Приучение собак к различным действиям и состояниям
Контакт с дрессировщикомотрабатывается путем частых личных общений человека с собакой (участие в содержании, кормлении и т.д.).
Приучение к кличке.Называют кличку при даче пищи, лакомства и подзыве собаки.
Приучение к снаряжению.Одевают собаке снаряжение при каждом выгуливании. Так формируется навык доброжелательного, спокойного отношения к наморднику, ошейнику, шлейке, поводку, бахилам и т.д.
Хождение рядом с дрессировщиком(команда "Рядом!"). Отрабатывают движение собаки на поводке, длина которого исключает его воздействие на тело животного. Можно использовать рывки поводка назад, в сторону, вперед, либо привлекать собаку лакомством, игрушкой и т.д.
Замедление темпа движения.Этот навык позволяет управлять движением собаки с поводком или без него во время преодоления сложных препятствий. Условным раздражителем является команда "Тише!", безусловным - натягивание или рывок поводка.
Собаку берут на короткий поводок, подают команду "Рядом’” и начинают двигаться в быстром темпе. Затем темп изменяют, то замедляя, то ускоряя. Когда темп движения замедляется, по-
Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 6 5
дают команду "Тише!" и делают рывок поводком назад. В начале отработки навыка не рекомендуется делать слишком сильные рывки. Когда собака по команде замедляет темп движения, ее поощряют.
Упражнение постепенно усложняют, чаще изменяя темп движения, используя удлиненный поводок и отказавшись от поводка. Навык совершенствуется при замедленном темпе движения во время преодоления бума, лестницы.
Навык считается выработанным, если собака на поводке или без него по первой команде четко и безотказно замедляет темп движения.
Подход собаки к дрессировщику(команда «Ко мне!»). Используется многократный подзыв собаки с дачей лакомства при подходе, можно использовать апортировочный предмет и также отдавать его при подходе.
Отработка команд("Сидеть!", "Лежать!", "Стоять!"). Многократное повторение перевода собаки из одного положения в другое с применением механического воздействия и дачи лакомства после выполнения команды. После усвоения команд проводится отработка их выполнения вблизи дрессировщика, без механического воздействия, а в последующем и на расстоянии. Рекомендуется расстояние увеличивать постепенно.
Отработка укладки(команда "Место!"). Работа с собакой с помощью апортировочного предмета, подстилки для собаки, лакомства, которые остаются на обозначенном месте. Можно применять механическое воздействие.
Подача голоса.Лай собаки можно вызвать демонстрацией лакомства или привлекательного для нее предмета вне пределов досягаемости, а после подачи голоса отдать ей этот предмет. Следует использовать подражательный метод, т.е. отработку подачи голоса данной собакой вести одновременно с другими умеющими лаять собаками. Отработке данного навыка необходимо уделять особое внимание.
Отработка приема "прекращение нежелательных действий"(команда "Фу!"). Отрабатывается путем механического воздействия на собаку.
Собаку приучают также к преодолению различных сложных препятствий, плаванию путем механического воздействия на собаку, использования подражательного метода, воздействия апор-тировки или с помощью лакомства (перечень снарядов учебной площадки приведен в Приложении 4).
Приучение к выстрелам.Для приучения собаки безбоязненно относиться к сильным и необычным раздражителям (выстрелам) используют стартовый пистолет.
Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 6 6
Вначале выстрел производят на расстоянии 40-50 м от собаки, в то время когда собака увлечена игрой с хозяином, апортом или игрушкой. Если она проявляет трусость, ее успокаивают, отвлекают игрой, лакомством и прогулкой. По мере привыкания выстрелы производят все ближе.
Когда собака привыкнет к звуку стартового пистолета, ее приучают к выстрелам из ружья холостыми патронами. Первые выстрелы производят на расстоянии 200-250 м и по мере привыкания к ним постепенно приближаются к месту занятия с собакой.
