Сделай Сам Свою Работу на 5

III. Молодежь и революция.





1.

Беседы в этой главе вызваны событиями мая 1968 года, см. "Законы космической нравственности т. ХП. главы I - VII."

В нынешнее время молодежь проводит несколько лет в Университете, она учится, много читает, и это замечательно! Однако образование все больше и больше дается за счет воспитания, и молодежь эта не учится развивать характер,
не знает, как себя вести, и в нравственном отношении просто плывет по течению. Интеллектуальные знания
не затрагивают глубин человека, остаются на поверхности, и с каким удовольствием студенты сразу же забывают все то, что выучили! Они учились только ради диплома, который даст им материальные блага, власть, престиж...
Эти знания нисколько их не преображают.

Между тем молодежь должна требовать, чтобы ее учили нравственному преображению. И здесь ей будут указаны методы, упражнения - ведь чтобы совершилось преображение, необходимо вмешательство некоего нового элемента.
Ничто внешнее не способно по-настоящему преобразить человека. Можете прочесть все Священные Книги, всю Библию, Коран, но если вы не прибавите к ним внутренний, духовный элемент, вы никогда не преобразитесь. Преображение совершается исключительно нами самими, - нашим участием, нашей волей, нашей решимостью, нашим желанием.
Эти силы и пробуждают все способности и возможности, заложенные в нас Богом с момента сотворения мира.



Ныне образование распространено повсеместно, даже у самых примитивных народов, и это хорошо, однако нельзя
не заметить, что образование сопровождается волнениями и мятежами. Да, стоит народу приобщиться к образованию,
как он восстает... Как же получается, что знания, интеллектуальное развитие, - хотя они, бесспорно, есть благо, - становятся причиной стольких войн и бедствий? В действительности, причиной являются не сами знания, а характер
этих знаний. Когда людям открывают глаза, первое, что они начинают видеть, это социальная несправедливость: одни богаты и могущественны, тогда как сами они бедны и бессильны. И тут, понятно, в них просыпаются зависть и возмущение. Они начинают желать всевозможных благ, которых прежде никогда не желали, и, не зная, как их получить, берутся за дело самым простым способом: насилием. Вот так образование приводит к пробуждению всяческих вожделений. Вы скажете: "Но тогда выходит, что надо держать людей в невежестве и в темноте?" О нет, я не защищаю невежество, но также
и не одобряю знания, пробуждающие только низменную сторону человека.



Но оставим в стороне примитивные народы, которым несут образование, и займемся народами цивилизованными.
Что мы у них видим, причем все в большей степени? Претендуя на высокую интеллектуальность, большинство дает
увлечь себя в пропасть. Им неведомо, как устроен человек, они полагают, что имеют все права и что им все дозволено...
О да. но лишь до того момента, когда они дадут в себе волю столь негативным силам, что будут ими увлечены и уничтожены, уже не имея возможности спастись. Они устремляются к опасности со смелостью чрезвычайной, преспокойно объясняя вам, что именно там - в бездне, они испытывают самые сильные ощущения, что распад
и поражение приводят их в экстаз. Вот так они представляют свое поведение: они сознательно стремятся к бездне.
Эта новая, весьма своеобразная волна безумия накатывает ныне на все человечество. Спрашиваешь себя,
не следует ли произвести медицинское обследование некоторых субъектов.

Опасней всего то, что они других увлекают на этот путь и, поскольку ни власти, ни правосудие не собираются
их тревожить, они могут свободно учинять любые беспорядки и привести тысячи людей к гибели. Но, Боже праведный, можно ли пускаться в подобные авантюры с таким спокойствием? Надо же иметь хоть чуточку страха. О нет, какой
там страх! С широко открытыми глазами они шагают к бездне. И это величайшая опасность, которой сегодня подвергается все человечество. Войны, болезни менее страшны ему, чем это ложное философское течение,
которое погубит нас вернее всех вместе взятых эпидемий, голода и войн.



Если я стану развивать свои взгляды перед молодежью, она и слушать не захочет и даже зачислит меня в класс буржуа... (Правда, я до сих пор еще ос понял, что это значит быть буржуа и почему они так ненавистны молодежи!.. Хоть бы кто-нибудь объяснил мне...) Стало быть, молодежь не пожелает понять, что моя философия основана на знании вселенной,
на законах, которые управляют ею и, следовательно, человеком. Недостаточно рассуждать, пусть и красноречиво,
с убежденностью, о том, что все имеет смысл, что для каждой идеи есть в мире свое место. Нет, нельзя позволять себе пробовать что попало, возбуждать какое попало движение - все это повлечет вполне определенные последствия.

