Сделай Сам Свою Работу на 5

Проведение экзаменов по дуэтному танцу по окончании первого, второго и третьего годов обучения





Первый год

Показать не менее трех комбинаций в темпе adagio и три комбинации в темпе allegro (по 16 музыкальных тактов каждая)

Первое adagio исполняется с поддержкой двумя руками за талию партнерши, второе — двумя руками за обе ее руки, за кисть и за запястье, третье — с поддержкой комбинированными приемами, то есть одной рукой за руку, другой — за талию.

Первая комбинация втемпе allegro строится на различных турах (en dehors и en dedans), вторая — на маленьких прыжках с поддержкой партнерши двумя руками за талию, третья — на поддержках за обе руки и комбинированных приемах.

В комбинациях надо показать каждый прием поддержки в чистом виде, так чтобы проработка их была отчетливо видна, а не спрятана за всевозможными связующими и вспомогательными движениями классического танца. Исполнять все комбинации следует и с правой ноги и с левой.

Музыкальное сопровождение может быть импровизационным.

Экзаменационный урок задается ученикам за четыре-пять занятий.

Второй год

Показать не менее трех комбинаций в темпе adagio и трех комбинаций в темпе allegro, один-два этюда с актерской задачей.

Первое adagio построить только на партерных поддержках, второе — с воздушными поддержками, третье — с элементами современной хореографии.



но

Первая комбинация в темпе allegro строится на различных видах вращения, вторая — на маленьких и средних прыжках, третья — на больших прыжках.

Этюд с актерской задачей можно заменить фрагментом из дуэта классического наследия или современного репертуара, однако степень трудности фрагмента должна отвечать программе данного класса.

Для музыкального сопровождения лучше пользоваться нотным материалом. Все adagio и allegro показывать и с левой ноги и с правой.

Этюды или фрагменты исполняются каждой парой.

Экзаменационный урок подготавливать за шесть-семь занятий.

Третий год

В обязательную программу показа для всего класса входят две-три комбинации в темпе adagio и две-три в темпе allegro. Дополнительные этюды и фрагменты из дуэтов показывают отдельные пары, которые преподаватель отбирает с учетом их индивидуальных способностей. Однако во время подготовки этюды и дуэты должны разучиваться всем классом, так как бывают случаи, когда именно в этот период учащиеся неожиданно раскрывают свои возможности.



Этюд, сочиненный из элементов современного модерн-балета, можно показывать на экзамене, если качество музыки и хореографии отвечает требованиям учебной программы.

Выпускной экзамен по любой специальной дисциплине имеет оттенок некоторой театрализованности. Поэтому в первую очередь необходимо отобрать качественный музыкальный материал, яркий и выразительный. Весь экзамен от выхода и поклона учащихся и до ухода из класса должен проходить в музыкальном сопровождении и только по нотному материалу.

При исполнении дуэтов или этюдов ученицы надевают соответствующие костюмы (пачки, тюники, хитоны и т. д.). Костюм ко многому обязывает партнера и несколько меняет технику поддержки.

Adagio.и allegro из обязательной программы исполняются учащимися одновременно тремя парами, не более, а дополнительные этюды и отрывки из дуэтов — одной парой. Последовательность экзамена строится по степени трудности и качества исполнения.

Экзаменационный урок подготавливается за семь-восемь занятий.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В хореографическом образовании предмет «Дуэтно-классиче-ский танец» является одной из ведущих дисциплин и потому заслуживает более пристального внимания. Переход с девятилетнего на восьмилетнее обучение тяжелее всего отразился именно на этом предмете, так как юноши пятнадцати-шестнадцати лет еще не готовы к большим физическим нагрузкам, а девушки уже вполне сформировались и, как правило, по весовым категориям значительно превосходят юношей. Поэтому преподаватели дуэтного танца должны учитывать физические возможности учеников и не допускать перегрузок из-за весовых несоответствий и излишних повторов.



Общая физическая нагрузка учащихся хореографических училищ достаточно велика, поэтому за ними необходимо постоянное медицинское наблюдение. Ученицы, которым нужно сбросить лишний вес, должны получить профессиональный совет врача, а не пользоваться доморощенными средствами.

Известно, что в обучении балетному искусству большое внимание уделяется развитию мышц ног и совсем незначительное — мышцам плечевого пояса. Это особенно ощущают юноши, приступающие к изучению приемов поддержки в дуэтном танце. В Ленинградском хореографическом училище имени А. Я. Вагановой несколько лет проводятся специальные занятия с мальчиками четвертых-пятых классов, на которых они тренируют мышцы рук, спины, брюшного пресса, а также развивают быстроту реакции, чувство ловкости, баланса и т. д. и т. п. Эксперимент дает положительные результаты, и такие специальные тренировки следует практиковать.

