Сделай Сам Свою Работу на 5

IV. Коммунизм и капитализм.





1.

До сих пор ни один политический режим не показал себя вполне эффективным. Будь то монархия, олигархия, демократия или республика - ни один из них не нашел поистине окончательного решения. Ибо система правления - это еще не все.
Если у отдельных индивидуумов нет осознания своих обязанностей, и они не понимают, что должны жить в гармонии друг с другом, то при любом режиме порядка не жди. Каков бы ни был режим, мы видим всяческие эксцессы, бесчинства, бедствия.

Демократия, выражаясь фигурально, представляет собой правление желудка. Но разве народ в своих желаниях, вожделениях, инстинктах знает точно, что хорошо, а что дурно? Нет, не знает.Ему теперь дали возможность требовать всего, но разве доныне он требовал Царство Божье и Его Справедливость? Желудок, живот постоянно требуют,
чтобы им давали побольше еды, и чтобы они могли все пачкать и портить. У народа еще нет высокого идеала.
Именно так - ведь для этого ему надо бы иметь голову, а такой головы у него нет. Да, нужна просвещенная, светоносная, безорыстная голова, потому что, если у человека, находящегося на вершине в одиночестве, будут те же инстинкты,
что у толпы, чего-то там требующей, внизу, ничего хорошего не получится. Посвященные работают для Царства Божия и Его Справедливости. А поскольку Божие Царство - это монархия, то все государства в мире должны быть устроены
по образцу вселенной, в которой Бог это царь. Я не хочу сказать, что нынешняя монархия предпочтительней республики, нет, я говорю о принципе. Когда желудок слеп, ему нельзя давать власть, и когда голова бесчестна, ей тоже нельзя давать власть. Так что поймите меня правильно, я говорю о принципе. Пусть правит народ, я согласен, но пусть он будет просвещенным! Если он не просвещен, он не должен править. А если и голова - темная, невежественная,
жестокая, ее также нельзя допускать к власти! Вдобавок больший вред нам обычно причиняет голова, а не желудок.
Я употребляю здесь символические образы, а в области символов все четко, все математически точно.
Если вы постараетесь понять мир символов, являющийся миром принципов, вы никогда не впадете в заблуждение.
Однако люди все путают, вот почему у нас вавилонское столпотворение и люди не понимают друг друга.





Теперь я хотел бы с вами поговорить о вопросе по поводу распределения богатств, который вчера мне задал один наш брат. Я знаю, что эта проблема волнует большинство человечества, и поэтому хочу сказать несколько слов о ней также и вам. Чтобы вы лучше поняли, как тут должно было бы обстоять дело, возьмем в качестве примера живой организм.
Почему организм? А потому, что Космический Разум задумал во всем им сотворенном разместить некие вехи,
указатели, чтобы люди, размышляя над ними, могли угадать все его замыслы, все, что он желал создать и проектировал.
Вот почему, наблюдая растения, кристаллы, звезды, реки, горы, солнце, планеты и прежде всего человека с его устройством, мы можем обнаружить намерения Космического Разума, великолепие и тонкость его планов. Изучая человеческий организм, мы видим, что в нем все чего-то требует: желудок требует пищи... уши требуют звуков... глаза требуют света, красок, солнца... рот и нос требуют, и половые органы также требуют. Итак, все тело предъявляет свои требования,
и это замечательно, чудесно, естественно. Но тут нужна голова, которая бы контролировала, дозировала, направляла, иначе грозит катастрофа: человек будет есть и пить слишком много или мало, будет слишком долго подвергать себя действию тепла или холода, не услышит и не увидит опасностей... Стало быть, если тело требует - это хорошо,
но голова должна смотреть, в какой момент следует разрешить и в какой момент отказать, когда, где и сколько давать. Требований, притязаний - всегда хоть отбавляй! Но голова... где же голова, которой надлежит оделять всех,
согласно божественным законам, по божественным меркам?



Я не хочу критиковать ни монархию, ни демократов - у них есть и хорошие, и дурные стороны. Однако, рассматривая этот вопрос с точки зрения духовной, я нахожу, что сами по себе требования это дело нормальное, превосходное,
и все же необходима голова, чтобы их изучать и решать, следует ли их удовлетворить или нет. Как каждому человеку,
так и обществу в целом нужна просвещенная голова, чтобы направлять, вразумлять, и надо, чтобы этой голове верили
и ей повиновались. Наш организм, такой, каким его создала природа, для нас наилучший указатель. Именно он показывает нам происхождение распределения богатств, которые мы видим ныне, а также показывает, что оно-то и является причиной всех провокаций, зависти и мятежей. В самом деле, как далеко ни заглянем мы в историю человечества,
эта проблема уже там существовала. Более ловкий, более сильный был, например, лучшим охотником, а значит, приносил больше дичи и накапливал больше богатства, чем остальные. Это распределение, которое находят несправедливым,
было в действительности вполне справедливо. Потому что природа не любит равенства, уравниловки, однообразия.