Мы не отделены от природы, мы ее часть, мы живем и дышим в ней, зависим от нее: она может на нас влиять, и мы также можем влиять на нее. Вот почему не пристало нам вести себя как попало, мы должны следить за собой, контролировать себя, вступать в общение с этим великим Целым, а не стремиться его покорить или использовать.
Солнце, звезды, планеты движутся по законам, установленным Космическим Разумом, только человек позволяет себе нарушать порядок, равновесие и гармонию Целого. Вдобавок, он даже не признает, что это Целое более разумно, чем он. Нет, это он - царь, владыка, который подчинит мир своим прихотям!

Посмотрите хотя бы, что творится в области искусства: здесь все противоестественно. И это называется абстрактным искусством! Я отнюдь не противник абстракций, но разве так уж необходимо изображать людей или пейзажи в абстрактной манере: какие-то причудливые линии, где ничего не узнать, где все как бы возвращается в хаос? Между тем жизнь нам дает столько примеров, показывающих, как все должно происходить. Вы строите дом...
Что мы видим вначале? Груды железа, доски, кирпичи, цемент, песок... Мало-помалу появляется фундамент, стены...
Потом в какой-то день мы видим дом с раскрашенными ставнями, с занавесками, с цветами на окнах и т.д.
Вначале был хаос, а в конце - завершенное, эстетичное произведение. Или вы готовите какое-то кушанье: сперва все лежит грудой на столе и имеет совершенно неаппетитный вид, а когда вы вынимаете из духовки хорошо испеченное кушанье,
и добавляете еще немножко украшений - какое чудесное зрелище! А человек... Ведь он сперва всего лишь капля жидкости,
но затем, постепенно, что-то формируется, и в один прекрасный день на свет является прелестное дитя!

Таков естественный процесс, и мы видим его везде в мире: из хаоса возникают порядок, красота, совершенство.
А в настоящее время происходит как раз обратное, особенно в искусстве: люди возвращаются к хаосу.
Смотришь на картину и спрашиваешь себя, что на ней изображено: человек, лошадь или лодка... Никакой дифференциации! Разум же природы работает, наоборот, в направлении дифференциации: вот клетка, она делится, и через несколько месяцев, глядишь, появляется человек во всем своем богатстве и сложности. Так должны ли мы теперь пойти по противоположному пути и стать одноклеточными? О нет, это было бы сокрушительным падением, но находятся такие художники:
люди малообразованные, не озаренные светом, которые желают нас увлечь, тогда как истинной целью должно быть совершенство, завершенность произведения.

Природа неустанно работает над завершением всего, что она начала, и она завершит человека, завершит животных, цветы, кристаллы... Но тем временем наши великие жрецы поэзии, живописи, музыки стремятся увести нас к хаосу:
кое-как собранные в строчку слова, где каждый находит тот смысл, какой ему угодно, странные звуки, которые слывут музыкой. Что же до живописи и скульптуры, здесь - асимметричные тела, непомерно удлиненные или утолщенные члены... Все это очень скверно даже с точки зрения магии, потому что люди, которые читают, слушают, смотрят эти "произведения искусства", отбрасываются к самым далеким и темным эпохам жизни на земле.

В Бытии сказано: "В начале сотворил Бог небо и землю; и земля была бесформенна и пуста, и тьма над бездною; и
Дух Божий носился над водами". Так вот, Дух Божий носился, чтобы все организовать. И теперь, раз уж мы вышли из хаоса, так не затем же, чтобы в него возвратиться. Надеюсь, это ясно?.. Так почему же, вместо того, чтобы предоставить место художникам, которые помогут наступлению Царства Божия, его предоставляют тем, кто разлагает и унижает человечество? И какой у них успех! Напишет кто-то бесстыдную книгу, так ее продают в миллионах экземпляров и переводят на все языки. Но у того, кто напишет что-то разумное, не находится и двух читателей, потому что весь мир охвачен безумием, жаждой все испытать, всего отведать, и это распространяется, как огонь по бикфордову шнуру.
Просто поразительно!

