Сделай Сам Свою Работу на 5

Модель решения проблемы клиента (семь ступеней) 3 глава





Нет сомнения в том, что человеку, вступающему на путь консультирования, необходима работа, связанная с самосовершенствованием. На начальном этапе обучения следует развивать следующие личностные качества, которые являются базовыми для дальнейшего личностного роста консультанта:

П открытость;

П конгруэнтность;

П наблюдательность.

Открытость — это личностное качество, которое предполагает умение быть честным и нескрытным, говоря о себе, высказывая свои ощущения, мнения, свою точку зрения по различным позициям и т. д. Проявляя данное качество, консультант демонстрирует клиенту образец поведения: «Я открыт, и ты тоже, если хочешь, можешь быть открытым».

Конгруэнтность — это умение оставаться самим собой в различных ситуациях, не прятаться под маской профессионализма, демонстрируя искренность.


Глава 1. Теоретический материал к тренингу

Наблюдательность — это умение замечать наиболее важные и порой незаметные на первый взгляд детали, связанные с поведением, манерами, вербальным и невербальным проявлениями поведения клиента. Наблюдательность — одно из важнейших качеств, необходимых любому консультанту.



Конечно, это далеко не полный список, но он включает именно то, без чего работа консультанта становится невозможной. Это начало всех начал, это багаж консультанта на каждый день и это то, что необходимо ему при проведении любой сессии.

Помимо развития этих трех личностных качеств, как мне кажется, консультанту необходимо совершенствовать следующие связанные с самопознанием умения:

П умение анализировать и понимать свою персональную историю;

О умение принимать обратную связь (как позитивную, так и негативную);

П умение анализировать свои взаимоотношения с другими людьми.

Для того чтобы помочь начинающему специалисту осуществить его самосовершенствование как личности, в психологическом консультировании в качестве иллюстрации используют модель, которая получила название «Окно Джохари». Данная модель была предложена

 

Открытая зона Ты знаешь и другие знают Слепая зона Ты не знаешь, но другие знают
Скрытая зона Ты знаешь, но другие не знают Неизвестная зона Ты не знаешь и другие не знают

Рис. 10. Окно Джохари




Повышение мастерства консультанта 39

в 1969 г. [Luft J., 1969] и названа сочетанием первых слогов имен ее создателей (Joe Luft и Harry Ingham). Графически она представляет собой квадрат или прямоугольник, разделенный на четыре части. Каждая часть символизирует одну из зон нашего «Я» и имеет свое название в зависимости от типа информации, которая в ней хранится: открытая зона, скрытая зона, слепая зона и неизвестная зона.

Открытая зона представляет собой ту информацию о человеке, которая известна не только самому носителю этой информации, но и людям, окружающим его. Это то, что человек знает о себе и не скрывая делится с другими людьми. Например, какие-то положительные черты характера, которые человек в себе любит; достижения, о которых он часто рассказывает другим; его взгляды на определенные вещи и т. д.

Скрытая зона включает в себя ту информацию, которую человек по каким-либо причинам не сообщает другим и держит в секрете. Это то, что человек знает о себе, а другие о нем не знают. Например, какие-то негативные привычки, которые человек старается скрыть; те или иные его мысли, поступки и т. д.

Слепая зона — это то, что человеку о себе неизвестно, но что является очевидным для других. Например, как человек выглядит в той или иной ситуации, что о нем говорят за спиной, как к нему относятся другие люди и что они о нем думают и т. д.

Неизвестная зона — это то, что никому не известно о человеке (ни ему самому, ни другим людям). Например, это могут быть его скрытые способности, такие качества, которые ни он, ни кто-то другой не замечают в нем, и т. д.