Со времен революции 1789 года девиз Франции: "Свобода, Равенство, Братство". Но на самом деле во вселенной
равенства нет. Там царит неравенство. И на земле нет равенства, ни в одном плане. "Но мы же сделали равенство законом!" Да, верно, однако закон - это нечто теоретическое, абстрактное, некий текст, вывешенный на стене. В действительности равенства не существует нигде, природа хочет разнообразия, а разнообразие порождает неравенство. Взгляните
на минералы, на растения, на животных - какое разнообразие! А у людей... Хотя часто можно встретить двойников,
но они тоже чем-то отличаются - иной оттенок кожи, цвет волос и особенно руки, - почему и берут отпечатки пальцев, чтобы убедиться и не перепутать двух разных людей.

Люди очень разнообразны и их способности, вкусы, желания также различны, и, следовательно, у каждого человека должны быть особые интеллектуальные, эмоциональные и физические возможности: одни совершают подвиги,
будут первыми в состязаниях или в борьбе за жизнь, тогда как другие окажутся в хвосте, потому что не будут обладать такими возможностями. Именно потому, что способности людей различны, одни взяли себе больше, чем другие.
Нормально ли это? Совершенно нормально. Надо ли приходить в ярость? Отнюдь. Но люди до этого не додумываются:
они возмущаются, бунтуют, так как позволяют другим увлечь себя. А ведь дело здесь в том, что надо понять, изучить, уяснить себе. Если и после этого окажутся причины кричать и бунтовать, ладно, пусть уж так поступают,
но прежде надо, чтобы все вопросы были выяснены.

Чем бы люди ни владели, это нормально, это справедливо. Вы скажете: "Да, но у них есть все это, потому что они грабили, убивали". Ну что ж, я знаю: человеку свойственна некая извечная склонность, побуждающая его удовлетворять
свои вожделения. Со временем он нашел, что необходимы известные моральные правила, но не потому, что он и впрямь пожелал стать нравственным, просто это было выгодней: если грабеж и убийство запрещены, то человек чувствует себя в большей безопасности. Но это "моральное" состояние еще далеко от совершенства, люди все равно пытаются хоть немножко воровать, тащить, присваивать чужое добро, и пусть это не всегда совершается в физическом плане (ведь здесь ты рискуешь тем, что тебя могут схватить и посадить в кутузку), зато происходит сплошь и рядом в других планах,
где этого не видно: мы воруем чужие мысли, чужие чувства. Как видите, проявляются все те же инстинкты -
причем все сильней и сильней, - только в других, более субтильных областях.

Впрочем, нынче все об этом знают: всем известно о существовании, например, промышленного шпионажа с целью похищения секретов производства товаров или приборов. Это те же самые инстинкты, побуждающие захватывать, господствовать, - избавиться от них невозможно. И если не знаешь, как их преобразить, как сублимировать, когда
они не находят себе выхода в физическом плане, то они устремляются в ментальный или в астральный планы.
Те же преступления совершаются там, но в другой форме, невидимо. Пока не вмешается Наука Посвящения, чтобы придать инстинктам духовное направление, эти силы постоянно будут пытаться проявить себя. Что и говорить, амбиции, чувственность, гнев - это чудовищные силы, требующие выхода. Желание иметь все больше и больше, вступать в состязание - вполне нормально. А когда же оно становится ненормальным? Наш организм говорит нам об этом так ясно, что ни один философ не сумеет возразить. Если я выскажу свое мнение, все могут тут же воспротивиться: "Нет, по-моему, это не так. По-моему..." и возражениям не будет конца. Так что я не выскажу своего мнения, а приведу мнение природы человеческой: как она решила эту проблему за нас. Это не мое личное мнение, и вам придется с этим согласиться.