Ну что ж, пусть делают что хотят, а я буду придерживаться моей философии, прежде всего для себя самого,
и предоставляю остальным попробовать все системы, все самые невероятные теории. Только пусть знают, что
это кончится худо, потому что в такой обстановке, уже нет ни правил, ни законов, а значит, нет общества.
Вот почему мне грустно это видеть. Теряют головы не какие-то одиночки, рассеянные здесь и там. нет, безумие становится коллективным, охватывает огромные массы. Как же остановить его развитие? И никто не приходит нам на помощь, людям это безразлично. Но меня это волнует, судьба человечества глубоко меня волнует - это единственная моя забота, другой у меня нет, день и ночь я думаю только об этом: о судьбе человечества и о том, по какому пути нам идти.

Совершенно ясно, что учеба сбивает молодежь с толку, духовно убивает ее: вот почему молодежь не столь виновата, как думают. Это взрослые подают очень дурной пример. Молодые люди стали жертвами культуры, которой
они окружены, фильмов, которые они смотрят, книг и газет, которые читают, бесед и докладов, которые слушают.
Они формируются, обрабатываются, пропитываются невероятными теориями писателей, художников, политических деятелей, абсолютно не сознающих своей неизбежной ответственности. Это все люди взрослые, однако, они никогда
не думали о том, какую силу имеет устное и печатное слово или картина: как они могут сбить с пути, привести
в смятение публику. Ныне, если молодежь уже не желает кого-либо уважать, то в этом вина взрослых,
которые ее воспитывают и ею руководят, - они оказались не на уровне!.. И теперь им остается только одно:
видеть себя в молодежи, как в зеркале, и не гордиться своим обликом, а говорить себе: "Мы сделали этих детей такими, каковы они есть*... Усвоить урок и исправиться.

Я не хочу этим сказать, что полностью оправдываю молодежь. Что взрослые, что юные - все, на мой взгляд, одинаково хороши: им не хватает света, им надо учиться Науке Посвящения. Молодые не вправе выказывать неуважение взрослым. Много ли они знают о жизни? Доказали они чем-либо, что они какие-то исключительные существа, способные жить
куда лучше, чем их родители?.. Пока им есть чему учиться, пока они еще ничем себя не проявили, они должны вести
себя почтительно, должны продолжать учиться. А затем, когда успешно сдадут экзамены и станут способны
занять важные должности, ну что ж, тогда пусть меняют все, что им будет угодно!

Однажды Паганини давал концерт в Неаполе. Зал был полон, публика восторгалась его виртуозностью - вы же знаете, каким необыкновенным скрипачом он был. Только один молодой человек в публике не аплодировал, и сам Паганини,
играя, заметил на губах у юноши саркастическую усмешку. Артист так рассердился, что, когда весь зал ему рукоплескал
и вызывал на бис, он воскликнул: "Я не выйду на сцену, пока вы не приведете ко мне этого мальчишку!" Юношу привели,
и Паганини ему сказал: *Я хотел бы знать, молодой человек, почему вы не только не аплодируете, но еще и ухмыляетесь
с таким насмешливым видом. Мне это не нравится. Объяснитесь". "О, маэстро, - отвечал тот, - простите меня, никто
на свете не уважает вас больше, чем я. Я усмехаюсь от досады. До того, как я услышал вас, я считал себя великим музыкантом, потому что я сочиняю музыку, но с этого вечера для меня все кончено: теперь, услышав, как вы играете,
я избавился от иллюзий, я в отчаянии". - "А как тебя зовут?" - "Винченцо Беллини" (ставший затем знаменитым композитором). Гнев Паганини улетучился, он стал ободрять юношу, а потом даже помог ему стать великим музыкантом. Вот занятная история, не правда ли?

Бонфен, 6 июля 1968 года.

2.

Я не виню молодежь за то, что она идет в дурном направлении, но все же скажу, что она питается не столь уж замечательными идеями и примерами. Не следует стремиться к уничтожению всех традиций, в традициях есть немало доброго, они - результат опыта тысячелетий. Люди жили, искали, страдали, и путем догадок и страданий им удалось открыть некое количество правил, позволивших создать культуру и цивилизацию. Некоторые формы надо бы изменить,
с этим я согласен, но не следует желать разрушения всего, особенно когда не знаешь, чем можно все это заменить.
Разве я, например, уничтожаю традиции? О нет, я защищаю традиции, но только при условии их адаптации к нашей эпохе. Тогда как молодежь, у которой нет ни адекватного видения нынешней действительности, ни понимания того, какой ей следует быть, молодежь, действующая исключительно под влиянием импульсов, ринулась на штурм вслепую: с тенденцией изменений и разрушений, не помышляя о последствиях.

