Сделай Сам Свою Работу на 5

Приучение собак к различным действиям и состояниям





Контакт с дрессировщикомотрабатывается путем частых личных общений человека с собакой (участие в содержании, кормлении и т.д.).

Приучение к кличке.Называют кличку при даче пищи, лаком­ства и подзыве собаки.

Приучение к снаряжению.Одевают собаке снаряжение при каждом выгуливании. Так формируется навык доброжелательно­го, спокойного отношения к наморднику, ошейнику, шлейке, по­водку, бахилам и т.д.

Хождение рядом с дрессировщиком(команда "Рядом!"). От­рабатывают движение собаки на поводке, длина которого исклю­чает его воздействие на тело животного. Можно использовать рывки поводка назад, в сторону, вперед, либо привлекать собаку лакомством, игрушкой и т.д.

Замедление темпа движения.Этот навык позволяет управ­лять движением собаки с поводком или без него во время прео­доления сложных препятствий. Условным раздражителем явля­ется команда "Тише!", безусловным - натягивание или рывок по­водка.

Собаку берут на короткий поводок, подают команду "Рядом’” и начинают двигаться в быстром темпе. Затем темп изменяют, то замедляя, то ускоряя. Когда темп движения замедляется, по-




Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 6 5

дают команду "Тише!" и делают рывок поводком назад. В нача­ле отработки навыка не рекомендуется делать слишком силь­ные рывки. Когда собака по команде замедляет темп движения, ее поощряют.

Упражнение постепенно усложняют, чаще изменяя темп дви­жения, используя удлиненный поводок и отказавшись от поводка. Навык совершенствуется при замедленном темпе движения во время преодоления бума, лестницы.

Навык считается выработанным, если собака на поводке или без него по первой команде четко и безотказно замедляет темп движения.

Подход собаки к дрессировщику(команда «Ко мне!»). Ис­пользуется многократный подзыв собаки с дачей лакомства при подходе, можно использовать апортировочный предмет и также отдавать его при подходе.

Отработка команд("Сидеть!", "Лежать!", "Стоять!"). Многок­ратное повторение перевода собаки из одного положения в дру­гое с применением механического воздействия и дачи лакомства после выполнения команды. После усвоения команд проводится отработка их выполнения вблизи дрессировщика, без механичес­кого воздействия, а в последующем и на расстоянии. Рекоменду­ется расстояние увеличивать постепенно.



Отработка укладки(команда "Место!"). Работа с собакой с по­мощью апортировочного предмета, подстилки для собаки, лаком­ства, которые остаются на обозначенном месте. Можно приме­нять механическое воздействие.

Подача голоса.Лай собаки можно вызвать демонстрацией лакомства или привлекательного для нее предмета вне пределов досягаемости, а после подачи голоса отдать ей этот предмет. Следует использовать подражательный метод, т.е. отработку по­дачи голоса данной собакой вести одновременно с другими уме­ющими лаять собаками. Отработке данного навыка необходимо уделять особое внимание.

Отработка приема "прекращение нежелательных действий"(команда "Фу!"). Отрабатывается путем механическо­го воздействия на собаку.

Собаку приучают также к преодолению различных сложных препятствий, плаванию путем механического воздействия на со­баку, использования подражательного метода, воздействия апор-тировки или с помощью лакомства (перечень снарядов учебной площадки приведен в Приложении 4).

Приучение к выстрелам.Для приучения собаки безбоязнен­но относиться к сильным и необычным раздражителям (выстре­лам) используют стартовый пистолет.


Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 6 6

Вначале выстрел производят на расстоянии 40-50 м от соба­ки, в то время когда собака увлечена игрой с хозяином, апортом или игрушкой. Если она проявляет трусость, ее успокаивают, отвле­кают игрой, лакомством и прогулкой. По мере привыкания выстрелы производят все ближе.



Когда собака привыкнет к звуку стартового пистолета, ее при­учают к выстрелам из ружья холостыми патронами. Первые выст­релы производят на расстоянии 200-250 м и по мере привыкания к ним постепенно приближаются к месту занятия с собакой.