Итак, дозволено ли копить богатства? Разумеется. Что делает желудок, когда вы даете ему пищу? Он бросается на нее, чтобы взять все, что ему необходимо, а остальное отправляет дальше, он это не хранит. Но даже то, что он сохраняет,
он использует не только для себя самого, он над этим работает, а затем распределяет во всем теле. Себе желудок сохраняет лишь то, что ему нужно на несколько часов; пройдет несколько часов, он снова испытывает потребность поесть и снова ест. Вот таким образом у человека поддерживается хорошее здоровье: он разговаривает, ходит, работает, поет... А теперь предположим, что желудок скажет: "Отныне я все приберегу для себя! Они все такие дурни и недостойны того, чтобы я продолжал им что-то давать? Может случиться голод, никогда не знаешь, что тебе готовит будущее,
а у меня есть потомство, я должен обеспечить ему пропитание". Тогда он примется копить, и вот, извольте, болезнь:
а все потому, что уже нет уважения к закону товарищества, братства. Болезнь называют опухолью, раком, чем угодно...
И то же самое верно для легких, для головы и т.д.

Мы, люди, подобны клеткам единого тела, в вашем организме клеток даже больше, чем людей на земле, - только в одном мозгу миллиарды клеток! И как же получается, что все клетки нашего тела ухитряются жить вместе по-братски, счастливо, а люди настолько глупы, что не могут осуществить братство на земле, не могут объединиться, отказаться от границ?.. Если бы они сумели осуществить всемирное братство, наступило бы такое процветание, что и у государств,
и у отдельных людей исчезла бы потребность копить богатства, охранять их и защищать, потому что всегда было бы всё для всех.

Если нынче люди думают лишь о том, чтобы накопить как можно больше, то причина здесь в том, что они запутались
в безвыходной ситуации, заставляющей их постоянно опасаться каких-то катастроф, от которых надо себя уберечь.
В других условиях ни у кого не возникла бы потребность копить, все могли бы пользоваться всем, что душе угодно,
даже транспортные средства были бы бесплатными. Люди продолжали бы работать, чтобы не опуститься, но работали бы безплатно. Да, безплатно, ведь так чудесно, когда окружающие награждают тебя за работу благодарностью, улыбками, любовью. Что деньги по сравнению с этим! При философской системе, определяющей сегодняшнюю жизнь людей,
никогда не будет подлинного улучшения: даже если изменить все политические режимы, все равно останутся
тупицы и убийцы, аналогичные трагедии и будет проливаться кровь.

Итак, дорогие мои братья и сестры, вы видите, я защищаю богатство - оно необходимо. Однако я никогда не искал его
в физическом плане, потому что в физическом плане оно обуза: надо постоянно думать о нем, чтобы его сберечь,
отсюда неуверенность, тревога. Богатство иметь неплохо, но оно не оставит вам ни минуты покоя. А если вы к тому же человек слабый, чувственный, мстительный, оно открывает дверь для всех эксцессов, и вскоре вы будете совсем разорены нравственно, а, возможно, и физически. Богатство иметь неплохо, но, чтобы использовать его для чего-то хорошего,
надо быть по-настоящему сильным человеком. И бедность я бы тоже не рекомендовал вам - тогда вы будете постоянно
в униженном положении, в подчинении у других, и не сумеете осуществить свои заветные желания. В этом тоже нет ничего хорошего. Поверьте, если бы Франциск Ассизский появился снова в наше время, не нашлось бы и двух человек, пожелавших последовать за ним. Времена теперь другие, все переменилось. В эпоху Франциска люди могли жить мыслями о божественном мире, о вечной жизни, теперь же они настолько погружены в материю, в поиски удобств, легкой жизни,
что вы можете сколько угодно толковать им о Небе, вы останетесь в одиночестве.

В прошлом бедняки легко мирились с богатством других. Тогда в душе у народа коренилось прочное убеждение, что,
если Бог кому-то дал богатство, стало быть, человек его заслужил, и говорить тут не о чем; подобно уму или красоте, богатство воспринималось как дар, который не должно оспаривать у того, кто им обладает. Однако теперь стоит
кому-то заиметь что-то лишнее, вот уж соседи злобствуют: "Эге, почему это он имеет, а не я?" И любое ничтожество, любая бездарь предъявляет свои претензии. Да, такова наша эпоха, потому и видим мы, что действительно достойные люди живут в лишениях, тогда как всякие ничтожества купаются в роскоши.

Бедность, однако, сущее благословение для людей мудрых, знающих, как надо ее понимать: они эволюционируют,
они движутся вперед, к Богу. Между тем как другие, кому путь к Богу безразличен, жаждут все получить здесь, и, поскольку все их желания сосредоточены на земном, на материальной собственности, нет конца спорам, дракам, преступлениям. Мудрец не пойдет делать революцию из-за того, что он не богат, но скажет: «О, если бы люди знали о моих богатствах!
Я богаче Креза и Мидаса – все, к чему я прикасаюсь, превращается в золото». Но другие бедняки, не знающие,
как обогащаться духовно, затевают драки только ради приобретения материальных благ.

