Питирим Александрович СОРОКИН (1889-1968)
(теории социальной стратификации и социальной мобильности)
Объяснял исторический процесс как проявление социокультурной динамики – движения типов культур.
| Выдвинул теорию конвергенции = слияния капитализма и социализма в единое общество.
| Социальный мир имеет двойственную природу – социокультурную. С одной стороны, общество – сеть интеракций (взаимодействий), с другой стороны, без культурного регулирования (нормы, ценности) социальная жизнь была бы невозможной.
| Характер культуры влияет на особенности экономических и политических институтов, на стиль искусства, на характер законодательства и т.д.
| Культурные менталитеты бывают двух типов: 1)умозрительный (акцентирует духовные потребности и моральные императивы) и 2)чувственный (придает значение удовлетворению физических потребностей, удовольствиям, исходя из того, что нравственность имеет относительный характер).
| Соответствующие культурным менталитетам так называемые «культурные суперсистемы» следуют друг за другом циклично.
| Европейская культура со времен Возрождения находится в чувственной фазе (моральная анархия, хаос мнений, насилие и обман, неуверенность человека в завтрашнем дне, распад семейных устоев).
| Автор теории «социальной мобильности». Рассматривал два вида мобильности: горизонтальную и вертикальную.Горизонтальная мобильность: перемещение в физическом пространстве, миграция. Вертикальная мобильность: изменение социального статуса, движение вверх по социальной лестнице, так называемые «лифты» (армия, школа, бюрократия, профессиональные организации». В разных типах общества движение по вертикали различно по виду и скорости.
|
Николай ДАНИЛЕВСКИЙ (1822-1885)
(концепция «историко-культурных типов»)
Предметом развития выступает не человечество, не люди, а «цивилизации» = целостные, относительно изолированные культурно-исторические величины, отличающиеся друг от друга своим «характером» и своим ритмом изменений.
| Примеры цивилизаций: египетская, китайская, вавилонская, персидская, древнееврейская, греческая, римская, германо-романская, славянская.
| Каждая цивилизация проходит закономерный жизненный цикл:
1 этап – формирование цивилизации из разобщенных элементов культуры;
2 этап – поиск и нахождение данной цивилизацией своей культурной и политической формы, своего истинного места;
3 этап – расцвет цивилизации, полная реализация всех скрытых в ней творческих возможностей;
4 этап – исчерпание творческого потенциала, стагнация, апатия;
5 этап – распад, упадок, гибель цивилизации.
| В один и тот же момент сосуществуют цивилизации, находящиеся на разных фазах цикла.
|
ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ:
Эмпиризм = познавательный принцип позитивистского понимания социологии как науки об обществе, основанный на конкретных и объективных данных реального опыта или же эксперимента и способствующий рациональному управлению социальными процессами (через практические рекомендации).
Принципы эмпирической социологии:
1) истинность научных познаний должна устанавливаться лишь на основе эмпирических процедур (наблюдения, эксперимента);
2) все социальные явления должны быть квантифицированы (т.е. выражены количественными или качественными показателями);
3) «субъективные аспекты» поведения можно исследовать только через открытое, внешнее, наблюдаемое, измеряемое поведение.
Лестер УОРЛД (амер.): 1)социальный дарвинизм (эволюционизм) + психологизм; 2)в основу социологии должны быть положены не принципы биологии, а принципы психологии; 3)цель = изучение психологических аспектов общественной жизни; 4)происходящая в природе слепая стихийная эволюция на основе естественного отбора («генезис») в обществе сменяется «телезисом» =сознательным стремлением к прогрессу.
Альбион СМОЛЛ (амер.):1)основной предмет социсследований = интересы; 2)социальная жизнь = результат взаимодействия 6-ти классов интересов, направленных: на здоровье, благосостояние, общение, познание, красоту и справедливость; 3)социология должна давать практические рекомендации в форме социальных технологий.
Франклин ГИДДИНГС (амер.): 1)общество = физико-психический организм, т.е. общество - это одновременно и продукт бессознательной эволюции, и результат сознательного плана; 2) социология должна изучать как объективно-природные, так и субъективно-психологические факторы.
Уильям САМНЕР (амер.): представитель социального дарвинизма; исходил из двух принципов: 1)естественный отбор и борьба за существование имеют решающее значение; 2)социальная эволюция носит автоматический и неуклонный характер.
Эдвард РОСС (амер.): в основе социального развития лежит «интеракция» (общение, взаимодействие) индивидов, ведущая к образованию социальных групп и подчиненная определенному социальному контролю и порядку.
Элтон МЭЙО (амер.): 1)основоположник индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений»; 2)человек = социальное животное, включенное в контекст группового поведения; 3)жесткая иерархия и бюрократическая организация несовместимы с человеческой природой и его свободой; 4)руководители промышленных предприятий должны ориентироваться в большей степени на людей, а не на продукцию, 5)основоположник социальной философии менеджмента; 6)автор Хотторнских экспериментов.
Роберт ПАРК (амер.):1)основатель Чикагской школы социологии; 2)социология должна изучать образцы коллективного поведения; 3)общество имеет помимо социального (культурного) уровня еще и биологический уровень, лежащий в основе всего социального развития; 4)движущая сила социального развития = конкуренция; 5)биологическая природа человека выражается в его способности передвижению и миграции; 6)ввел в научный оборот понятие «маргинальности» = социально-экономических последствий неадаптации мигрантов к требованиям урбанизма (социальной концентрации) как образа жизни. Маргинальная личность = обозначение пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной группе или социальной общности.