Совершенствуя свои профессиональные и личностные качества, консультанту следует стремиться к расширению «открытой зоны» за счет сужения остальных трех зон. Для этого он может быть более искренним, уменьшая тем самым «скрытую зону». Получая обратную связь от других людей о своих личностных и профессиональных особенностях, он уменьшает «слепую зону». Уменьшить «неизвестную зону» консультант может при помощи самопознания, самоанализа, внезапного озарения, называемого «инсайтом». Тогда модель расширения открытой зоны будет выглядеть так (рис. 11).

В ходе данного тренинга будут отрабатываться некоторые навыки по расширению «открытой зоны». Однако следует отметить, что данный тренинг является обучающим, а не психотерапевтическим, поэтому серьезные изменения в личностном плане не планируются. Если



Глава 1. Теоретический материал к тренингу


участник тренинга чувствует, что ему необходимо решить свои серьезные проблемы личностного или иного плана, он может пройти индивидуальное консультирование или психотерапию. Расширяя «открытую зону» в пределах тренинга, участникам нет необходимости раскрывать что-то самое сокровенное и сугубо личное.

Прочувствовав на личном опыте, как работает модель Джохари, в дальнейшем консультант сможет использовать ее при работе с клиентом (см. раздел «Новый взгляд на проблему»).

Профессиональный рост консультанта

Профессиональный рост консультанта зависит от многих факторов, к которым, прежде всего, относятся следующие: постоянный практический опыт работы с клиентом, решение собственных проблем, чтение соответствующей литературы, наблюдение за работой опытных мастеров-консультантов и своих коллег, профилактика профессионального выгорания и др.


Повышение мастерства консультанта 41

Решение собственных проблем. Работа с людьми, безусловно, предъявляет определенные требования не только к личности, но и к психическому здоровью работника. Находясь в состоянии депрессии, трудно консультировать кого-либо. Зачастую наша чрезмерная раздражительность, вызванная определенными жизненными обстоятельствами, мешает концентрировать внимание на проблеме клиента, отвлекает консультанта. Поэтому прежде, чем начинать консультировать других, следует решить собственные проблемы, которые мешают эффективной работе с людьми. В противном случае консультант либо должен будет постоянно скрывать свое раздражение и другие негативные эмоции, что в значительной мере будет мешать проявлению искренности и конгруэнтности, либо покажет клиенту, что он сам находится под влиянием груза своих нерешенных проблем.

Практика. Необходимым условием любого профессионального роста является вовлеченность начинающего специалиста в практические действия. Постоянная практика необходима и консультанту. Проводя сессии и общаясь с клиентом, консультант отрабатывает необходимые навыки и умения, учится наблюдать, слушать и понимать клиента, распознавать его потребности и трудности, получать дополнительную информацию о нем, что поможет в осуществлении его планов и решении проблем.

В ходе практики консультант учится вырабатывать собственный уникальный стиль ведения сессии, который подходит только ему и который придает ему уверенность и чувство комфорта. Консультант, иногда незаметно для себя, оттачивает жесты, позы и мимику, делая их более естественными и профессиональными. На первых порах он может чувствовать себя неловко, думая о том, как поставить ноги или как положить руки. Впоследствии консультант перестает задумываться над своим невербальным языком, все движения его тела начинают происходить сами собой и наполняться профессиональным смыслом.

Начинающий специалист также расширяет и свой активный профессиональный словарь — необходимый инструмент консультанта. Он начинает осознавать, какие фразы и выражения подходят именно его манере ведения сессии, какие выражения придают ему чувство уверенности и в то же время помогают ему быть самим собой.

В ходе практики консультант начинает замечать, как работают те или иные техники и стратегии в его применении, каковы возможности и ограничения в использовании каждой из них, какие из них в большей


42 Глава 1. Теоретический материал к тренингу

степени подходят его индивидуальному стилю ведения сессии, а какие — в меньшей.

Супервизия.Начиная работу консультанта, очень важно какое-то время быть под наблюдением опытного специалиста и постоянно получать от него обратную связь. Работая с клиентом, консультант не может видеть себя со стороны, не может распознать свои сильные и слабые стороны, выявить, насколько эффективны его действия, поэтому общение с более опытным консультантом, несомненно, пойдет ему на пользу.