Навык можно считать выработанным, если собака спокойно и безбоязненно относится к выстрелам, не отвлекаясь от выполнения работы. Она должна спокойно относиться к выстрелам стартового пистолета на расстоянии 15 м.
Приучение к плаванию.Этот навык необходим для использования собак в различных ситуациях. Он способствует ее физическому развитию и укреплению здоровья. Условными раздражителями являются команда "Вперед!" и жест (быстро поднимают правую руку ладонью вниз в направлении воды и опускают к бедру с небольшим наклоном корпуса вперед), безусловными - лакомство и поглаживание.
Навык плавания отрабатывают после выработки навыка преодоления препятствий. Собаку приучают к воде в летнее время. Для этого выбирают мелкий водоем с отлогими берегами, где нет сильного течения. Собаку берут на короткий поводок и пробегают с ней 10-15 шагов вдоль берега. Затем забегают в воду и игрой увлекают за собой. Когда собака пройдет по воде 1-2 м, ее поощряют лакомством и идут дальше.
Если собака отказывается идти в воду, ее подзывают командой "Ко мне!" и поощряют. Если это не помогает, собаку берут на руки и ставят в воду около берега на глубину 10-15 см (в зависимости от ее размеров), успокаивая и поощряя, чтобы она постепенно привыкала к воде.
Собаку подзывают, заходя в воду все глубже, пока она не будет вынуждена плыть. Если собака, оказавшись в глубоком месте, начала беспорядочно бить по воде передними лапами, ей помогают, слегка поддерживая под живот. Движения собаки должны быть бесшумными и плавными. Расстояние, которое должна проплыть собака, постепенно увеличивают.
Нельзя применять метод принуждения или бросать собаку в воду. После занятий ей нужно дать возможность высохнуть.
Навык считается выработанным, если собака смело входит в воду, продолжительное время находится там, хорошо плавает с дрессировщиком и без него на расстояние до 50 м.
Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 6 7
5.7. Возможные ошибки дрессировщика
В процессе занятий дрессировщик может допустить различные ошибочные действия в отношении собаки. Ошибки дрессировщика затрудняют дрессировку и снижают ее качество, в дальнейшем они могут стать препятствием для использования служебной собаки.
Причинами возможных ошибок могут быть слабая теоретическая подготовка дрессировщика, недостаточный практический опыт, отсутствие анализа процесса дрессировки.
Наиболее часто дрессировщики совершают следующие ошибки.
Недооценивают или переоценивают особенности поведения собак. Это происходит из-за субъективного подхода к животному, кроме того, игнорируется качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и собаки. Дрессировщик "очеловечивает" собаку. Он приписывает ей способность сознательно относиться к своим действиям и т.п. Такой дрессировщик, кроме положенных команд, начинает уговаривать собаку выполнить то или иное действие, даже угрожает ей.
Подобные действия затрудняют выработку условных рефлексов на соответствующую команду, так как звуки команды смешиваются с другими звуками (словами). Как известно, при посторонних звуковых раздражителях собака отвлекается (ориентировочная реакция), что тормозит выполнение различных команд.
Дрессировщик, приписывающий собаке способность осознанно понимать значение слов команды, начинает неправильно пользоваться командами как определенными условными раздражителями. Например, побудив собаку по команде "Апорт!" взять апортировочный предмет, он, взяв этот предмет из пасти собаки, использует не одну команду "Дай!", а говорит: "Дай апорт!". По существу происходит нарушение основного принципа выработки условного рефлекса. У собаки на команду "Апорт!" воспитывается условный рефлекс схватывания предмета. Эта команда означает для собаки необходимость держать в пасти апортировочный предмет. Команда "Дай!" является условным раздражителем для того, чтобы собака отдала предмет дрессировщику. Следовательно, одновременное использование команд "Дай!" и "Дай апорт!" будет воспринято как одновременное выполнение двух взаимно исключающих действий "Отдать и Взять". Такое неправильное сочетание двух названных команд затрудняет отработку необходимого навыка у собаки, и может произойти срыв нервной деятельности.
