Сделай Сам Свою Работу на 5

I. Организационный момент.





II. Опрос домашнего задания.

1.Работа по дидактическим карточкам.

2.Работа у доски:

А) Заполнить схему

Пищеварительная система

↓ ↓

Желудочно-кишечный Пищеварительные

тракт железы

 

Б) Зарисовать строение зуба и отметить его части. Назвать состав зуба и виды зубов с указанием их функций.

В) Рассказать о строении желудочно-кишечного тракта с помощью таблицы, указав последовательность расположения отделов.

3.Работа с классом – диктант.

На доске написаны ответы, из которых учащиеся выбирают правильные на каждый вопрос. Вопросы диктуются учителем устно.

Ответы:

1. Пищевод

2. Аппендикс

3. Желудок

4. Печень

5. Тонкий кишечник

6. Поджелудочная железа

7. Толстый кишечник

8. Двенадцатиперстная кишка

9. Ротовая полость

10. Слюнные железы

Вопросы:

I. Самая большая железа

II. Самый длинный орган ЖКТ

III. Отдел, следующий за желудком

IV. Проводит пищу в желудок

V. Образуют кишечник

VI. Отдел ЖКТ, стенки которого образованы 3-мя слоями гладкой мускулатуры.

VII. Железы, впадающие в 12-типерстную кишку.

VIII. Отдел, где происходит измельчение пищи.

 

III. Целеполагание.

Факты:



1. Французский король Людовик XV на завтрак съедал: тарелку пюре с гренками, тарелку супа из голубей, тарелку баранины в чесноке, девять вкрутую сваренных яиц, кусок жирной ветчины с укропом. Королю 40 лет, но лицо его оливкового цвета, почти сизое, дыхание гнусное. Он тучен и задыхается.

2. Старинная индийская притча гласит: бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет.

3. От перенасыщения пищевого рациона мясными изделиями в кишечнике начинают развиваться гнилостные микроорганизмы. Они вырабатывают ядовитые вещества, которые через стенки кишечника поступают в кровь и отравляют организм. Предотвращают такое самоотравление кисломолочные продукты: кефир, простокваша.

Итак, речь сегодня на уроке пойдет о пищеварении, о том, что происходит с пищей в пищеварительной системе.

IV. Изучение нового материала.

 

1.Пищеварение в ротовой полости

Функцию пищеварения в ротовой полости выполняют слюнные железы: околоушные, подчелюстные, подъязычные. Железы парные и располагаются в ротовой полости, в соответствии с названием. Их функция – выделение слюны, до 2-х литров в сутки.



Состав слюны

↓ ↓

Неорганические вещ-ва Органические вещ-ва

98% 2%

1.вода 1.лизоцим – обеззараживает

2.минеральные вещ-ва 2.муцин – формирует пищ. комок

3.ферменты – расщепляют углеводы

Выделение слюны происходит как безусловнорефлекторно (пища в ротовой полости), так и условнорефлекторно (вид, запах пищи, разговор о ней). Центром слюноотделения является продолговатый мозг.

Особое значение в пищеварении играют ферменты, именно они воздействуют на углеводы и расщепляют их до более простых соединений – глюкозы. Амилазы(общее название группы ферментов) действую только в слабощелочной среде, которая присутствует в ротовой полости. Другие органические вещества в ротовой полости не расщепляются.

Выполнение лабораторной работы №

«Действие слюны на крахмал».

Заболевания ротовой полости.

У 95% населения встречается кариес (костоеда) – это повреждение зуба, вызванное разрушением зубной эмали.

Причины: избыточное употребление углеводов, недостаток минер. солей, витаминов, курение (трескание эмали), слишком твердая пища и резкая смена горячей и холодной пищи. Избыточное употребление лимонадов (кислая среда) приводит к растворению зубной эмали.

Кариес классифицируется на: малый, средний и глубокий, при котором обнаруживается доступ к пульпе (нервы и кровеносные сосуды)

Глубокий кариес→пульпит→воспаление челюсти.

Чтобы не доводить до удаления зуба, необходимо вовремя проходить обследование. Только пульпит сопровождается резкой непроходящей болью, ранний кариес совсем не беспокоит и его можно легко залечить.



Гигиена зубов.

· Чистить зубы после еды, обязательно утром и перед сном.

· Чистить зубы 3-5 минут во всех направлениях.

· Использовать для чистки зубные щетки с мягкой и среднежесткой щетиной, чтобы не повредить десны.

