Сделай Сам Свою Работу на 5

Система финансовых смет (бюджетов) на предприятии





Система бюджетирования на любом предприятии включает две подсистемы:

1. Бюджетов структурных подразделени1, составляемых по центрам финансовой ответственности (центрам финансового учета);

2. Сводного (консолидированного) бюджета, характеризующего деятельность предприятия в целом.

Система бюджетов подразделяется также на операционный и финансовый бюджеты.

Операционный бюджет включает в себя бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого являются более частные бюджеты: производства; продажи продукции; прочих доходов; затрат на материалы и энергию; оплаты труда; амортизационных отчислений; общепроизводственных и общехозяйственных расходов; налоговый и др.

Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса активов и пассивов (бюджета по балансовому листу).

Существует и другая классификация, которая в основной (общий) бюджет включает три финансовых документа:

1. Прогноз отчета прибылей и убытков;

2. Прогноз отчета о движении денежных средств;

3. Прогноз бухгалтерского отчета (баланса).

Следует подчеркнуть, что каждый документ является важным, но недостаточным условием для признания бюджета удовлетворительным, то есть отвечающим поставленным целям предприятия. Например, оно может располагать приемлемым объемом прибыли и уровнем рентабельности продаж, активов и собственного капитала, но из-за неудовлетворительного управления оборотными активами (чрезмерного завышения запасов и дебиторской задолженности) имеет отрицательное сальдо денежного потока по текущей деятельности. Этот фактор негативно сказывается на текущей платежеспособности и ликвидности баланса.



В зарубежной финансовой литературе наряду с главным, операционным и финансовым бюджетами часто раскрывают и другие их виды. Например, дополнительный бюджет предусматривает финансирование мероприятий, не включенных в основной бюджет.

Приростный бюджет формируют путем простой индексации (в процентах) предыдущего бюджета без пересмотра его статей. Добавочный бюджет предусматривает изучение предыдущих бюджетов и их корректировку под текущие параметры: темпы инфляции, изменения в штатном расписании и др. его редко используют на практике, поскольку расходы должны соответствовать стандартному уровню объема продаж. При его увеличении расходные статьи бюджета подлежат корректировке в сторону повышения, что при дефиците ресурсов не всегда возможно.



Целевой бюджет выражает основные направления расходования средств и связывает их с ключевыми задачами подразделений (отделов, служб) компаний. Стратегический бюджет интегрирует элементы долгосрочного и краткосрочного финансового планирования и контроля деятельности структурных подразделений. Он необходим в периоды нестабильности и неопределенности работы предприятия.

Непрерывный (скользящий) бюджет составляют рекурсивным способом на период, следующим за отчетным. По мере того, как заканчивается месяц (квартал), к прежнему бюджету добавляют новый и получают окончательный бюджет. Данный вид бюджета целесообразно использовать в России в связи с высокой степенью неопределенности. Процедуру бюджетирования можно построить так: на первый квартал предстоящего года составить максимально подробный бюджет, далее бюджеты могут быть более приблизительными и уточняться по мере исполнения. Преимущество непрерывного бюджетирования заключается в улучшении планирования, учете данных истекших периодов и возникающих изменений.

Постатейный бюджет предусматривает жесткие ограничения сумм по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса на другую статью (например, на маркетинговые исследования, на рекламу и др.).

В России общепринятой является классификация бюджетов на операции=оные и финансовые.



Составление БДР служит отправной точкой процесса сквозного бюджетирования на любом предприятии. Данный бюджет представляет собой расчетную оценку доходов и расходов, а также их структуру на предстоящий период. Доходную и расходную часть бюджета определяют отдельно, а затем сводят в единую таблицу. Доходную часть делят на следующие составляющие:

1. Доходы от реализации продукции;

2. Доходы от прочей реализации;

3. Операционные и внереализационные доходы (за вычетом расходов);

4. Иные виды поступлений денежных средств.

Расходная часть включает:

1. Возмещение издержек производства;

2. Налоговые платежи в бюджетную систему;

3. Платежи инвесторам и кредиторам;

4. Другие расходы и отчисления средств.

Необходимо отметить, что пересмотр БДР возможен в случаях:

1. Его дефицита;

2. Если плановая рентабельность продаж, активов и собственного капитала находится, по мнению руководства, на недостаточном уровне, что не позволяет в полной мере реализовать эффект финансового рычага.

