Сделай Сам Свою Работу на 5

Питирим Александрович СОРОКИН (1889-1968)





(теории социальной стратификации и социальной мобильности)

Объяснял исторический процесс как проявление социокультурной динамики – движения типов культур.
Выдвинул теорию конвергенции = слияния капитализма и социализма в единое общество.
Социальный мир имеет двойственную природу – социокультурную. С одной стороны, общество – сеть интеракций (взаимодействий), с другой стороны, без культурного регулирования (нормы, ценности) социальная жизнь была бы невозможной.
Характер культуры влияет на особенности экономических и политических институтов, на стиль искусства, на характер законодательства и т.д.
Культурные менталитеты бывают двух типов: 1)умозрительный (акцентирует духовные потребности и моральные императивы) и 2)чувственный (придает значение удовлетворению физических потребностей, удовольствиям, исходя из того, что нравственность имеет относительный характер).
Соответствующие культурным менталитетам так называемые «культурные суперсистемы» следуют друг за другом циклично.
Европейская культура со времен Возрождения находится в чувственной фазе (моральная анархия, хаос мнений, насилие и обман, неуверенность человека в завтрашнем дне, распад семейных устоев).
Автор теории «социальной мобильности». Рассматривал два вида мобильности: горизонтальную и вертикальную.Горизонтальная мобильность: перемещение в физическом пространстве, миграция. Вертикальная мобильность: изменение социального статуса, движение вверх по социальной лестнице, так называемые «лифты» (армия, школа, бюрократия, профессиональные организации». В разных типах общества движение по вертикали различно по виду и скорости.

 



Николай ДАНИЛЕВСКИЙ (1822-1885)

(концепция «историко-культурных типов»)

Предметом развития выступает не человечество, не люди, а «цивилизации» = целостные, относительно изолированные культурно-исторические величины, отличающиеся друг от друга своим «характером» и своим ритмом изменений.
Примеры цивилизаций: египетская, китайская, вавилонская, персидская, древнееврейская, греческая, римская, германо-романская, славянская.
Каждая цивилизация проходит закономерный жизненный цикл: 1 этап – формирование цивилизации из разобщенных элементов культуры; 2 этап – поиск и нахождение данной цивилизацией своей культурной и политической формы, своего истинного места; 3 этап – расцвет цивилизации, полная реализация всех скрытых в ней творческих возможностей; 4 этап – исчерпание творческого потенциала, стагнация, апатия; 5 этап – распад, упадок, гибель цивилизации.
В один и тот же момент сосуществуют цивилизации, находящиеся на разных фазах цикла.

 



 

ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ:

Эмпиризм = познавательный принцип позитивистского понимания социологии как науки об обществе, основанный на конкретных и объективных данных реального опыта или же эксперимента и способствующий рациональному управлению социальными процессами (через практические рекомендации).

Принципы эмпирической социологии:

1) истинность научных познаний должна устанавливаться лишь на основе эмпирических процедур (наблюдения, эксперимента);

2) все социальные явления должны быть квантифицированы (т.е. выражены количественными или качественными показателями);

3) «субъективные аспекты» поведения можно исследовать только через открытое, внешнее, наблюдаемое, измеряемое поведение.

 

Лестер УОРЛД (амер.): 1)социальный дарвинизм (эволюционизм) + психологизм; 2)в основу социологии должны быть положены не принципы биологии, а принципы психологии; 3)цель = изучение психологических аспектов общественной жизни; 4)происходящая в природе слепая стихийная эволюция на основе естественного отбора («генезис») в обществе сменяется «телезисом» =сознательным стремлением к прогрессу.



 

Альбион СМОЛЛ (амер.):1)основной предмет социсследований = интересы; 2)социальная жизнь = результат взаимодействия 6-ти классов интересов, направленных: на здоровье, благосостояние, общение, познание, красоту и справедливость; 3)социология должна давать практические рекомендации в форме социальных технологий.

 

Франклин ГИДДИНГС (амер.): 1)общество = физико-психический организм, т.е. общество - это одновременно и продукт бессознательной эволюции, и результат сознательного плана; 2) социология должна изучать как объективно-природные, так и субъективно-психологические факторы.

 

Уильям САМНЕР (амер.): представитель социального дарвинизма; исходил из двух принципов: 1)естественный отбор и борьба за существование имеют решающее значение; 2)социальная эволюция носит автоматический и неуклонный характер.

 

Эдвард РОСС (амер.): в основе социального развития лежит «интеракция» (общение, взаимодействие) индивидов, ведущая к образованию социальных групп и подчиненная определенному социальному контролю и порядку.

 

Элтон МЭЙО (амер.): 1)основоположник индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений»; 2)человек = социальное животное, включенное в контекст группового поведения; 3)жесткая иерархия и бюрократическая организация несовместимы с человеческой природой и его свободой; 4)руководители промышленных предприятий должны ориентироваться в большей степени на людей, а не на продукцию, 5)основоположник социальной философии менеджмента; 6)автор Хотторнских экспериментов.

Роберт ПАРК (амер.):1)основатель Чикагской школы социологии; 2)социология должна изучать образцы коллективного поведения; 3)общество имеет помимо социального (культурного) уровня еще и биологический уровень, лежащий в основе всего социального развития; 4)движущая сила социального развития = конкуренция; 5)биологическая природа человека выражается в его способности передвижению и миграции; 6)ввел в научный оборот понятие «маргинальности» = социально-экономических последствий неадаптации мигрантов к требованиям урбанизма (социальной концентрации) как образа жизни. Маргинальная личность = обозначение пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной группе или социальной общности.

