Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие финансовой структуры предприятия. Центры финансовой ответственности.





Финансовая структура– иерархияцентров финансовой ответственности, определяющая делегирования части полномочий от высших уровней иерархии к низшим.

Центр финансовой ответственности – структурное подразделение, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от этих операций и отвечающее за величину данных доходов и/или расходов. 2 подхода к закреплению ответственности за затраты центра: 1. Руководство центра отвечает за прямые затраты; 2. Ответственность возлагается только за контролируемые затраты.

Выделяют: центры затрат –низшее звено иерархии, различные производственные подразделения и службы. Отвечают за потребление ресурсов, необходимых для своей деятельности. Бывают центры нормированных (основное производство) и ненормированных затрат (управление). Центр дохода – подразделения, которые отвечают за реализацию продукции, товаров и услуг, приносят компании доход (отдел продаж, сеть фирменных магазинов) Показатели оценки деятельности – стоимостные и натуральные показатели выручки от продаж. Если у подразделения много контролируемых затратных статей ( з/п сотрудников, командировочные), то возможно выделение центра маржинальной прибыли.Несут ответственность только за расходы в части прямых затрат. Доходы: в начале покрываются прямые затраты самого бизнес-направления, потом накладные затраты предприятия и т.д. Центр прибыли – более высокая иерархия, либо отдельное бизнес-направление, либо предприятие в составе холдинга, либо полностью самостоятельная компания. Входят несколько центров затрат и не менее одного центра доходов. Центр инвестиций - верхний уровень финансовой структуры. Своими решениями влияют на прибыль компании, полученную не только по текущей деятельности, но и в результате инвестиционной деятельности. Рассчитываются показатели рентабельности продаж, прибыли и инвестиций, EVA.



Этапы построения финансовой структуры: 1) анализ организационной структуры. Прописываются задачи и функции звеньев в существующей организационной структуре + ответственные лица. 2) Выявление лиц, влияющих на движение денежных средств и материальных ресурсов, закрепление ответственности за использование ресурсов. 3) распределение ответственности за планирование, учет, контроль и анализ финансовых показателей компании и подразделений, устанавливается иерархия ответственности. 4) принципы распределения бюджетов по центрам ответственности. 5) Устанавливается взаимосвязь бюджетов центров финансовой ответственности, функциональных бюджетов и основных бюджетов.



Финансовая структура определяет бюджетную структуру компании, представляющую собой иерархию операционных, функциональных и основных бюджетов.

В компании наряду с положением о финансовой структуре, положением о бюджетной структуре должно быть разработано положение об управленческой учетной политике. Основные принципы управленческой учетной политики: должны быть сформулированы необходимые с т.з. компании основные положения учетной политики, которые будут отличаться от общепринятых в бухгалтерском учете.


15. Казначейская система, как инструмент контроля за денежными потоками предприятия.

Казначейская система представляет собой единую систему планирования, контроля и анализа денежных потоков, а также финансовых результатов предприятия. Цель создания казначейства – контроль за движением денежных средств. Задачи: управление остатком денежных средств; инвестирование свободных денежных средств; управление оборотным капиталом (недополучение денежных средств), управление дебиторской задолженностью; управление кредиторской задолженностью; разработка методов централизованного управления денежными средствами. Предприятие, которое является объектом инвестирования, - перспективный бизнес, может получать беспроцентные кредиты. Излишек денежных средств может вкладываться на централизованные счета под проценты. Основные принципы построения эффективной централизованной системы казначейства – создание доходных и расходных счетов. По доходным счетам вверх идут все поступления и консолидируются на управляющем уровне. Компания может создать казначейство (расчетный центр) как отдельное подразделение либо делегировать соответствующие функции определенной группе сотрудников ФЭС (финансово-экономической службы). И в том и в другом случаях потребуется структурировать денежные потоки, регламентировать основные процессы: прохождение заявок на расходы, планирование поступлений, формирование платежного календаря, а также определить место казначейства в оргструктуре компании. На этапе структурирования денежных потоков закладывается основа для построения казначейства компании. В ходе этой работы анализируется состав платежей и поступлений, создается их классификация, определяются принципы ранжирования платежей и их приоритетность. Если упорядочить платежи и поступления по срокам, их будет проще планировать и контролировать. В частности, платежи можно разделить на прогнозируемые, текущие (на долю этих двух групп приходится более 80% всех выплат), а также оперативные и аварийные. Для установления финансовой дисциплины необходимо четко определить приоритеты платежей, основываясь на нескольких критериях, – очередность платежей, срок задержки платежа, группа контрагентов и значимость контракта для компании. Для обеспечения четкой работы всех подразделений компании по планированию движения денежных средств и исполнению утвержденных планов необходимо описать и регламентировать соответствующие процессы, прежде всего, прохождение заявок на расходы, планирование поступлений, формирование платежного календаря. Повысить эффективность планирования позволяет систематический анализ плановых и фактических данных о поступлении денежных средств. Формирование предварительной версии платежного календаря осуществляется путем сведения в единую таблицу всех планов поступлений и заявок на расходы, прошедших контроль. Как правило, платежный календарь формируется и утверждается каждую неделю, при этом горизонт планирования обычно составляет от двух до четырех недель. Корректировка (балансировка) календаря проводится ежедневно по результатам анализа календаря с учетом изменений в планах поступлений и выплат. В ходе анализа платежного календаря необходимо убедиться, что ежедневный итоговый остаток денежных средств на всех счетах и в кассах компании неотрицателен. В зависимости от величины остатков принимаются меры по устранению дефицита или использованию свободных денежных средств.



