Сделай Сам Свою Работу на 5

Психофизиологическая подготовка щенка





В основу психофизиологического воспитания щенка должно быть положено следующее:

1. Развитие общей активности, жизнерадостности, а также
других проявлений инстинктов, полезных для будущей слу­
жебной поисковой работы.

2. Воспитание должно обеспечить щенку нормальный рост и
работу органов чувств.

3. Нежелательно оставлять щенка одного, - он должен дви­
гаться, а движения вызываются совместной игрой. Игры раз­
вивают гибкость, быстроту, общую активность и заинтересо­
ванность в работе, а также служат для укрепления костяка.

4. Необходимо все время тщательно наблюдать не только за
испражнениями, но и за тем, чтобы щенок не перекармли­
вался.

5. Воспитателю необходимо постоянное общение со щенками,
чтобы последние усвоили как интонации человека, так и не­
обходимые навыки, вытекающие из этого общения. 5-6 ча­
сов совместного пребывания ежедневно, общие прогулки,
игра под постоянным наблюдением человека не дадут щенку
разлениваться и будут прививать ему характер и навыки


Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 179

служебной собаки. Необходимо заметить, что в первые не­дели жизни щенки много спят, это явление чисто физиоло­гического порядка и препятствовать сну не следует. Время для сна само собой уменьшится и за определенный период дойдет до нормы.



Последовательность образования условных рефлексов у щенка

1. Постепенно у щенка образуются условные рефлексы, воспи­
танные на явлениях окружающей среды. Вначале идут груп­
пы рефлексов,так или иначе связанных с пищей, ибо пища в
первое время является главной отправной точкой, координи­
руя вокруг себя остальные "надстройки". Этим должен вос­
пользоваться воспитатель, развивая необходимые рефлексы.

2. Приблизительно с 3-месячного возраста щенка знакомят с
факторами отвлечения путем регулярных прогулок среди
людей, животных, по улицам, в толпе у вокзалов, у ряда дру­
гих мест, словом, всюду, где можно получать сильные и но­
вые впечатления. Ввод отвлечений должен идти в последо­
вательности от более слабого к более сильному.

3. В возрасте 3 месяцев можно приучать щенка к барьеру (до 1 м)
без каких бы то ни было принудительных влияний, а также
делать пробы на чутье путем поиска спрятанных костей,
спрятавшегося хозяина и т. д. В этом же возрасте необходи­
мо начать воспитание любви к апорту и заинтересованности
к процессу апортировки.



Последовательность постоянного торможения желаний щенка

1. Нужно учесть, что постоянное торможение желаний у щенка
делает его нервным.

2. При вводе дисциплинирующих начал нельзя перегибать
палку - переход от игры к принудительным воздействиям
следует произвести незаметно.

3. В этот период особенно нужно стремиться к яркости в даче
контрастных понятий "можно" и "нельзя", т. е. в даче поощре­
ний и запрещений, помня, что только яркость этих впечатле­
ний и их регулярная повторяемость обеспечат успех в работе.

Необходимо использовать в работе упражнения для развития гибкости, смелости щенка:

1. Между двумя стенами строится сплошной барьер из выни­мающихся досок и лестница с параллельными 8-10 широки­ми ступенями, пространство между нижними ступенями зак­рыто, а между верхними (после 4-й) открыто, ступени стро­ятся во всю длину пространства между стенами, лестница с площадкой наверху и таким же спуском. Щенки, воспитыва-


Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 180

емые в массе, быстро привыкают к человеку, ухаживающе­му за ними. На прогулке дрессировщик-воспитатель, заведя их в этот огороженный со всех сторон дворик, играя, убега­ет от щенков на лестницу и зовет их. Не имея другой воз­можности подбежать к хозяину, кроме как через лестницу, щенки карабкаются и обычно быстро осваиваются с лестни­цей, с каждым днем они быстрее и быстрее преодолевают препятствия (то же и с барьером), не боясь их, такой вид уп­ражнения приучает щенков к барьеру и лестнице совершен­но естественным путем.



2. К апортировке щенки приучаются легко на нетяжелых и мяг­
ких апортах и, наконец, к апортировке на длинной бечевке,
рывки за которую постоянно "оживляют" апорт. Такие упраж­
нения вырабатывают находчивость, смелость и быстроту в
движениях и способствуют общему развитию организма, а
главное - костяка. Совершенно незаметно щенки привыка­
ют к команде "Барьер!" и "Лестница!".

3. Можно рекомендовать также приучение к поиску спрятанно­
го хозяина в частом кустарнике по команде "Ищи!".

4. Чрезвычайно полезны далекие прогулки (2-3 км) с купани­
ем. Щенки приобретают выносливость, подвижность и теря­
ют сонливость. Дальние прогулки помогают бороться с "отв-
лекаемостью" щенка, давая разрядку повышенной возбуди­
мости ориентировочного инстинкта. Совершенно незаметно
воспитывается выполнение команды "Ко мне!" при подзывах
щенков. Все эти упражнения обычно воспитывают нужные
приемы легко, увлекая щенков игрой.

В план воспитания должно входить: 1) наблюдение за физи­ческим состоянием щенка; 2) чистка щенка; 3) наблюдение за испражнениями; 4) обязательное присутствие при кормлении; 5) нахождение не менее 4-6 часов при щенке и ведение игр и уп­ражнений, соответствующих возрасту и будущей работе; 6) наб­людение за взаимоотношениями щенков.