У учащихся различные способности по специальным предметам: у одних, например, посредственные данные по классическому танцу, а по народно-сценическому — отличные, у других явно проявляется актерское дарование, некоторые удивительно тонко чувствуют стиль и эпоху того или иного историко-быто-вого танца. Эти склонности и определяют в итоге амплуа будущих артистов балета. Также не одинаковы способности учащихся и к дуэтному танцу с поддержками: одной мешает высокий рост и вес, другому — слабое физическое развитие или малый рост, ■у третьих — нет ощущения своего тела в воздухе и нет взаимного чувства темпа с партнером и т. д. и т. п. Поэтому, чтобы справедливо оценить успеваемость по дуэтному танцу, по окончании каждого семестра нужно выставлять три оценки: за профессиональную пригодность к предмету, за работоспособность и за фактический успех, так же, как это делается при оценке по классическому танцу. Такая всесторонняя оценка одновременно является и характеристикой учащихся.

Большие требования предъявляются к современному преподавателю. Он должен постоянно повышать педагогическое мастер-

ство, совершенствовать методику преподавания своего предмета и постоянно обогащать свои знания в области смежных дисциплин. Очень важно посещать уроки и анализировать работу других преподавателей дуэтного танца, активно участвовать в методических совещаниях предметных комиссий, где обсуждаются актуальные вопросы, связанные с воспитанием молодого поколения.

Немалую методическую помощь оказывают преподавателям общесоюзные семинары. Там ставятся основные проблемы ведения предмета, определяются пути развития методики преподавания, даются квалифицированные ответы на многие вопросы, возникающие в повседневной педагогической практике.

Любой семинар заранее подготавливается, имеет несколько репетиций, а поэтому на них неизбежно возникает своеобразная концертность, показ конечного результата определенного периода работы.

Это всегда интересно, полезно и нужно. Но не менее интересно и полезно для преподавателей видеть черновой процесс работы учителя, видеть ошибки учащихся, наблюдать, какими путями и приемами преподаватель эти ошибки устраняет, добивается нужного результата. Не только теоретически, но и практически познать методику преподавания, «увидеть» ее — таков эффективный путь к совершенствованию педагога-хореографа.

Надо чаще предоставлять преподавателям командировки в различные училища нашей страны. Такие общения безусловно дадут положительные результаты: укрепят теоретические знания, взаимно обогатят и расширят кругозор педагогов, точнее определят задачи эстетического воспитания учащихся.

Много написано хороших учебников по хореографии, однако надо создавать и наглядные учебно-методические пособия: фотоальбомы с лаконичными подписями, учебные кинофильмы с пояснительным текстом. Кроме того, в хореографических училищах нужно иметь собственные фильмотеки, которые будут полезными пособиями и для учащихся, и для преподавателей На экзаменах по специальности всегда можно увидеть один-два этюда или же комбинации, которые по своим учебным и художественным качествам могут служить примерами, и потому их совершенно необходимо фиксировать на кинопленку или видеомагнитофон.

Все специальные дисциплины, дополняя одна другую, в равной степени важны для гармоничного развития современного артиста балета, и поэтому все выпускные экзамены по специальности должны приниматься государственной квалификационной комиссией, что заставит учащихся правильно понять и осмыслить многогранность выбранной ими профессии.

Одна из важнейших задач, стоящих перед хореографическими училищами,— постоянная творческая связь с жизнью балетного театра. А театр развивает свою деятельность в двух

направлениях: сохраняет шедевры классического наследия и создает разнообразные по форме и глубокие по содержанию современные балетные спектакли. Эти два направления и являются определяющими в обучении хореографическому искусству.

Отбор фрагментов из классического наследия для учебного процесса должен производиться с учетом способностей и возможностей учащихся. Иначе это принесет только вред. Однако различные технические элементы дуэтов изучаются обязательно, но лишь в пределах программы данного класса. Не менее строго отбираются дуэты и из современной хореографии. Прежде всего преподавателю следует убедиться в художественной ценности выбранного отрывка, а затем в его учебной пользе.

Сценическая практика является неотъемлемой частью учебного процесса. Только на сцене учащиеся обретают уверенность в танце, именно в общении со зрителем у них появляется творческое волнение и они полнее раскрывают свою индивидуальность.

