Сделай Сам Свою Работу на 5

Навыки и правила их выработки у собак





Навык - это действия собаки, выработанные в результате пов­торения упражнений, когда условный сигнал подкрепляется пи­щей либо механическим воздействием. Обычно навык - это сложный набор последовательных действий (положительных и тормозных рефлексов). Например, на команду "Ко мне!" собака движется к дрессировщику, садится перед ним и проявляет выдерж­ку (тормозной рефлекс) в занятом положении. Навык - это дина­мический стереотип. Процесс выработки навыка условно можно разделить натри стадии (рис. 15).


Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 61

Первая стадия

Выработка первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка

Вторая стадия

Выработка последующих условных

рефлексов, составляющих

навык в целом

Третья стадия

Упрочение навыка до автоматического его проявления в различных условиях

Рис. 15. Схема выработки у собаки навыка при дрессировке

1-я стадия.Дрессировщик подбирает место без сильных пос­торонних раздражителей и начинает выработку первоначального рефлекса, входящего в состав навыка. Например, вырабатывает у собаки хватку за предмет, находящийся в руках дрессировщи­ка, по команде "Апорт!".



2-я стадия.Дрессировщик начинает последовательную выра­ботку новых рефлексов, входящих в состав того же навыка. По команде "Апорт!" приучает брать предмет, брошенный вблизи, за­тем отыскивать предмет, заброшенный далеко от собаки, и при­носить его. Таким образом вырабатывается навык в целом.

3-я стадия.Продолжение упражнений по закреплению навыка до автоматического его выполнения в разнообразных условиях.

При дрессировке собак следует соблюдать следующие правила:

1. Необходимо применять два раздражителя - условный (коман­
да) и безусловный (пища, нажим рукой и т.п.). Команды сле­
дует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика.

2. Физиологическая сила безусловного раздражителя должна-
быть большей по сравнению с силой условного.

3. Безусловный раздражитель применяют через 1-3 с после
действия условного.

4. Повторять действие двух раздражителей необходимо мно­
гократно, до 20 упражнений в день в среднем с промежутка-


Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 62



ми между упражнениями 4-5 мин. Когда навык начинает проявляться, режим упражнений и время между упражнени­ями изменяют - то сокращают, то увеличивают с учетом ин­дивидуальных особенностей собак.

5. Выработанный навык закрепляют, постепенно усложняя
обстановку и изменяя условия.

6. Дрессируемая собака должна быть здоровой, бодрой. Обра­
щаться с собакой нужно спокойно, бережно. У вялой, угне­
тенной, больной собаки рефлексы не вырабатываются.

Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама, а дрессировщик вовремя дает команду и подкрепление. Например, собаку отпус­кают побегать, и как только она сама направляется в сторону дрессировщика, следует подать команду "Ко мне!" и показать ла­комство. Когда собака подойдет, дать ей лакомство и погладить. Такие методические приемы относят к методу наталкивания.

Необходимо использовать подражание, игру, повадки животно­го, имеющиеся навыки и непосредственное воздействие на соба­ку. Заученные, автоматические действия играют немаловажную роль в поведении собаки. Выработка каждого нового навыка осу­ществляется в определенной последовательности и должна соче­таться с теми навыками, которые вырабатывались ранее. Некото­рые из них частично или полностью могут входить в состав новых навыков. Например, навык на команду "Апорт!" входит в состав бо­лее сложного навыка - выборки вещей по запаху. Это в целом и составляет последовательно-сочетательную систему выработки навыков у собаки при подготовке ее к определенной службе.