В процессе супервизии консультант получает поддержку и одобрение или ободрение со стороны более опытного специалиста, возможность развивать свое профессиональное мастерство, оценивать эффективность своей работы. Супервизор может помочь консультанту разобраться в том, как лучше применить теоретические знания на практике, как лучше продвигаться вперед к намеченной цели с клиентом, если консультант не уверен в своих действиях, и др. [Sutton J., Stewart W., 2002].

Если нет возможности достаточно часто приглашать на свои сессии опытных профессионалов, можно попросить своих коллег, начинающих консультантов, присутствовать на некоторых из них. Полученная обратная связь от них тоже может сослужить добрую службу: она будет являться пищей для размышления и толчком для дальнейшего экспериментирования с целью самосовершенствования. Если какая-либо информация, полученная от начинающих коллег, покажется консультанту не совсем адекватной, он также может посоветоваться с более опытным специалистом и решить, в каком направлении продолжать совершенствовать свои умения.

Литература. Чтобы совершенствовать свое мастерство, необходимо изучать опыт известных специалистов в области психологического консультирования. Попасть на сессии таких прославленных мастеров не всегда бывает возможным, поэтому чтение литературы — один из источников пополнения своего профессионального опыта. Чтение литературы имеет еще одно преимущество по сравнению с посещением сессий профессионалов — оно дает консультанту возможность познакомиться с опытом работы мастеров прошлого.

К сожалению, литература по психологическому консультированию часто не представлена в районных библиотеках, а приобрести нужные книги достаточно трудно. В наши дни существуют другие способы


Повышение мастерства консультанта 43

ознакомления с нужными произведениями. Прежде всего это Интернет или сервис «Книга почтой»1.

Профилактика профессионального выгорания

Профессиональное выгорание свойственно представителям многих профессий и характеризуется эмоциональной и физической усталостью, ухудшением здоровья, снижением интереса к работе и уровня продуктивности, повышенной раздражительностью и др. Профессиональное выгорание, как правило, наступает в результате утомительной и интенсивной работы, и начинающие специалисты резко подвержены его влиянию. Но говорить о профилактике профессионального выгорания следует задолго до того, как оно наступит, с тем чтобы успеть принять соответствующие профилактические меры.

Чтобы предотвратить появление выгорания, консультанту необходимо непрерывно повышать уровень своего мастерства, учиться чему-то новому, совершенствовать свои навыки и умения, быть конгруэнтным, а значит, уметь проявлять любые свои эмоции, «уважать свои чувства — как позитивные (радость, удовлетворение), так и негативные (подавленность, горечь, неудачи)» [Соловейчик М. Я., 2006. С. 179].

В качестве профилактики профессионального выгорания консультанту следует позаботиться о своем физическом и душевном здоровье, найти свои способы снятия усталости, напряжения, утомления. К таким способам могут относиться: прогулки за город, посещение спортивных клубов, встречи с друзьями, массаж, чтение интересных книг или журналов и др. Полезно также делать релаксационные упражнения, которые помогут снизить усталость, обрести бодрость и улучшить настроение [Powell Jr., 2000; Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылов И. А., 1997; Wilkinson G., 2002 и др.].

Чтобы снизить риск профессионального выгорания и в качестве отдыха от работы, консультанту следует находить время для своего любимого занятия. Как показали исследования, проведенные в 1996 г., занимаясь чем-то приятным (спортом, общественным делом, посещением кружков, церкви и т. д.), люди чувствуют себя более счастливыми и меньше подвержены стрессам [Argyle M., 1996, 2001].

1 Например, Интернет-магазин издательства «Речь» по адресу: www.rech.spb.ru



Глава 1. Теоретический материал к тренингу


Если консультант начинает осознавать, что он легко подвержен стрессу, слишком эмоционально реагирует на рабочие ситуации, не перестает думать о своих клиентах даже во время отдыха или сталкивается с другими подобными негативными явлениями, с которыми ему трудно справиться самому, он вправе обратиться за помощью к консультанту или психотерапевту.