Молодежь желает совершить революцию, все перевернуть, но задала она себе вопрос: можно ли переворачивать все то, что вздумается, не существуют ли некие нерушимые законы, которые никому не дозволено преступать? Жизнь имеет
свои законы, их изучают химия, физика, биология и т.д., и хочешь ты этого или не хочешь, законы эти нельзя нарушать,
не то сам будешь уничтожен. Это верно и для нравственного мира: нравственный мир имеет законы, которые тоже
нельзя преступать под страхом подвергнуться уничтожению. Да, существуют незыблемые принципы, и стремиться
их ниспровергнуть - означает отдать себя во власть мрака и смерти.
Разумеется, молодежь приводит свои оправдания - она, мол, недовольна тем, что ей дали взрослые. И я ее понимаю, я тоже недоволен. Но все же я не стал бы на сторону молодежи, так как в ее требованиях, в ее провозглашении свободы делать все, что вздумается, нет ничего идеального, божественного. Свобода!.. О, конечно, все повторяют: "Свобода, Равенство, Братство". В действительности же может существовать только братство, ни равенства, ни свободы нет. Да, да, никакой свободы нет. Как можно говорить о свободе, когда все мы зависим от своих желаний, своих удовольствий, от своей семьи, условий жизни, и над всеми нами
властвует время? Один Бог свободен, и человек может быть свободен лишь тогда, когда отождествится с Ним, растворится в Нем. Вне Бога свободы нет! Распущенность есть, это да, так и поняли свободу: ничего и никого не уважать. Но опасность здесь в том, что и твой сосед поступает так же. Несправедливость, насилие дозволены не только вам,
другие отвечают тем же: вот чего бунтари не предвидят. Вам нравится насилие, хорошо, мне это понятно, у меня,
быть может, тоже есть какие-то схожие инстинкты, я, быть может, хотел бы испепелить весь мир... А почему бы нет? Но это недостаточное основание, чтобы так поступить.

Люди позволяют себе совершать насилие, а потом удивляются, когда другие отвечают тем же. А надо бы знать,
что всякое действие вызывает со стороны других людей действия того же свойства. Будьте с человеком великодушны,
и что-то в нем отреагирует тем же. Он скажет себе: "Ага. я тоже хочу ему показать, что я благороден, великодушен, щедр..." И начинается состязание подарков, улыбок, состязание в любви. И это великолепно! Так вот, люди этого
и не поняли: закона эха, закона ответного удара. Они говорят: "Уж я ему сверну шею!" Ну что ж, пусть попробуют,
но потом они увидят, что последует, и будут удивлены неизбежному ответному удару! Молодежь полагает, что она вправе поступать с другими, как ей заблагорассудится. Но если другие будут так же поступать с нею, она станет жаловаться: мол, так нельзя. Знайте же, что этот закон побудит другого человека действовать так же. Он не может поступить иначе, он должен ответить, потому что вы первым начали это движение.

