Сделай Сам Свою Работу на 5

Потребность знать и понимать





Получение и систематизация знаний об окружающем мире, потребность в любопытстве, учении, философствовании, экспериментировании и исследованиях

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 53

Они кажутся последовательными, но на самом деле они возникают одновременно. Самоактуализация столь же важна, как еда и вода. Военнопленные, которые верили во что-то большее, имели намного больше шансов выжить, чем те, кто полагался только на себя. Маслоу даже называл последние два пункта списка — потребность в свободе исследования и самовыражения и потребность знать и понимать — необходимыми условиями для удовлетворения остальных пяти видов потребностей.

В нашем относительно благополучном западном обществе удовлетворяется большинство базовых потребностей, связанных с выживанием. Большую часть времени мы живем не в объективном фактическом мире ощущений, но в субъективном мире воображения и иллюзий, в котором нам кажется, что дела идут плохо, что нас обижают, что мы потеряли себя и цель в жизни. Эти мысли кажутся нам совершенно реальными и причиняют вполне реальную боль. Обычно люди высказывают потребности, связанные с отношениями и оценкой. Мы хотим любви, признания, хотим быть уверены, что делаем что-то важное, оставляем свой след в истории, реализуем свое призвание.



К сожалению, так не бывает, чтобы нас вдруг просто начали любить и признавать так, как нам этого хочется. Скорее, мы должны сами начать относиться так к другим людям — любить их, признавать их заслуги — совершенно бескорыстно. Я не могу гарантировать, что, прочитав эту книгу, вы обнаружите, что стали всеобщим любимцем, но это поможет вам научиться более эффективно строить отношения с окружающими — научить ценить их, уважать тот образ жизни, который они для себя выбирают.

Давайте вкратце рассмотрим некоторые способы удовлетворения наших потребностей.

На практическом уровне:

Мы хотим понять, как устроен этот мир, осмыслить происходящее через сенсорное восприятие окружающего мира.

54 ¦ ПИТЕРЯНГ

Мы хотим знать научные факты и технологии, понять, что вызывает те или иные события, как предсказать последствия наших действий.

Фриц Перлз, основоположник гештальттерапии, часто повторял: “Дайте мозгу отдохнуть — живите чувствами”. Выйдите наружу из своего внутреннего мира, начните обращать внимание на то, что происходит вокруг вас, спрашивая: “Что я вижу?” Тогда вы сможете рационально планировать свои действия. НЛП также говорит о том, как важно замечать сенсорные аспекты нашей жизни — видимое, слышимое, вкусы, запахи, выделяя это как основное направление работы.



На социальном уровне:

Как часть общества, как член группы, человек стремится иметь хорошие отношения с окружающими. Наши взгляды на жизнь, индивидуальные и коллективные ценности, к которым мы стремимся, заставляют нас решать, что важно для нас и групп, к которым мы принадлежим. Мы испытываем потребность в изменении и совершенствовании коммуникационных навыков, в выражении своих потребностей и ценностей. Мы отдаем предпочтение своим потребностям, защищаем свои ценности, поступаем в соответствии с собственным этическим кодексом и в интересах группы.

На креативном уровне:

Большую часть времени мы живем в своем мире мышления, воображения и воспоминаний, полностью отключаясь от внешнего физического мира. Мы словно находимся в трансе — разговариваем сами с собой, представляем, как могло бы быть, придумываем альтернативные варианты развития событий и так далее. В индийской ведической философии это называется майя — иллюзия. При помощи этого “магического” образа мышления мы создаем новые идеи, изобретаем новые приемы, новые способы понимания. Это

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 55

позволяет нам создавать ресурсы, просчитывать возможные последствия. Фантазия — необходимая составляющая процесса изменения.



На формальном уровне:

Обычно мы обобщаем свой опыт, создаем законы и правила, которые определяют “правильный” образ действий, принципы, утверждающие, что можно, а что нельзя делать в обществе. Эти правила становятся общепринятыми; мы следуем им при достижении своих целей. Некоторые такие обобщения становятся нашими Истинами и обретают власть над нами. Мы подчиняемся Истинам в их общественном понимании и помогаем другим научиться вести себя правильно. Для “еретиков” и нарушителей правил в обществе существуют санкции. Деятельность всех структурных организаций регулируется правилами. В НЛП существуют процедуры изучения НЛП, выполнения упражнений и т.д. В НЛП также имеются пресуппозиции, которые представляют собой скорее руководящие принципы, чем неоспоримые истины. Они основаны на накопленной человечеством мудрости — знании о том, что “работает”. НЛПпредполагает, что мы должны действовать, “как если бы” они были истинными, после чего анализировать полученные результаты.