Впрочем, не поймите мои слова в том смысле, что я защищаю право хозяина эксплуатировать рабочих: нет, люди, эксплуатирующие других, тоже поступают неразумно. Посмотрите на клетки: ни одна из них не эксплуатирует другую, напротив, все стараются друг другу помогать. Когда один орган выходит из строя, другой поддерживает его,
чтобы восстановить равновесие. В этой области наблюдались поразительные явления.

Наверно, то, что я вам сейчас говорю, вам не вполне понятно – и за полтора часа невозможно обстоятельно заставить вас над этим задуматься.

Для меня истинное богатство находится в области души и духа, там я его ищу и, если заполучу это богатство,
у меня будет также богатство материальное, оно придет ко мне само. Конечно, пока мы на земле еще не видим подобного соответствия между миром внутренним и миром внешним. Однако таков космический закон: внутреннему богатству должно соответствовать богатство внешнее, и внутренней бедности должна соответствовать бедность внешняя.
Так происходит в природе: животные, растения, минералы, богатые свойствами химическими, питательными,
лечебными и т.д., богаты также и внешне, по фактуре, по формам, по краскам…. Но люди, злоупотребляя своей свободой, извратили естественный порядок. Вот почему все те, кто наиболее богат внутренне, богат терпением, любовью, умом, великодушием, чистотой, внешне часто наиболее беден. А все, кто внутренне наиболее беден, беден достоинствами и добродетелями, - те наиболее богаты внешне.

Истинность этого закона в нашей жизни проявляется на лице и на теле некоторых людей. Каждая возвышенная, светоносная мысль, каждое гармоничное чувство создают соответствующие им геометрически правильные формы.
А каждая мрачная мысль, каждая неистовая страсть порождают формы хаотические, неправильные. Вот почему люди, обладающие умом! любовью, чистотой, будут притягивать к себе золото, драгоценные камни и все великолепное, что есть среди сотворенного. Таков универсальный закон. Другие же, внутренне бедные, грязные и разболтанные, притянут к себе соответствующие им условия. Это также закон. Вы скажете: "О, это утешительно!" На самом деле над этим не стоит даже задумываться: надо работать, чтобы приобрести богатства духовные и иметь возможность помогать людям, лечить их, утешать, направлять. Все прочие богатства - обуза.

Вспомните о той нашей беседе, когда я вам говорил, что даже во всяческих наслаждениях, которым предается человек,
он, по сути, ищет Бога. Только он ищет Его в сточных канавах, вместо того, чтобы искать Его в истинном Источнике. Человек, любящий женщин и алкоголь, ищет Бога; любящий золото также ищет Бога, только опускается слишком низко, опускается в металл. Заблуждение людей состоит в том, что они ищут Бога в столь далеких от Него и странных формах,
и это задерживает их эволюцию. Они ищут золото, зная, что благодаря ему могут получить все. Они, конечно,
также знают - им об этом говорили, - что Бог есть полнота, но для них Он как-то слишком абстрактен, ведь Он невидим... С Богом мало чего добьешься, тогда как, имея золото, достаточно сказать: "Дайте мне вот это!" - и вам дают.
Стало быть, благодаря золоту, вы можете приказывать и заказывать, у вас будет все, чего вы пожелаете, вы будете счастливы и довольны жизнью... или недовольны, - об этом история умалчивает.

А вот что нам открыла Наука Посвящения: золото есть не что иное, как солнечный свет, сконденсированный в недрах земли в течение миллионов лет. У тех, кто ищет золото, есть смутное подсознательное ощущение, что это солнечный свет, и что он несет жизнь, несет любовь. Таким образом, люди, ищущие богатства, имеют оправдание. Но у тех, кто ищет его через свет, оправдание еще более веское. Ведь они отправляются искать напрямую то, что другие ищут обходными путями.

