Психофизиологическая подготовка щенка
В основу психофизиологического воспитания щенка должно быть положено следующее:
1. Развитие общей активности, жизнерадостности, а также других проявлений инстинктов, полезных для будущей слу жебной поисковой работы.
2. Воспитание должно обеспечить щенку нормальный рост и работу органов чувств.
3. Нежелательно оставлять щенка одного, - он должен дви гаться, а движения вызываются совместной игрой. Игры раз вивают гибкость, быстроту, общую активность и заинтересо ванность в работе, а также служат для укрепления костяка.
4. Необходимо все время тщательно наблюдать не только за испражнениями, но и за тем, чтобы щенок не перекармли вался.
5. Воспитателю необходимо постоянное общение со щенками, чтобы последние усвоили как интонации человека, так и не обходимые навыки, вытекающие из этого общения. 5-6 ча сов совместного пребывания ежедневно, общие прогулки, игра под постоянным наблюдением человека не дадут щенку разлениваться и будут прививать ему характер и навыки
Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 179
служебной собаки. Необходимо заметить, что в первые недели жизни щенки много спят, это явление чисто физиологического порядка и препятствовать сну не следует. Время для сна само собой уменьшится и за определенный период дойдет до нормы.
Последовательность образования условных рефлексов у щенка
1. Постепенно у щенка образуются условные рефлексы, воспи танные на явлениях окружающей среды. Вначале идут груп пы рефлексов,так или иначе связанных с пищей, ибо пища в первое время является главной отправной точкой, координи руя вокруг себя остальные "надстройки". Этим должен вос пользоваться воспитатель, развивая необходимые рефлексы.
2. Приблизительно с 3-месячного возраста щенка знакомят с факторами отвлечения путем регулярных прогулок среди людей, животных, по улицам, в толпе у вокзалов, у ряда дру гих мест, словом, всюду, где можно получать сильные и но вые впечатления. Ввод отвлечений должен идти в последо вательности от более слабого к более сильному.
3. В возрасте 3 месяцев можно приучать щенка к барьеру (до 1 м) без каких бы то ни было принудительных влияний, а также делать пробы на чутье путем поиска спрятанных костей, спрятавшегося хозяина и т. д. В этом же возрасте необходи мо начать воспитание любви к апорту и заинтересованности к процессу апортировки.
Последовательность постоянного торможения желаний щенка
1. Нужно учесть, что постоянное торможение желаний у щенка делает его нервным.
2. При вводе дисциплинирующих начал нельзя перегибать палку - переход от игры к принудительным воздействиям следует произвести незаметно.
3. В этот период особенно нужно стремиться к яркости в даче контрастных понятий "можно" и "нельзя", т. е. в даче поощре ний и запрещений, помня, что только яркость этих впечатле ний и их регулярная повторяемость обеспечат успех в работе.
Необходимо использовать в работе упражнения для развития гибкости, смелости щенка:
1. Между двумя стенами строится сплошной барьер из вынимающихся досок и лестница с параллельными 8-10 широкими ступенями, пространство между нижними ступенями закрыто, а между верхними (после 4-й) открыто, ступени строятся во всю длину пространства между стенами, лестница с площадкой наверху и таким же спуском. Щенки, воспитыва-
Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 180
емые в массе, быстро привыкают к человеку, ухаживающему за ними. На прогулке дрессировщик-воспитатель, заведя их в этот огороженный со всех сторон дворик, играя, убегает от щенков на лестницу и зовет их. Не имея другой возможности подбежать к хозяину, кроме как через лестницу, щенки карабкаются и обычно быстро осваиваются с лестницей, с каждым днем они быстрее и быстрее преодолевают препятствия (то же и с барьером), не боясь их, такой вид упражнения приучает щенков к барьеру и лестнице совершенно естественным путем.
2. К апортировке щенки приучаются легко на нетяжелых и мяг ких апортах и, наконец, к апортировке на длинной бечевке, рывки за которую постоянно "оживляют" апорт. Такие упраж нения вырабатывают находчивость, смелость и быстроту в движениях и способствуют общему развитию организма, а главное - костяка. Совершенно незаметно щенки привыка ют к команде "Барьер!" и "Лестница!".
3. Можно рекомендовать также приучение к поиску спрятанно го хозяина в частом кустарнике по команде "Ищи!".
4. Чрезвычайно полезны далекие прогулки (2-3 км) с купани ем. Щенки приобретают выносливость, подвижность и теря ют сонливость. Дальние прогулки помогают бороться с "отв- лекаемостью" щенка, давая разрядку повышенной возбуди мости ориентировочного инстинкта. Совершенно незаметно воспитывается выполнение команды "Ко мне!" при подзывах щенков. Все эти упражнения обычно воспитывают нужные приемы легко, увлекая щенков игрой.
В план воспитания должно входить: 1) наблюдение за физическим состоянием щенка; 2) чистка щенка; 3) наблюдение за испражнениями; 4) обязательное присутствие при кормлении; 5) нахождение не менее 4-6 часов при щенке и ведение игр и упражнений, соответствующих возрасту и будущей работе; 6) наблюдение за взаимоотношениями щенков.
