обязательное соблюдение правил во время выполнения практикумов;

П посещаемость тренинга (насколько важно посетить все занятия тренинга).

Контракт также может включать и другие пункты по усмотрению участников группы или тренера, например:

П во время обсуждения в кругу один участник говорит, а все

остальные слушают; П приходить на занятия вовремя; П избегать неконструктивной критики и осуждения друг друга

ит.д.

Практикум по консультированию (работа в парах)

Цель.Предоставление участникам возможности ближе познакомиться друг с другом и демонстрация одного из основных упражнений тренинга — практикума по консультированию.

Время.По три минуты на каждую сессию (две минуты говорит «клиент», затем одну минуту говорит «консультант»).

Тема.«Что я хочу рассказать о себе».

Содержание.Перед началом практикума тренер знакомит участников с правилами его проведения. Он объясняет, что в ходе проведения сессий психологического консультирования будут отрабатываться определенные профессиональные навыки и умения. Чтобы процесс обучения был более эффективным, необходимо выполнять конкретные правила: одни будут неизменными на протяжении всего курса, а другие — меняться от занятия к занятию. Одним из важных правил любого практикума по консультированию будут временные ограничения. Так, например, сейчас каждая сессия будет продолжаться по три минуты: две минуты говорит клиент, затем одну минуту говорит консуль-


Часть I. «Базовые умения и навыки» 133

тант. Консультант осуществляет контроль над соблюдением временных рамок. Он сидит лицом к часам, с тем чтобы знать, сколько времени осталось до окончания сессии. Проверять время по наручным часам нежелательно, так как это может отвлекать или смущать клиента.

Тренер делит участников на пары. Один из участников пары (которого мы будем называть «клиент») в течение двух минут рассказывает другому («консультанту») все, что бы он хотел рассказать о себе и что он считает наиболее важным. Консультант слушает молча. Когда его «клиент» закончит говорить, он благодарит его и кратко повторяет то, что запомнил, и то, что посчитал наиболее важным, например:

«Спасибо, Наташа, что ты рассказала мне о себе. Теперь я знаю, что у тебя большая семья: муж, мама, двое детей, собака и три кошки. Я знаю, что ты живешь в деревне, а на работу ездишь в город на автобусе. Это отнимает у тебя много времени, но ты имеешь возможность общаться со своими знакомыми во время поездки. У тебя много интересных увлечений, ты любишь читать, слушать современную музыку и хочешь стать консультирующим психологом».

Или:

«Спасибо, Николай за твой рассказ. Я узнала, что ты любишь футбол, что у тебя есть своя любимая команда, за которую ты постоянно болеешь. В детстве ты тоже играл в футбол, но сейчас у тебя на это нет времени. Еще я узнала, что ты не употребляешь алкоголь, недавно бросил курить, но ты обожаешь крепкий кофе, который обычно пьешь без сахара три раза в день. Это придает тебе энергию и бодрость».

Клиент также внимательно выслушивает «консультанта», не добавляя никакой новой информации о себе, но при этом он может внести поправки, если консультант допустил неточность или исказил какие-либо важные факты. В этом случае консультант выслушивает молча или просто благодарит клиента и не объясняет, почему он допустил неточность, например:

Клиент. О нет. Я не считаю, сколько раз в день я пью кофе, но то, что несколько, — это точно.


134 Глава 4. Программа тренинга

Консультант. Спасибо, Николай, за уточнение. Как насчет остальной информации? Все верно?

На обратную связь, которую дает консультант, должно уйти не более одной минуты вместе с поправками клиента. Затем участники пары меняются местами и ролями. Консультант становится клиентом, а клиент — консультантом, и упражнение продолжается по той же схеме.

При наличии времени данную процедуру знакомства желательно повторить несколько раз, меняя пары.

Обсуждение.Группа возвращается в круг. Тренер просит участников в свободной форме поделиться своими впечатлениями от упражнения. Тренер также может задать вопросы о том, было ли легко говорить в течение двух минут и было ли легко слушать молча без каких-либо комментариев, не задавая вопросы.

Комментарии для тренера.В ходе данного упражнения задача тренера состоит в том, чтобы следить за тем, как участники выполняют правило «слушать клиента молча», а также отслеживать временной регламент. Участники должны осознать и почувствовать, что в профессиональной деятельности консультанта очень важно с самого начала следовать определенным правилам.

Мини-дискуссия «Оказание помощи людям»

Цель.Знакомство участников с видами профессиональной и непрофессиональной психологической помощи.

Содержание.Материал для беседы тренер может взять из теоретического раздела книги (см. раздел «Виды оказания психологической помощи»).

Дискуссия проходит в кругу. В начале беседы тренер задает участникам ряд вопросов. В каких видах помощи мы чаще всего нуждаемся как личности? (психологическая, педагогическая, медицинская и т. д.) Кто оказывает нам такую помощь? Всегда ли мы обращаемся к специалистам или мы прибегаем к помощи других людей? Кто эти люди? (друзья, преподаватели, знакомые, начальник, родители или родственники и т. д.) Какой вид помощи для нас наиболее важен и актуален: профессиональный или непрофессиональный? Насколько эффективной может быть непрофессиональная помощь?


Часть I. «Базовые умения и навыки» 135

Подводя итог мини-дискуссии, тренер может познакомить участников с видами профессиональной психологической помощи, взяв материалы из теоретического раздела «Виды оказания психологической помощи».

Упражнение «Консультирование — это..., консультирование — это не...»

Цель.Предоставление участникам возможности с помощью метода мозгового штурма выявить основные моменты, присущие психологическому консультированию и противоречащие принципам психологического консультирования.

Содержание.Группа делится на подгруппы по 3—6 человек в зависимости от общего числа участников. Желательно, чтобы в результате деления образовалось не более четырех подгрупп. Каждая подгруппа получает по два больших листа бумаги формата A3 или больше и по одному фломастеру (маркеру). Участникам подгрупп методом мозгового штурма предлагается придумать как можно больше синонимов к термину «Психологическое консультирование» и записать их на одном из листов бумаге. На другом листе записать те моменты, которые, по их мнению, противоречат принципам психологического консультирования. Оформление может быть любым, можно поместить термин «Консультирование» в середине листа, сверху или снизу, оформить в виде таблицы, диаграммы и т. д.

После того как подгруппы подготовят свои плакаты, все возвращаются в круг. Представитель одной из подгрупп вывешивает свои плакаты перед аудиторией и объясняет, содержание каждого из них. Тренер комментирует записи участников. Затем выступает представитель второй подгруппы и т. д.

Обсуждение.После того как участники получили первое представление о понятии «психологическое консультирование», тренер просит их высказаться в свободной форме о том, насколько изменилось их представление о психологическом консультировании теперь и что нового они узнали.

Комментарии для тренера.Данное упражнение подходит для тех, кто уже имеет некоторое представление о психологическом консультировании, то есть для психологов и начинающих консультантов. Если


136 Глава 4. Программа тренинга

группа состоит из представителей других профессий типа «человек-человек», тренер может заменить его более легким, которое описано в разделе дополнительных упражнений и имеет такое же название.

При подготовке данного упражнения тренер может использовать теоретический материал (см. раздел «Понятие психологического консультирования»).

Практикум по консультированию (работа в парах)

Цель.Развитие навыков слушания, подготовка участников к овладению навыками нерефлексивного слушания.

Время.По пять минут на каждого участника.

Тема.«Люди, которые мне помогают».

Содержание.Группа делится на пары, организуя пространство так, чтобы участники не мешали друг другу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.