Человек инстинктивно ищет золото, чувствуя, что в нем заключено нечто божественное, некая потаенная квинтэссенция.
Однако Посвященные ищут не золото, они ищут свет, говоря себе: "Вместо того, чтобы искать золото, блуждая в подземельях, я пойду прямо к свету... Тогда он во мне сконденсируется и станет золотом, и я сам стану золотом".
Это гораздо лучше, чем держать золото в кармане или в шкафах. Вы скажете, что, мол, никогда не видели "золотого" Посвященного... Его золото внутри - это его свет, даже если свет этот вам не виден. "А что он может желать с таким золотом?" Боже мой, до чего же вы невежественны! Там, вверху, есть "магазины", и на это золото он купит мудрость, покой, радость. Тогда как другие - эти толстосумы со всеми их золотыми слитками плесневеют, гниют - они удручены, несчастны. А дело тут в том, что золота недостаточно для счастья. Надеюсь, вы меня поняли?.. Есть многое, чего мы не знаем и что надо стремиться узнать, причем не только узнать, но и жить так, чтобы мы могли это приобрести.
Это большая наука. Вы скажете - бредни. Да, бредни, но они осуществляются!

А хотите знать, как Посвященные распоряжаются этим золотом? Когда кто-то болен, это означает, что он в чем-то провинился и должен за это расплатиться. Но я говорю небесным существам: "Я этого человека люблю, потому что он сделал доброе дело для Братства. Сколько надо заплатить?" Я плачу - и этот человек немедленно выздоравливает. Да, да, это сущая правда - таким золотом можно уплатить за кого-то, и он будет здоров. Итак, дорогие мои братья и сестры, искать богатство - дело хорошее, но надо искать его там, где оно находится в действительности - в его квинтэссенции,
а не там, где оно кристаллизовалось, стало тяжелым и почти бесполезным, ибо не может вам дать самое существенное. Если бы вам пришлось тащить все ваши сейфы через пустыню, вы очень скоро сказали бы себе: "Ах, Боже ты мой, если бы кто-нибудь принес мне стакан воды, я бы отдал ему все эти сейфы!" Но так как никто не придет, вы умрете от жажды
со всем вашим золотом. А вот было бы у вас то - другое золото, вы бы налились, утолили жажду и не погибли бы.

Свет - единственный выход, единственное решение. Иного нет, стало быть, надо людей просвещать, чтобы у них
когда-нибудь пропало желание копить. Когда все человечество станет единой семьей, когда исчезнут границы, исчезнет и это желание, и на земле не станет несправедливости. Таково решение вопроса: всемирное братство, как в нашем организме. Теперь же, со всеми нынешними войнами, организм мира болен, и надо его чистить, потому что он страдает от запора,
от колик, от всевозможных болезней, а главное - от рака. Да, ведь рак есть не что иное, как плод распространенной
ныне философии, которая называется насилием, анархией.

Пока у людей есть потребности, которые они не способны контролировать, ничего не поделаешь, проблема богатства решена не будет.Даже коммунизм ничего здесь не наладит. Идеи - дело хорошее, но пока люди не стряхнут с себя ветхого Адама, чтобы жить божественной жизнью, самые прекрасные идеи будут извращаться. Посмотрите, каким стало христианство: как оно выродилось, насколько погрязло в материи. Пока люди будут слишком погружены в материю, как ни старайся повести их дальше - к новым горизонтам, ничего не получится, они не сдвинутся с места.

Бонфен, 11 июля 1968 года.

2.

Вопрос распределения богатств волнует очень многих. Людям трудно примириться с тем, что одни богатые,
а другие бедные. Но так уж устроен мир, в природе царит неравенство - у одних бедность, у других богатство. Почему люди воображают, что все должны быть равны? Это привело бы к стагнации, исчезло бы движение, прекратилась бы эволюция, потому что исчезло бы соперничество. А разве Бог не богат? Богат. Он даже самое богатое существо во вселенной,
и коммунисты, вероятно, сильно горюют, что не могут Его ограбить: наверно, они считают Его капиталистом и поэтому Его упразднили!

В проблеме богатства действительно есть нечто такое, что надо прояснить. Люди терзаются, они несчастны,
они убивают один другого, чтобы изменить положение, но им никогда это не удастся, потому что природа поддерживает неравенство. Так от чего же надо проливать слезы о ленивых, неспособных, невежественных? Если из великодушия им надо что-то давать – то это другой вопрос. Но давать глупцу и невежде ровно столько, сколько человеку большого таланта и больших знании, попросту несправедливо. Допускаю, что капиталисты непорядочны, но коммунисты несправедливы.
А несправедливый и непорядочный... один другого стоят - между теми и другими разница невелика.

Надо, чтобы было больше света - в этом суть. Будет намного больше света и любви, и тогда все наладится.
Но не вздумайте рассчитывать на силу, на насилие. Единственное средство образумить людей - это помочь им понять, сколько бед может повлечь за собой нечестный поступок, злоупотребление, а затем научить их делать хоть немножко добра для других и получать от этого удовольствие. Иначе при любом политическом режиме нам никогда не удастся улучшить общество.

