|
Типология девиации по Р. Мертону
Способ адаптации человека в социуме
| Одобряемые обществом цели
| Социально одобряемые средства достижения целей
| Конформизм
(единственный тип недевиантного поведения: человек ставит перед собой социально одобряемую цель и достигает ее законными, общепринятыми средствами)
| +
| +
| Инновация (обновление, готовность рисковать)
(социально одобряемая цель (к примеру, достижение материального благополучия) достигается иными средствами, игра не по правилам)
| +
| -
| Ритуализм (доведенное до абсурда следование «правилам игры», инструкциям, «махровый» бюрократизм: скрупулезно соблюдая инструкцию, человек забывает о конечной цели своей деятельности («Ради чего?»))
| -
| +
| Ретреатизм
(бегство от действительности, попытка уединиться, уйти в себя, маргинальность, бродяжничество, наркомания и т.п.)
| -
| -
| Бунт, мятеж
(попытка заменить старые цели и средства на новые, развивается новая идеология на основе новой системы общепринятых ценностей)
| -
+
| -
+
|
ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА (представители: Р.Дарендорф, Л.Козер)
Ральф ДАРЕНДОРФ (нем., 1929)
Структурно-функциональная модель и конфликтная модель
В сравнении
Структурно-функциональная модель
(по Т.Парсонсу)
| Конфликтная модель
(по Р.Дарендорфу)
| Каждое общество – относительно устойчивая, стабильная конфигурация элементов
| Каждое общество в любой из моментов изменяется, социальное изменение - всеобще
| Каждое общество – хорошо интегрированная конфигурация элементов
| Каждое общество в любой из моментов испытывает конфликт, социальные конфликты - всеобщи
| Каждый элемент общества содействует его нормальному функционированию
| Каждый элемент общества содействует его изменению
| Каждое общество основано на согласии (консенсусе), единодушии его членов
| Каждое общество основано на принуждении одних его членов другими
| Параметры
| Интегративная модель
(Т. Парсонс)
| Конфликтная модель
(Р. Дарендорф)
| Характер общества
| Относительная устойчивость и стабильность
| Постоянное изменение
| Характер взаимосвязи элементов общества
| Интегрированность (внутреннее единство и упорядоченность)
| Конфликт
| Функциональное назначение элементов общества
| Служат функционированию общества
| Служат изменению общества
| Характер взаимосвязи членов общества
| Согласие (консенсус)
| Принуждение
| Л. КОЗЕР: конфликты осуществляют позитивные функции:
1. снятие социальной напряженности (разрядка, выход взаимной враждебности друг к другу);
2. информационно-коммуникативная (в ходе конфликта люди лучше узнают друг друга);
3. интегративная – борьба с «внешним» и «внутренним» врагом способствует сплоченности группы;
4. стимулирование изменений, инноваций.
Вильфредо ПАРЕТО (1848-1923)
(теория «циркуляции элит»)
Идейно-теоретическими источниками социологической системы В.Парето выступали позитивизм (приписывающий социальным явлениям сходство с явлениями природы), и иррациональные концепции Ф.Ницше и А.Бергсона.
| Предложил логико-экспериментальный метод исследования. По В.Парето, социология должна стать такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия.
| В социологических исследованиях следует пользоваться лишь эмпирически обоснованными суждениями, строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Привнесение в теорию идейных убеждений недопустимо, поскольку приводит к искажению и фальсификации фактов.
| Социологическая система В.Парето построена на теории нелогического действия.
| Согласно В.Парето, большинство человеческих действий, из которых слагается человеческая история, являются нелогическими действиями. Индивид поступает тем или иным образом не на основании логики, а на основании психических установок (преддиспозиций) и чувств. Чувства маскируются при помощи псевдоаргументов (псевдологики), составляющих содержание всех общественных теорий.
Идеологические системы, обладающие ложным содержанием, оправдывающие иррациональные действия и придающие им внешне логический (рациональный) характер) называются ДЕРИВАЦИЯМИ.
| В.Парето разработал биологически обоснованную теорию элит: существенной чертой всех человеческих обществ является их деление на элиту и неэлиту.
| Движущей силой общественного развития является так наз. «круговорот элит» (вначале стабилизация, затем – деградация, приводящая к замене старой элиты на новую).
| Индивиды, наделенные от рождения особыми«остатками» (= чувствами, детерминирующими человеческое поведение), обладают либо способностью манипулировать массами при помощи хитрости и обмана, либо способностью к насилию. Эти способности и определяют типы правления.
| Типы правления периодически меняют друг друга, если правящая элита, начиная деградировать, ведет общество к упадку.
| Если правящая элита не противодействует своей деградации путем кооптации новых членов из низших классов, обладающих в должной мере соответствующими «остатками», то наступает революция.
| Смысл революции = в обновлении персонального состава правящей элиты.