Катрун и Дэвид Гельдард [Geldard К., Geldard D., 2005] считают, что каждый из нас подвержен профессиональному выгоранию, и если мы начинаем замечать его симптомы, то не стоит впадать в панику. Гораздо лучше признаться себе в этом и подумать о способах его преодоления. Ведь ни для кого не секрет, что профессиональное выгорание — это распространенное явление, и если оно наступило, необходимо просто принять соответствующие меры.

Многие люди в таком случае меняют свою работу, но это совсем не обязательно. Чтобы преодолеть симптомы профессионального выгорания, можно воспользоваться следующими советами специалистов [Geldard К., Geldard D., 2005]:

О научиться распознавать и признавать симптомы профессионального выгорания;

О не бояться говорить с друзьями или коллегами о своих чувствах;

О снизить рабочую нагрузку;

П взять отпуск;

D использовать техники релаксации;

О позволить себе наслаждаться жизнью;

О перестать беспокоиться о своих клиентах во внерабочее время;

О делать что-либо приятное для себя.


 

Глава 2

НАВЫКИ И ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Как лишний вес мешает кораблю, Так лишние слова вредят герою. Слова «Я вас люблю» звучат порою Сильнее слов «Я очень вас люблю». С. Маршак


 


ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ В РАБОТЕ С КЛИЕНТОМ

Умение слушать и слышать клиента

Умение слушать и слышать клиента и доведение этого умения до навыка — один из самых важных показателей мастерства консультанта. Не стоит забывать, что консультант, консультирующий психолог — это прежде всего хороший слушатель.

Карл Роджерс, осознавая важность этого навыка, ввел понятие эмпатического слушания, которое подразумевает не только получение информации от клиента, но и стремление понять его чувства и действия. Когда кто-то внимательно слушает клиента, он мало-помалу начинает слушать сам себя, разбираться в своих эмоциях и чувствах, осознавать и понимать их. Он также начинает воспринимать и принимать себя и других с большей реалистичностью [Rogers С., 1961].

Внимательное и целенаправленное слушание клиента дает консультанту ряд преимуществ по сравнению с обычным слушанием. Прежде всего, оно вселяет уверенность в том, что консультант начинает понимать то, что происходит с клиентом на данном этапе. Чувствуя заинтересованность консультанта, клиент пытается как можно понятнее донести до нас необходимую информацию и иногда, без каких-либо дополнительных вопросов, разъясняет то, что, на его взгляд, не совсем ясно консультанту [Kennedy E., Charles S. С., 1990]. Внимательное и целенаправленное слушание клиента называется «активным слушанием», в результате которого консультант старается понять, запомнить и структурировать предоставляемую клиентом информацию.

Чтобы научиться активно слушать, С. Каллей предлагает использовать систему классификации информации, которую клиент разделяет с консультантом.

Эта система помогает выделить главную информацию в рассказе клиента и включает в себя четыре основные позиции, на которые следует обращать особое внимание в процессе слушания:

1) что произошло с клиентом и как на это реагировали другие, что они делали и что говорили;



Глава 2. Навыки и техники психологического консультирования


2) поведение клиента в данной ситуации: как он реагировал на
происходящие события, что делал и что говорил;

3) чувства клиента, которые он испытывает в результате случив
шихся событий;

4) мысли клиента, что он понял относительно происходящих со
бытий, что он думает о своем поведении и о поведении других,
какую роль (положительную или отрицательную) сыграли дан
ные события в его жизни [Culley S., 2001].

Эту систему классификации информации консультант может использовать на начальных этапах своего профессионального пути в случае, если сессия кажется ему трудной, а также на этапе получения основной информации о проблеме клиента, когда он может задать вопросы с целью получения дополнительных сведений о клиенте в соответствии с данной схемой. Но при этом следует помнить, что на стадии активного слушания вопросы задаются только при особой необходимости.