Возможна и другая ошибка. Допустим, что во время выгуливания без поводка собака отвлеклась на посторонний раздражитель (кошка, птица, другая собака и т.д.) и не подходит сразу к дресси-
Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 6 8
ровщику по команде "Ко мне!", а только после нескольких повторных команд. Если наказать собаку (в момент подхода к дрессировщику), будет нарушен основной принцип выработки условного рефлекса на команду "Ко мне!", который основан на пищевом рефлексе и получении лакомства при подходе к дрессировщику. Наказание собаки при подходе к дрессировщику вызовет у нее оборонительный рефлекс, и в дальнейшем животное будет бояться подходить к нему. Кроме того, собака будет бояться поводка в руках дрессировщика. Это также затормозит ее подход к нему.
Нужно помнить, что наказывать собаку (как это понимает человек) совершенно недопустимо. В дрессировке используется не наказание, а запрещение.
Дрессировщик должен не очеловечивать собаку, а повседневно изучать ее поведение и влияющие на нее условия, выяснять причины, которые нарушают работу собаки.
Недооценка способностей (высшей нервной деятельности) собаки - обычно результат незнания типа высшей нервной деятельности и преобладающих реакций животного. Из-за этого игнорируется индивидуальный подход к собаке при дрессировке, не учитывается наибольшая пригодность собаки к определенному виду службы, применяется шаблонный подход к животным в процессе дрессировки. Одни и те же методы дрессировки неприемлемы для собак различного типа высшей нервной деятельности (возбудимых, спокойных, злобных, трусливых, с преобладанием пищевой реакции и без нее). Без индивидуального подхода к животным в процессе дрессировки трудно добиться эффекта в работе, можно испортить собаку.
Главным условием выработки условного рефлекса является последовательное сочетание условного и безусловного раздражителей. При этом условный раздражитель (команда) должен предшествовать безусловному раздражителю или проявляться одновременно с ним.
Однако это правило неопытные дрессировщики часто нарушают. Они не учитывают того, что в случае, когда условный раздражитель применяется после безусловного, выработка условного рефлекса затрудняется. Если, например, рывок поводка при отработке движения собаки у ноги дрессировщика использовать раньше, чем команду "Рядом!", условный рефлекс на команду "Рядом!" не вырабатывается. Жест подзыва, поданный после команды "Ко мне!", затруднит приучение собаки к жесту.
Грубой ошибкой дрессировщика будет злоупотребление той или другой командой в процессе дрессировки. Не добившись прочного условного рефлекса на команду, дрессировщик начинает многократно повторять ее, не используя одновременно необхо-
Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 6 9
димое безусловное подкрепление. Он думает, что собака выполнит требуемое действие. На самом деле такое многократное применение команды без безусловного раздражителя вызовет у нее постепенное ослабление (угасание) условного рефлекса на команду и приведет к тому, что безотказность и четкость выполнения навыка у нее не вырабатывается.
Очень часто дрессировщики недооценивают значение интонации и произносят команды в одной интонации. В результате дрессировщик теряет возможность использовать интонацию, как весьма важный вспомогательный раздражитель, усиливающий действие команды.
Чтобы избежать этой ошибки, следует первоначально подавать команду с обычной (приказной) интонацией, за исключением особых случаев (команда "Фас!" или "Фу!"), когда собака не выполняет действие, следует повторить команду с угрожающей интонацией; если команда по-прежнему не выполняется, нужно вновь повторить ее с угрожающей интонацией и подкрепить безусловным механическим раздражителем (нажатие, рывок поводком, строгий ошейник, удар хлыстом).