Концентрация всех видов планируемых денежных потоков получает отражение в специальном финансовом документе – бюджете движения денежных средств. Основная цель разработки данного бюджета – прогнозирование во времени денежных потоков предприятия в разрезе отдельных видов его хозяйственной деятельности (текущей, инвестиционной и финансовой) и обеспечение платежеспособности на приемлимом уровне (недопущение кассовых разрывов) в течение всего планируемого периода.

БДДС составляют в несколько этапов на базе следующих локальных бюджетов:

1. Поступлений от реализации продукции (необходим также для разработки БДР);

2. Прочих поступлений;

3. Закупок материальных ресурсов и энергии;

4. Платежей по оплате труда;

5. Выплат по общепроизводственным расходам;

6. Налоговых платежей (включая косвенные налоги);

7. Выплат по инвестиционной деятельности;

8. Выплат по финансовой деятельности (по полученным краткосрочным кредитам и займам);

9. Сводный БДДС.

Ожидаемое сальдо денежных средств на конец планируемого периода сравнивают с их минимальной величиной, которая должна поддерживаться. Если ожидаемое сальдо меньше этой величины, то дефицит денежной наличности покрывают за счет банковского или коммерческого кредита. Оптимальное соотношение денежных потоков достигается в случае, когда основным источником поступлений является текущая деятельность предприятия. Средства, полученные от этой деятельности, направляют на финансирование капитальных вложений. Финансовая деятельность призвана увеличивать денежные ресурсы предприятия и создавать дополнительные источники финансирования текущей и инвестиционной деятельности. Сводный БДДС обычно детализируют по ЦФО, которые генерируют основной объем притока и оттока денежных средств.

Сравнительно новый расчет в практике финансового планирования в России – разработка бюджета по балансовому листу. Его составление в разрезе укрупненной номенклатуры статей может оказать существенное влияние на пересмотр финансовой стратегии и тактики предприятия. Если предварительные расчеты показывают, что не достигается необходимая финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия, то возможны значительные корректировки чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов и цели развития, а также объемов оборотных активов и краткосрочных обязательств.

Прогнозный баланс позволяет:

· Выявить возможные неблагоприятные для предприятия последствия финансовых решений, принимаемых на планируемый период;

· Проверить математическую правильность процесса бюджетирования в целом;

· Осуществлять анализ финансового состояния предприятия в будущем на основе финансовых коэффициентов по балансовым статьям и оценить их уровень с позиции финансового рынка;

· Установить будущую структуру капитала и имущества;

· Определить наиболее мобильную часть источников собственных средств в форме чистого оборотного капитала.

При разработке ББЛ следует иметь в виду, что некоторые показатели баланса имеются в результате составления БДР и БДДС (например, ДС).

Ряд показателей берут из предыдущего баланса (УК, ДК и РК).

12. Основные этапы создания системы бюджетного управления на предприятии

Процесс бюджетирования должен быть стандартизован с помощью бюджетных форм, инструкций и процедур, разработанных самим предприятием. Данный процесс включает следующие примерные этапы:

1. Определение краткосрочных целей на предстоящий период; Базой для выбора целей служит бизнес-план. Показатели деятельности на предстоящий период (объем продаж, прибыль и др.) должны соответствовать аналогичным параметрам в бизнес-плане. Подобное соответствие может быть обеспечено в том случае, если бюджеты, включенные в бизнес-план, составлены с такой же разбивкой по периодам, с какой осуществляют бюджетное планирование в краткосрочной перспективе. Например, бизнес-план составлен предприятием на двухлетний срок: на первый год с помесячной детализацией, а на второй год – с поквартальной. В этом случае параметры на предстоящий месяц следует определять исходя из значений аналогичных показателей бизнес-плана для соответствующего месяца. В то же время итоги месячных бюджетов, разработанных за один квартал ( в течении второго года планирования), должны соответствовать аналогичным показателям бизнес-плана для соответствующего квартала второго года планирования. Подобная согласованность параметров обеспечивает взаимосвязь процессов краткосрочного и долгосрочного планирования. Если такого соответствия не достигнуто, то есть наблюдаются существенные расхождения, то корректируют стратегические цели и бизнес-план предприятия.