В случае недостатка денежных средств можно исключить из календаря часть заявок на платежи, имеющие наиболее низкий ранг, или использовать резерв денежных средств. При наличии излишка денежных средств, превышающего величину установленного резерва на непредвиденные расходы, в платежный календарь включают заявки, поданные позже установленного срока. Если же величина свободных денежных средств превышает потребности компании, то принимается решение о вариантах их использования.

Функции казначейства по контролю сроков дебиторской и кредиторской задолженности связаны с принятием соответствующих мер: с одной стороны – не допускающих или минимизирующих просрочку по платежам дебиторов, выданных авансов, а с другой – реализующими возможность реструктуризации долгов кредиторам. Так же казначейство занимается управлением финансовыми рисками (валютные, кредитные, риски изменения % ставок и риски ликвидности)

Бюджет движения денежных средств - один из основных инструментов контроля за денежными потоками предприятия. Постоянное использование бюджета движения денежных средств позволяет менеджерам осуществлять анализ деятельности организации по системе "плановые величины - фактические данные" и дает действенные инструменты краткосрочного и среднесрочного управления организацией.

Благодаря механизму формирования бюджета движения денежных средств, основанному на контроле обязательств (дебиторской и кредиторской задолженности), менеджеры организации получают представление о структуре и объеме денежных поступлений в каждый момент времени, определяют кассовые разрывы и потребность в заемных средствах.

Способность бизнеса к генерации положительного денежного потока в течение длительного периода свидетельствует о возможности долгосрочного развития организации.

Говоря о механизме контроля за движением денежных средств, нужно четко определить терминологию. Существуют два принципиально разных документа:

1. отчет о движении денежных средств (cash flow statement), который является итоговым отчетным документом в финансовом (или бухгалтерском) учете;

2. бюджет (прогноз, кассовый бюджет) движения денежных средств (cash budget), который является плановым и отчетным документом в управленческом учете (или в бюджетировании).

Цель формирования бухгалтерского отчета о движении денежных средств - дать пользователям информацию об источниках притока денежных средств и направлениях их расходования, остатках денежных средств на счете, т.е. о фактически произошедших событиях, причем данные за период только суммируются на конкретную отчетную дату и какая-либо корректировка не предполагается.

Цель формирования бюджета движения денежных средств - планирование, контроль исполнения плановых показателей и анализ данных о движении денег и их эквивалентов за период. Механизм формирования информации динамичен - он предусматривает возможность корректировки данных в процессе исполнения бюджета и анализа "плановые величины - фактические данные".

Бюджет движения денежных средств - эффективный инструмент планирования и контроля за денежными потоками, который дает руководству организации представление:

- за счет какой деятельности организация получает денежные средства и способна ли она стабильно получать денежные средства от текущей деятельности;

- насколько организация зависит от заемных источников финансирования;

- когда возникают кассовые разрывы и за счет чего они могут быть покрыты, когда и на каких условиях могут быть получены кредиты и займы;

- получает ли организация достаточно ресурсов для дальнейшего роста;

- деятельности подразделения, что служит одним из критериев оценки работы их менеджеров;

- причинах расхождений финансовых результатов (зафиксированных в отчете о прибылях и убытках) и изменениях объемов денежных средств (зафиксированных в отчете о движении денежных средств).

Кроме того, бюджет движения денежных средств позволяет связать воедино денежные потоки финансово взаимосвязанных структур, поскольку отчет о движении денежных средств отражает только финансовые потоки одного юридического лица.