 

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕОРИИ

ЦЕЛЬ = преодолеть противопоставление объективного и субъективного в научном объяснении социальной жизни.

 

Энтони ГИДДЕНС (англ, род. В 1938 г.):

1) Автор теории структурации;

2) Конечный субстрат социальной жизни = непрерывно развивающиеся «социальные практики», посредством которых осуществляется как воспроизводство общества, так и его трансформация (развитие), т.е. постоянство и развитие проявляются одновременно.

3) Структурация =динамика (движение) социальных структур посредством социальной практики субъектов.

4) Отдельный человек не является пешкой, целиком зависящей от социальных структур (правил, традиций и т.п.), напротив, человек – существо мыслящее, с достаточно высокой степенью свободы и автономии, обладающее как «практическимсамосознанием» (повседневные дела), так и «дискуссионнымсамосознанием» (диалоги, и дискуссии).

 

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ:

В современном мире существуют различные типы обществ, различающиеся между собой по множеству параметров, как явных (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытых (степень социальной интеграции, уровень стабильности и т.п.).

Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно бы было классифицировать.

 

1. Карл МАРКС (сер. ХIХ века): предложил типологию обществ на основании способа производства материальных благ и сложившихся производственных отношений (прежде всего отношения собственности на средства производства).

Отсюда, все общества разделены, по К. Марксу, на 5 типов (по типу соответствующих общественно-экономических формаций):

  1. первобытно-общинные;
  2. рабовладельческие;
  3. феодальные;
  4. капиталистические;
  5. коммунистические (начальная фаза – социалистическое общество).

 

2. Другая типология делит все общества на 2 типа: простые и сложные.

Критерий такого деления = 1)число уровней управления и 2)степень социальной дифференциации (расслоения).

Простое общество = 1)составные части однородны, 2)нет богатых и бедных, 3)нет руководителей и подчиненных, 4)структура и функции слабо дифференцированы.

Сложное общество = общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что вызывает необходимость их координации.

 

3. Карл ПОППЕР (англ., ХХ век) делит общества на 2 типа: закрытые и открытые.

В основе отличия – отношение социальногоконтроля, с одной стороны, и степени свободыиндивида, с другой стороны.

Закрытое общество: 1)статичная социальная структура, 2)ограниченная мобильность, 3)невосприимчивость к нововведениям, 3)традиционализм, 4)догматическая авторитарная идеология, 5)коллективизм. Примеры: древняя Спарта, нацистская Германия, Советский Союз эпохи сталинизма…

Открытое общество: 1)динамичная социальная структура, 2)высокая мобильность, 3)способность к инновациям (изменениям), 4)критицизм, 5)демократическая плюралистическая идеология, 6)индивидуализм. Пример: афинская демократия, современные западные демократии.

 

4. Даниел БЕЛЛ (амер., ХХ век) делит общества на 3 типа: 1)традиционные, 2)индустриальные и 3)постиндустриальные.

Традиционное (доиндустриальное) общество: 1)аграрный уклад, 2)преобладание натурального хозяйства (удовлетворение потребностей лишь на минимальном уровне), 3)сословная монархия, 4)малоподвижная (инертная) структура, 5)социокультурная регуляция основана на силе традиций и обычаев, считающихся незыблемыми и не допускающими мысли об их изменении.

Индустриальное общество: 1)сложное общество, 2)способ хозяйствования основан на промышленности, 3)гибкие, динамичные, модифицирующиеся структуры, 4)социальнокультурная регуляция основана на сочетании свободы личности и интересов общества.

Постиндустриальное (информационное) общество: 1)информационная основа, 2) добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяется приобретением и хранением информации, 3)преимущественное развитие сферы услуг (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных).

 

 

Джордж Герберт МИД (амер., основоположник символического интеракционизма):

Наше «Я» = продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми.

По Дж.Г. Миду, процесс формирования личности имеет 3 стадии: имитация → игровая стадия → стадия коллективных игр.

Первая стадия – ИМИТАЦИЯ = дети копируют поведение взрослых, не понимая его.

ИГРОВАЯ СТАДИЯ = дети понимают поведение как исполнение определенных ролей (врача, военного, матери…); в процессе игры дети воспроизводят эти роли.

СТАДИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГР(по правилам!) = дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и группы в целом. Установки и ожидания создают образ некого «другого» («безликого человека со стороны»), олицетворяющего общественное мнение. Следование правилам игры подготавливает детей к усвоению правил поведения в социуме, выраженных в законах и номах. На стадии коллективных игр приобретается чувство социальной идентичности.

По Дж.Г. Миду, человеческое «Я» состоит из двух частей: 1)«Я-сам» и 2)«Я-меня».

«Я-сам» = реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. Например, «Я-сам» реагирую на критику в мой адрес и старательно обдумываю свое поведение. Если я считаю критику обоснованной, то в чем-то меняю свое поведение.

«Я-меня» = осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). Например, «Я-сам» знаю, что другие считают «Я-меня» справедливым человеком.

 

 

Вильфредо ПАРЕТО (итал., 1848-1923) ввел в научный оборот понятие «деривации».

Суть ДЕРИВАЦИИ: любые теоретические построения, любые идеологии являются оправданием действий с целью придать им внешне логический характер и скрыть их истинные мотивы.

ДЕРИВАЦИИ = идеологические системы, обладающие ложным содержанием. ДЕРИВАЦИИ = производные от чувств, коренящихся в глубинных пластах человеческой психики.

ДЕРИВАЦИИ формируются на основе биологических импульсов,детерминирующих любое социальное поведение человека.

Теория социального обмена:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.