Идет ли речь о богатстве, о власти, о знаниях, - людям не запретишь соревноваться. Зачем мешать тем, кто хочет разбогатеть? Пусть разбогатеть не в материальном смысле, но, по крайней мере, духовно: приобрести больше достоинств, больше добродетелей... Я, например, считаю себя богачом. И что же, надо на меня рычать и идти меня убивать за то,
что я богат? Конечно, мое богатство не того рода, что у банкиров, но я чувствую себя богатым и прежде всего богатым
в том, что касается понимания. Я понимаю положение других людей, понимаю их трудности, их слабости, и для всего этого нахожу объяснения даже лучше, чем они сами. "Тогда, - скажете вы, - почему вы вечно их тормошите и требуете от них каких-то усилий?" О, это делается из педагогических, воспитательных соображений, чтобы заставить их прогрессировать. Но на самом деле я понимаю их трудности, их несчастья. Потому что я изведал все их ситуации - невидимый мир соизволил познакомить меня с ними, чтобы я мог их понимать. И если кто-то говорит: "Ах, месье, я не ел три дня!"- я не отвечу ему: "А ты крепись, мой друг, крепись!" и не уйду, ничего ему не дав. Да, я прошел через все виды лишений, болезней, оскорблений, унижений. Невидимый мир дал мне хорошую подготовку для того, чтобы я теперь понимал любого человека,
любое его положение. Только я как воспитатель не показываю этого - я настаиваю, требую.

Что до меня, я бы никому не мешал искать богатство. Я лишь указываю тем, кто его ищет, как не упасть под этим невыносимым бременем: сколько забот, опасений, тревог, подозрений! Ибо тот, у кот нет света, к этому обязательно приходит. Итак, богатым быть надо, но, не становясь жертвой всех отрицательных состояний, неизменно сопутствующих тому, кто изберет эту дорогу. Надо быть богатым, но не за счет соседа, а, главное, надо уметь пускать богатство в кругооборот и радоваться тому, что к нему становятся причастны другие люди. Почему я, например, не держу при себе то, чему научился? Все мои знания, весь мой опыт я раздаю, потому что это мне доставляет счастье. Если же я буду все это хранить, то накинутся мыши, нападет плесень, не останется и зернышка. Вот я и тороплюсь посеять все свои зерна.
Если бы богачи могли поступать так же хотя бы с физическим богатством и сказать себе: "У меня есть то-то и то-то... дайка я часть раздам", какими бы они стали благородными, достойными и счастливыми людьми! Да, давать - это тоже один из способов эволюционировать. Но привычка давать встречается редко. Многие, имея миллиарды, хранят их только
для себя и вдобавок несчастны! Таких людей надо научить делиться своим богатством, но никому не следует мешать
стать богатым. Во всяком случае, помните, что я высказал вам пророчество, которое непременно сбудется. Поскольку существует закон соответствия, согласно которому внутреннее богатство должно повлечь за собой богатство внешнее, то человек, обладающий внутри в душе. Драгоценными камнями, высокими добродетелями, станет когда-нибудь владельцем тех же драгоценных камней и внешне: у него будут рубины, бирюза, топазы, яшма, алмазы, сапфиры... Если пока этого
не происходит, то причина в том, что поистине внутренне богатым людям несвойственна алчность, а другие - корыстные, торопятся все захватить. Тому, кто занят самосовершенствованием или общением с Небом, уже ничего не остается.
Когда я был совсем юным, мне случилось прочитать стихотворение Шиллера, которое меня восхитило. Мир только возник,
и Бог распределял своим созданиям все сотворенное: леса, озера, луга, реки, горы... И вот, является к нему поэт со своей лирой. - "Боже, - говорит он, - а для меня что-нибудь осталось?" - "Но, старина, - говорит Бог, - все уже распределено, ничего не осталось. Где же ты был все это время?" - "Ах, я сидел там, внизу, под деревом, созерцал Небо и пел Тебе хвалу".
- "Тогда, - сказал Бог, - тебе достанется всё Небо". И это верно: для истинного поэта открыты врата небесные.
Прочие люди владеют всем остальным, но он богаче всех, так как ему принадлежит Небо.

