|
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
Психологизм в социологии = попытка объяснения социальных явлений и процессов сквозь призму психологических явлений.
Направления психологической социологии: 1)«психология народов», «народный дух» (Вильгельм ВУНД), 2)групповая психология (Гюстав ЛЕБОН, Габриель ТАРД), 3)интеракционизм (Джордж Герберт МИД).
Гюстав ЛЕБОН: европейское общество вступает в «эру толпы», когда разумное (рациональное) критическое начало, воплощенное в отдельной личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.
Толпа (по Г. Лебону) = группа людей, охваченных(«зараженных») общими настроениями, чувствами и стремлениями.
Характерные черты толпы (по Г. Лебону): 1)зараженность общей идеей, 2)сознание собственной силы, 3)утрата чувства ответственности, 4)нетерпимость, 5)восприимчивость к внушению, 6)готовность к импульсивным действиям, 7)бездумное(слепое) следование за лидером.
Габриель ТАРД – автор теории подражания: элементарное социальное отношение (своего рода элементарная социальная частица) = передача или попытка передачи верования или желания.
Простейшая модель социального поведения = ГИПНОЗ.
Общество = подражание (общество основано на подражании людей друг другу), а подражание = своего рода гипнотизм.
Теория подражания делает предметом социологического исследования не отдельно взятого индивида, а сам процесс межличностного взаимодействия.
По Г. Тарду, общественная жизнь = действие простых психических механизмов, в основе которых лежит подражание, копирование.
По Г. Тарду, общество = своеобразный мозг, клеткой которого является мозг отдельного индивидуума. Психология = ключ к пониманию социальных явлений.
Задача социологии = изучение законов подражания, благодаря которым общество:
1) поддерживает свое существование в качестве целостности (люди подражают друг другу и поступают более-менее одинаково, «так же, как все»),
2) развивается по мере того, как в различных областях социальной действительности возникают и распространяются изобретения (ноу-хау) благодаря их копированию, тиражированию (подражанию).
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ ставит в центр внимания процесс взаимодействия индивидов. Личность = субъект взаимодействия, выступающий как социальное существо, принадлежащее к определенным социальным группам и выполняющее определенные социальные роли. Представители: Дж.Г.Мид, Ч.Кули.
Основоположник символического интеракционизма – амер. философ и социолог Джордж Герберт МИД (1863-1931): исходил из примата социального над индивидуальным.
По Дж.Г. Миду, социальный мир формируется в результате социального взаимодействия, в процессе которого люди общаются (контактируют) между собой посредством особых средств – символов (жестов и языка).
По Дж.Г. Миду, человек осознает себя, всматриваясь в других людей, как в психологическое зеркало, а также в процессе совместной деятельности.
Включившись в социум, человек вынужден постоянно разгадывать намерения других людей и анализировать их поведение: «Что они этим хотели сказать? Что бы это значило? Почему он так посмотрел?...»
Межличностное взаимодействие, по Дж.Г. Миду, представляет собой непрерывный диалог, в ходе которого происходит осмысление и интерпретация стимула с целью адекватной ответной реакции.
Второй представитель символического интеракционизма Чарльз КУЛИ (амер., 1864-1929):
Центральной социологической проблемой считал отношения между человеком и обществом. Обе эти ипостаси бытия, по Ч. Кули, неразделимы, представляя собой две стороны одной реальности. Не существует общества без людей, в воображении которых оно и формируется, и не существует людей, которые не были бы сформированы обществом.
| Единство человека и общества складывается в процессе коммуникации между людьми. Эволюция коммуникаций – от жестов, «языка тела» через письменную, устную речь до СМИ – важнейшая составляющая общественного развития.
| Субъект в полной мере становится человеком лишь тогда, когда формирует свое «Я», Человеческое «Я» выступает умозрительным осознанием того, кем же человек в действительности является. Такое осознание приходит к человеку благодаря эффекту зеркальногоотражения: человеческое «Я» формируется через интерпретацию мнений, складывающихся о человеке со стороны других людей. Составляя мнение о самом себе на основе реакций других людей на его поступки и действия, человек как бы рассматривает самого себя в этих своеобразных зеркалах-отражениях. Если реакции, идущие со стороны других людей, позитивные, его самооценка становится выше, если негативные – ниже.
| Ввел в научный оборот понятие «зеркального Я».