· Укреплять зубы и десны: жевать сырую морковь, яблоки, кочерыжку, но не грызть орехи.

· Не допускать быстрой смены температуры пищи.

 

2.Глотание.

Глотание происходит рефлекторно, как только пища окажется на корне языка.

Опыт.

Учитель предлагает сделать подряд несколько глотательных движений и спрашивает, у кого сколько получилось. Ученики отвечают, что только1-2 раза. Учитель объясняет, что раздражителем для рецепторов, расположенных на корне языка является слюна, она не может вырабатываться очень быстро, поэтому невозможно сделать подряд сразу несколько глотательных движений.

Раздражителем для рецепторов глотания может быть любой предмет, оказавшийся во рту, поэтому маленькие дети совершают произвольные глотания, что очень опасно. Глотательный рефлекс имеет следующую схему:

 

Раздражитель→рецепторы корня языка→продолговатый мозг→судорожное сокращение мышц гортани.

 

При глотании надгортанник перекрывает вход в трахею и пища проглатывается. Проход в носовую полость рефлекторно перекрывается поднятием мягкого неба. При рвоте происходит обратный процесс, при этом сфинктр желудка расслабляется и его содержимое извергается в обратном порядке. Не следует подавлять рвоту, т.к. это защитная реакция организма.

 

3.Пищеварение в желудке.

Осуществляется с помощью желудочного сока.

Ж е л у д о ч н ы й с о к

↓ ↓ ↓

Слизь HCl Ферменты

Предохраняет Обеззараживает, Расщепляют белки

стенки желудка активизирует

от механических ферменты

и химических

повреждений

В желудке расщепляются только белки, под действием фермента пепсина белки распадаются до более простых органических веществ – аминокислот.

Среда действия фермента – кислая. Особо следует отметить, что кислотность желудочного сока достаточно высока, и он может переварить даже стенки собственного желудка. Функцию защиты выполняет слизь, которая обильно покрывает стенки желудка изнутри.

Нервная регуляция выделения желудочного сока.

 

Безусловнорефлекторное Характеристика Условнорефлекторное
Наличие пищи в желудке Раздражитель Вид, запах пищи, разговор о пище, оформление блюд, прием пищи в одно и то же время
Продолговатый мозг Центр рефлекса Кора больших полушарий→продолговатый мозг
Отсутствие пищи Тормозящие факторы Испуг, наличие несъедобного предмета, чтение, просмотр телевизора

 

Гуморальная регуляция.

· Прочитайте статью в учебнике на стр. и ответьте на вопрос: в чем сущность гуморальной регуляции выделения желудочного сока?

 

БАВ, которые содержатся во всех мясных бульонах, стимулируют выделение желудочного сока. Поэтому в свой суточный рацион надо обязательно включать супы, щи, борщи.

V. Закрепление.

В каждом списке найдите лишнее слово и объясните свой выбор.

1.Желудок, пепсин, амилаза, белки.

2.Околоушные, подъязычные, поджелудочная, подчелюстные.

3.Лизоцим, муцин, амилаза, пепсин.

4.Запах пищи, наличие несъедобного предмета в пище, испуг, чтение.

5.Избыток углеводов, резкая смена температуры, жирная пища, твердая пища.

VI. Домашнее задание:§…


Конспект урока.

Тема: Строение и значение цветка.

Цель: изучить строение цветка и выявить его биологическое значение.

Задачи:

1.Образовательные: изучить строение цветка, выявить функции его частей; познакомить с понятиями «обоеполые цветки», «раздельнополые цветки», «однодомные растения», «двудомные растения»; рассмотреть простые и сложные соцветия и выявить их значение.

2.Развивающие: развитие понятий «органы растения», «цветок», «размножение»; развитие умений работать с гербарием, выявлять морфологические признаки объектов, умений работать с учебником; развитие мышления.

3.Воспитательные: формирование научного мировоззрения, половое воспитание на примере изучения половых органов растения, экологическое воспитание на примере изучения взаимодействия цветковых растений с насекомыми-опылителями, эстетическое воспитание на примере изучения красоты цветущих растений.

Тип урока:комбинированный.

Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий и натуральных объектов), практические (распознавание и определение объектов в форме лабораторной работы).

Оборудование: таблицы с изображением строения цветка и соцветий, модель цветка вишни, цветущие комнатные растения, гербарии растений с различными соцветиями.

Ход урока.