Желать всех изничтожить и притом воображать, что не встретишь противодействия, - глупо, - так не бывает:
рано или поздно, закон обратится против вас. Если вы никого не уважаете, то никто не будет уважать вас. Не ждите
от людей уважения, коль сами не уважаете других. Желаете, чтобы вас уважали, - сперва сами проявите уважение.
Если есть на свете закон, который я проверил, так это закон эха! Всю жизнь я относился к другим людям с уважением,
и теперь вижу - закон этот действует: люди уважают меня; и я даже часто спрашиваю себя, почему! Да просто потому, что в течение всей своей жизни я уважал других людей. Наверняка я начал какое-то движение и теперь оно возвращается
ко мне. Молодежь полагает, что может преступать законы, вообразив, будто законы эти созданы только для взрослых.
Э нет! Очень часто за законами людей стоят законы природы. Например, все правила, касающиеся секса, молодежь считает устаревшими, непригодными, "буржуазными", "реакционными", как они выражаются. И они хотят их все уничтожить, чтобы дать выход инстинктам и страстям. Им невдомек, какие последствия это вызовет во всех областях. Возьмем
хотя бы область физического здоровья: стоило бы знать, что целые народы исчезли с лица земли из-за венерических болезней. И пусть не воображают, что успехи медицины, антибиотики и т.п. обеспечат им безопасность. Когда народ теряет голову, теряет контроль над собой и каждому позволено давать полную свободу своим страстям, своей сексуальности, то такой народ сам подписывает себе смертный приговор. Как-никак, у человечества есть опыт тысячелетий,
которым не стоит пренебрегать, и когда современная молодежь думает, что социальный порядок создан лишь затем, чтобы потакать богатым, а молодежь делать несчастной, то она заблуждается. Многие тысячи лет тому назад человечество поняло, что людям невозможно жить вместе, не установив определенные правила, и что никакая культура, никакая цивилизация не может выжить, не будучи основанной на законах. Иначе нас ждет возвращение в джунгли. Конечно, есть люди, нарушающие законы или обращающие их на пользу себе, но разве это основание, чтобы все уничтожить?
И если молодые люди предаются беспорядкам, бесчинствам, распутству, то они подобны детям, которые тайком от родителей съедают целую банку варенья. Тем хуже для них, они расстроят себе желудок! Мудрые люди давно это поняли: вот почему они дали нам правила воздержания, владения собой, благоразумия. Недавно мы везде видели надписи, призывавшие к бесчинствам и разврату:
"Жить без законов...", "Наслаждаться без пут...", "Люби сколько влезет...",
"Прежде всего - не повинуйтесь..."
Но это же мир кверху дном! Студенты рассуждают, спорят, настаивают, требуют,
но они не знают отдаленных последствий того, чего они требуют, чего хотят: они не думают о взаимосвязи событий. Только Посвященные действительно размышляют над возможными отдаленными последствиями мысли, слова, жеста.

Будь молодые люди более рассудительными, знай они, что в тот момент, когда они отвергают все правила, они себя ослабляют, ибо дают волю адским духам в самих себе, они бы, возможно, не требовали для себя всех этих свобод.
Таков закон: чем меньше вы контролируете свои мысли, желания, капризы, тем больше становитесь их рабом.
Вы говорите: надо, мол, удовлетворять все прихоти, возникающие у вас... Прекрасно, но это прямая дорога к рабству. Вы становитесь рабом самого себя или, вернее, весьма примитивных внутренних сил, которые вас сокрушат
и полностью поработят. Вы не можете быть царем в своем собственном царстве, пока себя не контролируете,
ибо тут вас подстерегают слабость, болезнь или безумие. Будь это не так, мудрецы уже давно советовали бы нам удовлетворять все наши вожделения. Но они знают, что это прямой путь в Ад - к саморазрушению.

Ныне, однако, это стало модой: разрушать. В университетах повыламывали двери, окна, изувечили статуи...
Молодежь все больше и больше входит во вкус разрушения, разрушая, она наслаждается. И даже сюда на днях пробрались какие-то шалопаи и сорвали все цветы, росшие на Скале. Какое воспитание дали этим детям их родители? Детей надо учить не уничтожать, а питать уважение ко всему - к живым существам, к растениям, к вещам. Вы скажете: "О, ведь было всего несколько цветочков". Да, но, начав с уничтожения цветов, они продолжат идти по этому пути, и в какой-то день разорвут сердца и души, убьют совесть, губя все, что есть божественного на земле.

Верно, что мы живем в таком обществе, где надо многое переделать. Но это не должно совершаться путем насилия. Подлинные изменения никогда не достигаются насилием, после него становится еще хуже. Так как же изменить общество? Нашим образом жизни. Изменяя вначале самих себя, можно изменить весь мир. Вот почему мы в Братстве работаем над тем, чтобы когда-нибудь дать конкретный пример лучшего общества. Мы хотим образовать горстку людей, полных решимости и сознательности, сильное ядро, которое докажет, что все человечество может стать единым братством, единой семьей. Итак, прежде всего мы должны работать над самими собой, чтобы подать замечательный пример и даже, если угодно, чтобы получить власть, но без насилия: исключительно благодаря величию, благородству, свету и красоте, которые будут излучаться нами.