Данная система классификации созвучна со стадиями сессии, которые выделяют многие авторы (эти стадии будут рассматриваться в главе «Структура сессии»). Поэтому, собрав информацию в соответствии с данной схемой, консультант, скорее всего, будет чувствовать себя более уверенно в плане продвижения от одного этапа сессии к другому.

В процессе активного слушания консультант может поддерживать рассказ клиента с помощью коротких звуковых вставок или фраз: «Да», «Угу», «Так», «Продолжайте», «... и...» и т. д. Такое слушание называется нерефлексивным, потому что консультант не отражает ни содержание рассказа клиента, ни его чувств, он просто слушает. Существует и другой вид активного слушания — рефлексивный. О нем пойдет речь в следующем разделе книги. Итак, активное слушание можно разделить на нерефлексивное и рефлексивное.

Как отмечалось выше, активное слушание является одним из основных навыков консультанта. С его помощью консультант устанавливает доверительные отношения с клиентом, помогает ему быть более открытым в процессе его рассказа, собирает информацию о клиенте и его трудностях и др. [Nelson-Jones R., 2005]. В ходе активного слушания консультант не просто старается услышать и понять говорящего, но также показывает свое понимание сказанного [Gordon Т., 1970].


Основные навыки и умения, необходимые в работе с клиентом 49

Умение эффективно использовать невербальные средства общения

Активное слушание клиента важно на протяжении всей сессии, а на начальных этапах оно просто необходимо. Для того чтобы показать клиенту, что консультант его слышит и старается понять, он может использовать как вербальные, так и невербальные и паралингвисти-ческие средства общения. Он может использовать открытые жесты и позы (нескрещенные руки и ноги, жест — открытая ладонь, обращенная вверх и т. д.), легкий наклон туловища по направлению к говорящему, кивок головой (означающий «да»), показывающий наше понимание или согласие с клиентом и др.

В общении с клиентом немаловажную роль играет мимика консультанта: выражение его глаз, улыбка, напряжение мышц лица и т. д. Часто наше лицо отражает малейшие проявления чувств, которые консультант пытается скрыть от клиента через так называемую микромимику. «Микромимика — это не осознаваемые нами, мелкие, почти невидимые сокращения мимических мышц. О ней не надо думать, она появляется сама, ее рождают наши мысли, видения, эмоции» [Гиппиус С. В., 2001. С. 14]. Именно поэтому консультанту важно быть конгруэнтным на протяжении всей сессии. В противном случае клиент может интуитивно уловить фальшь или неправильно интерпретировать состояние консультанта и перестать ему доверять.

Часто для клиента важен контакт глаз. Это не означает, что консультант должен непрерывно смотреть на клиента, но он должен постоянно чувствовать, где и на каких объектах задерживается его взгляд. Если клиент слишком редко смотрит в глаза консультанту, это может свидетельствовать о том, что он чувствует себя не совсем комфортно, смущается или не проявляет достаточной искренности. В случае, если клиент пытается поймать взгляд консультанта, необходимо немедленно отреагировать на это и взаимно взглянуть ему в глаза, таким образом проявляя свою заинтересованность и показывая искренность своих намерений [Boyes С., 2005; Hartley M., 2003; Lambert D., Lambert К., 2004]. В. Классовский в книге «Теория и мимика страстей», написанной в 1849 г., подчеркивая важность нашего взгляда в глаза другого человека, уверял читателя: «Глазами мы призываем, отгоняем, грозим, умоляем, презрительно уничтожаем, смеемся».


50 Глава 2. Навыки и техники психологического консультирования

Г. Игэн [Egan G., 1994], подчеркивая значимость невербальных компонентов консультирования, предложил модель, которую он назвал «SOLER». Эта модель отражает ключевые эффективные аспекты невербального языка консультанта в процессе сессии. SOLER —- это аббревиатура, которая включает в себя первые буквы пяти основных положений (на английском языке).