I Организационный момент.(1-2 минуты)

II. Опрос домашнего задания.(10-15 минут)

1.Работа по дидактическим карточкам (4-6 человек)

2.Работа по заданиям у доски:

А) Соотнесите названия растений и виды видоизмененных побегов.

Лук

Тюльпан

Ирис Клубень

Картофель

Лилия Луковица

Цикламен

Ландыш Корневище

Пырей

Докажите, что корневище это побег, а не корень.

 

Б) Ответить на вопрос: Каково строение клубня и луковицы? Какие признаки их строения свидетельствуют о том, что они являются побегами, а не корнями или плодами?

 

3.Биологический диктант (проводится для всего класса)

1.вариант – клубень

2.вариант – луковица

Из предложений, которые зачитывает учитель, каждый вариант выписывает номера, которые относятся к его объекту.

1. Покрыт кожицей

2. Покрыт мертвыми листьями

3. Есть верхушечная почка

4. Находится в земле

5. Запасает крахмал

6. На вкус – сладкий

7. От нижней стороны отрастают придаточные корни

8. На срезе видны: кора, древесина, сердцевина

9. Такой побег есть у тюльпана

10. Такой побег есть у ириса

11. Отрастает от столона

12. Раствор йода изменяет окраску на срезе этого побега

13. Стебель этого побега называется донце.

 

III. Целеполагание.

1) Какой орган растения всегда привлекает внимание человека?

2) Какой орган растения привлекает внимание насекомых и почему?

3) Какой орган растения может приятно пахнуть?

4) В каком органе растения развиваются половые клетки?

5) Почему нельзя собирать в букеты подснежники?

 

А теперь попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока

 

IV. Изучение нового материала.(20-25 минут)

1.Строение цветка

 

Цветок – это орган семенного размножения растений.

Огромное разнообразие цветков в природе объясняется приспособлением их к опылению насекомыми. Теперь это очевидный факт, но когда в конце 18 века ученый Шпренгель впервые написал, что окраска и сладкий нектар служат для привлечения насекомых, его осмеяли.

Цветы бывают самыми разнообразными: яркими и невзрачными, с приятным запахом и даже с отвратительным, крупными и мелкими.

· Самое мелкое цветковое растение – это вольфия бескорневая из семейства рясковых. Обитает на поверхности стоячих водоемов. Диаметр самого растения – чуть больше миллиметра. Цветок представляет собой углубление, в котором помещается один пестик и одна тычинка.

· Но есть и цветы-гиганты. В 1818 году при путешествии по острову Суматра два ученых-энтомолога Арнольд и Томас Раффльс увидели раскинувшийся на земле громадный цветок. Его размеры были внушительны – диаметр достигал одного метра. Мясистые, бородавчатые лепестки были толщиной до 5 см, у него не было стебля и листьев. Но самым удивительным у этого цветка был его запах – это был запах гниющего мяса. Именно этот запах и привлек ученых в джунглях: они занимались изучением мух, которые откладывают свои яйца в гниющие туши животных, поэтому уловив запах, ученые шли на него и вышли на поляну с удивительным цветком. Оказывается, этим запахом цветок привлекает мух-опылителей. Даже окраска его лепестков – красная с бурыми пятнами – напоминала гниющую тушу животного. В честь открывших его ученых цветок получил название Раффлезия Арнольди.

· На острове Суматра был найден еще один гигантский цветок Аморфофаллус гигантум, который образует гигантскую луковицу весом до 23 кг. Из этой луковицы развивается один громадный лист, образующий чашечку, из которой поднимается желтое соцветие в виде громадного початка выше роста человека. Это растение удалось вырастить в специально построенной оранжерее, в условиях которой оно выросло до 2,5 метров. Ухаживавшие за ним ученые вынуждены были работать в противогазах.

 

Ц…..В…..Е….Т….О….К

↓ ↓

Вегетативные органы Генеративные органы

1.Цветоножка ♀ Пестик: завязь, столбик,

2.Цветоложе рыльце

3.Околоцветник ♂ Тычинка: тычиночная

↓ ↓ нить, пыльник

Чашечка Венчик

 

(♀ - женский половой орган, ♂ - мужской половой орган)

 

 

Рисунок цветка

 

7 3

 

 

1. – цветоножка 7. - завязь

2. – цветоложе 8. – столбик

3. – чашелистик 9. – рыльце

4. – лепесток венчика

5. – тычиночная нить

6. – пыльник

ü Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос: из чего состоит тычинка; из чего состоит пестик?

 

2.Особенности цветков.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.