Навык можно считать выработанным, если собака спокойно и безбоязненно относится к выстрелам, не отвлекаясь от выполне­ния работы. Она должна спокойно относиться к выстрелам стар­тового пистолета на расстоянии 15 м.

Приучение к плаванию.Этот навык необходим для использо­вания собак в различных ситуациях. Он способствует ее физичес­кому развитию и укреплению здоровья. Условными раздражите­лями являются команда "Вперед!" и жест (быстро поднимают пра­вую руку ладонью вниз в направлении воды и опускают к бедру с небольшим наклоном корпуса вперед), безусловными - лаком­ство и поглаживание.

Навык плавания отрабатывают после выработки навыка прео­доления препятствий. Собаку приучают к воде в летнее время. Для этого выбирают мелкий водоем с отлогими берегами, где нет сильного течения. Собаку берут на короткий поводок и пробега­ют с ней 10-15 шагов вдоль берега. Затем забегают в воду и иг­рой увлекают за собой. Когда собака пройдет по воде 1-2 м, ее поощряют лакомством и идут дальше.

Если собака отказывается идти в воду, ее подзывают коман­дой "Ко мне!" и поощряют. Если это не помогает, собаку берут на руки и ставят в воду около берега на глубину 10-15 см (в зависи­мости от ее размеров), успокаивая и поощряя, чтобы она посте­пенно привыкала к воде.

Собаку подзывают, заходя в воду все глубже, пока она не бу­дет вынуждена плыть. Если собака, оказавшись в глубоком мес­те, начала беспорядочно бить по воде передними лапами, ей по­могают, слегка поддерживая под живот. Движения собаки долж­ны быть бесшумными и плавными. Расстояние, которое должна проплыть собака, постепенно увеличивают.

Нельзя применять метод принуждения или бросать собаку в воду. После занятий ей нужно дать возможность высохнуть.

Навык считается выработанным, если собака смело входит в воду, продолжительное время находится там, хорошо плавает с дрессировщиком и без него на расстояние до 50 м.


Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 6 7

5.7. Возможные ошибки дрессировщика

В процессе занятий дрессировщик может допустить различ­ные ошибочные действия в отношении собаки. Ошибки дресси­ровщика затрудняют дрессировку и снижают ее качество, в даль­нейшем они могут стать препятствием для использования слу­жебной собаки.

Причинами возможных ошибок могут быть слабая теоретичес­кая подготовка дрессировщика, недостаточный практический опыт, отсутствие анализа процесса дрессировки.

Наиболее часто дрессировщики совершают следующие ошибки.

Недооценивают или переоценивают особенности поведения собак. Это происходит из-за субъективного подхода к животному, кроме того, игнорируется качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и собаки. Дрессировщик "оче­ловечивает" собаку. Он приписывает ей способность сознательно относиться к своим действиям и т.п. Такой дрессировщик, кроме положенных команд, начинает уговаривать собаку выполнить то или иное действие, даже угрожает ей.

Подобные действия затрудняют выработку условных рефлек­сов на соответствующую команду, так как звуки команды смеши­ваются с другими звуками (словами). Как известно, при посторон­них звуковых раздражителях собака отвлекается (ориентировоч­ная реакция), что тормозит выполнение различных команд.

Дрессировщик, приписывающий собаке способность осознан­но понимать значение слов команды, начинает неправильно поль­зоваться командами как определенными условными раздражите­лями. Например, побудив собаку по команде "Апорт!" взять апор­тировочный предмет, он, взяв этот предмет из пасти собаки, ис­пользует не одну команду "Дай!", а говорит: "Дай апорт!". По су­ществу происходит нарушение основного принципа выработки условного рефлекса. У собаки на команду "Апорт!" воспитывает­ся условный рефлекс схватывания предмета. Эта команда озна­чает для собаки необходимость держать в пасти апортировочный предмет. Команда "Дай!" является условным раздражителем для того, чтобы собака отдала предмет дрессировщику. Следователь­но, одновременное использование команд "Дай!" и "Дай апорт!" будет воспринято как одновременное выполнение двух взаимно исключающих действий "Отдать и Взять". Такое неправильное соче­тание двух названных команд затрудняет отработку необходимого навыка у собаки, и может произойти срыв нервной деятельности.