При более точном переводе на русский язык первые буквы этой аббревиатуры сохранить достаточно трудно, поэтому ниже приведены основные идеи модели без их сохранения:

П сидеть под удобным углом к клиенту, на удобном расстоянии;

П демонстрировать открытые жесты, не скрещивать руки и ноги;

П наклонять туловище немного вперед время от времени, слушать внимательно, смотреть с искренним интересом;

П демонстрировать эффективный контакт глаз;

О сидеть без напряжения в удобной позе.

Одним из важных аспектов невербального языка является организация пространства для общения клиента и консультанта. Расстановка стульев и кресел (угол и расстояние между ними, их приближенность или удаленность от дверей, окон и других объектов и т. д.) могут способствовать созданию комфорта или дискомфорта в общении между клиентом и консультантом [Clayton P., 2003; Pease A., Pease В., 2004]. Так, например, размещение клиента спиной к открытой или даже закрытой двери может вызывать у него чувство неосознанной тревоги и беспокойства, а расположение его стула вплотную к окну может отвлекать его внимание.

Существуют различные мнения по поводу расстановки стульев в процессе психологического консультирования. Некоторые психотерапевтические школы считают наиболее удобным положение стульев под углом 90 градусов. Такая организация пространства имеет свои преимущества. Прежде всего, она способствует формированию ощущения свободного, неформального общения между клиентом и консультантом. К. Роджерс предлагал ставить стулья друг напротив друга, с тем чтобы консультант мог наблюдать за невербальным языком клиента. При таком расположении специалист может выявлять различия между паттернами правой и левой частей тела клиента, что способствует обнаружению того, насколько клиент искренен и конгруэнтен в


Основные навыки и умения, необходимые в работе с клиентом 51

процессе беседы. При постановке стульев под углом 90 градусов друг к другу доступ к такой информации теряется.

На начальном этапе обучения консультированию как клиенту, так и консультанту очень важно чувствовать себя комфортно, поэтому консультант может попробовать различные способы расстановки стульев и выбрать для себя наиболее удобный.

Умение наблюдать

Одним из важнейших навыков, необходимых консультанту в его работе, является наблюдение. Внимательное наблюдение за клиентом предоставляет консультанту уникальную возможность получить дополнительную информацию и построить гипотезы относительно чувств и поведения клиента: о его эмоциональном отношении к тому, о чем он рассказывает; насколько он конгруэнтен в процессе беседы с консультантом, насколько глубоко он осознал свою проблему, готов ли он к принятию какого-либо решения или еще нет и т. д. На основе своих наблюдений консультант может дать обратную связь клиенту, а также задать подходящие вопросы, которые помогут эффективнее продвигаться от одного этапа сессии к другому.

Чтобы сделать наблюдение более целенаправленным, прежде всего необходимо уяснить, за чем и как наблюдать, на какие проявления клиента стоит обращать внимание в первую очередь.

На начальных этапах овладения искусством наблюдения я рекомендую, прежде всего, научиться следить за невербальным языком клиента:

П как меняются его позы, жесты, мимика, интонация голоса и т. д. в процессе сессии и от сессии к сессии;

О какие слова, фразы, выражения или невербальные паттерны он использует чаще других;

П какие единичные паттерны значительно отличаются от других (слово, сказанное с особой интонацией, нехарактерный для клиента жест и т. д.).

Давайте рассмотрим каждый из этих пунктов в отдельности. Изменения позы, мимики и жестов клиента по мере беседы с консультантом могут свидетельствовать о том, что с клиентом происходят определен-


52 Глава 2. Навыки и техники психологического консультирования

ные изменения на уровне сознания или поведения. Если клиент постепенно или резко перешел от использования закрытых паттернов (скрещенные руки и ноги, скрещенные пальцы и др.) к более открытым, это может свидетельствовать о его большей вовлеченности в процесс консультирования, о заинтересованности, о доверии к консультирующему психологу и т. д. Об этом могут свидетельствовать и зеркальные позы и жесты.