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕОРИИ
ЦЕЛЬ = преодолеть противопоставление объективного и субъективного в научном объяснении социальной жизни.
Энтони ГИДДЕНС (англ, род. В 1938 г.):
1) Автор теории структурации;
2) Конечный субстрат социальной жизни = непрерывно развивающиеся «социальные практики», посредством которых осуществляется как воспроизводство общества, так и его трансформация (развитие), т.е. постоянство и развитие проявляются одновременно.
3) Структурация =динамика (движение) социальных структур посредством социальной практики субъектов.
4) Отдельный человек не является пешкой, целиком зависящей от социальных структур (правил, традиций и т.п.), напротив, человек – существо мыслящее, с достаточно высокой степенью свободы и автономии, обладающее как «практическимсамосознанием» (повседневные дела), так и «дискуссионнымсамосознанием» (диалоги, и дискуссии).
ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ:
В современном мире существуют различные типы обществ, различающиеся между собой по множеству параметров, как явных (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытых (степень социальной интеграции, уровень стабильности и т.п.).
Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно бы было классифицировать.
1. Карл МАРКС (сер. ХIХ века): предложил типологию обществ на основании способа производства материальных благ и сложившихся производственных отношений (прежде всего отношения собственности на средства производства).
Отсюда, все общества разделены, по К. Марксу, на 5 типов (по типу соответствующих общественно-экономических формаций):
- первобытно-общинные;
- рабовладельческие;
- феодальные;
- капиталистические;
- коммунистические (начальная фаза – социалистическое общество).
2. Другая типология делит все общества на 2 типа: простые и сложные.
Критерий такого деления = 1)число уровней управления и 2)степень социальной дифференциации (расслоения).
Простое общество = 1)составные части однородны, 2)нет богатых и бедных, 3)нет руководителей и подчиненных, 4)структура и функции слабо дифференцированы.
Сложное общество = общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что вызывает необходимость их координации.
3. Карл ПОППЕР (англ., ХХ век) делит общества на 2 типа: закрытые и открытые.
В основе отличия – отношение социальногоконтроля, с одной стороны, и степени свободыиндивида, с другой стороны.
Закрытое общество: 1)статичная социальная структура, 2)ограниченная мобильность, 3)невосприимчивость к нововведениям, 3)традиционализм, 4)догматическая авторитарная идеология, 5)коллективизм. Примеры: древняя Спарта, нацистская Германия, Советский Союз эпохи сталинизма…
Открытое общество: 1)динамичная социальная структура, 2)высокая мобильность, 3)способность к инновациям (изменениям), 4)критицизм, 5)демократическая плюралистическая идеология, 6)индивидуализм. Пример: афинская демократия, современные западные демократии.
4. Даниел БЕЛЛ (амер., ХХ век) делит общества на 3 типа: 1)традиционные, 2)индустриальные и 3)постиндустриальные.
Традиционное (доиндустриальное) общество: 1)аграрный уклад, 2)преобладание натурального хозяйства (удовлетворение потребностей лишь на минимальном уровне), 3)сословная монархия, 4)малоподвижная (инертная) структура, 5)социокультурная регуляция основана на силе традиций и обычаев, считающихся незыблемыми и не допускающими мысли об их изменении.
Индустриальное общество: 1)сложное общество, 2)способ хозяйствования основан на промышленности, 3)гибкие, динамичные, модифицирующиеся структуры, 4)социальнокультурная регуляция основана на сочетании свободы личности и интересов общества.
Постиндустриальное (информационное) общество: 1)информационная основа, 2) добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяется приобретением и хранением информации, 3)преимущественное развитие сферы услуг (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных).
Джордж Герберт МИД (амер., основоположник символического интеракционизма):
Наше «Я» = продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми.
По Дж.Г. Миду, процесс формирования личности имеет 3 стадии: имитация → игровая стадия → стадия коллективных игр.
Первая стадия – ИМИТАЦИЯ = дети копируют поведение взрослых, не понимая его.
ИГРОВАЯ СТАДИЯ = дети понимают поведение как исполнение определенных ролей (врача, военного, матери…); в процессе игры дети воспроизводят эти роли.
СТАДИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГР(по правилам!) = дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и группы в целом. Установки и ожидания создают образ некого «другого» («безликого человека со стороны»), олицетворяющего общественное мнение. Следование правилам игры подготавливает детей к усвоению правил поведения в социуме, выраженных в законах и номах. На стадии коллективных игр приобретается чувство социальной идентичности.
По Дж.Г. Миду, человеческое «Я» состоит из двух частей: 1)«Я-сам» и 2)«Я-меня».
«Я-сам» = реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. Например, «Я-сам» реагирую на критику в мой адрес и старательно обдумываю свое поведение. Если я считаю критику обоснованной, то в чем-то меняю свое поведение.
«Я-меня» = осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). Например, «Я-сам» знаю, что другие считают «Я-меня» справедливым человеком.
Вильфредо ПАРЕТО (итал., 1848-1923) ввел в научный оборот понятие «деривации».
Суть ДЕРИВАЦИИ: любые теоретические построения, любые идеологии являются оправданием действий с целью придать им внешне логический характер и скрыть их истинные мотивы.
ДЕРИВАЦИИ = идеологические системы, обладающие ложным содержанием. ДЕРИВАЦИИ = производные от чувств, коренящихся в глубинных пластах человеческой психики.
ДЕРИВАЦИИ формируются на основе биологических импульсов,детерминирующих любое социальное поведение человека.
Теория социального обмена:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|