Школьный театр Ленинградского хореографического училища всегда являлся последовательным проводником прекрасных традиций прошлого и в то же время был лабораторией нового в балетном искусстве. Когда-то на его сцене трудами Александра Викторовича Ширяева разучивались свыше десяти старинных балетных спектаклей. Здесь же делали свои первые шаги балетмейстеры Л. Лавровский, В. Вайнонен, Л. Якобсон, В. Варко-вицкий, Б. Фенстер и многие, многие другие.

На школьной сцене не следует практиковать только концертные программы, надо возобновлять одноактные — двухактные спектакли из наследия прошлого, а также создавать новые силами молодых хореографов.

В хореографических училищах на уроках дуэтного танца учащиеся овладевают техническими приемами партерной и воздушной поддержки, изучают ряд дуэтов и одновременно обучаются сценическому общению в этюдах. Это мы условно называем обязательной программой, которую должен выполнить каждый учащийся, чтобы получить диплом артиста балета.

Наиболее одаренным и перспективным учащимся необходимо получить дополнительные знания в области дуэтного танца. Сверх программы они должны изучить дуэты со значительными техническими трудностями и актерскими задачами.

Такие уроки для учащихся вторых и третьих курсов следует проводить факультативно, один раз в неделю, в репетиционное время. Вне сомнения, эти занятия повысят профессионализм перспективных учащихся, во многом помогут их творческому росту в театре и, наконец, будут способствовать формированию совершенных дуэтов, которых так не хватает сегодня.

Этот учебник лишь положил начало большому разговору о дуэтном танце, продолжением которого должны стать книги и статьи об истории дуэтного танца, о методике его преподавания и путях развития, об эстетике хореографического дуэта.

ФОТОГРАФИИ

ПОДДЕРЖЕК В ДУЭТНОМ ТАНЦЕ,

РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ

В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

И СЦЕНИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ

УЧАЩИХСЯ

Ж. Аюпова и А. Лунев. «Жизельз

Н. Архипова и Л. Никонов. «Классическое па de de»

И. Колпакова и В. Семенов. «Ромео и Джульетта»

И. Колпакова и В. Семенов. «Спящая красавица»

Т. Терехова и К- Заклинский. «Баядерка»

Т. Терехова и К- Заклинский. «Баядерка»

Е. Евтеева и А. Босов. «Бабоч

А. Осипенко и Д. Марковский. «Лебединое озеро»

Г. Мезенцева и С. Бережной. «Лебединое озеро»

Е. Евтеева и Е. Бабанин. «Баядерка»

И. Колпакова и А. Грибов. «Легенда о любви»

Г. Мезенцева и С. Бережной. «Лебединое озеро»

О. Лиховская и А. Босов. «Зарождение»

О. Лиховская и А. Босов. «Зарождение»

И. Колпакова и С. Бережной. «Ромео и Юлия»

И. Колпакова и Ю. Соловьев. «Двое»

О. Лиховская и А. Босов. «Зарождение»

А. Осипенко и Д. Марковский. «Антоний и Клеопатра»

Ч. Бабаева и В. Плетнев. «Семь красавиц»

Е. Евтеева и А. Босов. «Бабочка»

H. Большакова и В. Гуляев. «Сотворение мира»

А. Осипенко и Д. Марковский. «Минотавр и Нимфах

Е. Евтеева и Г. Бабанин. «Баядерка»

И. Зубковская и С. Кузнецов. «Легенда о любви»

Е. Евтеева и Г. Бабанин. «Баядерка»

С. Ефремова и А. Босов. Концертный номер

Г. Кекишева и А. Павловский. «Лауренсия»

Е. Евтеева и А. Босов. «Бабочка»

H. Большакова и В. Гуляев. «Шопениана»

И. Свешникова и Ф. Разуматов. «Шопениана»

Т. Терехова и К. Заклинский. «Баядерка»

О. Лиховская и А. Босов. «Зарождение»

А. Осипенко и А. Грибов. «Каменный цветок»

Т. Терехова и К. Заклинский. «Баядерка»

A. Осипенко и Д. Марковский. «Полет Тальони»

Н. Большакова и В. Гуляев. «Вальпургиева ночь»

Г. Комлева и В. Бударин. «Дон Кихот»

С. Ефремова и А. Босов. Концертный номер

Т. Терехова и К- Заклинский. «Баядерка»

РИСУНКИ

ПОДДЕРЖЕК,

РЕКОМЕНДУЕМЫХ

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

I

СОДЕРЖАНИЕ

Вступительное слово Татьяны Вечесловой............ 3

от автора ..... .......................... 7

Общие вопросы методики и практические советы.......... 9

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПРИЕМЫ ПАРТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ 16