Динамика истории = в «круговороте элит».
Сама история = «кладбище аристократии».
|
ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ и ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
Макса ВЕБЕРА (нем., 1864-1920)
Провозгласил принципиальное отличие социальных наук от наук о природе, и тем самым положил начало антипозитивистскому перелому в социологии.
| Предмет социологии = человеческие (социальные)действия, в результате которых формируется материал для возникновения социальных структур, организаций, институтов.
| Социальное действие = действие, при котором принимается во внимание ожидаемая реакция партнера и которое непрерывно модифицируется с учетом таких ответных реакций.
Признаки социального действия:
1) обладают субъективным смыслом, личностным осмыслением;
2) сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.
| Понимание человеческих действий достигается путем интерпретации их значений: человеческие действия могут быть либо «мотивированными» (т.е. определяемых самими действующими субъектами), либо «культурными» (определяемыми теми группами, в которых действуют субъекты).
| Понимание человеческих действий вполне возможно: большинство человеческих действий носит рациональный смысл, следовательно, необходимо выяснить взаимоотношение средств и целей, затрат и достижений.
| Из человеческих действий формируется такая социальная структура, как власть.
Власть = вероятность принятия обязывающих решений.
| Чистая сила преобразуется в авторитет, когда подвластные этой силе люди самипринимают и одобряют ее.
| Выделяет три формы легитимизации (= закрепления) власти:
1) легальная форма: прерогативы власти строго определены законом, это власть, основанная на праве (чиновник, директор, полицейский министр…);
2) «традиционная» форма: власть находит свое закрепление не в законах, а в неформальных правилах и вековых традициях (власть отца в патриархальной семье, власть старейшины…);
3) харизматическая форма: власть, оправданная исключительно личными достоинствами ее носителя, оцененными подчиненными или сторонниками.
| Харизма = особые, исключительные таланты, навыки, знания, последовательность в действиях, сила духа, способность сильного воздействия и влияния, что воспринимается сторонниками лидера как сверхъестественные и требующие полного подчинения его власти.
| Ввел в научный оборот понятие «социального слоя» и «социального класса».
|
СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ (конец ХIХ-начало ХХ века)
М.М. КОВАЛЕВСКИЙ (1851-1916)
(учение о социальном прогрессе)
Задача социологии – объяснить природу человеческой солидарности, ее формы, ее эволюцию.
| Социология – наука об организации и эволюции общества. Ее задача – указать общее направление развития, основные ступени человеческой эволюции, указать взаимосвязь между всеми частями социального организма.
| Общество развивается поступательно: одни общественно-политические устои сменяются другими по мере развития знаний, уплотнения населения, изменений в технике и т.д.
| Метод социологии = историко-сравнительный:параллельное изучение общественной эволюции разных народов (как древних, так и современных) с целью выведение общей формулы поступательного развития общественной жизни.
| Ход истории подчиняется объективным законам, которые не являются продуктами свободного выбора.
|
П.Л. ЛАВРОВ (1823-1890)
Источник истории – личность, действующая на общество на основании научного знания, а также нравственного убеждения о справедливом.
| Столкновение личных деятельностей производит объективный процесс истории.
| Личность должна достигнуть осознания потребности общественного развития.
| Общественный прогресс = субъективный взгляд на происходящие вокруг события с точки зрения нравственного идеала («Справедливо или несправедливо?»).
| Основное противоречие общественного прогресса: его плодами пользуется меньшинство, но достигается он страданиями большинства.
| Нужны энергичные, фанатичные люди, рискующие и жертвующие всем! Они станут недосягаемым идеалом для толпы, заражая ее энергией, которая нужна для борьбы.
|
Н.К. МИХАЙЛОВСКИЙ (1842-1904)
(субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле общественного прогресса)
Человеку нужны правила поведения. У человека есть идеалы и цели. В человеке борются мысли и чувства, ища ответ на вопрос «Что делать?» Здесь возможны два ответа:либо самому приспособиться к условиям окружающей жизни, либо приспособить эти условия к себе.
| Человеку не должно быть дела до совершенствования общества, он должен совершенствоваться сам, будучи способным до известной степени противостоять напору внешних обстоятельств.
| Люди делятся на «мыслящих пассивно» и на «мыслящих критически».Двигателями общественного прогресса выступают люди, мыслящие критически.
| Человек должен одновременно и повиноваться законам истории, и в то же время двигать историю в направлении своего идеала.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|