Возможна и другая ошибка. Допустим, что во время выгулива­ния без поводка собака отвлеклась на посторонний раздражитель (кошка, птица, другая собака и т.д.) и не подходит сразу к дресси-


Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 6 8

ровщику по команде "Ко мне!", а только после нескольких повтор­ных команд. Если наказать собаку (в момент подхода к дрессиров­щику), будет нарушен основной принцип выработки условного рефлекса на команду "Ко мне!", который основан на пищевом реф­лексе и получении лакомства при подходе к дрессировщику. Нака­зание собаки при подходе к дрессировщику вызовет у нее оборо­нительный рефлекс, и в дальнейшем животное будет бояться под­ходить к нему. Кроме того, собака будет бояться поводка в руках дрессировщика. Это также затормозит ее подход к нему.

Нужно помнить, что наказывать собаку (как это понимает че­ловек) совершенно недопустимо. В дрессировке используется не наказание, а запрещение.

Дрессировщик должен не очеловечивать собаку, а повседнев­но изучать ее поведение и влияющие на нее условия, выяснять причины, которые нарушают работу собаки.

Недооценка способностей (высшей нервной деятельности) со­баки - обычно результат незнания типа высшей нервной деятель­ности и преобладающих реакций животного. Из-за этого игнори­руется индивидуальный подход к собаке при дрессировке, не учи­тывается наибольшая пригодность собаки к определенному виду службы, применяется шаблонный подход к животным в процессе дрессировки. Одни и те же методы дрессировки неприемлемы для собак различного типа высшей нервной деятельности (возбу­димых, спокойных, злобных, трусливых, с преобладанием пище­вой реакции и без нее). Без индивидуального подхода к живот­ным в процессе дрессировки трудно добиться эффекта в работе, можно испортить собаку.

Главным условием выработки условного рефлекса является последовательное сочетание условного и безусловного раздра­жителей. При этом условный раздражитель (команда) должен предшествовать безусловному раздражителю или проявляться одновременно с ним.

Однако это правило неопытные дрессировщики часто наруша­ют. Они не учитывают того, что в случае, когда условный раздра­житель применяется после безусловного, выработка условного рефлекса затрудняется. Если, например, рывок поводка при отра­ботке движения собаки у ноги дрессировщика использовать рань­ше, чем команду "Рядом!", условный рефлекс на команду "Рядом!" не вырабатывается. Жест подзыва, поданный после команды "Ко мне!", затруднит приучение собаки к жесту.

Грубой ошибкой дрессировщика будет злоупотребление той или другой командой в процессе дрессировки. Не добившись прочного условного рефлекса на команду, дрессировщик начина­ет многократно повторять ее, не используя одновременно необхо-


Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 6 9

димое безусловное подкрепление. Он думает, что собака выпол­нит требуемое действие. На самом деле такое многократное при­менение команды без безусловного раздражителя вызовет у нее постепенное ослабление (угасание) условного рефлекса на ко­манду и приведет к тому, что безотказность и четкость выполне­ния навыка у нее не вырабатывается.

Очень часто дрессировщики недооценивают значение интона­ции и произносят команды в одной интонации. В результате дрес­сировщик теряет возможность использовать интонацию, как весьма важный вспомогательный раздражитель, усиливающий действие команды.

Чтобы избежать этой ошибки, следует первоначально пода­вать команду с обычной (приказной) интонацией, за исключением особых случаев (команда "Фас!" или "Фу!"), когда собака не вы­полняет действие, следует повторить команду с угрожающей ин­тонацией; если команда по-прежнему не выполняется, нужно вновь повторить ее с угрожающей интонацией и подкрепить бе­зусловным механическим раздражителем (нажатие, рывок по­водком, строгий ошейник, удар хлыстом).