Если же консультант заметил, что клиент в процессе беседы (в середине или в конце сессии) по-прежнему напряжен, закрыт, старается отстранить свое тело как можно дальше от консультанта, последнему не стоит делать преждевременных выводов, а лучше спросить клиента о том, как он расценивает данную ситуацию и что с ним происходит. Например:

Консультант. Мне показалось, что вы несколько отстранены.

Клиент. Почему вы так решили?

Консультант. Ваша поза закрыта и мне кажется, что вы несколько напряжены.

Клиент. (Молча смотрит на консультанта.)

Консультант. Может быть, вам не очень нравится, как проходит наша сессия?

Клиент. Я не хотел говорить об этом сейчас... но, наверное, я уж лучше скажу. Честно говоря, я думаю, что мы не сможем, то есть, вряд ли сможем с вами что-то изменить.

Консультант. Вряд ли?

Клиент. Да. Честно говоря, я не очень верил в это, когда шел к вам, и я не верю в это сейчас. Ну, вы извините, конечно...

Консультант. Что мешает вам поверить в то, что мы сможем что-нибудь изменить в вашей ситуации?

Таким образом, внимательное наблюдение за клиентом помогло консультанту выявить отношение клиента к процессу консультирования. В противном случае консультант продолжал бы сталкиваться с сопротивлением клиента и, возможно, сессия зашла бы в тупик.

Иногда, наблюдая за невербальным языком клиента, консультант замечает, что некоторые жесты повторяются намного чаще других. Это может быть как привычка клиента, связанная с его индивидуальными или профессиональными особенностями, так и специфические выразительные средства, с помощью которых он передает информацию,


Основные навыки и умения, необходимые в работе с клиентом 53

дополняя то, что не может или не хочет выразить словами. На такие жесты следует обращать особое внимание. Если консультант замечает, что клиент сочетает эти жесты с определенными вербальными паттернами, то вправе задать ему вопрос о том, какой смысл он вкладывает в свои движения. Давайте рассмотрим следующий пример:

Консультант. Я заметила, что когда вы говорите о проблемах вашего старшего сына, вы протягиваете открытую ладонь вперед. Не могли бы вы объяснить, что значит для вас этот жест?

Клиент. Да, действительно... я даже не заметила этого... но сейчас я знаю... я молю о помощи...

Консультант. О помощи...

Клиент. Да, это так. Я хочу ему помочь, но не знаю как.

Консультант. В чем именно вы хотите ему помочь?

Таким образом, консультант получил дополнительную информацию от клиента о его взгляде на проблему и о его намерениях. Также консультант помог клиенту глубже понять его чувства и поведение в данной ситуации. Возможно, эти сведения ускорят продвижение к решению проблемы.

Если внимательно вслушиваться в речь и всматриваться в жесты клиента, то можно заметить, что какое-либо слово было произнесено с особой интонацией, несвойственной клиенту, или клиент вдруг использует необычный для него жест. Это может быть как случайностью, так и особым сигналом к тому, что клиент говорил о чем-то значимом для него (может быть, даже не до конца осознавая этого). Заметив такое необычное проявление поведения клиента, консультант может спросить его о том, какой смысл он вкладывает в данное слово или жест. Например:

Клиент. Вся наша семья огорчена тем, что улетел попугай. Он постоянно не давал скучать. Дети учили его разговаривать, я бегала по магазинам в поисках корма, муж читал «умные» книжки о том, что Кешка любит, а что — нет, а потом рассказывал нам... Теперь все не при деле...

Консультант. Я заметила, что последнее слово вы произнесли с какой-то особой интонацией.

Клиент. Да? .. .да, наверное... наверное, это так важно — быть при деле, всем вместе...


54 Глава 2. Навыки и техники психологического консультирования

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.