Желание быть сильным и могущественным толкает к действиям слишком многих молодых людей, не осознающих,
что истинная сила заключается в них самих, в способности владеть собой, сдерживать себя, контролировать, проявлять себя людьми благородными, возвышенными, совершенными. Посвященные тоже хотят стать сильными и могущественными, но они-то постигли, в чем состоит истинное величие. Между тем как некоторые из молодых, предоставляя полную волю своим низменным наклонностям, надеясь обрести могущество в насилии и разрушении, на самом деле себя ослабляют
и становятся рабами своих инстинктов и пороков.

Поверьте, дорогие мои братья и сестры, я отнюдь не пристрастен. Я люблю молодежь, люблю и взрослых, и при этом полагаю, что виноваты и те и другие: взрослые, потому что не знают, как надо воспитывать молодежь, а главное,
как подавать ей добрый пример, а молодые - потому что хотят решить все проблемы бунтом и насилием, разрушая все,
что создали взрослые. И я советую молодежи и взрослым прийти учиться во Всемирное Белое Братство, потому что оно обладает философией, помогающей решить все проблемы - экономические, социальные, политические... и даже военные!

Бонфен, 10 июля 1968 года.

3.

Возьмем хотя бы эту историю с черными флагами. Я спрашивал у своих друзей (я, знаете ли, очень невежественен в том, что касается значения флагов), что означают черные флаги, и мне ответили, что они - символ анархии. Ах, вот оно что! Анархия! А анархия - это хорошо? Её что, едят?.. Или пьют? Кто мне объяснит?.. Вы скажете: "Боже, до чего же он невежественен, он даже не знает, что такое анархия!" А не знаю я, в сущности, вот что - как эти люди собираются жить, если все будет дезорганизовано или разрушено, если не будет ни законов, ни учреждений, ни правительства. На какой-то короткий срок можно тешиться разрушением всего, понимаю - это немалое удовольствие: ты гордишься собою и опьянен своей силой. Но надо все же подумать о том, как в подобных случаях будет протекать жизнь. Можно было бы,
конечно, жить в мире без правительства, без судебного ведомства, без полиции, но только при условии, что люди
будут воплощенными идеалами. Тогда, совершенно естественно, все вели бы себя так разумно и так замечательно,
что не потребовались бы ни правила поведения, ни их контроль, ни наказания. Но поскольку люди пока ещё очень далеки
от совершенства, есть необходимость, чтобы в обществе существовали какая-то организованность и контроль.

Нынешняя организация общества не идеальна - это бесспорно, но она является результатом многих тысяч лет опыта
и страданий и, разумеется, она гораздо лучше того, что было в некоторые минувшие эпохи. Но и впредь еще будет
немало поисков, исследований, изменений, пока человечество, наконец, не найдет тип идеального правительства,
идеального общества. Многие философы, начиная с Платона и его "Государства", занимались этим вопросом -
всех их я не стану перечислять, но до настоящего времени никому еще не удалось осуществить идеал общества,
и мир продолжает существовать на основе ряда более или менее прочных достижений. Вот почему теперь так много
всяких волнений и некоторые люди желают все перевернуть. Я тоже хочу перемен, вы это знаете, но таких перемен, которые принесли бы подлинные улучшения всем людям, о чем, к сожалению, пока еще нет и речи. Если кто-то думает,
что положение можно поправить, устраивая взрывы и вулканические катаклизмы, - это, поистине, глупость,
и я не советую моим друзьям отдавать свои голоса в поддержку этих анархистов или помогать им. Пусть делают,
что хотят, они сами расшибут себе головы.

Что в мире были и есть революционеры - это я понимаю: Ленин, Мао Цзэдун, Фидель Кастро и другие... Но эти люди,
по крайней мере, не все уничтожили. Вдобавок, с тех пор, как возникли революции, многое ли по-настоящему изменилось?
Все остается как прежде: все то же неравенство, только вместо одной фигуры, которая господствовала над людьми, выступает другая. Слегка изменились некоторые слова, некоторые лозунги, некоторые песни, но везде те же пороки,
тот же страх, та же коррупция, те же преступления.

Анархисты не способны что-либо построить. Революционеры - способны, но при условии, если они действительно выше других по уму и доброте и улучшают положение, а не делают его еще более невыносимым. Ибо история нас научила:
человек может стать палачом, подчинять себе и уничтожать других людей, но долго это продолжаться не может.
Таков закон: тиран своим поведением всегда побуждает к действию людей того же сорта и они его уничтожают.
Вы же знаете поговорку: кто сеет ветер, пожнет бурю.