Однако нельзя часто злоупотреблять угрожающей интонацией -это приведет к тому, что собака перестанет на нее реагировать. Не следует в процессе дрессировки часто принуждать собаку с помощью сильных механических и болевых раздражителей (осо­бенно строгий ошейник и хлыст). Не рекомендуется проявлять чрезмерно ласковое и нетребовательное отношение к собаке -животное перестает подчиняться дрессировщику.

Используя лакомство в целях поощрения, не следует при этом поглаживать собаку и восклицать "Хорошо" с ласковой интонаци­ей. Это не позволит постепенно ограничить дачу лакомства и ши­роко использовать другие поощрения.

Злоупотребление лакомством приводит к тому, что собака, ожи­дая его отвлекается на дрессировщика и приучается выполнять ко­манды только при пищевом подкреплении. Частой ошибкой при дрессировке собак является злоупотребление запрещающей ко­мандой "Фу!". Необходимо помнить, что эта команда должна быть для животного наиболее сильным условным тормозным раздражи­телем, прекращающим различные нежелательные действия. Час­тое использование команды "Фу!" без подкрепления безусловным раздражителем приводит к ослаблению (угасанию) условного реф­лекса на нее. Частое применение команды "Фу!" с безусловным подкреплением (сильный рывок поводком, строгий ошейник, удар прутом) вызывает у животного длительное угнетенное состояние. Это затормаживает проявление других навыков и нарушает необ­ходимый контакт между дрессировщиком и собакой.


Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 70

Во всех случаях, когда это возможно, вместо команды "фу!" сле­дует использовать другую соответствующую данному случаю ко­манду. Если, например, во время занятий по общей дрессировке собака, отвлекаясь на посторонний раздражитель, пытается са­мостоятельно изменить положение (встает из положения посадки или укладки, бежит в сторону раздражителя), нужно использовать команду, соответствующую действию собаки, которое она не вы­полняет или пытается изменить. Бывает, что при контрольной вы­борке вещей неопытный дрессировщик может спутать искомый предмет; при попытке собаки взять требуемую вещь он, считая, что животное совершает ошибочное действие, подает команду "Фу!". Такое использование этой команды ведет к торможению навыка выборки вещей. Не следует также применять эту команду при отв­лечении собаки в процессе проработки следа. В этом случае нуж­но использовать команду "След!" с угрожающей интонацией.

Команду "фу!" целесообразно использовать при попытках соба­ки взять пищу из чужих рук или подобрать ее с земли, набросить­ся на прохожих или собак и т.д. Грубейшей ошибкой дрессировщи­ка является излишняя поспешность, что влечет нечеткую отработ­ку и недостаточное закрепление навыков. В результате стойкие условные рефлексы на команду не вырабатываются, поэтому дрессировщик не может управлять поведением собаки, особенно в сложных условиях, и успешно осуществлять дрессировку.

Рекомендуется избегать повторения закрепленных навыков одинаковой последовательности. Это способствует образованию прочной условно-рефлекторной связи на определенную систему действий (стереотип), и собака перестает подчиняться дресси­ровщику. Если, например, пускать собаку в одной и той же после-доватетности на преодоление препятствий, она запомнит эту пос­ледовательность и начнет преодолевать препятствия друг за дру­гом лишь по первой команде, не задерживаясь перед каждым препятствием.

Приемы общей подготовки необходимы для дальнейшей работы по специальной подготовке поисковых собак. Более подробная ин­формация по общему курсу дрессировки дана в работах [1, 4, 5, 6].


Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 71

6. ПОДГОТОВКА ПОИСКОВЫХ СОБАК

В специальный курс дрессировки поисковых собак включается выработка следующих навыков и приемов:

- поиск человека, находящегося на открытой местности;

- оповещение проводника о найденном человеке;

- поиск человека, находящегося на труднодоступном участке
местности;

- приближение на максимально близкое расстояние к челове­
ку, обнаруженному в завале, с фиксацией этого;

- поиск утонувших.

При подготовке собаки необходимо добиться того, чтобы она умела искать и находить запах человека, независимо от того, от­куда он исходит: из-под развалин, из зарослей, из лавинного вы­носа или из-под воды.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.