Да, богатство - это проблема, оно всегда было для людей поводом ссориться, убивать один другого. Так бывает везде, даже в семьях, сколько трагедий возникает из-за наследства! Всегда верх одерживает алчность, вот почему человечество никак не выберется из своих бед. Причина всех войн - желание иметь больше, чем уже имеешь.
Стимул один - пойти захватить что-нибудь у соседа: деньги или землю. Если бы люди научились быть щедрыми,
то все бы наладилось. Да, надо быть богатыми и раздавать богатство. Нет существа более богатого, чем Бог.
И представляет Его - Солнце. Солнце настолько богато, что прямо трещит, и оно постоянно раздает свои богатства, чтобы не лопнуть. Почему бы нам не подражать ему? Проблема будет решена - не станет капиталистов,
не станет коммунистов, везде будут лишь дети Бога, восхищающиеся друг другом.

Бонфен, 19 июля 1968 года.

3.

Некоторые .философы", хотели бы уничтожить в человеке тягу к богатству. Это невозможно, это им никогда не удастся, потому что сама природа заложила в человека желание обогащаться - если не в физическом плане, то в плане эмоций
или в плане интеллектуальном. В любой области человеком движет желание обогащаться в той или иной форме.
Положение здесь то же, что и со склонностью воевать: эту склонность тоже никогда не искоренить, ибо это инстинкт, который природа также поощряет и питает. Если природа снабдила человека головой, то не для того, чтобы уничтожить его инстинкты, а для того, чтобы их разумно направлять и использовать - только и всего.

В обществе почти все преимущества основаны на богатстве: престиж, могущество, влияние, власть... Людей богатых, даже когда они непорядочные, лучше встречают, больше уважают. Даже у вождя какого-нибудь племени дикарей непременно есть чего-то больше или что-то лучшее, чем у других: несколько перьев, статуэток, маленьких горшочков... Инстинкт превосходить других заложен в человеке самой природой. Но когда нет головы, человек впадает в крайности, совершает несправедливости, преступает законы. А если голова на месте, то есть, если человек благоразумен и правильно рассуждает, все прочее развивается нормально: даже инстинкт приобретения собственности и превосходства над другими, даже инстинкт агрессивности, даже половой инстинкт... Ибо все это те силы и стремления, которые ведут человечество вперед.

Конечно, пока люди недостаточно развиты, они не умеют разбираться в самих себе, чтобы анализировать, дозировать и направлять свои инстинкты. История дает нам немало подобных примеров во всех областях. Что до меня, я не призываю к подавлению инстинктов - это означало бы уничтожение стимулов: тогда жизнь остановится, и не будет никакого прогресса. Многие советуют: "Искореним такой-то порок, уничтожим такую-то наклонность..." О нет, таким манером ничто не наладится, потому что природа непрестанно создает все новых индивидуумов, обладающих теми же наклонностями. Намерение что-то искоренить - заранее обречено на неудачу. Люди уничтожают комаров и змей,
но на следующий год природа снова их порождает. Вот почему старая педагогика не принесла желанных результатов:
в ее применении не было мудрости. А мудрость состоит в том, чтобы признать разум природы, преклониться перед нею
и таким образом прийти к пониманию ее проектов и соображений.

Если мы спросим у природы о ее замыслах, она нам скажет: "А как вы строите корабль? В нем есть машины,
но разве машины обладают разумом? Нет, они двигают корабль и прекраснейшим образом могут толкнуть его на скалы,
на айсберг или на другие корабли, и тогда - кораблекрушение". - "Да, но на корабле есть капитан, он за всем следит,
он разумен, он направляет". - "Вот и я, когда создавала человека, снабдила его машинами, которые его двигают,
изрыгают огонь, но я также дала ему капитана. Да вот капитан где-то вздремнул или же напился - обо всем позабыл,
и корабль поплыл по воле волн!" - "О, как это просто! А я-то хотел остановить машины!" - "Э нет, пусть эти машины рокочут, вы лучше разбудите капитана, этого дурачину, что это он вздумал!" Машины внизу - в трюме, в недрах корабля,
а наверху - в голове поместили капитана: пользуясь глазами, ушами, ртом, он наблюдает, слушает, отдает приказания. Почему, например, голову не поместили между ногами или под подошвами? Фигурально выражаясь, на самом деле она весьма часто оказывается там. Анархисты, не желающие рассуждать, отдают всю власть машинам, а голову забывают. Говорите им о благоразумии, о порядке, о разуме и увидите, что они ответят! Они за грубую, слепую силу. Конечно,
Марс будет существовать всегда, а значит, человек всегда будет испытывать потребность драться и одерживать победы. Изменятся цели и средства, но сама потребность, наклонность не исчезнет. Мы имеем право объявить войну всему миру,
но только войну при помощи любви и света. Придет день, когда люди перестанут воевать. Вы скажете:
"Но это же противоречие!" Вовсе нет, просто в будущем исчезнут такие войны, какие они сегодня:
в их столь разрушительной форме. Люди поймут, насколько это разорительно, и перестанут уничтожать друг друга. Но так как воинственный инстинкт останется - сам Космический Разум не желает, чтобы он исчез,
люди и тогда будут воевать, но в других формах, и победитель, вместо того, чтобы убивать других, напротив,
наделит их жизнью, богатством, светом, любовью. И это будет так чудесно! Да, битвы будут всегда,
но какие прекрасные!.. Битвы, подобные "битвам" звезд и солнц, которые неустанно обмениваются стрелами света.