Для наиболее рационального воспитания условного рефлекса нужно давать условный раздражитель и через 0,1-0,5-1-2 секун­ды вызывать безусловный рефлекс (самое действие) путем вво­да непосредственного раздражителя.

Пример: чтобы выучить собаку садиться по команде, мы зна­ем, что нужно как-то воспроизвести самый процесс посадки, за­ставить собаку сесть и связать этот момент с командой, давае­мой на полсекунды, на секунду раньше.

Обычно дрессировщик, положив одну руку на крестец (в об­ласти почек) собаки и дав соответствующую команду, легким на­давливанием (действие принудительного характера) заставляет


Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 181

ее согнуть задние ноги и сесть. В данном случае имеет место при­нуждение, искусственно вызывающее рефлекс положения, не­посредственно заставляющий собак сесть. Это принуждение яв­ляется и называется непосредственным раздражителем. Немно­го ранее до посадки следует команда дрессировщика "Сидеть!" -звуковой раздражитель. Через известные промежутки времени процесс повторяется. После ряда повторений дрессировщик про­бует, достаточно ли воспитался условный рефлекс. Для этого он не производит больше принудительного нажима рукой, а дает лишь одну команду, и, если связь закрепилась, то получив звуко­вое условное раздражение, собака в силу установки условной связи садится сама.

При правильном воспитании спасательная собака никогда не потеряется, но из-за дружелюбия и доверчивости к посторонним ее легко могут похитить. Выбрав для собаки эту профессию, не­обходимо проявлять особую бдительность и никогда не оставлять ее без присмотра.

К 10-12 месяцам, благодаря целенаправленному воспитанию можно приступать непосредственно к поисковой подготовке.


Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 182

11. СОДЕРЖАНИЕ СОБАК И УХОД ЗА НИМИ 11.1. Общие требования к содержанию

При организации содержания собак исходят из условия макси­мального сохранения их здоровья и работоспособности.

Для содержания поисковых собак в соответствии с действую­щими типовыми проектами строятся специальные помещения -питомники. Место для строительства питомника должно быть су­хим и удаленным не менее чем на 500 метров от жилых помеще­ний, столовых, кухонь, конюшен, свинарников, выгребных ям, а также производств с вредными отходами.

Питомник состоит из помещений для собак, кабин с выгулами, изолятора и кухни с ледником (холодильником), моечного поме­щения и душевой для личного состава. При строительстве ука­занных помещений следует исходить из количества служебных собак и экономической целесообразности.

Питомник располагается на местности таким образом, чтобы выгулы были обращены в северных районах на юг, в средней по­лосе - на юго-восток, в южных районах - на северо-восток.

Территория питомника оборудуется освещением и ограждает­ся забором высотой 2,5-3 метра.

Кабины должны быть сухими, теплыми, но неотапливаемыми.

Изолятор представляет собой отдельно стоящее помещение с кабинами в количестве 10% от числа служебных собак, содержа­щихся в питомнике. Изолятор располагается на расстоянии не ближе 500 м от основного питомника.

Кухня для приготовления пищи служебным собакам строится отдельно от помещения для размещения собак на расстоянии не ближе 20 м. Планировка и размеры помещения кухни определя­ются типовым проектом. Помещение для охлаждения пищи обо­рудуется полками для установки бачков.

На территории питомника или в непосредственной близости от него оборудуются дрессировочные площадки для подготовки слу­жебных собак. На этих площадках устанавливаются: лестница, бум, барьер, штакетник, макеты платформ (не менее 2-х) с нали­чием переходной площадки на одной из них.

При групповом содержании служебных собак, например, в пи­томнике соблюдаются следующие правила:

- в кабинах и выгулах собаки содержатся без ошейников и на­
мордников;

- каждой собаке в питомнике отводится свое место, обозна­
ченное трафаретом, с указанием ее клички, инвентарного
номера, породы, окраса и года рождения;


Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 183

- в теплое время года, не реже одного раза в декаду, помеще­
ния служебных собак промываются водой;

- в летнее время, не реже одного раза в 1-2 месяца, все поме­
щения служебных собак подвергаются дезинфекции 3%-ным
раствором креолина, лизола или формалина. В необходи­
мых случаях, по указанию ветеринарного работника, могут
производиться внеочередные дезинфекции как помещения,
так и инвентаря служебных собак.

Обо всех случаях проведения дезинфекции составляется акт.

В холодное время года служебным собакам дается подстилка из сухой соломы или сена. Подстилка меняется не менее одного раза в неделю. Подстилка должна ежедневно перетряхиваться и из нее удаляться сор.

Использование подстилки, бывшей в употреблении, не допус­кается.

В питомниках или в местах группового содержания собак воспрещается:

- без разрешения начальника команды (инструктора) разме­
щать вновь прибывших собак или переводить их из одной
кабины в другую;

- разводить на территории огонь;

- курить и употреблять пищу при обслуживании собак;

- производить на территории выпас сельскохозяйственных жи­
вотных и содержать в питомниках каких-либо животных или
птиц;

- допускать к собакам посторонних лиц.

Во время сдачи - приема дежурств по питомнику, с целью оп­ределения состояния здоровья, ежедневно производится осмотр собак без вывода их из кабин.

В случае обнаружения собак с признаками заболевания произ­водится более тщательный их осмотр и при необходимости ока­зывается помощь.

Тщательный осмотр собак производится перед их чисткой, а также при убытии и прибытии из служебного задания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.