Поддержка двумя руками за талию............... 16

Relevé (из V позиции на две иодну ногу)......... 18

Связующие ивспомогательные движения. Pas glissade. Pas balancé 18

Développé, grand rond de jambe, passé, grand port de bras ... 20

Малые и большие позы................. 21

Повороты..................... 23

Другие виды поворотов................ 25

Обводки (tours lent)................. 26

Туры....................... 26

Поддержка в «падающих» позах и положениях....... 33

Поддержказа руки.................. 34

Повороты..................... 36

Другие виды поворотов................. 38

Обводки...................... 38

Туры....................... 41

Поддержка в «падающих» позах и положениях....... 45

Поддержка одной рукой................... 48

Повороты..................... 50

Обводки..................... 52

Туры....................... 55

Поддержка в «падающих» позах и положениях....... 57

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРИЕМЫ ВОЗДУШНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Маленькие прыжки и небольшие подъемы до уровня груди и плеч... 62

Прыжки с поддержкой двумя руками за талию....... 62

Прыжки с поддержкой за обе руки и комбинированные приемы . 64

Прыжки с поддержкой одной рукой........... 68

Небольшие подъемы.................. 69

Неполный поворот на руках с подбрасыванием в воздух .... 72

Прыжки на руки................... 73

Большие прыжки, подъемы на грудь и плечи...........77

Подъемы на грудь и плечи...............77

Прыжки на грудь и плечи...............81

Различные переходы с плеча в позу «рыбка» и из позы «рыбка» на плечо.....................88

Подъемы, поддержки во время больших прыжков с подбрасыванием и фиксированием позы на вытянутых вверх руках с поворотами в воздухе и без поворотов........................89

Большие прыжки с поддержкой двумя руками за талию ... 89

Подъемы с фиксированием поз на вытянутых вверх руках ... 94

Подъемы с фиксированием поз на вытянутой вверх руке . . . 100

Подбрасывание с переменой поз в воздухе с поворотом и без поворота ......................104

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПРИМЕРЫ УРОКОВ107

Первыйгод обучения....................107

Пример первого урока.................107

Урок по окончании первого полугодия...........111

Урок по окончании года................115

Второй год обучения....................119

Урок по окончании первого полугодия...........120

Урок по окончании года................124

Третий год обучения....................129

Урок по окончании первого полугодия ........... 129

Урок по окончании года................134

Проведение экзаменов по дуэтному танцу по окончании первого, второго итретьего годов обучения..................140

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Серебренников Н. H.

C32 Поддержка в дуэтном танце: Учебник. 3-е изд., испр.,

доп.— Л.: Искусство, 1985.— 144 с, 30 л. ил.

В учебнике подробно излагаются приемы исполнения партерных и воздушных поддержек в дуэтном танце, даются советы педагогам, приводятся примеры уроков. Усвоение предмета улучшает большое количество штриховых рисунков и фотоиллюстраций. Учебник предназначен для учащихся и преподавателей хореографических училищ и хореографических отделений вузов.

„ 4906000000-055

С 025(0. )-85------ ,08"85 ББК 85-324

Николай Николаевич СЕРЕБРЕННИКОВ

ПОДДЕРЖКА В ДУЭТНОМ ТАНЦЕ

Редактор А. В. Лисицын Художественный редактор Г. Г. Ябкевич Технический редактор В. Г. Лошкарева Корректоры Т. А. Румянцева, Г. П. Жукова

И Б Ко 2360

Сдано в набор 18.12.84. Подписано в печать 02.06.85. М-37939. Формат издания бОХЭО'/ie. Бумага типографская № 1, для ил. мелованная. Гарнитура литературная. Печать высокая. Усл. печ. л. 13. Усл. кр.-отт. 13,31. Уч.-изд. л. 11,25. Тираж 15 000 экз. Изд. № 605. Заказ тип. № 1451. Цена 70 коп. Издательство «Искусство», Ленинградское отделение. 191186, Ленинград, Невский пр., 28. Фотополимерные формы для печати изготовила Ленинградская типография № 2 ордена Трудового Красного Знамени Ленинградского объединения «Техническая книга» им. Евгении Соколовой Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 198052, Ленинград, Измайловский пр., 29. Печать и переплетные работы выполнила Ленинградская типография № 4 ордена Трудового Красного Знамени Ленинградского объединения «Техническая книга» им. Евгении Соколовой Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 196126, Ленинград, Социалистическая ул., 14.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.