Если бы эти, так называемые, революционеры были способны следить за собой, они бы заметили, что в минуты общественных потрясений весь их организм воспринимает резкие, хаотические вибрации: и это отсутствие совести
и уважения, это презрение к людям прочно записывается в их клетках. Однако они за собой не наблюдают,
и им неведомо, что Природа, у которой есть разум и память, готовит для них на будущее некоторые уроки.
Они женятся, у них будут дети, похожие на них, такие же неистовые и непочтительные, как они. Тогда они, в свой черед, станут жертвами и будут стенать от горя... Ну что ж, это справедливо.

Молодежь жаждет анархии? Хорошо, прекрасно, да только законы здесь грозны и неумолимы: анархия воцарится также и в них самих, и впоследствии их ждут подобные же действия со стороны их детей или окружающих людей.
И тогда они станут жаловаться: "О, какая несправедливость! Я не заслужил иметь таких детей!

Не заслужил? А сами-то, какими вы были в прошлом? В эту минуту они все поймут, но будет уже поздно.
Закон ответного удара в психическом мире существует так же, как в мире физическом. Но люди лишь тогда
начинают размышлять, когда последствия их действий обрушиваются на их же голову.

Если уж говорить о человеке, который подал всем нам поистине исключительный пример, я бы не стал его искать
среди великих Посвященных прошлого, а остановился бы на том, кого все вы знаете: на Сократе. Когда его приговорили
к смерти, ученики решили его спасти, устроив побег из тюрьмы, но он отказался, ответив, что добрый гражданин подчиняется законам своего города. У нас всегда в памяти пример этого человека, который ничего не написал,
но вот уже двадцать четыре века поражает всех - разумеется, благодаря своему ученику Платону: кстати, Платон
и ученик Платона Аристотель остались на вершинах философии: после них ни один философ не сумел по-настоящему
их превзойти. Но каким же необыкновенным человеком был Сократ! Лицом он напоминал сатира и признавал,
что такое лицо свойственно человеку порочному, каковым он, мол, действительно был, но затем перестал быть,
потому что сумел победить свои пороки. И поэтому, сами понимаете, его заслуга еще больше.

Впрочем, жизнь Сократа всем вам известна: как он женился на Ксантиппе (о которой я часто вам рассказывал), как гулял по улицам Афин и там - на улицах, на рынках учил философии, беседуя с согражданами и озадачивая их своими вопросами.
Он имел большой успех, но было также много людей, которым он был неудобен свой честностью и прямотой, и они стали
его врагами. Тогда, чтобы его погубить, они и выдумали, будто он развращает молодежь, и приговорили его выпить цикуту. Сократ, несомненно, мог бы избежать смерти, но он этого не захотел, и именно потому, что был убежден в своей невиновности, он так спокойно встретил приговор. И с каким мужеством и достоинством он прожил свои последние минуты! Вы, конечно, читали, как он попрощался с тюремщиком, объявившим ему, что настал час выпить яд, как спрашивал человека, принесшего ему чашу, что он должен делать, и как точно исполнил все, что тот ему сказал. А его беседа
с учениками перед смертью... Прошло столько веков, а смерть Сократа осталась чем-то уникальным в памяти людей.

Вы скажете: "Да, однако он был, наверное, ведом". Конечно, все мудрецы ведомы. Неужели мудреца, знающего истину
и чтящего божественные законы, оставит без попечения невидимый мир? Сократа всегда сопровождало некое существо, которое он называл своим "демоном" (но смысл этого греческого слова не имеет ничего общего с Дьяволом и Адом христианской религии). Этот "демон" был духом очень высокого ранга, он давал Сократу советы и им руководил.
У всех мудрецов есть подобные руководители, а у некоторых бывает их даже несколько.

Если бы молодежь желала учиться, она бы в самих себе отыскала все эти истины и законы, которые были открыты мудрецами много веков тому назад благодаря наблюдению за явлениями природы и сравнению с тем, что они замечали
в самих себе. Вывод, к которому пришли все мудрецы, гласит: жизнь основана на законах гармонии, бескорыстия, любви,
и если не чтить эти законы, то все разлагается. Так были открыты законы нравственности. И особенно мне нравится
в Сократе то, что он понял: самое существенное - это образ жизни. Он отличался от других философов
и софистов своего времени, утверждавших, что они постигли и физику, и метафизику и могут рассуждать обо всем.
Все учение Сократа было обращено к человеку: это он взял себе девизом знаменитую надпись на дельфийском храме:
"Познай самого себя". Такую же философию исповедуют все истинные Учителя. То, что хорошо для одного,
хорошо для всех: та же самая мораль, та же философская система с небольшими различиями в каких-то деталях, соответствующих месту и эпохе, но основные ее принципы остаются теми же.

