Сделай Сам Свою Работу на 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ





Психологизм в социологии = попытка объяснения социальных явлений и процессов сквозь призму психологических явлений.

Направления психологической социологии: 1)«психология народов», «народный дух» (Вильгельм ВУНД), 2)групповая психология (Гюстав ЛЕБОН, Габриель ТАРД), 3)интеракционизм (Джордж Герберт МИД).

 

Гюстав ЛЕБОН: европейское общество вступает в «эру толпы», когда разумное (рациональное) критическое начало, воплощенное в отдельной личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.

Толпа (по Г. Лебону) = группа людей, охваченных(«зараженных») общими настроениями, чувствами и стремлениями.

Характерные черты толпы (по Г. Лебону): 1)зараженность общей идеей, 2)сознание собственной силы, 3)утрата чувства ответственности, 4)нетерпимость, 5)восприимчивость к внушению, 6)готовность к импульсивным действиям, 7)бездумное(слепое) следование за лидером.

 

Габриель ТАРДавтор теории подражания: элементарное социальное отношение (своего рода элементарная социальная частица) = передача или попытка передачи верования или желания.

Простейшая модель социального поведения = ГИПНОЗ.



Общество = подражание (общество основано на подражании людей друг другу), а подражание = своего рода гипнотизм.

Теория подражания делает предметом социологического исследования не отдельно взятого индивида, а сам процесс межличностного взаимодействия.

По Г. Тарду, общественная жизнь = действие простых психических механизмов, в основе которых лежит подражание, копирование.

По Г. Тарду, общество = своеобразный мозг, клеткой которого является мозг отдельного индивидуума. Психология = ключ к пониманию социальных явлений.

Задача социологии = изучение законов подражания, благодаря которым общество:

1) поддерживает свое существование в качестве целостности (люди подражают друг другу и поступают более-менее одинаково, «так же, как все»),

2) развивается по мере того, как в различных областях социальной действительности возникают и распространяются изобретения (ноу-хау) благодаря их копированию, тиражированию (подражанию).

 

 

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ ставит в центр внимания процесс взаимодействия индивидов. Личность = субъект взаимодействия, выступающий как социальное существо, принадлежащее к определенным социальным группам и выполняющее определенные социальные роли. Представители: Дж.Г.Мид, Ч.Кули.



 

Основоположник символического интеракционизма – амер. философ и социолог Джордж Герберт МИД (1863-1931): исходил из примата социального над индивидуальным.

По Дж.Г. Миду, социальный мир формируется в результате социального взаимодействия, в процессе которого люди общаются (контактируют) между собой посредством особых средств – символов (жестов и языка).

По Дж.Г. Миду, человек осознает себя, всматриваясь в других людей, как в психологическое зеркало, а также в процессе совместной деятельности.

Включившись в социум, человек вынужден постоянно разгадывать намерения других людей и анализировать их поведение: «Что они этим хотели сказать? Что бы это значило? Почему он так посмотрел?...»

Межличностное взаимодействие, по Дж.Г. Миду, представляет собой непрерывный диалог, в ходе которого происходит осмысление и интерпретация стимула с целью адекватной ответной реакции.

 

Второй представитель символического интеракционизма Чарльз КУЛИ (амер., 1864-1929):

Центральной социологической проблемой считал отношения между человеком и обществом. Обе эти ипостаси бытия, по Ч. Кули, неразделимы, представляя собой две стороны одной реальности. Не существует общества без людей, в воображении которых оно и формируется, и не существует людей, которые не были бы сформированы обществом.  
Единство человека и общества складывается в процессе коммуникации между людьми. Эволюция коммуникаций – от жестов, «языка тела» через письменную, устную речь до СМИ – важнейшая составляющая общественного развития.  
Субъект в полной мере становится человеком лишь тогда, когда формирует свое «Я», Человеческое «Я» выступает умозрительным осознанием того, кем же человек в действительности является. Такое осознание приходит к человеку благодаря эффекту зеркальногоотражения: человеческое «Я» формируется через интерпретацию мнений, складывающихся о человеке со стороны других людей. Составляя мнение о самом себе на основе реакций других людей на его поступки и действия, человек как бы рассматривает самого себя в этих своеобразных зеркалах-отражениях. Если реакции, идущие со стороны других людей, позитивные, его самооценка становится выше, если негативные – ниже.
Ввел в научный оборот понятие «зеркального Я». Зеркальное Я = самооценка субъекта, формирующаяся через интерпретацию реакций других людей по отношению к данному субъекту.
Сформировавшееся «зеркальное Я» является источником конформистского поведения: соответствие социальным ожиданиям приводит к позитивным реакциям со стороны окружающих и способствует высокой самооценке.  
Обретение «зеркального Я» выступает условием успешной социализации (включения в социум в качестве полноправного субъекта) и эффективного социального контроля.  
Обретение «зеркального Я», социализация и социальный контроль эффективнее всего осуществляются на уровне «первичных групп» - семьи, ровесников, соседей.  