Однако нельзя часто злоупотреблять угрожающей интонацией -это приведет к тому, что собака перестанет на нее реагировать. Не следует в процессе дрессировки часто принуждать собаку с помощью сильных механических и болевых раздражителей (особенно строгий ошейник и хлыст). Не рекомендуется проявлять чрезмерно ласковое и нетребовательное отношение к собаке -животное перестает подчиняться дрессировщику.
Используя лакомство в целях поощрения, не следует при этом поглаживать собаку и восклицать "Хорошо" с ласковой интонацией. Это не позволит постепенно ограничить дачу лакомства и широко использовать другие поощрения.
Злоупотребление лакомством приводит к тому, что собака, ожидая его отвлекается на дрессировщика и приучается выполнять команды только при пищевом подкреплении. Частой ошибкой при дрессировке собак является злоупотребление запрещающей командой "Фу!". Необходимо помнить, что эта команда должна быть для животного наиболее сильным условным тормозным раздражителем, прекращающим различные нежелательные действия. Частое использование команды "Фу!" без подкрепления безусловным раздражителем приводит к ослаблению (угасанию) условного рефлекса на нее. Частое применение команды "Фу!" с безусловным подкреплением (сильный рывок поводком, строгий ошейник, удар прутом) вызывает у животного длительное угнетенное состояние. Это затормаживает проявление других навыков и нарушает необходимый контакт между дрессировщиком и собакой.
Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 70
Во всех случаях, когда это возможно, вместо команды "фу!" следует использовать другую соответствующую данному случаю команду. Если, например, во время занятий по общей дрессировке собака, отвлекаясь на посторонний раздражитель, пытается самостоятельно изменить положение (встает из положения посадки или укладки, бежит в сторону раздражителя), нужно использовать команду, соответствующую действию собаки, которое она не выполняет или пытается изменить. Бывает, что при контрольной выборке вещей неопытный дрессировщик может спутать искомый предмет; при попытке собаки взять требуемую вещь он, считая, что животное совершает ошибочное действие, подает команду "Фу!". Такое использование этой команды ведет к торможению навыка выборки вещей. Не следует также применять эту команду при отвлечении собаки в процессе проработки следа. В этом случае нужно использовать команду "След!" с угрожающей интонацией.
Команду "фу!" целесообразно использовать при попытках собаки взять пищу из чужих рук или подобрать ее с земли, наброситься на прохожих или собак и т.д. Грубейшей ошибкой дрессировщика является излишняя поспешность, что влечет нечеткую отработку и недостаточное закрепление навыков. В результате стойкие условные рефлексы на команду не вырабатываются, поэтому дрессировщик не может управлять поведением собаки, особенно в сложных условиях, и успешно осуществлять дрессировку.
Рекомендуется избегать повторения закрепленных навыков одинаковой последовательности. Это способствует образованию прочной условно-рефлекторной связи на определенную систему действий (стереотип), и собака перестает подчиняться дрессировщику. Если, например, пускать собаку в одной и той же после-доватетности на преодоление препятствий, она запомнит эту последовательность и начнет преодолевать препятствия друг за другом лишь по первой команде, не задерживаясь перед каждым препятствием.
Приемы общей подготовки необходимы для дальнейшей работы по специальной подготовке поисковых собак. Более подробная информация по общему курсу дрессировки дана в работах [1, 4, 5, 6].
Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 71
6. ПОДГОТОВКА ПОИСКОВЫХ СОБАК
В специальный курс дрессировки поисковых собак включается выработка следующих навыков и приемов:
- поиск человека, находящегося на открытой местности;
- оповещение проводника о найденном человеке;
- поиск человека, находящегося на труднодоступном участке местности;
- приближение на максимально близкое расстояние к челове ку, обнаруженному в завале, с фиксацией этого;
- поиск утонувших.
При подготовке собаки необходимо добиться того, чтобы она умела искать и находить запах человека, независимо от того, откуда он исходит: из-под развалин, из зарослей, из лавинного выноса или из-под воды.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|