Зеркальное Я = самооценка субъекта, формирующаяся через интерпретацию реакций других людей по отношению к данному субъекту.
| Сформировавшееся «зеркальное Я» является источником конформистского поведения: соответствие социальным ожиданиям приводит к позитивным реакциям со стороны окружающих и способствует высокой самооценке.
| Обретение «зеркального Я» выступает условием успешной социализации (включения в социум в качестве полноправного субъекта) и эффективного социального контроля.
| Обретение «зеркального Я», социализация и социальный контроль эффективнее всего осуществляются на уровне «первичных групп» - семьи, ровесников, соседей.
|
Фердинанд ТЁННИС (нем., 1855-1936):
По Ф. Тённису, социальные отношения все более и более приобретают инструментальный, расчетливый, «неискренний» характер, разрушая общность между людьми. Результатом становится утрата радости жизни.
| По Ф. Тённису, человек обладает сущностной волей, что и составляет его характерное отличие. Проявление воли как раз и толкает человека к эмоциональным отношениям с другими людьми.
| Ф. Тённис рассматривал общественные отношения как волевые.
| Общественные отношения подразделяются в зависимости от выраженного в них типа воли.
Ф. Тённис выделяет два типа воли – 1)естественную, инстинктивную (например, материнская любовь, направляющая поведение бессознательно и безусловно) и 2)рассудочную, холодную, избирательную (предполагающую свободу выбора и сознательно поставленную цель действия – например, бизнес-деятельность).
| Естественная воля порождает общину (традиционные доиндустриальные отношения), рассудочная воля – общество (индустриальные, урбанизированные отношения).
| В общности господствуют инстинкты и чувства и, напротив, в обществе – расчетливый разум и холодная логика.
| В ходе человеческой истории отношения первого («инстинктивного») типа все больше уступали место отношениям второго («рассудочного») типа.
|
Модели обществ по Ф. Тённису
Общность
| Общество
| Общая воля, эмоциональное единство, чувство близости («локтя»), основанное на знакомстве и родстве
| Индивидуальная (рациональная) воля: характеризуется официальностью и договоренностью (правилами общения), а также полезностью («Что я с этого буду иметь?»)
| Нет индивидуальных участников, ибо каждый растворяется в общности
(«не выделяется»)
| Основа – индивидуальность; целостность общества = объединение множества индивидуальных воль
| Преобладание общих интересов
| Преобладание индивидуальных интересов
| Основывается на традициях
(«Так принято!»), нравах и обычаях
| Основывается на философских, научных теориях и доктринах, общепринятых образцах поведения, на моде
| Интегрируется на основе религиозной веры
| Интегрируется на основе общественного мнения
| Солидарность между людьми естественна, привычна («само собой разумеющаяся»)
| Солидарность и взаимопомощь основана на взаимном договоре
| Преобладает общая собственность
| Преобладает частная собственность
|
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
Зигмунд ФРЕЙД (1856-1939)
Человек находится в состоянии постоянного конфликта с обществом.
Цивилизация, социальные и моральные нормы, запреты, санкции искажают, подавляют и вытесняют исходные влечения и потребности человека. В результате – отчуждение, неудовлетворенность, неврозы…
Между тем, существующие социальные нормы и запреты = необходимое условие существования социума, предохраняющее его от самоуничтожения.
Ввел в научный оборот понятие «бессознательного».
МАРКСИЗМ
Карл МАРКС (1818-1883) – философ, экономист (сам никогда не называл себя социологом!)
Если Конт, Спенсер и др. призывали к совершенствованию существующего общества, то Маркс отвергал существующую систему общественных отношений в целом.
В основе марксизма – материалистическое понимание истории: способ производства (производительные силы и производственные отношения) и способ обмена продуктами производства составляют основу любого общественного строя.
По К. Марксу, каждая из общественно-экономических формаций (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и будущая коммунистическая) рассматривается во взаимосвязи базиса (экономических, производственных отношений) и соответствующей базису надстройки (правовые, политические, культурные институты).
Сложившиеся производственные отношения взаимосвязаны с уровнем развития производительных сил.
Возникающее между ними несоответствие (когда производственные отношения начинают тормозить развитие производительных сил) создает объективные предпосылки для социальной революции.
Классовая борьба – одна из закономерностей развития классового общества.
В результате социальной революции (как высшей формы классовой борьбы) происходит смена одной формации на другую, тем самым осуществляется социальный прогресс.
Революции = «локомотивы истории».
Эмиль ДЮРГЕЙМ (фр., 1858-1917)
Автор теории аномии (буквально «разрегулированности»):
Социальные нормы и правила играют определяющую роль в регуляции поведения людей: благодаря общепринятым нормам люди знают, чего им следует ждать от других и чего ждут от них другие.
Т.о. люди осуществляют свое поведение в соответствии с социальными ожиданиями, которые, в свою очередь, обусловлены социальными нормами.
