|
Использованных в анализе формальных элементов
При написании данной статьи.
Сенека «Медея»
Эсхил «Прометей»
| Сумароков «Хорев»
«Синав и Трувор»
|
| Фонвизин «Недоросль»
| Еврипид «Антигона»
| Грибоедов «Горе от ума»
| К. Гольдони «Слуга двух хозяев»
| Пушкин «Маленькие трагедии»
«Борис Годунов»
| К. Гоцци «Турандот»
| Лермонтов «Маскарад»
| Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна»
«Собака на сене»
| Гоголь «Ревизор»
| Тирсо де Молина «Благочестивая марта»
| Островский «Гроза»
«Бесприданница»
«Таланты и поклонники»
| Кальдерон «Враг своей чести»
| Тургенев «Месяц в деревне»
| Мольер «Тартюф»,
«Плутни Скапена»
«Мещанин во дворянстве»
| Чехов «Чайка»
«Вишневый сад»
«Три сестры»
«Дядя Ваня»
| Шекспир «Ричард III»
«Гамлет»
«Ромео и Джульетта»
«Макбет»
«Буря»
«Сон в летнюю ночь»
| Горький «На дне»
Андреев «Жизнь Человека»
Булгаков «Дни Турбиных»
Эрдман «Самоубийца»
| Корнель «Сид»
|
| Расин «Федра»
|
| Вольтер «Заира»
|
| Бомарше «Женитьба Фигаро»
|
| Ростан «Сирано де Бержерак»
|
| Шиллер «Мария Стюарт»
|
| Ибсен «Пер Гюнт»
«Кукольный дом»
|
| Метерлинк «Слепые»,
«Синяя птица»
|
| Б. Шоу «Пигмалион»
|
| Брехт «Трехгрошовая опера»
«Мамаша Кураж…»
|
| Пиранделло «Шесть персонажей …»
|
| Де Филиппо «Велика магия»
|
| Мрожек «Дом на границе»
|
|
Таблица № 1.
Автор
| Кол - во персонажей (в среднем)
| Кол-во мест действий
| Время
|
|
|
|
| Эсхил
|
|
| (в основном время
| Софокл
|
|
| укладывается либо в рамки одного дня, либо
| Еврипид
|
|
| нескольких дней. И от
| Сенека
|
|
| нескольких дней до
| Лопе де Вега
| 15-16
| 2-5
| месяца. Мы отметим
| Шекспир
| 16-29
| 4-9; 15-21
| лишь те, что превышают эти сроки)
| Тирсо де Молина
|
|
|
| Кальдерон
|
|
|
| Корнель
|
|
|
| Мольер
| 11-16
|
|
| Расин
|
|
|
| Вольтер
|
|
|
| Бомарше
|
|
|
| Гольдони
|
|
|
| Гоцци
|
|
|
| Сумароков
| 6-8
|
|
| Фонвизин
|
|
|
| Шиллер
|
|
|
| Грибоедов
|
|
|
| Пушкин
| 2-5; 20
| 1-3; 20
|
| Лермонтов
|
|
| 6 лет
| Гоголь
|
|
|
| Островский
| 8-12
| 3-5
|
| Тургенев
|
|
|
| Ростан
|
|
| 15 лет
| Ибсен
| 11-23
|
|
| Метерлинк
|
|
|
| Шоу
|
|
|
| Чехов
| 13-14
| 3-4
| 1,2 года
| Горький
|
|
|
| Андреев
|
|
|
| Булгаков
| 15-20
|
|
| Эрдман
|
|
|
| Брехт
| 10-13
| 5-7
| 12 лет
| Пиранделло
|
|
|
| Де Филиппо
|
|
|
| Ионеско
|
|
|
| Беккет
|
|
|
| Жене
|
|
|
| Мрожек
|
|
|
|
Количество персонажей дается примерно, учитывая лишь основных действующих лиц. Массовка нами не учитывалась.
Таблица №2.