Сознание

Человек — это не просто физическая оболочка. У нас есть чувства и интуиция, идеи и фантазии. Наш богатый внутренний мир отражается во внешнем мире. Наши мечты и желания получают обратную связь из внешнего мира, так что нам следует обращать внимание на последствия. От мира иллюзий мы переходим в мир сенсорных восприятий, а потом нам нужно учиться быть более гибкими, чтобы видеть, как наше мышление создает реальность, и понимать, каким образом мы систематически связаны со всем миром. Реальность —

¦

 

это иллюзия, метафора, но, взяв на себя ответственность за ход вещей, мы можем изменить его.

Таким образом, чтобы продвинуться вперед на жизненном пути, мы должны понять, что происходит в нашем сознании. Есть избитая фраза: “Мысль опережает действие”. Что же касается личностной эволюции, для этого нам, возможно, придется научиться думать иначе и обращать внимание на то, как мы отражаем опыт и переживания в сознании, чему придается особое значение в НЛП.

Практическое знание

НЛП предлагает нам способы, позволяющие заново выучить то, что мы забываем замечать. Познав себя, освоив самопознание и самоанализ, мы делаем свою жизнь более продуктивной с точки зрения самореализации, улучшаем коммуникативные навыки и отношения с окружающими. Чтобы следовать предписанию “Познай себя”, мы должны познать реальность, в которой живем. Зная исходную точку пути, мы готовим себя к изменениям. Зная, откуда пришел другой человек, мы имеем базис для установления раппорта: мы смотрим на них в контексте их модели мира, их реальности, которая не может не отличаться от нашей. Мы должны добывать информацию об их опыте и переживаниях, а не отталкиваться от того, что мы все о них знаем.

Установление и поддержание раппорта — необходимая составляющая отношений с окружающими. Раппорт можно описать как подстройку к образу жизни человека посредством принятия определенных аспектов его психологии, образа действия — всего, что можно уловить чувствами. Это дает нам возможность прочувствовать, каково быть этим человеком, понять, в какой реальности он живет. Тогда мы можем встретиться с ним в его реальности и в какой-то степени разделить ее с ним. Раппорт — это самый эффективный способ влияния на людей.

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 57

Употребление и злоупотребление

Единственный способ остаться живым и невредимым — никогда ничего не пробовать в первый раз.

Магнус Пайк

Иногда мы говорим “влияние”, а подразумеваем “манипулирование”. Чем же отличаются эти два понятия? Все виды коммуникации имеют своей целью обратить внимание другого человека на то, что мы говорим или хотим сделать. Иными словами, мы хотим оказать на собеседника положительное влияние, направив его внимание в свою сторону, а наши слова должны информировать, мотивировать или по крайней мере развлечь его. Манипулятор не учитывает интересы другого человека. Влияние строит отношения, а манипуляции в конце концов разрушают их.

В этой книге описаны сильные идеи и методики, и они работают. Все, что может быть использовано во благо, может быть использовано и во зло — это тоже имеет свои последствия. Тот, кто использует техники изменения в манипулятив-ных целях, часто оказывается разоблаченным или не выдерживает этого испытания. Злоупотребление силой неизбежно приводит к падению личности. Клиенты довольно скоро начинают понимать, что были обмануты, и возмущаются. После чего они изо всех сил стараются никогда больше не встречаться со злоумышленником и советуют остальным последовать их примеру. Поэтому, используя эти идеи, не забывайте принимать в расчет этическую сторону процесса.

Мы также можем влиять на себя с помощью разговоров с собой — “внутренних диалогов”. Этот прием исключительно эффективно позволяет изменить поведение к лучшему — или к худшему. А потому нам необходимо лучше узнать себя — установить с собой более сильный раппорт, чтобы иметь возможность оказывать на себя позитивное влияние и поддержку. Мы можем обмануть себя, но в наше сознание словно встроены некие системы безопасности, которые не позволяют “манипулировать” собой, если это идет вразрез с нашими

58 ¦ ПИТЕРЯНГ

интересами. Это может проявиться в форме сопротивления или блокировки определенных воспоминаний. Чем лучше мы узнаем себя, чем сильнее доверяем бессознательному, тем более открытыми мы становимся.

Шестерки и Семерки

Вы наверняка успели подумать: “Ну, уж с собой-то я точно в раппорте!” Должен вас огорчить: не обязательно. Возникало ли у вас когда-нибудь такое ощущение, словно вас разрывает на части? В нашей речи часто встречаются метафоры, показывающие, что мы думаем о себе как составном организме: “С одной стороны, я хочу пойти на эту вечеринку, но с другой, мне кажется, что лучше провести вечер дома”. Мы не всегда воспринимаем себя как единое целое. Вы когда-нибудь чувствовали себя “разбитым”, “разваливались” ли вы на куски? Говорили ли, что вам нужно “собраться”? Случалось ли вам совершать странные или нежелательные поступки, о которых приходилось пожалеть? Трудно ли вам принимать решения из-за внутреннего конфликта? Делали ли вы когда-нибудь то, что совсем вам не свойственно? Все это говорит о том, что ваш раппорт с самим собой довольно неуверенный.