 



Фердинанд ТЁННИС (нем., 1855-1936):

По Ф. Тённису, социальные отношения все более и более приобретают инструментальный, расчетливый, «неискренний» характер, разрушая общность между людьми. Результатом становится утрата радости жизни.  
По Ф. Тённису, человек обладает сущностной волей, что и составляет его характерное отличие. Проявление воли как раз и толкает человека к эмоциональным отношениям с другими людьми.
Ф. Тённис рассматривал общественные отношения как волевые.
Общественные отношения подразделяются в зависимости от выраженного в них типа воли. Ф. Тённис выделяет два типа воли – 1)естественную, инстинктивную (например, материнская любовь, направляющая поведение бессознательно и безусловно) и 2)рассудочную, холодную, избирательную (предполагающую свободу выбора и сознательно поставленную цель действия – например, бизнес-деятельность).  
Естественная воля порождает общину (традиционные доиндустриальные отношения), рассудочная воля – общество (индустриальные, урбанизированные отношения).  
В общности господствуют инстинкты и чувства и, напротив, в обществе – расчетливый разум и холодная логика.  
В ходе человеческой истории отношения первого («инстинктивного») типа все больше уступали место отношениям второго («рассудочного») типа.  

 

Модели обществ по Ф. Тённису

 

Общность Общество
Общая воля, эмоциональное единство, чувство близости («локтя»), основанное на знакомстве и родстве Индивидуальная (рациональная) воля: характеризуется официальностью и договоренностью (правилами общения), а также полезностью («Что я с этого буду иметь?»)
Нет индивидуальных участников, ибо каждый растворяется в общности («не выделяется») Основа – индивидуальность; целостность общества = объединение множества индивидуальных воль
Преобладание общих интересов Преобладание индивидуальных интересов
Основывается на традициях («Так принято!»), нравах и обычаях Основывается на философских, научных теориях и доктринах, общепринятых образцах поведения, на моде
Интегрируется на основе религиозной веры Интегрируется на основе общественного мнения
Солидарность между людьми естественна, привычна («само собой разумеющаяся») Солидарность и взаимопомощь основана на взаимном договоре
Преобладает общая собственность Преобладает частная собственность

 

 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ

Зигмунд ФРЕЙД (1856-1939)

Человек находится в состоянии постоянного конфликта с обществом.

Цивилизация, социальные и моральные нормы, запреты, санкции искажают, подавляют и вытесняют исходные влечения и потребности человека. В результате – отчуждение, неудовлетворенность, неврозы…

Между тем, существующие социальные нормы и запреты = необходимое условие существования социума, предохраняющее его от самоуничтожения.

Ввел в научный оборот понятие «бессознательного».

 

МАРКСИЗМ

Карл МАРКС (1818-1883) – философ, экономист (сам никогда не называл себя социологом!)

Если Конт, Спенсер и др. призывали к совершенствованию существующего общества, то Маркс отвергал существующую систему общественных отношений в целом.

В основе марксизма – материалистическое понимание истории: способ производства (производительные силы и производственные отношения) и способ обмена продуктами производства составляют основу любого общественного строя.

По К. Марксу, каждая из общественно-экономических формаций (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и будущая коммунистическая) рассматривается во взаимосвязи базиса (экономических, производственных отношений) и соответствующей базису надстройки (правовые, политические, культурные институты).

Сложившиеся производственные отношения взаимосвязаны с уровнем развития производительных сил.

Возникающее между ними несоответствие (когда производственные отношения начинают тормозить развитие производительных сил) создает объективные предпосылки для социальной революции.

Классовая борьба – одна из закономерностей развития классового общества.

В результате социальной революции (как высшей формы классовой борьбы) происходит смена одной формации на другую, тем самым осуществляется социальный прогресс.

Революции = «локомотивы истории».