В процессе дрессировки подкрепление условного сигнала безус­ловным раздражителем применяют регулярно либо эпизодически (вероятностное подкрепление). При вероятностном подкреплении (30% подкреплений) некоторые условные рефлексы вырабатывают­ся быстрее, чем при 100%-ном подкреплении, что связывают с эмо­циональным возбуждением, достигающим максимума именно в данных условиях, то есть подкрепление следует за условным сигна­лом случайно, в непредсказуемом порядке, но с определенной ве­роятностью. Подкрепление усиливает или увеличивает вероятность реакции. Четкие, умелые действия дрессировщика способствуют успешному формированию навыков у собаки. Ошибочные действия ведут к возникновению нежелательных навыков, затрудняют дрес­сировку собаки. А чтобы переделать такие навыки в положитель­ные, требуется еще большее напряжение нервной системы собаки, чем при первоначальной его выработке. Переделка стереотипа всегда труднее, чем его выработка. Только высокое мастерство дрессировщика дает возможность избежать ошибок в работе.


Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 6 3

5.4. Индивидуальный подход к собаке при дрессировке

Для успешной дрессировки очень важно знать и учитывать ин­дивидуальность каждой собаки в отдельности. Она обусловлива­ется наследственностью, индивидуально приобретенным опытом в определенных условиях жизни и воспитанием. Индивидуаль­ность проявляется в чертах темперамента, прежде всего в энер­гетическом уровне поведения - интенсивности, скорости, темпе, а также эмоциональных особенностях. Холерикам свойственна высокая активность, энергетичность, яркая эмоциональность (пре­имущественно агрессивность, злоба); меланхоликам - низкая ак­тивность, высокая эмоциональная реактивность с преобладанием пассивности, страха; сангвиникам - высокая эмоциональная (по­ложительная) активность, подвижность; флегматикам - медли­тельность, низкая активность и эмоциональность. В соответствии с этим следует умело подбирать методические приемы для выра­ботки тех или иных навыков у собаки. Необходимо также учиты­вать возраст животного, наличие приобретенных навыков (поло­жительных и отрицательных), преобладающую реакцию поведе­ния, пол животного, естественные повадки и т.п. Разные потреб­ности порождают у животного разные эмоции, но проявится в каждом конкретном случае та потребность, которая вызовет бо­лее сильную (доминирующую) эмоцию. Характер проявления эмоций собаки обусловливается как нервно-гормональными из­менениями, так и условиями воспитания, которые иногда оказы­ваются даже наиболее значимыми в становлении типов эмоцио­нального реагирования. Эмоции также подвержены тренировке и изменениям. Примером тому является злобность пит-булей и их трусость при "оранжерейном" воспитании щенков.

Внешнее проявление эмоций у собаки выражается в форме по­вышенного тонуса мимической и скелетной мускулатуры, сопро­вождающегося изменениями движений и поз, определенной ми­микой морды, оскалом зубов, постановкой ушей, хвоста и шерсти на загривке, звуковыми сигналами (лай, рычание, визг и т.п.). Нап­ример, внешний вид собаки различен, когда она проявляет злобу к врагу, ласку к хозяину, пассивность и страх.

Учет индивидуальности поведения собаки практически необ­ходим при дрессировке и ее применении в работе.

Правила дрессировки

Дрессировщик должен строго придерживаться следующих правил:

1) начиная дрессировку, нужно внимательно изучить особен­ности поведения собаки (тип высшей нервной деятельности,


Spravochnik_Spas_9 . qxp 08.06.2006 18 : 0 7 Page 64

преобладающую реакцию), приучить животное к себе и лишь после этого приступать к работе;

2) на каждом занятии необходимо ставить определенную зада­
чу и добиваться ее выполнения;

3) строго соблюдать основное правило выработки условного
рефлекса: условный раздражитель (команду, жест) приме­
нять несколько раньше безусловного, в крайнем случае —
одновременно;

4) команды не изменять, но использовать соответствующую
интонацию и внимательно следить за правильностью и чет­
костью подачи команд и жестов;

5) не нервничать, не допускать грубости и излишней ласки,
быть требовательным и настойчивым, не забывать поощрять
каждое правильное действие собаки;

 

6) дрессировку следует проводить по принципу: от простого к
сложному;

7) не утомлять собаку однообразием упражнений, разнообра­
зить занятия, стремясь сохранить заинтересованность соба­
ки в выполнении различных действий;

8) внимательно следить за физическим состоянием животного.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.