Для наиболее рационального воспитания условного рефлекса нужно давать условный раздражитель и через 0,1-0,5-1-2 секунды вызывать безусловный рефлекс (самое действие) путем ввода непосредственного раздражителя.
Пример: чтобы выучить собаку садиться по команде, мы знаем, что нужно как-то воспроизвести самый процесс посадки, заставить собаку сесть и связать этот момент с командой, даваемой на полсекунды, на секунду раньше.
Обычно дрессировщик, положив одну руку на крестец (в области почек) собаки и дав соответствующую команду, легким надавливанием (действие принудительного характера) заставляет
Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 181
ее согнуть задние ноги и сесть. В данном случае имеет место принуждение, искусственно вызывающее рефлекс положения, непосредственно заставляющий собак сесть. Это принуждение является и называется непосредственным раздражителем. Немного ранее до посадки следует команда дрессировщика "Сидеть!" -звуковой раздражитель. Через известные промежутки времени процесс повторяется. После ряда повторений дрессировщик пробует, достаточно ли воспитался условный рефлекс. Для этого он не производит больше принудительного нажима рукой, а дает лишь одну команду, и, если связь закрепилась, то получив звуковое условное раздражение, собака в силу установки условной связи садится сама.
При правильном воспитании спасательная собака никогда не потеряется, но из-за дружелюбия и доверчивости к посторонним ее легко могут похитить. Выбрав для собаки эту профессию, необходимо проявлять особую бдительность и никогда не оставлять ее без присмотра.
К 10-12 месяцам, благодаря целенаправленному воспитанию можно приступать непосредственно к поисковой подготовке.
Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 182
11. СОДЕРЖАНИЕ СОБАК И УХОД ЗА НИМИ 11.1. Общие требования к содержанию
При организации содержания собак исходят из условия максимального сохранения их здоровья и работоспособности.
Для содержания поисковых собак в соответствии с действующими типовыми проектами строятся специальные помещения -питомники. Место для строительства питомника должно быть сухим и удаленным не менее чем на 500 метров от жилых помещений, столовых, кухонь, конюшен, свинарников, выгребных ям, а также производств с вредными отходами.
Питомник состоит из помещений для собак, кабин с выгулами, изолятора и кухни с ледником (холодильником), моечного помещения и душевой для личного состава. При строительстве указанных помещений следует исходить из количества служебных собак и экономической целесообразности.
Питомник располагается на местности таким образом, чтобы выгулы были обращены в северных районах на юг, в средней полосе - на юго-восток, в южных районах - на северо-восток.
Территория питомника оборудуется освещением и ограждается забором высотой 2,5-3 метра.
Кабины должны быть сухими, теплыми, но неотапливаемыми.
Изолятор представляет собой отдельно стоящее помещение с кабинами в количестве 10% от числа служебных собак, содержащихся в питомнике. Изолятор располагается на расстоянии не ближе 500 м от основного питомника.
Кухня для приготовления пищи служебным собакам строится отдельно от помещения для размещения собак на расстоянии не ближе 20 м. Планировка и размеры помещения кухни определяются типовым проектом. Помещение для охлаждения пищи оборудуется полками для установки бачков.
На территории питомника или в непосредственной близости от него оборудуются дрессировочные площадки для подготовки служебных собак. На этих площадках устанавливаются: лестница, бум, барьер, штакетник, макеты платформ (не менее 2-х) с наличием переходной площадки на одной из них.
При групповом содержании служебных собак, например, в питомнике соблюдаются следующие правила:
- в кабинах и выгулах собаки содержатся без ошейников и на мордников;
- каждой собаке в питомнике отводится свое место, обозна ченное трафаретом, с указанием ее клички, инвентарного номера, породы, окраса и года рождения;
Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 183
- в теплое время года, не реже одного раза в декаду, помеще ния служебных собак промываются водой;
- в летнее время, не реже одного раза в 1-2 месяца, все поме щения служебных собак подвергаются дезинфекции 3%-ным раствором креолина, лизола или формалина. В необходи мых случаях, по указанию ветеринарного работника, могут производиться внеочередные дезинфекции как помещения, так и инвентаря служебных собак.
Обо всех случаях проведения дезинфекции составляется акт.
В холодное время года служебным собакам дается подстилка из сухой соломы или сена. Подстилка меняется не менее одного раза в неделю. Подстилка должна ежедневно перетряхиваться и из нее удаляться сор.
Использование подстилки, бывшей в употреблении, не допускается.
В питомниках или в местах группового содержания собак воспрещается:
- без разрешения начальника команды (инструктора) разме щать вновь прибывших собак или переводить их из одной кабины в другую;
- разводить на территории огонь;
- курить и употреблять пищу при обслуживании собак;
- производить на территории выпас сельскохозяйственных жи вотных и содержать в питомниках каких-либо животных или птиц;
- допускать к собакам посторонних лиц.
Во время сдачи - приема дежурств по питомнику, с целью определения состояния здоровья, ежедневно производится осмотр собак без вывода их из кабин.
В случае обнаружения собак с признаками заболевания производится более тщательный их осмотр и при необходимости оказывается помощь.
Тщательный осмотр собак производится перед их чисткой, а также при убытии и прибытии из служебного задания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|