Посвященные не приемлют анархию: они знают, что, прежде всего в них самих поселились бы болезнь, беспорядок, разрушение, и они погибли бы. Стоит открыть свое сердце зародышам расстройства, как в вашем естестве
принимаются бесчинствовать невидимые токи и силы. Разумеется, не сразу, а постепенно в вас все совершенно разладится. Даже здоровье зависит от подчинения этому универсальному закону.
Можно называть такой порядок синархией, иерархией или божественной монархией, суть не в этом. Стоит человеку начать устанавливать в себе
подобный порядок, и все успокаивается, уравновешивается, гармонизируется, хорошеет, светлеет, укрепляется, воскресает, и ты начинаешь вибрировать в унисон со всем космосом, с небесными сферами; становишься источником, светом,
чем-то лучезарным, полным жизни. Вот человек высшего порядка, идеальный человек, каким мы должны когда-нибудь стать, а не быть распахнутой дверью для всех вредоносных влияний, окружающих нас в виде анархистской философии
или идеологии. Будь то отдельный человек, семья, общество или целая страна, открываясь этим течениям, люди
себя разрушают: закон неумолим, и существенно важно придавать в своей жизни большое значение именно этому закону.

Блаженны те, кто это понял! У них есть все возможности пустить в ход безграничные силы своего естества и затем увидеть работу вечных сил, которые в нем действуют, освобождая его и преображая. И горстка вертопрахов, размахивающих черным флагом, желая разрушить общество, должна знать, что им ничего не удастся сделать. Общество надо улучшать, но улучшать своим примером, работой, самоотверженностью: тогда, раньше или позже, что-то обязательно изменится. Иначе мы никогда не добьемся подлинных изменений, так как во всех остальных случаях будет уместно сказать: "Чем больше это меняется, тем больше это все та же грязь". Без света никогда
не будет настоящих перемен. Нечего изобретать новые системы... мнимо революционные системы! Ничего
не надо изобретать, все решения уже найдены, их уже давным-давно нам дала Природа, надо только заново их открыть.

Бонфен, 16 июля 1968 года.

4.

Молодые хотят совершить революцию, уничтожить все традиции и, чтобы показать, на что они в этой области способны, они, говорят, отправились к Триумфальной арке украсить своими экскрементами Могилу неизвестного солдата. Вот как они умеют ценить человеческие жертвы, благодаря которым они теперь еще живы и свободны! Как подумаешь
о всех тех людях, которые работали для провозглашения хартии прав человека, которые сражались, отдали свои жизни ради того, чтобы человек был свободен и уважаем!.. А теперь эти молодчики хотели бы все это уничтожить! Не могу поверить, что находятся люди, готовые их оправдывать и поощрять! Верно, что молодежь могла бы изменить мир,
но лишь при условии, что она показала бы истинное превосходство: превосходство в поведении, превосходство в речах, превосходство понимания. Есть другие способы изменить мир, кроме того, чтобы гадить на Могиле Неизвестного солдата, пролившего свою кровь ради свободы Франции. Как можно это не признавать и не склонить голову?

Если бы молодежь действительно работала во имя величия человека, для удовлетворения его божественных Устремлений, а не только низших потребностей, удовлетворением коих занимаются люди уже многие тысячи лет, она явилась бы миру как новый пророк, и все человечество озарил бы рассвет новой жизни, новой цивилизации. Но молодежь своими действиями отвергает эту миссию, потому что она не просвещена и ее идеал сугубо прозаический. Если в перспективе маячит удовольствие, о, тогда дело пойдет, но всякое усилие ей ненавистно. Я не замечаю, чтобы у нее был высокий идеал величия и совершенства человека, нет, она позволяет себе поведение, ставящее ее даже ниже среднего обывателя. Люди, как правило, стараются все же владеть собой, соблюдать некоторые нормы; если случается сделать глупость, они потом раскаиваются, пытаются ее исправить и не повторять. Но для этих молодых людей не существуют никакие исправления, никакие границы - они мчатся галопом к безднам порока и бесчинства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.