 

Эмиль ДЮРГЕЙМ (фр., 1858-1917)

Автор теории аномии (буквально «разрегулированности»): Социальные нормы и правила играют определяющую роль в регуляции поведения людей: благодаря общепринятым нормам люди знают, чего им следует ждать от других и чего ждут от них другие. Т.о. люди осуществляют свое поведение в соответствии с социальными ожиданиями, которые, в свою очередь, обусловлены социальными нормами. Однако во время кризисов и социальных перемен реальное поведение в социуме перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах, и становится девиантным (отклоняющимся от нормы.) В условиях отсутствия ясных и понятных социальных норм люди теряют ориентацию, не понимая, какое поведения считать нормальным («правильным»), а какое – ненормальным («неправильным»).  
Ввел в научный оборот понятие «социальной дезорганизации», обозначающее такое состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи либо отсутствуют, либо ослабевают, либо противоречат друг другу.
Ввел в научный оборот понятие «социального факта»: законы, обычаи, правила поведения, коллективные представления. Общество = совокупность социальных фактов. Социальные фактысуществуют объективно, самостоятельно, независимо от субъектов: при рождении человек сталкивается с уже готовыми законами, правилами поведения, религиозными верованиями, языком, денежной системой и т.п. Следствием объективности социальных фактов является давление, оказываемое ими на индивидов и принуждающее их к определенным действиям.  
Ввел в научный оборот понятие «солидарности», как высшей ценности, признаваемой всеми членами социума. Солидарность, по Э. Дюргейму, может быть механической (характерной для архаических обществ и основанной на сходстве индивидов и выполняемых ими функций) и органической (характерной для современного развитого общества и основанной взаимодополнении профессиональных функций в результате разделения труда и утверждения индивидуальных различий).

 

ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ (нем.,1858-1918)

 

Искал специфическую отрасль для социологии, которая отделила бы ее от истории, психологии и других наук о человеке и обществе.
Такой областью являются чистые формы социальной жизни («в чистом виде»), которые можно анализировать независимо от конкретных контекстов, в которых они выступают, и независимо от содержания, каким они наполнены. Например, конфликт как таковой, конкуренция как таковая, господство само по себе, кооперация, зависимость, близость, отчуждение, социальная дистанция и т.п. – все это имеет свои особенности, правила и характеристики независимо от того, когда, где и между кем эти явления возникают. Точно так же, как треугольники и окружности исследоваться в геометрии сами по себе в отрыве от их материального субстрата.
Ввел в научный оборот постулат абстрактной социальной геометрии (или формальной социологии) как оптимального способа упорядочения социологического материала.
По Г.Зиммелю, возникновение и изменение социальных форм проистекает из естественного импульса к установлению контакта с другими людьми. Наиболее чистыми проявлениями такого импульса выступают игры, беседы, товарищеские встречи, искусство.
По, Г.Зиммелю, социальные контакты делятся на 1)«незаинтересованные», самодостаточные (чья цель заключается в самом факте их существования («контакты ради контактов») – игры, беседы и т.д.) и 2)инструментальные, преследующие некий интерес-выгоду (конкурентная борьба, торговые соглашения, политическая власть).

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД (ФУНКЦИОНАЛИЗМ):

Один из основных методологических подходов, когда социальный объект представляется как система взаимозависимых и функционально взаимодополняющих элементов. Представители: Т.Парсонс, Р.Мертон.

 

Толкотт ПАРСОНС (амер., 1902-1979)

По Т. Парсонсу, в основе структурно-функционального анализа лежит идея социального порядка (системы), при котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус).

Разработал нормативно-ценностную модель общества, согласно которой основу существования общества и его сохранения как раз и составляет согласие членов общества относительно базовых ценностей (общность ценностей). При этом личность должна усвоить эти социальные ценности и нормы, сделав их своими (интернализировать). Они-то и будут представлять те стандарты-ориентиры, определяющие социально желаемое и социально одобряемое направление действий каждого человека («деятеля»).

По Т. Парсонсу, социальная система не сможет выжить, нормально функционировать и развиваться, если не реализуются ее основные функции через те социальные институты, которые каждую из этих базовых функций поддерживают:

 

Основные функции социальной системы Социальные институты, которые их реализуют
Адаптация (умение приспособиться к внешней среде) Экономика
Достижение целей системы Политические учреждения
Поддержание нормативной структуры: усвоение членами общества его норм и ценностей, социализация индивида («приобщение», вхождение в социум) Религия, семья, школа
Интеграция (внутреннее единство и упорядоченность) системы Социальный контроль, культура

 

Дополнение: Ориентация индивида на действия других людей основана на «институционализации» ценностей и «образцов» культуры», превращающихся в принудительные нормы поведения. В результате, «общая система человеческого действия» = система детерминаций, превращающая субъекта из активной причины социальных процессов в пассивное следствие механизмов (социальных, социокультурных, глубинно- психологических).

 

Роберт МЕРТОН (амер., 1910-2003)

Разработал понятие «функция» = совокупность наблюдаемых последствий, которые способствуют приспособлению системы к окружающей среде и ее сохранению.

Наряду с понятием «функция» ввел понятие «дисфункции» = совокупность наблюдаемых последствий, которые ослабляют приспособление системы к окружающей среде и ведут к нарушению ее устойчивости и стабильности.

По Р. Мертону, причиной девиации (отклоняющегося от социальных норм поведения) является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.