Метафора СОЗНАНИЕ - ЭТО СИСТЕМА описывает структуру, состоящую из взаимодействующих компонентов. Эта метафора может нам пригодиться: некоторые процессы изменения в НЛП предполагают наличие частей, выполняющих определенные функции: “креативная часть”, “ресурсная часть” или, скажем, “часть, организующая работу других частей”. Здесь также можно позаимствовать разные точки зрения или “перцептивные позиции” со способностью перемещать в уме угол зрения, “выходить за пределы” себя, “влезать в чужую шкуру” или подсматривать за ходом событий с позиции “мухи на стене”. Эта способность разделять, перемещать и расширять сознание необходима для изменений. Следующее упражнение даст вам отличное представление об этом способе мышления.

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

Ф

Упражнение 2.9. Учимся чувствовать теш

Это упражнение поможет вам лучше чувствовать свое тело. Предположим, сейчас вы читаете. Вы относительно мало двигаетесь, может, сидите где-нибудь с книжкой. Вам просто нужно начать подключаться к разным частям своего тела:

• Начинаем с hoi и движемся вверх. Обратите внимание на ощущение в ваших стопах. Удобно ли им? Или не

• Теперь проверяем ноги. Как они себя чувствуют? Что-то давит'1 Болит? Чувствуете напряжение? Просто отмечайте для себя эти ощущения.

• Переходим к ощущениям в ягодицах. На чем вы сидите? Что чувствуете? Вам удобно или хотелось бы сменить позу?

• Подключитесь к ощущениям в области желудка. Вы ю-лодны? Или вы недавно поели и теперь чувствуете приятную сытость? А может, вы переели и теперь жалеете об этом?

• Поднимаемся к области груди. Как вы дышите? До этого момента вы, скорее всего, вообще не обращали внимания на то, как вы дышите. Но теперь, когда вы обратили на это внимание, просто посмотрите, как вы дышите: низом живота, когда диафрагма движется, пли же грудью: аыхание поверхностное, двигаются плечи.

• Теперь переходим к голове. Какие ощущения вы можете здесь отметить? Есть ли у вас какие-либо вкусовые или другие ощущения во рту? Как чувствуют себя ваши глаза, не устали ли читать? Давление или шумы в ушах? И, наконец, мозг: давление, головные боли или неприятные ощущения'.'

Хорошо. Итак, вы совершили небольшую экскурсию по некоторым “частям” своего тела. Были ли среди них re, кото-рые вы до сих пор не осознавали? А теперь, когда вы осознали их, появилось ли у вас ощущение, что они все слаженно вместе работают; или же вы заметили какие-то сигналы, на кото-

60 ¦

рые стоит обратить внимание? Не противоречат ли друг другу эти сигналы или ощущения?

Может, вам захочется повторить это упражнение. Вы всегда можете проделать это: просто проверяйте свое тело, отмечайте, что с ним происходит, ощущаете вы себя одним целым или же имеют место какие-либо конфликты. Например, вы активно двигаетесь, а ваше тело хочет отдохнуть, но другие люди, например ваши дети, требуют от вас участия в еще более активной деятельности, когда вам хочется расслабиться.

Начнем с этого

Чтобы изменить мир, изменитесь сначала сами, потому что именно это вам под силу. Желание изменить других людей может быть неэтичным или неуместным — к тому же вам, скорее всего, придется долго ждать. В конце концов кто вам сказал, что у вас есть право изменять других людей?!

Изменяясь сам, человек в какой-то степени изменяет и систему в целом, а это значит, что окружающие его люди тоже будут меняться. Так это и происходит. А чтобы изменить себя, лучше всего начать здесь и сейчас.

Мой тренер по тай-чи часто говорил: “Если хочешь понять, как твои дела, оглянись вокруг”. Что говорит вам мир, где вы сейчас? Ваш мир играет яркими красками, в нем весело? Каждое утро вам не терпится подняться с постели, чтобы прожить новый день еще лучше? Или...?

Еще об этом можно подумать так: представьте, что когда-то давно вы задали вопрос, и мир ответил вам. Теперь пора оглянуться вокруг и понять, что это за ответ. Спросите себя: “Если это ответ, то как звучал вопрос?” Это полезный прием; если вам не нравится то, что вы видите, вы знаете, что нужно делать.

Соединение

В процессе обучения мы делаем обобщения, выделяем паттерны, соотносим мысли и реакцию, соединяем происходящее во внутреннем мире с тем, что происходит “там, сна-

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 61

ружи” во внешнем мире. Порой мы бываем настолько заняты этим, что забываем остановиться и посмотреть, как это все происходит. В этой книге вы найдете объяснение некоторых паттернов и метафор, которые помогут вам научиться рационально использовать свое время.