2. Доведение целей до ответственных лиц; Краткосрочные цели на предстоящий период, сформулированные на предыдущем этапе, доводят до руководителей структурных подразделений, участвующих в подготовке бюджетов. Эта процедура необходима для достижения единства целей. Информирование ответственных лиц осуществляется в письменном виде – приказом или служебной запиской.

3. Разработка соответствующих бюджетов; Включает следующие процедуры

· Первоначальные бюджеты формируют отдельно для каждого функционального подразделения.

· Проводят их анализ на соответствие краткосрочным целям и проверку согласованности бюджетов по подразделениям. Данную процедуру осуществляет либо бюджетный комитет, либо финансово-экономическая служба предприятия. Неточности в бюджетах, допущенные на данном этапе, проявятся в будущем – при изучении отклонений фактических значений показателей от планируемых.

· Формируют бюджеты по центрам финансовой ответственности. На практике доходы и расходы планируют те функциональные подразделения, к которым они относятся. Однако в дальнейшем эти общие доходы и расходы распределяют по соответствующим ЦФО.

· Оценка планируемой эффективности деятельности ЦФО и возможная корректировка их бюджетов может быть осуществлена путем сравнения показателей по ЦО и сторонним организациям. Неэффективные с этой точки зрения ЦФО подлежат реорганизации или ликвидации, а вместо них можно привлечь профильные сторонние организации.

· Разработка сводных и операционных финансовых бюджетов предприятия (БДР, БДДС, ББЛ) после составления первоначальных бюджетов по ЦФО.

· Контроль сводного БДДС осуществляют на предмет «кассовых разрывов», когда отток денег превышает их приток. Если устранить кассовые разрывы невозможно (изменение сроков оплаты сырья, сроков поступления ДС за реализованную продукцию и др.), то уже на данном этапе целесообразно пересмотреть БДДС.

· Проведение финансового анализа (финансовая усойчивость6 платежеспособность, ликвидность и долевая активность) позволяет оценить текущее и сделать прогноз будущего финансово-экономического состояния. Этот пункт очень важен, когда проводятся многовариантные расчеты параметров финансового плана, когда нужно выбрать один самый подходящий из нескольких.

· Оценка соответствия итогового финансового результата ключевым целям предприятия на планируемый период в соответствии с выбранными параметрами: маржинальный доход, прибыль, доходность продаж, активов и собственного капитала.

· Корректировка составленных бюджетов или основных целей предприятия.

4. Утверждение бюджетов; К этому моменты бюджеты всех структурных подразделений должны быть согласованы между собой. После утверждения окончательный вариант бюджетов рассылают ответственным исполнителям для руководства к действию.

5. Исполнение утвержденных руководством бюджетов; Руководители структурных подразделений (ЦФО) несут ответственность за исполнение бюджетов, разработанных на планируемый период. Однако в процессе их исполнения может возникнуть необходимость пересмотра ранее подготовленных бюджетов, если текущие результаты деятельности значительно отличаются от запланированных параметров (например, плановый объем продаж окажется ниже фактического объема сбыта продукции).

6. Сбор, обработка и анализ фактической информации об исполнении бюджетов; Эта процедура необходима для оперативного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия и его структурных подразделений. В результате выполнения этой процедуры составляют отчеты по исполнении бюджетов каждым подразделением (ЦФО). На практике есть два варианта проведения этой процедуры:

Фактические данные подготавливает финансово-экономическая служба на основе информации, накопленной в бухгалтерском и управленческом учете;

Фактические данные собирают и сводят в отчет функциональные подразделения.

По каждому значительному отклонению даются подробные письменные объяснения. В этом случае контролирующая финансово-экономическая служба должна иметь возможность проверки представленных структурными подразделениями отчетов об исполнении бюджетов.

Все отчеты об исполнении бюджетов рассматривает бюджетный комитет, и после его одобрения они утверждаются руководителем предприятия.

7. Корректировка краткосрочных целей и бюджетов (при необходимости); Данная процедура происходит в случае, если фактические параметры данных бюджетов существенно отличаются от плановых. Возможные причины отклонений:

Ошибки, допущенные исполнителями при планировании; Нечеткая организация работы функциональных подразделений; Совместное влияние упомянутых факторов.