Название
| жанр
| Кол-во действий
| Кол-во персонажей
| Объем (страницы)
|
|
|
|
|
| «Лебединая песня»
| драматический этюд
|
|
|
| «Иванов»
| драма
|
|
|
| «Медведь»
| шутка
|
|
|
| «Предложение»
| шутка
|
|
|
| «Трагик по неволе»
| шутка
|
|
|
| «Свадьба»
| сцена
|
|
|
| «Юбилей»
| шутка
|
|
|
| «Чайка»
| комедия
|
|
|
| «Дядя Ваня»
| сцены из деревенской жизни
|
|
|
| «О вреде табака»
| сцена-монолог
|
|
|
| «Вишневый сад»
| комедия
|
|
|
| «Леший»
| комедия
|
|
|
| «Три сестры»
| драма
|
|
|
|
Таблица №3.
«Иванов»
(имение)
около года
Действия
|
|
|
|
| Явления
|
|
|
|
| Страницы
|
|
|
|
| Время
| вечереет
| вечер
| полдень
| вечер
| Место
| сад
| зал
| кабинет
| гостиная
|
«Чайка»
(имение)
2 года
Действия
|
|
|
|
| Явления
| -
| -
| -
| -
| Страницы
|
|
|
|
| Время
| вечереет
| полдень
| утро
| вечер
| Место
| парк
| спортплощадка
| столовая
| гостиная
|
| аллея
| цветники
|
| шумят деревья
| «Дядя Ваня»
(имение)
Действия
|
|
|
|
| Явления
| -
| -
| -
| -
| Страницы
|
|
|
|
| Время
| 3 часа дня
| ночь
| день
| осенний вечер
| Место
| сад, аллея
| столовая
| гостиная
| комнаты дома
|
| пасмурно
| молния
|
| тишина
|
«Вишневый сад»
(имение)
Действия
|
|
|
|
| Явления
| -
| -
| -
| -
| Страницы
|
|
|
|
| Время
| рассвет
| закат
| вечер
|
| Место
| детск. комната
| поле
| гостиная
| детск. комната
|
| май, холодно
| звук
лопнувшей струны
| танцы
| звук лопнувшей струны
|
| цветут деревья
|
|
| рубят деревья
| «Три сестры»
Действия
|
|
|
|
| Явления
| -
| -
| -
| -
| Страницы
|
|
|
|
| Время
| полдень
| вечер, 8 ч.
| Ночь, 3 ч.
| День, 12 ч.
| Место
| гостиная
| гостиная
| комната
| сад, аллея
|
| солнечно
| нет огня
| пожар
|
|
«Леший»
Действия
|
|
|
|
| Явления
|
|
|
|
| Страницы
|
|
|
|
| Время
| 3 часа дня
| 2 часа ночи
| день
|
| Место
| сад
| столовая
| гостиная
| лес
|
|
| молния
|
|
|
ГЛАВА 4.
АКТАНТНАЯ МОДЕЛЬ
Мы решили включить в число анализов применяемых при разборе драматургического произведения «актантную модель», так как считаем что на сегодняшний день это лучший метод в системе теоретического исследования действия пьесы, ее основных сил и их взаимоотношения. Возможность графического изображения данной модели и сама ее идея позволяет по новому подойти к рассмотрению действующих сил составляющих ядро пьесы. Данная модель увязывает много понятий в единую систему, включает даже идейно тематический анализ, но не оперирует им, а описывает уровни его применения. Долгие годы информация об актантной модели была недоступна широкому кругу театральных работников и исследователей. До сих пор не переведено ни одной книги по данной теме. Все это лишь обедняет отечественную науку о театре. Незнание и не использование данной модели в системе анализа драматургического произведения очень часто приводит к размытости таких понятий как «действие» и «характер». Даже более того, эти понятия искусственно разрываются, создавая тем самым многочисленные ошибки.
История создания
Понятие «актантная модель» появилось в процессе теоретического исследования, выявления и осмысления основных сил драмы и их роли в действии. «Преимущество модели - пишет Пави- состоит в том, что «характер» и «действие» не разделяются искусственно, но раскрывается их диалектика и постепенный переход от одного к другому»[166]. Успех, который пришел к ней вскоре после ее появления, объясняется тем, что модель многое проясняет в проблеме «драматической ситуации» (по определению Пави), а также четко выявляет процесс зарождения и развития конфликта, группирует персонажей по их физическому отношению к конфликту. Наконец, модель представляет нам персонаж с совершенно новой стороны и он «не уподобляется более существу психологическому или метафизическому, но некой принадлежащей глобальной системе индивидуальности, меняющейся от «аморфной» формы актанта… до конкретной формы актера»[167].
