Навыки и правила их выработки у собак
Навык - это действия собаки, выработанные в результате повторения упражнений, когда условный сигнал подкрепляется пищей либо механическим воздействием. Обычно навык - это сложный набор последовательных действий (положительных и тормозных рефлексов). Например, на команду "Ко мне!" собака движется к дрессировщику, садится перед ним и проявляет выдержку (тормозной рефлекс) в занятом положении. Навык - это динамический стереотип. Процесс выработки навыка условно можно разделить натри стадии (рис. 15).
Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 61
Первая стадия
Выработка первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка
Вторая стадия
Выработка последующих условных
рефлексов, составляющих
навык в целом
Третья стадия
Упрочение навыка до автоматического его проявления в различных условиях
Рис. 15. Схема выработки у собаки навыка при дрессировке
1-я стадия.Дрессировщик подбирает место без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первоначального рефлекса, входящего в состав навыка. Например, вырабатывает у собаки хватку за предмет, находящийся в руках дрессировщика, по команде "Апорт!".
2-я стадия.Дрессировщик начинает последовательную выработку новых рефлексов, входящих в состав того же навыка. По команде "Апорт!" приучает брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко от собаки, и приносить его. Таким образом вырабатывается навык в целом.
3-я стадия.Продолжение упражнений по закреплению навыка до автоматического его выполнения в разнообразных условиях.
При дрессировке собак следует соблюдать следующие правила:
1. Необходимо применять два раздражителя - условный (коман да) и безусловный (пища, нажим рукой и т.п.). Команды сле дует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика.
2. Физиологическая сила безусловного раздражителя должна- быть большей по сравнению с силой условного.
3. Безусловный раздражитель применяют через 1-3 с после действия условного.
4. Повторять действие двух раздражителей необходимо мно гократно, до 20 упражнений в день в среднем с промежутка-
Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 62
ми между упражнениями 4-5 мин. Когда навык начинает проявляться, режим упражнений и время между упражнениями изменяют - то сокращают, то увеличивают с учетом индивидуальных особенностей собак.
5. Выработанный навык закрепляют, постепенно усложняя обстановку и изменяя условия.
6. Дрессируемая собака должна быть здоровой, бодрой. Обра щаться с собакой нужно спокойно, бережно. У вялой, угне тенной, больной собаки рефлексы не вырабатываются.
Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама, а дрессировщик вовремя дает команду и подкрепление. Например, собаку отпускают побегать, и как только она сама направляется в сторону дрессировщика, следует подать команду "Ко мне!" и показать лакомство. Когда собака подойдет, дать ей лакомство и погладить. Такие методические приемы относят к методу наталкивания.
Необходимо использовать подражание, игру, повадки животного, имеющиеся навыки и непосредственное воздействие на собаку. Заученные, автоматические действия играют немаловажную роль в поведении собаки. Выработка каждого нового навыка осуществляется в определенной последовательности и должна сочетаться с теми навыками, которые вырабатывались ранее. Некоторые из них частично или полностью могут входить в состав новых навыков. Например, навык на команду "Апорт!" входит в состав более сложного навыка - выборки вещей по запаху. Это в целом и составляет последовательно-сочетательную систему выработки навыков у собаки при подготовке ее к определенной службе.
В процессе дрессировки подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем применяют регулярно либо эпизодически (вероятностное подкрепление). При вероятностном подкреплении (30% подкреплений) некоторые условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем при 100%-ном подкреплении, что связывают с эмоциональным возбуждением, достигающим максимума именно в данных условиях, то есть подкрепление следует за условным сигналом случайно, в непредсказуемом порядке, но с определенной вероятностью. Подкрепление усиливает или увеличивает вероятность реакции. Четкие, умелые действия дрессировщика способствуют успешному формированию навыков у собаки. Ошибочные действия ведут к возникновению нежелательных навыков, затрудняют дрессировку собаки. А чтобы переделать такие навыки в положительные, требуется еще большее напряжение нервной системы собаки, чем при первоначальной его выработке. Переделка стереотипа всегда труднее, чем его выработка. Только высокое мастерство дрессировщика дает возможность избежать ошибок в работе.
Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 6 3
5.4. Индивидуальный подход к собаке при дрессировке
Для успешной дрессировки очень важно знать и учитывать индивидуальность каждой собаки в отдельности. Она обусловливается наследственностью, индивидуально приобретенным опытом в определенных условиях жизни и воспитанием. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, прежде всего в энергетическом уровне поведения - интенсивности, скорости, темпе, а также эмоциональных особенностях. Холерикам свойственна высокая активность, энергетичность, яркая эмоциональность (преимущественно агрессивность, злоба); меланхоликам - низкая активность, высокая эмоциональная реактивность с преобладанием пассивности, страха; сангвиникам - высокая эмоциональная (положительная) активность, подвижность; флегматикам - медлительность, низкая активность и эмоциональность. В соответствии с этим следует умело подбирать методические приемы для выработки тех или иных навыков у собаки. Необходимо также учитывать возраст животного, наличие приобретенных навыков (положительных и отрицательных), преобладающую реакцию поведения, пол животного, естественные повадки и т.п. Разные потребности порождают у животного разные эмоции, но проявится в каждом конкретном случае та потребность, которая вызовет более сильную (доминирующую) эмоцию. Характер проявления эмоций собаки обусловливается как нервно-гормональными изменениями, так и условиями воспитания, которые иногда оказываются даже наиболее значимыми в становлении типов эмоционального реагирования. Эмоции также подвержены тренировке и изменениям. Примером тому является злобность пит-булей и их трусость при "оранжерейном" воспитании щенков.
Внешнее проявление эмоций у собаки выражается в форме повышенного тонуса мимической и скелетной мускулатуры, сопровождающегося изменениями движений и поз, определенной мимикой морды, оскалом зубов, постановкой ушей, хвоста и шерсти на загривке, звуковыми сигналами (лай, рычание, визг и т.п.). Например, внешний вид собаки различен, когда она проявляет злобу к врагу, ласку к хозяину, пассивность и страх.
Учет индивидуальности поведения собаки практически необходим при дрессировке и ее применении в работе.
Правила дрессировки
Дрессировщик должен строго придерживаться следующих правил:
1) начиная дрессировку, нужно внимательно изучить особенности поведения собаки (тип высшей нервной деятельности,
Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 64
преобладающую реакцию), приучить животное к себе и лишь после этого приступать к работе;
2) на каждом занятии необходимо ставить определенную зада чу и добиваться ее выполнения;
3) строго соблюдать основное правило выработки условного рефлекса: условный раздражитель (команду, жест) приме нять несколько раньше безусловного, в крайнем случае — одновременно;
4) команды не изменять, но использовать соответствующую интонацию и внимательно следить за правильностью и чет костью подачи команд и жестов;
5) не нервничать, не допускать грубости и излишней ласки, быть требовательным и настойчивым, не забывать поощрять каждое правильное действие собаки;
6) дрессировку следует проводить по принципу: от простого к сложному;
7) не утомлять собаку однообразием упражнений, разнообра зить занятия, стремясь сохранить заинтересованность соба ки в выполнении различных действий;
8) внимательно следить за физическим состоянием животного.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|