Однако во время кризисов и социальных перемен реальное поведение в социуме перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах, и становится девиантным (отклоняющимся от нормы.) В условиях отсутствия ясных и понятных социальных норм люди теряют ориентацию, не понимая, какое поведения считать нормальным («правильным»), а какое – ненормальным («неправильным»).
| Ввел в научный оборот понятие «социальной дезорганизации», обозначающее такое состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи либо отсутствуют, либо ослабевают, либо противоречат друг другу.
| Ввел в научный оборот понятие «социального факта»: законы, обычаи, правила поведения, коллективные представления. Общество = совокупность социальных фактов.
Социальные фактысуществуют объективно, самостоятельно, независимо от субъектов: при рождении человек сталкивается с уже готовыми законами, правилами поведения, религиозными верованиями, языком, денежной системой и т.п.
Следствием объективности социальных фактов является давление, оказываемое ими на индивидов и принуждающее их к определенным действиям.
| Ввел в научный оборот понятие «солидарности», как высшей ценности, признаваемой всеми членами социума. Солидарность, по Э. Дюргейму, может быть механической (характерной для архаических обществ и основанной на сходстве индивидов и выполняемых ими функций) и органической (характерной для современного развитого общества и основанной взаимодополнении профессиональных функций в результате разделения труда и утверждения индивидуальных различий).
|
ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ (нем.,1858-1918)
Искал специфическую отрасль для социологии, которая отделила бы ее от истории, психологии и других наук о человеке и обществе.
| Такой областью являются чистые формы социальной жизни («в чистом виде»), которые можно анализировать независимо от конкретных контекстов, в которых они выступают, и независимо от содержания, каким они наполнены. Например, конфликт как таковой, конкуренция как таковая, господство само по себе, кооперация, зависимость, близость, отчуждение, социальная дистанция и т.п. – все это имеет свои особенности, правила и характеристики независимо от того, когда, где и между кем эти явления возникают. Точно так же, как треугольники и окружности исследоваться в геометрии сами по себе в отрыве от их материального субстрата.
| Ввел в научный оборот постулат абстрактной социальной геометрии (или формальной социологии) как оптимального способа упорядочения социологического материала.
| По Г.Зиммелю, возникновение и изменение социальных форм проистекает из естественного импульса к установлению контакта с другими людьми. Наиболее чистыми проявлениями такого импульса выступают игры, беседы, товарищеские встречи, искусство.
| По, Г.Зиммелю, социальные контакты делятся на 1)«незаинтересованные», самодостаточные (чья цель заключается в самом факте их существования («контакты ради контактов») – игры, беседы и т.д.) и 2)инструментальные, преследующие некий интерес-выгоду (конкурентная борьба, торговые соглашения, политическая власть).
| СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД (ФУНКЦИОНАЛИЗМ):
Один из основных методологических подходов, когда социальный объект представляется как система взаимозависимых и функционально взаимодополняющих элементов. Представители: Т.Парсонс, Р.Мертон.
Толкотт ПАРСОНС (амер., 1902-1979)
По Т. Парсонсу, в основе структурно-функционального анализа лежит идея социального порядка (системы), при котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус).
Разработал нормативно-ценностную модель общества, согласно которой основу существования общества и его сохранения как раз и составляет согласие членов общества относительно базовых ценностей (общность ценностей). При этом личность должна усвоить эти социальные ценности и нормы, сделав их своими (интернализировать). Они-то и будут представлять те стандарты-ориентиры, определяющие социально желаемое и социально одобряемое направление действий каждого человека («деятеля»).
По Т. Парсонсу, социальная система не сможет выжить, нормально функционировать и развиваться, если не реализуются ее основные функции через те социальные институты, которые каждую из этих базовых функций поддерживают:
Основные функции социальной системы
| Социальные институты, которые их реализуют
| Адаптация (умение приспособиться к внешней среде)
| Экономика
| Достижение целей системы
| Политические учреждения
| Поддержание нормативной структуры: усвоение членами общества его норм и ценностей, социализация индивида («приобщение», вхождение в социум)
| Религия, семья, школа
| Интеграция (внутреннее единство и упорядоченность) системы
| Социальный контроль, культура
|
Дополнение: Ориентация индивида на действия других людей основана на «институционализации» ценностей и «образцов» культуры», превращающихся в принудительные нормы поведения. В результате, «общая система человеческого действия» = система детерминаций, превращающая субъекта из активной причины социальных процессов в пассивное следствие механизмов (социальных, социокультурных, глубинно- психологических).
Роберт МЕРТОН (амер., 1910-2003)
Разработал понятие «функция» = совокупность наблюдаемых последствий, которые способствуют приспособлению системы к окружающей среде и ее сохранению.
Наряду с понятием «функция» ввел понятие «дисфункции» = совокупность наблюдаемых последствий, которые ослабляют приспособление системы к окружающей среде и ведут к нарушению ее устойчивости и стабильности.
По Р. Мертону, причиной девиации (отклоняющегося от социальных норм поведения) является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|