Если ошибки возникли при планировании (при подготовке бюджетов не были учтены существенные факторы, либо возникли новые непредвиденные обстоятельства, имеющие важное значение), то целесообразно пересмотреть краткосрочные , а возможно, и долгосрочные цели.

Таким образом, бюджетное управление представляет собой сложный и многообразный процесс, состоящий из ряда последовательных этапов. Для каждого из них необходимо определить методику выполнения, ответственных исполнителей, требования к конечным результатам.


13. Классификация денежных потоков предприятия в системе финансовой отчетности.

Денежный поток – совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых хозяйственной деятельностью предприятия, независимо от источников их образования.

В соответствии с требования международных стандартов бухгалтерской отчетности IAS 7, а так же приказом Минфина Российской Федерации от 2 февраля 2011г № 11н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011), который вступает в силу для отчетности 2011 году денежные потоки организации подразделяются на денежные потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций. Денежные потоки, связанные с осуществлением обычной деятельности организации, приносящей выручку, классифицируются как денежные потоки от текущих операций. Показывают пользователям бухгалтерской отчетности уровень обеспеченности организации денежными средствами, достаточными для погашения кредитов, поддержания деятельности организации на уровне существующих объемов производства, выплаты дивидендов и новых инвестиций без привлечения внешних источников финансирования. Пример: поступления от продажи, поступления арендных платежей, роялти, комиссионных, платежи поставщикам, оплата труда, платежи налога на прибыль, уплата % по долговым обязательствам за исключение %, включаемых в стоимость инвестиционных активов, ден.пот. по фин. Вложениям, приобретаемым с целью их перепродажи в краткосрочной перспективе. Денежные потоки от инвестиционных операций –потоки, связанные с приобретением, созданием или выбытием внеоборотных активов(ВА) организации. Пример: платежи поставщикам в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию ВА, уплата % по долговым обязательствам, включаемым в стоимость инвестиционных активов; поступление от продажи ВА; платежи в связи с приобретением акций в др. организациях; предоставление займов др. лицам, возврат займов, дивиденды от долевого участия в др. орг и т.д. Денежные потоки от финансовых операций – потоки, связанные с привлечением организацией финансирования на долговой или долевой основе, приводящие к изменению величины и структуры капитала и заемных средств организации. Пример: денежные вклады собственников, поступления от выпуска акций, поступления от выпуска облигаций, получение кредитов и займов, возврат кредитов и займов.

Также денежные потоки можно классифицировать по следующим признакам: 1)По масштабам обслуживания хозяйственного процесса: По предприятию в целом; По отдельным структурным подразделениям (ЦФО) предприятия; По отдельным хозяйственным операциям 2)По направленности движения денежных средств: Положительный денежный поток (совокупность всех поступлений денежных средств от всех видов хозяйственных операций);Отрицательный денежный поток (совокупность всех выплат денежных средств от всех видов хозяйственных операций)3)По методу исчисления объема: Валовой денежный поток (вся совокупность поступлений и расходований денежных средств в рассматриваемом периоде в разрезе отдельных его интервалов);Чистый денежный поток (разница между положительными и отрицательными денежными потоками в рассматриваемом периоде времени в разрезе отдельных интервалов)4)По уровню достаточности объема: Избыточный денежный поток. Характеризуется тем, что поступления денежных средств существенно превышают потребность предприятия в их использовании; Оптимальный денежный поток; Дефицитный денежный поток. Поступление денежных средств ниже потребностей предприятия в целенаправленном их использовании. 5)По методу оценки по времени: Настоящий – денежный поток, приведенный по стоимости к текущему моменту времени; Будущий – денежный поток, приведенный по стоимости к конкретному предстоящему моменту времени.6)По непрерывности формирования в рассматриваемом периоде: Дискретный денежный поток – характеризуется единоразовым расходованием денежных средств в рассматриваемом периоде. Регулярный денежный поток – поток поступлений или расходований денежных средств по отдельным хозяйственным операциям, которые осуществляются постоянно в рассматриваемом периоде. Большинство потоков от операционной деятельности, а так же потоки, связанные с обслуживанием финансового кредита и долгосрочных инвестиций в основном носят регулярный характер. 7)По стабильности временных интервалов формирования регулярных денежных потоков: Регулярный денежный поток с регулярным временным интервалом, например: финансовая рента, или аннуитет. Регулярный денежный поток с неравномерными временными интервалами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.