Я изучал Священные Книги всех религий и нашел там образы благородных, чистых, светозарных существ,
но ни одно из них не может сравниться с солнцем по изобилию света, любви, щедрости, совершенства.
Солнце на земле единственное являет величие Бога, и его я хочу взять образцом. Всех прочих я люблю и почитаю,
но нахожу, что они в чем-то ограничены. Если люди не перестают быть слабыми, тусклыми, унылыми и сварливыми, то только потому, что они не имеют идеалом нечто бесконечное. Их идеал - быть как их дядюшка или сосед,
или такой-то политический деятель, или такой-то там архи миллиардер! Хороши образцы! Полюбуйтесь на них
вместе с их болезнями и неурядицами! Тогда как с солнцем ничто не может сравниться, и - думайте, что хотите,
- я взял его себе за образец. Вы скажете: "Да, но ведь невозможно стать таким, как солнце!" Разумеется,
и я это знаю не хуже вас, но это не имеет значения. Если вы примете для себя за образец солнце, то постепенно
в вашем интеллекте появится свой свет, в вашем сердце - свое тепло, у вашего духа - свое могущество.
А главное, вы, подобно солнцу, будете беспрерывно все раздавать, раздавать... У людей же обычное поведение - брать,
так их воспитали, и вся современная культура живет под знаком "брать". Только это слово и понятно.

Однажды некий крестьянин упал в колодец... Проходивший мимо человек услышал, что зовут на помощь. Он подошел, увидел беднягу и сказал: "Дай мне твою руку!" Услышав слово "дай", крестьянин вмиг опустил руку, которую было протянул, - нет, он предпочел остаться в колодце. Когда прохожий понял, что имеет дело с закоренелым скрягой, не желающим
и слышать о том, чтобы что-то дать, он сказал: "Возьми мою руку". - "Ах, возьми!"... Тотчас крестьянин схватил
его руку и был спасен. Слово "возьми" ему нравилось, но слово "дай" было противно. И если бы один он был такой!
Где бы ни находились люди, они всюду высматривают, что там можно взять. Они учатся, работают, женятся, встречаются ради того, чтобы взять, их ум постоянно устремлен в этом направлении. Вот почему, где ни ступит его нога, человек уже не излучает ни света, ни тепла, ни жизни - он думает лишь о том, чтобы взять.

Даже в любви, когда мужчина и женщина стремятся друг к другу, каждый озабочен лишь тем, чтобы взять:
мужчина хочет высосать жизнь из женщины, и она желает того же по отношению к нему. Такой паре лучше разойтись - ведь они преступают закон любви. Вы скажете: "Но ведь они были вместе, они были дружной парой". Да, но
целью у каждого было взять, каждый думал только о том, чтобы что-то позаимствовать у партнера, почерпнуть у него; причем безжалостно, безсовестно. Нет, чтобы вложить в душу и сердце другого что-то хорошее, порыв к добру,
жизненную силу, вдохновение, помочь ему пробудиться и эволюционировать, - где там! - изо дня в день у тебя заимствуют, берут, тебя едят, пьют. По причине подобного менталитета и приходит в упадок весь наш мир.

Ни одна школа не учит людей давать, кроме Школы солнца. Все планеты берут. Только солнце дает, потому и надо учиться в его Школе. Оно поистине умеет давать - как же его не любить? Всех, кто умеет давать что-то хорошее,
мы любим, мы тянемся к ним. Тогда как те, кто берет... через какое-то время начинаешь от них спасаться.
Почему некоторые воображают, что они смогут вечно обирать других? Очень скоро те это заметят и покинут их.
Вы же должны развивать в себе наклонность давать.

Бонфен. 12 июля 1968 года.

4.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.