Стратегическим инвесторам (в случае предоставления им такой информации) бюджет движения денежных средств позволяет разрабатывать модели для оценки и сопоставления дисконтированной стоимости будущих потоков денежных средств различных компаний и реалистичность возврата средств.


16. Методы планирования оптимального остатка денежных средств.

Денежные активы (авуары), к-рыми оперирует предпр-е, определяют уровень его платежеспособности, влияют на величину операц. цикла, характ. его инвестиционные возм-ти. Выделяют след. виды остатка ДС предприятия: 1. операционный (трансакционный) – обеспечивает текущие потребности компании. Потребность в операционном остатке рассчитывается: ДАпл = ПОод / Ода, где ПОод – планируемый объём ден. оборота по операционной деят-ти, Ода – количество оборотов среднего остатка ДС в периоде. Также эта потребность м.б. установлена на основе отчетного показателя, если было установлено, что он обеспечивал своевременность поступления всех платежей, связанных с операционной деятельностью: ДАпл = ДАср +(ПОод-ФОод)/Ода, где ДАср – средний размер остатка ДС в предшествующем периоде, ПОод и ФОод – планируемый и фактический остатки ДС в отчетном периоде. 2. страховой (резервный) – форм-ся с целью снижения риска от несвоевременного поступления средств от операц. деятельности. Потребность в страх. остатке: ДАс = ДАпл*КВпдс, гле КВпдс – коэф-т вариации поступления ДС в отчетном периоде (КВпдс = σ/ДАср). 3. компенсационный – форм-ся по требованию комм. банка в обеспечение краткосрочных кредитов (если это предусмотрено соглашением о банковском обслуживании). 4. инвестиционный (спекулятивный) – с целью осуществления краткосрочных фин. вложений. Как правило, планируется исходя из фин. возможностей и только после того, как обеспечены потребности в др. видах остатков. Критерием форм-я этой части ден. активов выступает необходимость обеспечения более высокого коэфф-та рентабельности краткосрочных инвестиций по сравнению с коэфф-том рентабельности операц. активов.Общий размер сред. остатка ДС: ДА=ДАпл+ДАс+ДАкомп+ДАинв.Для расчета оптимального расчета остатка ДС на РС также используются модели, позволяющие оценить общий объем денежных средств и их эквивалентов, долю, которую следует держать на РС, долю, которую нужно держать в виде быстрореализуемых ц.б., а также оценить моменты трансформации ДС и быстрореализуемых активов.

1. Модель Баумоля. Предполагается, что предприятие начинает работать, имея оптимальный для него уровень денежных средств, и затем постепенно расходует их в течении некоторого периода. Все поступающие средства предприятие вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается, предприятие продает ценные бумаги и доводит запас денежных средств до первоначальной величины. Денежные потоки устойчивы и предсказуемы, отсутствуют циклические колебания и сезонность. Максимальный остаток денежных средств: Где ДА макс – оптимальный размер максимального остатка денежных активов предприятия; Ро – расходы по конвертации денежных средств в ценные бумаги (по обслуживанию одной операции пополнения денежных средств);ПОдо – планируемый объем денежного оборота (суммы расходования денежных средств) Оптимальный остаток денежных средств, в соответствии с моделью Баумоля, рассчитывается по следующей формуле: Где ДА – оптимальный размер максимального остатка денежных активов предприятия; Модель хороша для предприятий, денежные расходы в которых стабильны и предсказуемы. Такого практически не бывает =>

2. Модель Миллера-Орра. Учитывает фактор неопределенности денежных выплат и поступлений. Суть модели –определение верхнего и нижнего пределов колебаний остатков денежных средств, а также оптимального остатка денежных средств. Если фактический остаток достигает верхнего предела, то предприятию необходимо приобретать денежные эквиваленты до тех пор пока остаток д.с. не станет оптимальным. И наоборот. 3 этапа: 1. Определение нижнего остатка денежных средств (экспертным путем) 2- Определение диапазона между верхним и нижним пределами. Формула для определения диапазона колебаний: , где Где, ДКО м/м – диапазон колебаний суммы остатка денежных активов между минимальным и максимальным его значением; Ро – расходы по обслуживанию одной операции пополнения денежных средств; - среднеквадратическое (стандартное) отклонение ежедневного объема денежного оборота; Пд – среднедневной уровень потерь альтернативных доходов при хранении денежных средств.Следовательно, максимальный и средний остатки денежных можно вычислить по следующим формулам: ; .Основным недостатком модели Миллера-Орра является то, что размер максимального остатка денежных средств устанавливается в зависимости от минимального остатка, но при этом нет четкой методики расчета этой нижней границы, а это усложняет задачу финансового менеджера и делает эту модель субъективной.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.