Главной и существенной особенностью, позволившей появиться модели, следует считать, желание исследователей разделить персонажей (действующих лиц) на минимальной количество категорий, с тем что бы охватить все существующие в пьесе комбинации. Это необходимо было сделать для того, чтобы выделить подлинных инициаторов действия - протагонистов. Исследования в данном направлении были впервые предприняты Ж. Польтив 1895 г. Он, в своей книге «Тридцать шесть драматических ситуаций», изложил идею о том, что все драматические ситуации, существующие в драматургии можно свести к 36, остальные лишь их комбинация. В. Проппв своей работе «Морфология сказки» (1928) выделил из корпуса сказок рассказ-тип с 7 актантами принадлежащих в 7 кругам действия. Это:
· вредитель;
· даритель;
· отправитель (героя);
· герой;
· ложный герой;
· помощник;
· царевна;
Пропп приходит к выводу, что сказка часто описывает один и тот же тип действия, изменяя лишь названия, имена, атрибуты и т.д. Это наблюдение дало возможность изучать сказку по «функциям действующих лиц» [168].
В 1950 г. Сурио Е. в книге «200 тысяч драматических ситуаций» выделил 6 функций любого драматического универсума, что явилось первым значительным этапом (после Проппа) формализации актантов. А. Греймасв своих работах «Структурная семантика» (1966) и «Смысл» (1970) структурирует 6 функций Сурио, подразделяя их на пары, создавая тем самым непосредственно саму «актантную модель».
Модель Греймаса
Отправитель Объект Получатель
(Адресант) (Адресант)
Помощник Субъект Противник
Ось «адресант - адресат» - контролирует ценности, определяет их и судит о желаниях и их распределении между персонажами.
Ось «субъект - объект» - обозначает траекторию действия и поиски героя или протагониста. Она усеяна препятствиями, которые должен преодолеть субъект.
Ось «помощник - противник» - облегчает или препятствует коммуникации[169].
Следующим значительным и финальным шагом в разработке и формировании актантной модели было изменение оси «субъект - объект», которое сделала А. Юберсфельдв книге «Читать театр» (1977). Кроме этого (что весьма существенно) она дала и совершенно иное графическое изображение модели.
Модель Юберсфельд
Отправитель Получатель
(Адресант) (Адресант)
Субъект
Объект
Помощник Противник
Пави, являясь учеником Юберсфельд, тем не менее, указывает на недостаток этого изменения как определенной степени риска переоценить природу субъекта и сделать их него «легко уловимую данность». На наш взгляд модель Юберсфельд во многом избегает тех недостатков, которые есть в модели Греймаса. В первую очередь Юберсфельд делает модель более действенной, уводя ее от чрезмерного теоретизирования. Помещая субъекта между отправителем (D1) и получателем (D2) в такие «тиски», что действие субъекта становиться просто необходимым. В модели же Греймаса действие субъекта обусловлено воздействием на него пары помощник - противник, а объект представляет собой некую ценностную данность, к которой стремиться субъект. Данность эта - обусловленная D1 и D2 - приобретает гипертрофированные формы и преувеличенное значение.
В модели Юберсфельд, в отличие от Греймаса не два, а три уровня, которые мы условно назовем так:
D1 D2 ] 1---------- «небо»
S
] 2 ---------- «человек»
O
A Op ] 3 ---------- «земля»
О триаде, тройном устроении, трех частной композиции говорится практически в любой философской системе: например, дух, душа и тело; древнерусское строение мира - правь, навь, явь; Тримурти в Индии и т.д. Кроме того, Ю.М. Лотман отмечал, что тернарным системам характерен принцип сохранения предшествующих ценностей, бинарные же системы не стабильны и их отличает тяга к уничтожению всех предшествующих ценностей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|