Мы познаем окружающий мир при помощи органов чувств, а смысл этим ощущениям придает мышление и речь. Метафоры служат нам для соотнесения новой информации с базовым жизненным опытом. Для создания смыслов и манипулирования ими мы создаем слова и метафоры. Но на самом деле, это вымысел; все, чему мы придумываем названия, на что навешиваем ярлыки, есть “ментальный конструкт”.

Удивителен тот факт, что мы способны общаться с окружающими, живущими в своих вымышленных мирах, которые — в чем нам предстоит убедиться — отличаются от нашего мира еще сильнее, чем мы предполагали.

Так как же нам удается общаться? Что есть общего в нашей психологии, так это физическое тело, с помощью которого мы перемещаемся в пространстве. Подстройка к другому человеку через заимствование образа действий его тела дает нам возможность в некоторой степени понять его излюбленный образ бытия. Раппорт — это познание реальности другого, подстройка к ней и вхождение через это в его образ бытия — в какой-то степени. Все, что вам нужно для того, чтобы это сделать, — стать более любопытным. Итак, давайте полюбопытствуем, каким образом устанавливается раппорт.

Глава 3 РАППОРТ

Когда я хочу понять, насколько человек умен или глуп, добр или злобен, или чем в это мгновение заняты его мысли, я, насколько могу точно, воспроизвожу на своем лице выражение его лица, а потом жду, какие мысли и чувства возникнут в моей голове или в моем сердце в ответ на это.

Эдгар Алан По “Похищенное письмо”

Секрет эффективного общения

МНОГИЕ ЛЮДИ изучают НЛП потому, что хотят научиться более эффективно общаться. Многие наши проблемы вызваны тем, как мы категоризируем, кодируем и отражаем в уме события и переживания. Мы воспринимаем людей через призму наших предпочтений и предрассудков; нам свойственна опосредованная реакция на человека, которого видим перед собой — мы реагируем скорее на созданный нами его образ. Все происходит не “где-то там”, это функция нашего сознательного понимания. Чтобы отпечатать это утверждение в памяти, покажите пальцем на голову и скажите: “Истина здесь”.

Чтобы достичь совершенства в коммуникации, необходима гибкость в общении. Это проявляется в переключении внимания на другого человека, образно говоря, мы “влезаем в его шкуру”. Мы входим в его модель мира и представляем, какой он видит окружающую действительность. Так мы можем достичь гораздо более тонкого его понимания. Суть раппорта — “делить” реальность с другим человеком, минимизировать кажущиеся различия между ним и вами. Люди, находящиеся в раппорте, чувствуют себя комфортно друг с другом потому, что они общаются с тем, кого считают в чем-то похожим на себя.

На первых этапах развития отношений все, на что вам

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 63

нужно обращать внимание, — это информация, получаемая органами чувств. Тогда вы сможете подстраиваться под человека в плане внешних проявлений: что вы видите, слышите и чувствуете по отношению к нему: психология, поведение, языковые аспекты, энергетика. (Выражение “языковые аспекты” часто используют для обозначения способов употребления слов и языка.) При этом раппорт не обязательно устанавливается на сознательном уровне; в процессе общения это происходит само собой. В танце под названием “раппорт” один партнер ведет другого. Этот способ активного ведения также называют “регулированием темпа”. Находящиеся в раппорте люди способны к гармоничному сотрудничеству, оба они чувствуют взаимное признание и уверены в том, что их принимают такими, какие они есть. Раппорт — свободная безоценочная категория, которая лишь описывает степень подстройки.

Входить в раппорт может научиться любой. Острота чувств поможет вам познать реальность, в которой живет другой человек. Вы увидите, как он ощущает себя в своем теле, как использует голос, как двигаются его глаза, руки, голова, тело. Все это легко заметить со стороны. Единственное, что вам нужно, — это позволить себе смотреть и видеть. В детстве родители ругали нас, если мы начинали открыто рассматривать кого-то: “Глазеть на людей неприлично!”, и с тех самых пор мы так и живем, отводя взгляд. Зачастую люди, успевшие в мельчайших деталях разглядеть узор на ковре, пропускают множество невербальных сигналов, непрерывным потоком поступающих к ним от окружающих. А обучаясь НЛП, вы получаете прекрасную возможность совершенно безнаказанно вернуть себе умение смотреть на людей.

Нас окружает великое множество вещей, на которые мы можем обратить внимание. Давайте для начала разберем цитату из рассказа Эдгара Алана По, приведенную в начале главы. Подстраиваясь под определенные проявления человека, вы можете в какой-то степени войти в его мир. Даже если мы

64 ¦ ПИТЕРЯНГ

просто имитируем позу или жесты другого, мы получаем представление о том, как живет человек, который так себя чувствует.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.